Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота — НИИ ГВФ (04.10.1930)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР
Расположение: Москва.
Основан: 04.10.1930.
Приказ: № 94 ГИ ГВФ.
Адрес: 125438, Москва, ул. Михалковская, д.67, корп.1
Повествование
Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ) — Государственное унитарное предприятие, осуществляющее научные исследования и испытания в области создания, сертификации и сопровождения эксплуатации воздушных судов гражданской авиации.
Предыстория
004 октября 1930 года — Приказом № 94 Главной инспекции гражданского воздушного флота был создан Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ).
Повествование

После победы Великой Октябрьской Революции
Основной задачей НИИ ГВФ было проектирование и постройка опытных цельнометаллических пассажирских самолётов, испытания и ввод их в эксплуатацию.
С 1930 года по 1936 год — под руководством А.И. Путилова,
на базе авиамастерских Всероссийского общества «Добролёт» в институте были спроектированы и испытаны самолёты:
★ «Сталь-2».
★ «Сталь-3».
★ «Сталь-6».
★ «Сталь-7» Пассажирский.
★ ДАР (дальний арктический разведчик), экспериментальный.
★ «Энерж-6» Сталь марки.
Отставание в двигателестроении было фактически ликвидировано. Срочно расширялась сеть учебных заведений.
В течение 1931 года — в ГВФ их было создано 15 учебные заведения ГВФ.
Всего в 1931 году — учебные заведения ГВФ смогли выпустить 1108 авиаспециалистов.
В 1931 году — рядом с деревней Захарково был устроен аэродром гражданского воздушного флота, впоследствии переданный Управлению полярной авиации Главсевморпути. На этом аэродроме располагался ряд подразделений института, связанных с лётными испытаниями.
04 июля 1932 года — В целях более успешного решения задач по созданию новой авиационной техники НИИ ГВФ был раздклён на тремя самостоятельными научно-исследовательскими институтами:
- ★ Самолётный (СНИИ), в 1936 году — влился обратно в НИИ ГВФ.
- ★ Авиадвигательный (НИИАД) с филиалами в Киеве и Харькове, в 1936 году — влился обратно в НИИ ГВФ.
- ★ НИИ специальных служб и наземного оборудования (НИИСС ГВФ), в 1936 году — влился обратно в НИИ ГВФ.
Кроме самолётов гражданский флот получил собственные моторы:
М-15,
М-26, воздушного охлаждения конструкции А.А. Бессонова.
Позднее получил моторы:
М-17,
М-34,
водяного охлаждения конструкции А.А.Микулина.
К 1933 году — согласно плану, в ГВФ должно было быть:
- 277 самолётов.
- 170 пилотов.
- 50 инженеров.
- 440 техников.
- 210 механиков.
В то время ГВФ СССР имел на линиях всего:
- 60 самолётов,
- 42 аэродрома,
- 46 посадочных площадок,
- 50 пилотов,
- 45 бортмехаников,
- 47 мотористов,
- 64 человека технического персонала.
К 1933 году — ГВФ СССР имел на линиях всего:
- 60 самолётов,
- 42 аэродрома,
- 46 посадочных площадок,
- 50 пилотов,
- 45 бортмехаников,
- 47 мотористов,
- 64 человека технического персонала.
Также предусматривалось увеличение протяжённости воздушной сети СССР, особенно на стратегических направлениях, до 45 тыс. км и значительное повышение доходности линий.
Наряду с созданием новых пассажирских самолётов собственной разработки НИИ ГВФ провёл комплексные испытания новых самолётов, созданных известными Советскими авиаконструкторами:
А.Н. Туполевым,
Н.Н. Поликарповым,
А.С. Яковлевым,
В.Б. Шавровым,
К.А. Калининым,
Г.М. Бериевым.
А промышленность обеспечила их производство:
★ АНТ-9 (ПС-9).
★ У-2 (По-2).
★ Р-5 (П-5).
★ Ш-2.
★ Ш-5.
★ Як-6.
★ К-5.
★ ХАИ-1.
★ МП-1.
★ МП-7.
★ Г-1.
и др. За создание и внедрение новых самолётов большая группа работников НИИ ГВФ была награждена орденами СССР.
В 1936 году — в целях концентрации сил и экономии средств, стандартизации и унификации производства правительственным решением функции проектирования и создания воздушных судов для гражданского воздушного флота были переданы авиационной промышленности, а на НИИ ГВФ возложены задачи определения перспектив гражданского воздушного флота, разработки технических требований на новые воздушные суда гражданского назначения, проведения государственных и эксплуатационных испытаний новых воздушных судов и внедрения их на воздушные линии, научной разработки вопросов летной и технической эксплуатации, новых технологий авиахимических работ для защиты и повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
В предвоенные годы по техническим требованиям НИИ ГВФ были созданы и испытаны пассажирские самолёты:
★ АНТ-35 (ПС-35).
★ ЛИ-2 (ПС-84).
★ ЗиГ-1 (ПС-89).
★ АНТ-20 (Максим Горький).
Учебно-тренировочные самолёты:
★ УТ-1.
★ УТ-2.
Проведены работы по переоборудованию ряда военных самолётов для нужд гражданского воздушного флота.
В 1938 году — на самолёте Сталь-7
экипажем Н.П. Шебанова был осуществлен рекордный скоростной беспосадочный перелёт


Москва — Батуми — Одесса (3800 км были пройдены за 11 ч 4 мин)

В годы Великой Отечественной Войны
В годы Великой отечественной войны НИИ ГВФ полностью переключил свою тематику на обеспечение нужд обороны страны. Решались проблемы установки вооружения на гражданских самолётах, их использования в военных действиях, ремонта и восстановления пострадавшей авиатехники.
Послевоенный период
В послевоенные годы НИИ ГВФ провёл комплекс работ по испытанию и внедрению в эксплуатацию новых типов самолётов:
★ Ан-2.
★ Ил-12.
★ Ил-14.
★ Як-12.
05 августа 1954 года — НИИ ГВФ был придан статус государственного. Приказом ГУ ГВФ в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от Теперь он стал называться Государственным научно-исследовательским институтом гражданского воздушного флота — ГосНИИ ГВФ. При этом он был отнесен к научным институтам первой категории.
Материалы
Орлов Г.В. «Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота — НИИ ГВФ (04.10.1930)» — (повествование 19.02.2017).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/nauka_sssr/0-42
https://ussr-cccp.moy.su/publ/nauka_sssr/instituty/instituty_sssr/258-1-0-4364
https://ussr-cccp.moy.su/publ/ukazy_postanovlenija_ussr/glavnaja_inspekcija_grazhdanskogo_vozdushnogo_flota/nii
_gvf_nauchno_issledovatelskij_institut_grazhdanskogo_vozdushnogo_flota_04_oktjabrja_1930_goda/138-1-0-77
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/nauka_sssr/instituty/instituty_sssr/258-1-0-4364 |