СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Амфибии [7]
Самолёты-амфибии СССР
Военные [81]
Военные самолёты СССР
Многоцелевые [11]
Многоцелевые самолёты СССР
Пассажирские [71]
Гражданская авиация
Санитарные [12]
Санитарная авиация СССР
Учебные [14]
Учебные самолёты СССР,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » САМОЛЁТЫ СССР » Военные

Як-6 — Советский транспортный двухмоторный самолёт-моноплан (19.08.1942)

 Як-6 — Советский транспортный двухмоторный самолёт-моноплан (19.08.1942)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страна:   СССР.
Город:     Москва, Чкалов, Долгопрудный, Шумерля.
Тип:     Военный - транспортный.
Базовая модель:     ?
Разработчик:     ОКБ А. С. Яковлева.
Производитель:     Завод №47 (Чкалов), Завод №464 (Тушино с 07.1943 Долгопрудный), Завод №471 (Шумерля).
Первый полёт:     19.08.1942.
Конструкция:     Моноплан.
Эксплуатанты:     РКК ВВС.
Годы производства:     1942
Единиц произведено:     ~ 381.
Главный конструкторы:     Яковлев А.С.
Инженеры‑конструкторы:     .
Стоимость единицы:     ? тыс. руб.

 


Як-6 — Советский многоцелевой двухмоторный самолёт-моноплан (19.08.1942)Як-6 — Советский многоцелевой двухмоторный самолёт-моноплан, в двух вариантах — транспортном и бомбардировочном.

Цельнодеревянная конструкция с низким расположением крыла и закрытой кабиной. При проектировании в конструкцию самолёта заложили самые распространенные в стране материалы: сосна, березовая фанера, полотно. Металлические детали изготавливались из низкосортной стали.

 

 

 

 

 

 

 

 

Великая Октябрьская Социалистическая Революция - 1917 года (повествование)После победы Великой Октябрьской Революции

?

Предыстория

Великая Отечественная война — СССР—Германия (22.06.1941 — 09.05.1945) (повествование)В годы Великой Отечественной Войны

Первые месяцы Великой Отечественной войны показали необходимость применения связной авиации в организации управления войсками. Была проведена ревизия всех аэроклубов, откуда были взяты и модернизированы самолеты типа У-2 и Р-5, но они не совсем подходили, т.к. обладали малой грузоподъемностью и дальностью полета. Фронту требовался новый легкомоторный самолет.

Яковлев А.С. (биография)26 апреля 1942 года — Государственным комитетом обороны было принято решение о постройке такого самолета с функциями ночного ближнего бомбардировщика. Работы по самолёту были поручены А.С. Яковлеву.

В мае 1942 года —было получено техническое задание на разработку нового самолёта. Проектирование шло очень быстро — для ускорения работ винтомоторная группа была скопирована с УТ-2. Самолёт был спроектирован и построен в двух вариантах, транспортный и бомбардировочный, на эвакуированном заводе за два месяца.

 

Повествование

19 августа 1942 года — Начались заводские испытания и самолёт Як-6 совершил свой первый полёт в транспортном варианте.

01 сентября 1942 года — Закончились заводские испытания и самолёт Як-6 в транспортном варианте.

 

 

Город Москва — Столица СССР (повествование)С 08 по 16 сентября 1942 года — В Москве были проведены государственные испытания по сокращенной программе самолёта Як-6 в транспортный варианте.

Всего самолёт поднимался в воздух 34 раза.

 

 

  • Ведущим лётчиком был майор Лисицин,
  • ведущим инженером - инженер-майор А.В.Синельников.

Помимо них в испытаниях участвовали еще 12 лётчиков, имевших большой опыт:

  1. В.Е.Голофастов,
  2. А.А.Живописцев,
  3. Зайцев,
  4. А.И.Кабанов,
  5. К.А.Калилец,
  6. А.Г.Кубышкин,
  7. А.Г.Прошаков,
  8. Скупченко,
  9. П.Я.Федрови,
  10. В.И.Хомяков,
  11. испытатель ЛИИ Г.М.Шиянов,
  12. командир 16 ДБАП майор А.А.Скворцов.

Состав группы говорит о том, что самолёту уделялось большое внимание. Результаты облёта были доложены Председателю ГКО И.В.Сталину. 

Самолёт прост в производстве и эксплуатации, дёшев, не требует высококачественного горючего, может быть использован как:

  • транспортный,
  • санитарный,
  • связной,
  • ночной ближний бомбардировщик (в серию не пошёл).

ВВС РККА (повествование)Самолёт Як-6 может быть рекомендован для серийного производства и принятия на вооружение ВВС при условии проведения следующих доводок:

 

 

 

  1. Улучшение поперечной устойчивости,
  2. Увеличение нагрузок на рули,
  3. Улучшение обзора вперед на рулежке и наборе высоты,
  4. Введение разъемного крыла,
  5. Доводка кабины для ночных полётов.

Указанные доводки легко осуществимы и должны быть произведены с первого серийного самолёта.

16 сентября 1942 года — Приказом НКАП № 707с Як-6 (транспортный) был запущен в серийное производство

На заводе № 47, немного позже был готов и военный вариант Як-6 НББ № 0247. Основные отличия заключались в установке вооружения и дополнительного оборудования. Машина получила радиостанцию РСИ-4 и радиополукомпас РПК-10. Питание осуществлялось от внешнего воздушного генератора.

Бомбовая нагрузка составила 500 кг. Бомбы подвешивались на 5 замков МД-3-40, укрепленных на переднем лонжероне крыла. Три средних предназначались для бомб до 250 кг, два крайних - до 100 кг.

Штурман обеспечивался бомбовым прицелом НКПБ-3. Для обороны установили пулемет ШКАС, размещенный на шкворневой установке ОП-102 за кабиной пилотов с боезапасом в 500 патронов.

М-11 (повествование)Самолёт Як-6 оснащался двумя двигателями М-11Ф мощностью по 140 л.с.

Заводские испытания проводили ведущий инженер Р.А.Стасевич и лётчик П.П.Скарандаев.

С 19 сентября 1942 года по 02 октября 1942 года — Выполнили 15 полётов при различных оборотах мотора и нагрузках. Комиссия сочла, что Як-6 No.0247 прошёл испытания, и практически не отметила недостатков.

НИИ ВВС РККА (повествование)Самолёт был передан в НИИ ВВС РКК на государственные испытания.

В Чкаловской, Московская область (не путать с городом Чкалов, где размешался завод №. 47) подошли к оценке машины гораздо серьёзнее.

 

 

Кроме испытывавших НББ:

  • инженера майора А.В.Синельникова,
  • летчика подполковника К.А.Калильца,

вооруженный экземпляр облетали такие известные пилоты, как:

  • полковник А.И.Кабанов,
  • майор А.К.Долгов,
  • майор М.А.Нюхтиков,
  • майор Г.А.Ашитков

и двенадцать боевых лётчиков и штурманов 661-го ЛБАП 242-й НБАД во главе с командиром полка полковником Сухоребриковым.

С 26 октября 1942 года по 15 ноября 1942 года — Было сделано 64 полёта, из них летчиками 661-го ЛБАП - 30 полётов.

01 ноября 1942 года — Начался серийный выпуск Як-6. 

В январе 1943 года — самолет Як-6 НББ не появился.

В феврале 1943 года — заместитель главного конструктора А.А.Синицын заявил представителям ВВС, что «он получил указание от главного конструктора А.С. Яковлева до получения от промышленности серийного мотора М-12 мощностью 180-200 л.с. никакими работами по доводке Як-6 НББ не заниматься».

В серии М-12 самолёт Як-6 НББ не появился, и на бомбардировочном варианте Як-6 был поставлен крест, а единственным вооруженным самолётом так и остался экземпляр № 0247. Убирающееся шасси также были только у него. Судьба самолёта после испытаний неизвестна. — Но в это время уже активно шел серийный выпуск транспортных Як-6.

Самолёт Як-6 в транспортном варианте был запущен в серийное производство сразу на трёх заводах:

  1. № 47 (Чкалов),
  2. № 464 (Долгопрудный),
  3. № 471 (Шумерля).

К 10 февраля 1943 года — 47-м заводом было построено 43 самолёта Як-6.

В начале февраля 1943 года —Як-6 имели только лётные отряды заводов № 47 и № 464. ВВС получили к этому времени около 40 самолётов этого типа.

 

ЦАГИ (повествование)В марте 1943 года — Як-6 за № 640101 был исследован в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-101. На основе полученных рекомендаций один из серийных самолётов в ЦАГИ несколько переделали.

 

 

  • На моторы установлены кольца Тауненда.
  • Установлены зализы на сопряжение крыла и фюзеляжа.
  • Изменены элероны, в том числе увеличена их площадь за счет увеличения размаха на 7%.
  • Уменьшено поперечное V отъемных законцовок крыла.
  • Внесены изменения в систему управления самолетом.
  • Снят резиновый трап (дорожка) с левой стороны центроплана.

В марте-апреле 1943 года — подверглись контрольным испытаниям три серийных машины:

  1. 25 марта - 13 апреля 1943 года — №10971, выпущенный заводом № 471 в марте 1943 года,
  2. 10-13 апреля 1943 года — № 640211, выпущенный заводом № 464 в марте 1943 года,
  3. 17-28 апреля 1943 года — № 01347, выпущенный заводом № 47 в феврале 1943 года.

Самолёты имели небольшие изменения по сравнению с опытным экземпляром. Среди них:

  • Усилен пол грузовой кабины.
  • Грузовая кабина оборудована откидными сиденьями для 4-х пассажиров (до этого кабина была пустой).
  • Дверь грузовой кабины сделана съёмной (№ 01347).
  • Установлен авиагоризонт.
  • Над приборной доской установлен козырек с целью устранения бликов на фонаре лётчика в ночном полёте.
  • Увеличено на 2° поперечное V отъемных законцовок крыла (№ 01347).
  • Фанерные бензобаки заменены металлическими.

На 25 июня 1943 года — Из 232 изготовленных Як-6:

  • 171 самолёт ушли в ВВС,
  • 3 самолёта  в ГВФ,
  • 21 самолёт на предприятия НКАП,
  • 37 самолёт ожидали приёмки.

03 июля 1943 года — Приказом НКАП и Командующего ВВС РККА № 389с/0133 была введена новая маскирующая окраска. Для Як-6 разработали трехцветный камуфляж из зеленых (АМТ-4), темно-серых (АМТ-12) и светло-коричневых (АМТ-1) пятен. Цвет нижних поверхностей остался без изменений. Внедрение новой окраски проходило в два этапа.

С 06 по 14 июля 1943 года — прошли испытание модернизированного Як-6 (зав. № 3014347) изготовленный заводом 47. Испытания провели: 

  • ведущий инженер — майор М.Д.Яськов,
  • ведущий летчик — майор А.В.Синельников,

который должен был стать эталоном для серии с 01.10.1943 года, но производство Як-6 на заводе постепенно прекращалось в связи с выпуском самолёта Ще-2.

От серийных машин Як-6 (зав. № 3014347) он отличался следующим:

  • крыло сделано разъемным;
  • увеличены стреловидность консолей крыла с 9° до 15° и поперечное V с 8°50′ до 10°50′;
  • увеличена площадь элеронов с 1,93 м2 до 2,13 м2;
  • изменен угол установки стабилизатора (-3° вместо 0°);
  • с правой стороны фюзеляжа сделан двустворчатый грузовой люк размером 850 x 1100 мм, открывающийся внутрь;
  • в консолях крыла установлены два дополнительных бензобака по 90 л (общая емкость — 560 л вместо 380 л);
  • на моторах установлены выхлопные коллекторы;
  • для авиагоризонта установлена одна большая трубка Вентури в потоке винта вместо трех на правом борту;
  • сиденье пилота приподнято на 45 мм, спинка сиденья отклонена назад на 40 мм.

Испытания показали, что поперечная и продольная устойчивость машины, как и пилотажные свойства улучшились, но по-прежнему мал оставался диапазон скоростей, сохранялась раскрутка винта. Было предложено внедрить изменения в конструкции в серийное производство, за исключением разъемного крыла, которое вызвало повышение веса на 66 кг

С 15 июля 1943 года — В старой двухцветной окраске черный цвет заменялся темно-серым. До получения готовой АМТ-12 её разрешалось изготавливать смешиванием аэролаков АМТ-6 и АМТ-7.

С 01 августа 1943 года — Планировался переход на трёхцветный камуфляж .

Август 1943 года — стал для Як-6 предпоследним месяцем выпуска:

за август и сентябрь завод № 47 сдал 46,

за август и сентябрь заводы № 464 - 16 и № 471 - 14 машин, причем известно, что 471-й завод до конца выпуска красил машины в два цвета.

Таким образом, окрашенных на заводах в три цвета Як-6 могло быть максимум 62 самолёта.

Производство Як-6
Завод 1942 1943  Всего
№ 47 (Чкалов) 25 224  249
№ 464 (Тушино с 07.1943 Долгопрудный) 2 48 50
№ 471 (Шумерля) 1 81 82
Итого 28 353 381


 

К концу 1943 года — ВВС от поставок Як-6 отказались, к этому времени было серийно выпущено 381 самолёт.

 

Послевоенный период

После окончания войны списали по износу половину Як-6 9-й гв. осаэ.

До конца 1945 года — в эскадрильи летали с перерывом на ремонт два Яка.

В марте 1946 года — все самолёты Як-6 были списаны.

 

Конструкция

Фюзеляж

Технологически расчленён на три части:

  1. носовая,
  2. средняя,
  3. хвостовая.

Части фюзеляжа стыкуются между собой с помощью накладных стальных узлов, стыковочные щели заклеены специальной лентой из материи.

В средней части фюзеляжа расположена двухместная пилотская кабина и грузопассажирский салон, обшитый фанерой, с четырьмя складными креслами.

Носовая и средняя части фюзеляжа выполнены в виде деревянного реечного каркаса из сосны и обшиты фанерой.

Хвостовая часть пустая.

Каркас хвостовой части ферменный и обшит полотном.

Крыло

Крыло — деревянное, неразъемное, двухлонжеронное с полотняной обшивкой. Профиль крыла - Clark-YH, стандартный для самолетов Як.

Лонжероны коробчатого сечения, полки лонжеронов изготавливались из сосны, стенки фанера.

Элероны щелевые, деревянной конструкции, с полотняной обшивкой.

Нервюры из сосновых реек.

Носок крыла и центроплан были обшиты фанерой, остальная часть крыла обшивалась полотном.

Для возможности перевозки самолёта железнодорожным транспортом законцовки крыла отстыковывались.

Механизация крыла — щелевые элероны и посадочный щиток. Элероны деревянные с полотняной обшивкой.

Посадочный щиток изготавливался из фанеры.

В центроплане между лонжеронами расположены бензобаки.

Хвостовое оперение 

Однокилевое, подкосное, цельнодеревянное с полотняной обшивкой.

Стабилизатор переставной, угол установки регулируется на земле. Стабилизатор и киль двухлонжеронные, носок фанерный остальная обшивка полотно.

Рули высоты и руль направления имеют аэродинамическую компенсацию и снабжены триммером.

Шасси 

Трехопорной схемы с хвостовым колесом.

Стойки шасси телескопические с жидкостно-газовой амортизацией. 

Амортизация масляно-воздушная.

Колеса основных опор снабжены пневматическими тормозами.

Хвостовая стойка самоориентирующаяся, с механизмом стопорения.

Лётные испытания показали, что потери максимальной скорости с выпущенным шасси невелики - меньше 20 км/ч, а надежность самолета значительно повышается. Поэтому от уборки решено было отказаться, и вместо «ломающегося подкоса» убирающегося шасси установили жесткий, изготовленный из стальных труб, систему уборки сняли, а створки ниши заменили легкой дюралюминиевой крышкой.

Силовая установка

Два пятицилиндровых двигателя воздушного охлаждения М-11Ф мощностью 140 л. с. каждый.

Двигатели были установлены на сварных моторамах из стальных труб в мотогондолах на крыле.

Воздушные винты двухлопастные, деревянные, фиксированного шага, Ø 2,2 м.

Два бензобака, расположенные в центроплане, были изготовлены из фанеры и покрыты фенольнофармальдегидным клеем.

Емкость баков 195 литров каждый.

Два маслобака емкостью 16 литров каждый устанавливались в мотогондолах за противопожарными перегородками.

Оборудование

Самолёт имел минимальный стандартный комплект оборудования, но это позволяло летать в облаках и ночью.

Питание воздушных гироскопов производилось от трех трубок Вентури, расположенных по правому борту пилотской кабины.

Освещение — посадочная фара в носовом обтекателе и аэронавигационные огни, которые питались от аккумулятора.

Радиостанция на серийных самолетах не устанавливалась.

Окраска

Камуфляжная, маскирующая, трёхцветная. Снизу - светло-голубой цвет. Переходы цветов делались пульверизатором. Ширина переходов - 100-150 мм. Звезды - красные, без окантовки. Воздушные винты чёрные (иногда серые) с обеих сторон. Зимой самолёт красили легкосмываемой белой краской, оставляя опознавательные знаки и надписи.

На самолете было множество бортовых надписей мелким шрифтом. Они помогали механику быстро готовить машину к полету и устранять неисправности. На светлом фоне надписи наносились красной краской, а на черном - голубой.

Кабина пилота и пассажирский салон - светло-серые. Приборная доска и пульты - черные.

Вооружение 

Пулемет калибра 12,7 мм с боезапасом 500 патронов, был расположен за кабиной пилота на шкворневой установке, для защиты от истребителей противника.

В районе цетроплана на пяти бомбодержателях подвешивалось до пяти бомб массой по 100 кг.

На средние пять бомбодержатели могли устанавливаться бомбы до 250 кг, но не более двух.

 

Лётно-технические характеристики Як-6

Лётные характеристики  
Максимальная скорость, км/ч 230
Скорость отрыва, км/ч -
Посадочная скорость,  км/ч -
Крейсерская скорость, км/ч -
Практическая дальность, км 900
Практический потолок, м 3380
Скороподъёмность, м/мин -
Время виража, с -
Нагрузка на крыло, кг/м² -
Тяговооружённость, Вт/кг -
Длина разбега, м -
Технические характеристики
Длина, м 10.35
Ширина, м -
Ширина полозьев составляла, м -
Высота, м -
Размах крыла, м 14
Размах крыла хвоста, м -
Площадь крыла, м² 29.6
Пропеллеры 2-лопастные- деревянные, фиксированного шага
Масса пустого, кг 1433
Масса снаряжённого, кг  -
Максимальная взлётная масса, кг -
Нормальная взлётная масса, кг 2350
Мотор/Двигатель/Силовая установка 2 × ПД М-11Ф
Мощность двигателей, л. с./кВт 140/-
Ёмкость бензобака, л -
Грузовая нагрузка, кг 450
Экипаж, чел. 2
Пассажиры, чел. 6
Вооружение
Стрелково-пушечное 1 × 7,62-мм пулемёт ШКАС
Точки подвески, подфюзеляжные -
Точки подвески, крыльевые -
Бомбы, кг 500

 

Фронтовое крещение самолёт прошел на заключительном этапе Сталинградской битвы. Помимо доставки курьеров и документов Як-6 перевозил почту, медикаменты, раненых, летал за линию фронта для связи с партизанами. На нескольких фронтовых самолётах устанавливались неуправляемые ракеты РС-82 в количестве 10 штук.

Некоторые самолёты оставались в тылу, обслуживая авиазаводы и оборонные предприятия, доставляя запчасти и заводские ремонтные бригады для устранения поломок и выполнения доработок.

 

Филателия

?

 

 

Мифы, события, факты

1. 03 июня 1943 года — А.С. Яковлева и замнар-кома П.В.Дементьева вызвали к Сталину из-за массовых случаев срыва обшивки на истребителях. Гнев Сталина заставил Дементьева заявить, что самолёты будут отремонтированы в течение 2-х недель. Удивленный таким ответом Сталин немедленно утвердил этот срок.

2. 07 августа 1943 года — при выполнении служебного задания в районе с. Горчешниково самолет Як-6 отряда завода № 464 с экипажем в составе лётчика Д.И.Буткина и бортмеханика Ф.М.Иванова и пассажиром был атакован Ю-88. Немец дважды заходил в атаку, обстреливая транспортную машину, но, благодаря умелым действиям пилота, экипаж и самолет остались невредимыми. За этот полёт Буткину была объявлена благодарность Начальника главка и выдана премия в размере месячного оклада.

 

 

Материалы

Орлов Г.В. «Як-6 — Советский транспортный двухмоторный самолёт-моноплан (19.08.1942)» — (повествование 26.09.2024).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8

https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/jak_samoljoty_sssr/20-1-0-504

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/jak_samoljoty_sssr/20-1-0-504
Категория: Военные | Добавил: soviet-union-ussr (26.09.2024) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 46 | Теги: Як-6 — Советский многоцелевой двухм, Орлов Геннадий Викторович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей