Як-6 — Советский транспортный двухмоторный самолёт-моноплан (19.08.1942)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Москва, Чкалов, Долгопрудный, Шумерля.
Тип: Военный - транспортный.
Базовая модель: ?
Разработчик: ОКБ А. С. Яковлева.
Производитель: Завод №47 (Чкалов), Завод №464 (Тушино с 07.1943 Долгопрудный), Завод №471 (Шумерля).
Первый полёт: 19.08.1942.
Конструкция: Моноплан.
Эксплуатанты: РКК ВВС.
Годы производства: 1942
Единиц произведено: ~ 381.
Главный конструкторы: Яковлев А.С.
Инженеры‑конструкторы: .
Стоимость единицы: ? тыс. руб.
Як-6 — Советский многоцелевой двухмоторный самолёт-моноплан, в двух вариантах — транспортном и бомбардировочном.
Цельнодеревянная конструкция с низким расположением крыла и закрытой кабиной. При проектировании в конструкцию самолёта заложили самые распространенные в стране материалы: сосна, березовая фанера, полотно. Металлические детали изготавливались из низкосортной стали.
После победы Великой Октябрьской Революции
?
Предыстория
В годы Великой Отечественной Войны
Первые месяцы Великой Отечественной войны показали необходимость применения связной авиации в организации управления войсками. Была проведена ревизия всех аэроклубов, откуда были взяты и модернизированы самолеты типа У-2 и Р-5, но они не совсем подходили, т.к. обладали малой грузоподъемностью и дальностью полета. Фронту требовался новый легкомоторный самолет.
26 апреля 1942 года — Государственным комитетом обороны было принято решение о постройке такого самолета с функциями ночного ближнего бомбардировщика. Работы по самолёту были поручены А.С. Яковлеву.
В мае 1942 года —было получено техническое задание на разработку нового самолёта. Проектирование шло очень быстро — для ускорения работ винтомоторная группа была скопирована с УТ-2. Самолёт был спроектирован и построен в двух вариантах, транспортный и бомбардировочный, на эвакуированном заводе за два месяца.
Повествование
19 августа 1942 года — Начались заводские испытания и самолёт Як-6 совершил свой первый полёт в транспортном варианте.
01 сентября 1942 года — Закончились заводские испытания и самолёт Як-6 в транспортном варианте.
С 08 по 16 сентября 1942 года — В Москве были проведены государственные испытания по сокращенной программе самолёта Як-6 в транспортный варианте.
Всего самолёт поднимался в воздух 34 раза.
- Ведущим лётчиком был майор Лисицин,
- ведущим инженером - инженер-майор А.В.Синельников.
Помимо них в испытаниях участвовали еще 12 лётчиков, имевших большой опыт:
- В.Е.Голофастов,
- А.А.Живописцев,
- Зайцев,
- А.И.Кабанов,
- К.А.Калилец,
- А.Г.Кубышкин,
- А.Г.Прошаков,
- Скупченко,
- П.Я.Федрови,
- В.И.Хомяков,
- испытатель ЛИИ Г.М.Шиянов,
- командир 16 ДБАП майор А.А.Скворцов.
Состав группы говорит о том, что самолёту уделялось большое внимание. Результаты облёта были доложены Председателю ГКО И.В.Сталину.
Самолёт прост в производстве и эксплуатации, дёшев, не требует высококачественного горючего, может быть использован как:
- транспортный,
- санитарный,
- связной,
- ночной ближний бомбардировщик (в серию не пошёл).
Самолёт Як-6 может быть рекомендован для серийного производства и принятия на вооружение ВВС при условии проведения следующих доводок:
- Улучшение поперечной устойчивости,
- Увеличение нагрузок на рули,
- Улучшение обзора вперед на рулежке и наборе высоты,
- Введение разъемного крыла,
- Доводка кабины для ночных полётов.
Указанные доводки легко осуществимы и должны быть произведены с первого серийного самолёта.
16 сентября 1942 года — Приказом НКАП № 707с Як-6 (транспортный) был запущен в серийное производство
На заводе № 47, немного позже был готов и военный вариант Як-6 НББ № 0247. Основные отличия заключались в установке вооружения и дополнительного оборудования. Машина получила радиостанцию РСИ-4 и радиополукомпас РПК-10. Питание осуществлялось от внешнего воздушного генератора.
Бомбовая нагрузка составила 500 кг. Бомбы подвешивались на 5 замков МД-3-40, укрепленных на переднем лонжероне крыла. Три средних предназначались для бомб до 250 кг, два крайних - до 100 кг.
Штурман обеспечивался бомбовым прицелом НКПБ-3. Для обороны установили пулемет ШКАС, размещенный на шкворневой установке ОП-102 за кабиной пилотов с боезапасом в 500 патронов.
Самолёт Як-6 оснащался двумя двигателями М-11Ф мощностью по 140 л.с.
Заводские испытания проводили ведущий инженер Р.А.Стасевич и лётчик П.П.Скарандаев.
С 19 сентября 1942 года по 02 октября 1942 года — Выполнили 15 полётов при различных оборотах мотора и нагрузках. Комиссия сочла, что Як-6 No.0247 прошёл испытания, и практически не отметила недостатков.
Самолёт был передан в НИИ ВВС РКК на государственные испытания.
В Чкаловской, Московская область (не путать с городом Чкалов, где размешался завод №. 47) подошли к оценке машины гораздо серьёзнее.
Кроме испытывавших НББ:
- инженера майора А.В.Синельникова,
- летчика подполковника К.А.Калильца,
вооруженный экземпляр облетали такие известные пилоты, как:
- полковник А.И.Кабанов,
- майор А.К.Долгов,
- майор М.А.Нюхтиков,
- майор Г.А.Ашитков
и двенадцать боевых лётчиков и штурманов 661-го ЛБАП 242-й НБАД во главе с командиром полка полковником Сухоребриковым.
С 26 октября 1942 года по 15 ноября 1942 года — Было сделано 64 полёта, из них летчиками 661-го ЛБАП - 30 полётов.
01 ноября 1942 года — Начался серийный выпуск Як-6.
В январе 1943 года — самолет Як-6 НББ не появился.
В феврале 1943 года — заместитель главного конструктора А.А.Синицын заявил представителям ВВС, что «он получил указание от главного конструктора А.С. Яковлева до получения от промышленности серийного мотора М-12 мощностью 180-200 л.с. никакими работами по доводке Як-6 НББ не заниматься».
В серии М-12 самолёт Як-6 НББ не появился, и на бомбардировочном варианте Як-6 был поставлен крест, а единственным вооруженным самолётом так и остался экземпляр № 0247. Убирающееся шасси также были только у него. Судьба самолёта после испытаний неизвестна. — Но в это время уже активно шел серийный выпуск транспортных Як-6.
Самолёт Як-6 в транспортном варианте был запущен в серийное производство сразу на трёх заводах:
- № 47 (Чкалов),
- № 464 (Долгопрудный),
- № 471 (Шумерля).
К 10 февраля 1943 года — 47-м заводом было построено 43 самолёта Як-6.
В начале февраля 1943 года —Як-6 имели только лётные отряды заводов № 47 и № 464. ВВС получили к этому времени около 40 самолётов этого типа.
В марте 1943 года — Як-6 за № 640101 был исследован в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-101. На основе полученных рекомендаций один из серийных самолётов в ЦАГИ несколько переделали.
- На моторы установлены кольца Тауненда.
- Установлены зализы на сопряжение крыла и фюзеляжа.
- Изменены элероны, в том числе увеличена их площадь за счет увеличения размаха на 7%.
- Уменьшено поперечное V отъемных законцовок крыла.
- Внесены изменения в систему управления самолетом.
- Снят резиновый трап (дорожка) с левой стороны центроплана.
В марте-апреле 1943 года — подверглись контрольным испытаниям три серийных машины:
- 25 марта - 13 апреля 1943 года — №10971, выпущенный заводом № 471 в марте 1943 года,
- 10-13 апреля 1943 года — № 640211, выпущенный заводом № 464 в марте 1943 года,
- 17-28 апреля 1943 года — № 01347, выпущенный заводом № 47 в феврале 1943 года.
Самолёты имели небольшие изменения по сравнению с опытным экземпляром. Среди них:
- Усилен пол грузовой кабины.
- Грузовая кабина оборудована откидными сиденьями для 4-х пассажиров (до этого кабина была пустой).
- Дверь грузовой кабины сделана съёмной (№ 01347).
- Установлен авиагоризонт.
- Над приборной доской установлен козырек с целью устранения бликов на фонаре лётчика в ночном полёте.
- Увеличено на 2° поперечное V отъемных законцовок крыла (№ 01347).
- Фанерные бензобаки заменены металлическими.
На 25 июня 1943 года — Из 232 изготовленных Як-6:
- 171 самолёт ушли в ВВС,
- 3 самолёта в ГВФ,
- 21 самолёт на предприятия НКАП,
- 37 самолёт ожидали приёмки.
03 июля 1943 года — Приказом НКАП и Командующего ВВС РККА № 389с/0133 была введена новая маскирующая окраска. Для Як-6 разработали трехцветный камуфляж из зеленых (АМТ-4), темно-серых (АМТ-12) и светло-коричневых (АМТ-1) пятен. Цвет нижних поверхностей остался без изменений. Внедрение новой окраски проходило в два этапа.
С 06 по 14 июля 1943 года — прошли испытание модернизированного Як-6 (зав. № 3014347) изготовленный заводом 47. Испытания провели:
- ведущий инженер — майор М.Д.Яськов,
- ведущий летчик — майор А.В.Синельников,
который должен был стать эталоном для серии с 01.10.1943 года, но производство Як-6 на заводе постепенно прекращалось в связи с выпуском самолёта Ще-2.
От серийных машин Як-6 (зав. № 3014347) он отличался следующим:
- крыло сделано разъемным;
- увеличены стреловидность консолей крыла с 9° до 15° и поперечное V с 8°50′ до 10°50′;
- увеличена площадь элеронов с 1,93 м2 до 2,13 м2;
- изменен угол установки стабилизатора (-3° вместо 0°);
- с правой стороны фюзеляжа сделан двустворчатый грузовой люк размером 850 x 1100 мм, открывающийся внутрь;
- в консолях крыла установлены два дополнительных бензобака по 90 л (общая емкость — 560 л вместо 380 л);
- на моторах установлены выхлопные коллекторы;
- для авиагоризонта установлена одна большая трубка Вентури в потоке винта вместо трех на правом борту;
- сиденье пилота приподнято на 45 мм, спинка сиденья отклонена назад на 40 мм.
Испытания показали, что поперечная и продольная устойчивость машины, как и пилотажные свойства улучшились, но по-прежнему мал оставался диапазон скоростей, сохранялась раскрутка винта. Было предложено внедрить изменения в конструкции в серийное производство, за исключением разъемного крыла, которое вызвало повышение веса на 66 кг
С 15 июля 1943 года — В старой двухцветной окраске черный цвет заменялся темно-серым. До получения готовой АМТ-12 её разрешалось изготавливать смешиванием аэролаков АМТ-6 и АМТ-7.
С 01 августа 1943 года — Планировался переход на трёхцветный камуфляж .
Август 1943 года — стал для Як-6 предпоследним месяцем выпуска:
за август и сентябрь завод № 47 сдал 46,
за август и сентябрь заводы № 464 - 16 и № 471 - 14 машин, причем известно, что 471-й завод до конца выпуска красил машины в два цвета.
Таким образом, окрашенных на заводах в три цвета Як-6 могло быть максимум 62 самолёта.
Производство Як-6 |
Завод |
1942 |
1943 |
Всего |
№ 47 (Чкалов) |
25 |
224 |
249 |
№ 464 (Тушино с 07.1943 Долгопрудный) |
2 |
48 |
50 |
№ 471 (Шумерля) |
1 |
81 |
82 |
Итого |
28 |
353 |
381 |
К концу 1943 года — ВВС от поставок Як-6 отказались, к этому времени было серийно выпущено 381 самолёт.
Послевоенный период
После окончания войны списали по износу половину Як-6 9-й гв. осаэ.
До конца 1945 года — в эскадрильи летали с перерывом на ремонт два Яка.
В марте 1946 года — все самолёты Як-6 были списаны.
Конструкция
Фюзеляж
Технологически расчленён на три части:
- носовая,
- средняя,
- хвостовая.
Части фюзеляжа стыкуются между собой с помощью накладных стальных узлов, стыковочные щели заклеены специальной лентой из материи.
В средней части фюзеляжа расположена двухместная пилотская кабина и грузопассажирский салон, обшитый фанерой, с четырьмя складными креслами.
Носовая и средняя части фюзеляжа выполнены в виде деревянного реечного каркаса из сосны и обшиты фанерой.
Хвостовая часть пустая.
Каркас хвостовой части ферменный и обшит полотном.
Крыло
Крыло — деревянное, неразъемное, двухлонжеронное с полотняной обшивкой. Профиль крыла - Clark-YH, стандартный для самолетов Як.
Лонжероны коробчатого сечения, полки лонжеронов изготавливались из сосны, стенки фанера.
Элероны щелевые, деревянной конструкции, с полотняной обшивкой.
Нервюры из сосновых реек.
Носок крыла и центроплан были обшиты фанерой, остальная часть крыла обшивалась полотном.
Для возможности перевозки самолёта железнодорожным транспортом законцовки крыла отстыковывались.
Механизация крыла — щелевые элероны и посадочный щиток. Элероны деревянные с полотняной обшивкой.
Посадочный щиток изготавливался из фанеры.
В центроплане между лонжеронами расположены бензобаки.
Хвостовое оперение
Однокилевое, подкосное, цельнодеревянное с полотняной обшивкой.
Стабилизатор переставной, угол установки регулируется на земле. Стабилизатор и киль двухлонжеронные, носок фанерный остальная обшивка полотно.
Рули высоты и руль направления имеют аэродинамическую компенсацию и снабжены триммером.
Шасси
Трехопорной схемы с хвостовым колесом.
Стойки шасси телескопические с жидкостно-газовой амортизацией.
Амортизация масляно-воздушная.
Колеса основных опор снабжены пневматическими тормозами.
Хвостовая стойка самоориентирующаяся, с механизмом стопорения.
Лётные испытания показали, что потери максимальной скорости с выпущенным шасси невелики - меньше 20 км/ч, а надежность самолета значительно повышается. Поэтому от уборки решено было отказаться, и вместо «ломающегося подкоса» убирающегося шасси установили жесткий, изготовленный из стальных труб, систему уборки сняли, а створки ниши заменили легкой дюралюминиевой крышкой.
Силовая установка
Два пятицилиндровых двигателя воздушного охлаждения М-11Ф мощностью 140 л. с. каждый.
Двигатели были установлены на сварных моторамах из стальных труб в мотогондолах на крыле.
Воздушные винты двухлопастные, деревянные, фиксированного шага, Ø 2,2 м.
Два бензобака, расположенные в центроплане, были изготовлены из фанеры и покрыты фенольнофармальдегидным клеем.
Емкость баков 195 литров каждый.
Два маслобака емкостью 16 литров каждый устанавливались в мотогондолах за противопожарными перегородками.
Оборудование
Самолёт имел минимальный стандартный комплект оборудования, но это позволяло летать в облаках и ночью.
Питание воздушных гироскопов производилось от трех трубок Вентури, расположенных по правому борту пилотской кабины.
Освещение — посадочная фара в носовом обтекателе и аэронавигационные огни, которые питались от аккумулятора.
Радиостанция на серийных самолетах не устанавливалась.
Окраска
Камуфляжная, маскирующая, трёхцветная. Снизу - светло-голубой цвет. Переходы цветов делались пульверизатором. Ширина переходов - 100-150 мм. Звезды - красные, без окантовки. Воздушные винты чёрные (иногда серые) с обеих сторон. Зимой самолёт красили легкосмываемой белой краской, оставляя опознавательные знаки и надписи.
На самолете было множество бортовых надписей мелким шрифтом. Они помогали механику быстро готовить машину к полету и устранять неисправности. На светлом фоне надписи наносились красной краской, а на черном - голубой.
Кабина пилота и пассажирский салон - светло-серые. Приборная доска и пульты - черные.
Вооружение
Пулемет калибра 12,7 мм с боезапасом 500 патронов, был расположен за кабиной пилота на шкворневой установке, для защиты от истребителей противника.
В районе цетроплана на пяти бомбодержателях подвешивалось до пяти бомб массой по 100 кг.
На средние пять бомбодержатели могли устанавливаться бомбы до 250 кг, но не более двух.
Лётно-технические характеристики Як-6
Лётные характеристики |
|
Максимальная скорость, км/ч |
230 |
Скорость отрыва, км/ч |
- |
Посадочная скорость, км/ч |
- |
Крейсерская скорость, км/ч |
- |
Практическая дальность, км |
900 |
Практический потолок, м |
3380 |
Скороподъёмность, м/мин |
- |
Время виража, с |
- |
Нагрузка на крыло, кг/м² |
- |
Тяговооружённость, Вт/кг |
- |
Длина разбега, м |
- |
Технические характеристики |
Длина, м |
10.35 |
Ширина, м |
- |
Ширина полозьев составляла, м |
- |
Высота, м |
- |
Размах крыла, м |
14 |
Размах крыла хвоста, м |
- |
Площадь крыла, м² |
29.6 |
Пропеллеры |
2-лопастные- деревянные, фиксированного шага |
Масса пустого, кг |
1433 |
Масса снаряжённого, кг |
- |
Максимальная взлётная масса, кг |
- |
Нормальная взлётная масса, кг |
2350 |
Мотор/Двигатель/Силовая установка |
2 × ПД М-11Ф |
Мощность двигателей, л. с./кВт |
140/- |
Ёмкость бензобака, л |
- |
Грузовая нагрузка, кг |
450 |
Экипаж, чел. |
2 |
Пассажиры, чел. |
6 |
Вооружение |
Стрелково-пушечное |
1 × 7,62-мм пулемёт ШКАС |
Точки подвески, подфюзеляжные |
- |
Точки подвески, крыльевые |
- |
Бомбы, кг |
500 |
Фронтовое крещение самолёт прошел на заключительном этапе Сталинградской битвы. Помимо доставки курьеров и документов Як-6 перевозил почту, медикаменты, раненых, летал за линию фронта для связи с партизанами. На нескольких фронтовых самолётах устанавливались неуправляемые ракеты РС-82 в количестве 10 штук.
Некоторые самолёты оставались в тылу, обслуживая авиазаводы и оборонные предприятия, доставляя запчасти и заводские ремонтные бригады для устранения поломок и выполнения доработок.
Филателия
?
Мифы, события, факты
1. 03 июня 1943 года — А.С. Яковлева и замнар-кома П.В.Дементьева вызвали к Сталину из-за массовых случаев срыва обшивки на истребителях. Гнев Сталина заставил Дементьева заявить, что самолёты будут отремонтированы в течение 2-х недель. Удивленный таким ответом Сталин немедленно утвердил этот срок.
2. 07 августа 1943 года — при выполнении служебного задания в районе с. Горчешниково самолет Як-6 отряда завода № 464 с экипажем в составе лётчика Д.И.Буткина и бортмеханика Ф.М.Иванова и пассажиром был атакован Ю-88. Немец дважды заходил в атаку, обстреливая транспортную машину, но, благодаря умелым действиям пилота, экипаж и самолет остались невредимыми. За этот полёт Буткину была объявлена благодарность Начальника главка и выдана премия в размере месячного оклада.
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/jak_samoljoty_sssr/20-1-0-504 |