СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Амфибии [7]
Самолёты-амфибии СССР
Военные [81]
Военные самолёты СССР
Многоцелевые [11]
Многоцелевые самолёты СССР
Пассажирские [71]
Гражданская авиация
Санитарные [12]
Санитарная авиация СССР
Учебные [14]
Учебные самолёты СССР,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » САМОЛЁТЫ СССР » Военные

УТ-1 (АИР-14) — Советский учебно-тренировочный самолёт (1935)

 УТ-1 (АИР-14) — Советский учебно-тренировочный самолёт (1935)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страна:   СССР.
Город:     Москва.
Тип:     Учебно-тренировочный.
Базовая модель:     УТ-2.
Разработчик:     ОКБ имени Яковлева.
Производитель:     Завод ГАЗ-115 (Москва); Завод №-47 (Ленинград).
Первый полёт:     1935.
Конструкция:     Свободнонесущий низкоплан.
Эксплуатанты:     ВВС РККА.
Годы производства:     1936—19??.
Единиц произведено:     ~ 1256.
Начало эксплуатации:     1936.
Конец эксплуатации:     1949.
Главные конструкторы:     Яковлев А.С.
Инженеры‑конструкторы:     Лис Лонгин Иванович.
Стоимость единицы:     ? тыс. руб.

 


УТ-1 — Советский учебно-тренировочный самолёт (31.05.1936)УТ-1 (АИР-14) Советский учебно-тренировочный самолёт. Самолёт для подготовки пилотов высокой квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Великая Октябрьская Социалистическая Революция - 1917 года (повествование)После победы Великой Октябрьской Революции

Предыстория

В 1930 годы — лётчики проходили обучение в аэроклубах Осоавиахима на двухместных учебных самолётах У-2 и УТ-2. Для повышения качества лётной подготовки и мастерства пилотов требовались более скоростные самолёты, что привело к появлению учебно-тренировочного самолёта УТ-1.

При разработке самолёта перед конструкторами была поставлена задача: добиться максимально возможной скорости при минимальных массе, габаритах и мощности двигателя.

 

Повествование

В конце 1935 году — лётчик Ю.И. Пионтковский совершил первый полёт на самолёте АИР-14.

В 1936 году — проводились Государственные испытания АИР-14 с двигателем М-11 мощностью 100 лошадиных сил, показали хорошие лётные данные.

Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе (повествование)14 мая 1936 года —на Центральном аэродроме самолёт продемонстрировали высоким гостям.

 

 

 

 

Два наркома:

  • Климент Ефремович Ворошилов (биография)обороны - К.Е. Ворошилов,
  • тяжелой промышленности - Г.К. Орджоникидзе (которому тогда подчинялось и самолетостроение), посмотрели показательный полёт лётчика Пионтковского и ознакомились с машиной на земле.

 

 

М-11 (повествование)Самолёт понравился. В первую очередь привлекала высокая экономичность: дешевый планер, дешевый мотор, «питающийся» низкокачественным бензином (нижний предел октанового числа для первых серий М-11 был равен 45).

 

 

 

НИИ ВВС РККА (повествование)29 сентября 1936 года — Завершились Государственные испытания в НИИ ВВС РККА. На этот раз за 179 дней АИР-14 изучили досконально он налетал около 30 ч. плюс еще 3,5 ч. отдельно, на штопор. По заключению «признан пригодным для тренировки в истребительных частях ВВС».

 

 

Среди летавших тогда в НИИ на яковлевском самолёте немало знаменитых фамилий:

  • Долгов,
  • Калилец,
  • Кравченко,
  • Нюхтиков,
  • Преман,
  • Расстригин,
  • Рахов,
  • Стефановский,
  • Супрун,
  • Филин.

Самолёт приняли на снабжение ВВС под обозначением УТ-1 (учебно-тренировочный - первый).

Осенью 1936 года — сразу на двух заводах было организовано серийное производство самолётов.

К 01 января 1937 года — Предписывалось сдать уже первую серию УТ-1. Освоение производства поручили Ленинградскому заводу №47. В те времена четкой стандартизации конструкторской и технологической документации не существовало, поэтому немало времени ушло на ее приспособление к принятым на заводе нормам. Фактически все чертежи пришлось делать заново.

Небольшую серию построили на опытном заводе №115, входившем в состав КБ Яковлева. Первые машины были готовы еще до нового года.

06 мая 1937 года — Во время публичного показа новых спортивных самолётов на Центральном аэродроме присутствовали видные партийные и государственные деятели:

  • Каганович Лазарь Моисеевич (биография)Л.М. Каганович,
  • А.В. Косарев,
  • И.С. Уншлихт,

 

 

  • Эйдеман Р.П. (биография)Р.П. Эйдеман,

 

 

 

 

сначала высший пилотаж на УТ-1 продемонстрировали Пионтковский и Стефановский, а затем выступила уже группа из трёх самолётов УТ-1 Осоавиахима, их пилотировали:  

  1. В. Дымова,
  2. И. Малахова,
  3. Н. Федосеева,

покрасили в синий, красный и оранжевый цвет. Выступление смотрелось очень эффектно.

24 июля 1937 года — Был дан старт воздушным гонкам спортивных самолётов на Кубок ЦК ВЛКСМ по маршруту Москва - Севастополь- Москва. В них участвовали 19 претендентов, из них девять УТ-1. Только девять машин добрались до финиша, причем лишь пять выдержали все условия конкурса. УТ-1 заняли первое и второе места как среди одномоторных самолётов, так и в общем зачете. Первым пришел В.П. Дымов, вторым - А.Н. Ильин.

Правда — Советская газета (повествование)27 июля 1937 года — Подвели итоги гонок на заседании в редакции газеты «Правда».

 

 

 

 

Яковлев А.С. (биография)Дымову присудили Кубок ЦК ВЛКСМ и премию в 8000 рублей. А.С. Яковлева наградили десятью тысячами.

 

 

 

 

Тушино — Аэродром СССР (повествование)18 августа 1937 года — В Тушино на авиационном празднике групповой пилотаж демонстрировали уже пять УТ-1.

 

 

 

«Комсомольская правда» подытожила успех: «Осоавиахим делает ставку только на самолеты типа «УТ».

В октябре 1937 года — в НИИ ВВС доставили для государственных испытаний серийный УТ-1 №47054. На самолёте проявились все недостатки ранних серий. Скорость у земли упала примерно на 7 км/ч, практический потолок уменьшился более чем на 1000 м по сравнению с опытной машиной. Ухудшилась скороподъемность, увеличились разбег на взлёте и пробег на посадке. Но все же самолёт во многом сохранил свои достоинства - скорость, маневренность, простоту эксплуатации.

Конструкторское бюро Яковлева параллельно вело как доработку серийного УТ-1, так и готовило новые его модификации. Пионтковскому работы хватало. Доказывая надежность шасси, он за один день, выполнил 305 взлётов и посадок, а на следующий день -500, с утра до вечера не вылезая из кабины.

03 сентября 1937 года — На заводские испытания вышел поплавковый вариант, в различных документах именовавшийся то УТ-1 гидро, то УТ-1П, а иногда и ВТ-1. Первый полёт состоялся в час дня. За ним наблюдали:

  • А.С. Яковлев,
  • Туполев А.Н. (биография)А.Н. Туполев.

Пионтковский в тот же день выполнил на новой машине большинство фигур высшего пилотажа. Поплавковое шасси было взаимозаменяемо с колесным. Оно легко монтировалось на любом УТ-1 за два часа.

02 октября 1937 года — На поплавковой машине Ю.И. Пионтковский поставил первый для УТ-1 мировой рекорд. Он прошёл по замкнутому маршруту протяженностью 100 км со средней скоростью 218 км/ч.

21 октября 1937 года — Н.Д. Федосеев побил рекорд дальности по прямой опять-таки на поплавковом самолёте УТ-1, пролетев без посадки 1174,8 км (штатная дальность 670 км).

07 октября 1937 года — На колесном же УТ-1 с форсированный М-11Е мотором Гризодубова получила скорость 218,18 км/ч, немножко превысив достижение Пионтковского.

09 октября 1937 года — На поплавковом самолёте УТ-1 с форсированный М-11Е мотором B.C. Гризодубова достигла скорости 191 км/ч.

ВВС РККА (повествование)В октябре 1937 года — самолет УТ-2 с М-11Е, изготовленный заводом №115, выставили на госиспытания в НИИ ВВС. Испытания проводил К.А. Калилец, но в них участвовали и другие лётчики, в том числе Я.В. Смушкевич, тогда заместитель начальника ВВС РККА.

 

 

С 21 октября 1937 года по 05 ноября 1937 года — Лётчики выполнили 48 полётов. Пилоты могли наглядно сравнить усовершенствованный УТ-1 с его серийным собратом, облетанным в НИИ в том же месяце. Скорость возросла примерно на 15 км/ч, потолок - более чем на 2000 м, уменьшился разбег. Единственная характеристика, 8 которой получили проигрыш -пробег на посадке, достигший 190 м. Надо сказать, что во всем этом сыграл свою роль не только более мощный двигатель, но и то, что завод №115 удержал вес на уровне опытного образца и отлично отделал поверхности машины.

Из отчёта НИИ записано:

  1. «Установка на самолете УТ-1 форсированного мотора М11Е благодаря большей его мощности улучшила пилотажные свойства самолета.
  2. Фигуры выполняются значительно проще, чище и интенсивнее». Но сам двигатель работал неудовлетворительно. При первых же холодах мотор начал переохлаждаться, а запускался с большим трудом. Запуск от автостартера оказался невозможным, поскольку самолет был очень маленьким и «хобот» стартера просто не опускался до уровня втулки винта УТ-1.
  3. Поэтому до окончания доводки М-11Е на серийных машинах рекомендовали сохранить менее мощный, но более надежный М-11.

За 1-й квартал 1938 года — ВВС получили 98 самолётов УТ-2 этого типа. Четыре машины доставили в Китай, куда в порядке военной помощи для отражения японской агрессии поставлялась Советская авиатехника.

01 августа 1938 года — Завод № 47 выставил свой самолёт УТИ-2  (№ 47293) на испытания в НИИ ВВС . От предшественников он отличался оборудованием для ночных полётов и фотокинопулеметом, установленным в коробке под корневой частью правого крыла.

15 сентября 1938 года — самолёт УТИ-2  (№ 47293) рекомендовали как образец для последующих серий. Фотокинопулеметами в частях ВВС оборудовали и самолёты более раннего выпуска.

23 сентября 1938 года — На поплавковом самолёте УТ-1 с форсированный М-11Е мотором Е.М. Медникова достигла скорости 197,3 км/ч.

27 сентября 1938 года — На поплавковом самолёте УТ-1 с форсированный М-11Е мотором Е.М. Медникова достигла высоты 4086 м.

15 декабря 1938 года — Успешно закончились испытания Самолёта УТ-1 комбината № 150, который прибыл в НИИ в конце октября. Кроме дополнительного оборудования, аналогичного эталону завода № 47, на нем также ввели изменения в бензосистеме, дренаж центроплана и консолей крыла, разрезные тяги элеронов. Все изменения, появившиеся на эталонах, затем были внедрены на серийных машинах.

В 1939 году — провели модернизацию так как основной проблемой самолёта УТ-1 была неустойчивость в некоторых режимах полёта.

Для устранения неустойчивости:

  • удлинили мотораму, выровняв тем самым центровку и сместив центр тяжести вперёд,
  • доработали винтомоторную группу, которая позволила выполнять перевёрнутый полёт.

К полётам на УТ-1 допускались только лётчики-инструкторы и спортсмены высокой квалификации.

Самолёты принимали активное участие в воздушных парадах и соревнованиях по высшему пилотажу, много раз становились победителями в конкурсах. На УТ-1 было установлено 6 мировых рекордов скорости, дальности и высоты полёта.

В сентябре 1939 года — руководство ВВС уже приняло решение на следующий 1940 год УТ-1 не заказывать.

К 01 октября 1939 года — ВВС получили с завода №47 108 самолётов УТ-1.

В конце 1939 года — промышленность прекратила выпуск самолётов УТ-1. Оснастку уничтожили, заводам выдали другие задания. Всего за год выпустили 215 самолётов.

Гражданский флот в СССР (повествование)25 мая 1940 года — Руководство Осоавиахима согласилось принять 62 самолёта УТ-1, но это была капля в море. Гражданскому воздушному флоту УТ-1 был в общем-то совсем не нужен.

 

 

 

 

Великая Отечественная война — СССР—Германия (22.06.1941 — 09.05.1945) (повествование)В годы Великой Отечественной Войны

Самолёты УТ-1 также использовались для подготовки летчиков-истребителей, что позволяло также экономить топливо и ресурсы боевых самолётов. Для отработки навыков стрельбы в воздухе на УТ-1 устанавливались синхронные пулемёты ШКАС.

В годы Великой Отечественной войны самолёт УТ-1б использовался как лёгкий штурмовик.

В декабре 1941 года — начальником КБ САМ ВМАУ им. Сталина воентехником первого ранга Н.А. Рожневым и воентехником второго ранга Г.О. Кряченко под руководством старшего инженера САМ воентехника первого ранга Н.Ф. Романенко, был разработан проект переоборудования УТ-1.

Вооружение УТ-1б состояло из двух пулеметов ШКАС (боекомплект 420 патронов на каждый) и двух (впоследствии четырех) РС-82. Пулеметы устанавливались на специальной ферме в межлонжеронном пространстве между нервюрами №4 и №5. В нижней части фермы крепились передний и задний упоры РО-82. Для защиты плоскости от газовой струи PC пространство за задним лонжероном между нервюрами №4 и №5 снизу обшивалась дюралем. Впоследствии количество ракетных установок было увеличено до четырех. Дополнительные РО-82 крепились к специальным башмакам, надетым на лонжероны крыла между нервюрами №5 и №6. Позднее, в виду нехватки в частях реактивных снарядов, на некоторых машинах крайние балки были переделаны под подвеску двух авиабомб АО-10. Вместо штатной ручки управления монтировалась ручка с гашетками для пулеметов и PC. Перезарядка пулеметов производилась вручную от рукояток в кабине летчика посредством системы блоков и тросов. Прицел КП-5 устанавливался справа параллельно оси самолета между цилиндрами №1 и №5 мотора.

В начале февраля 1942 года — было закончено переоборудование первых четырех самолётов.

11 февраля 1942 года — Старший инспектор-лётчик ВМАУ капитан С.М. Шевченко на самолёта УТ-1б совершил свой первый пробный полёт.

В апреле 1942 года — по требованию ЛИИ ВВС ВМФ были проведены дополнительные испытания самолёта УТ-1б, после чего самолёт поступил на вооружение двух полков ВВС ЧФ. Всего было переоборудовано 32 самолёта.

23 мая 1942 года — Состоялся первый боевой вылет УТ-1б в ходе обороны Севастополя.

До 01 июля 1942 года — Было совершено 778 вылетов.

В боях за Новороссийск было совершено 517 боевых вылетов (из них 335 ночных). Действия УТ-1б позволили замедлить немецкое наступление на Кавказ.

В августе и сентябре 1942 года — самолёты вели бои на Кавказе.

 

Послевоенный период

В 1949 году —самолёт УТ-1 вывели из состава ВВС СССР, заменив их на Як-11.

Всего выпустили 1256 самолётов Ут-1.

 

Конструкция УТ-1

Свободнонесущий низкоплан.

Фюзеляж

Открытой кабина за небольшим ветровым козырьком. За головой лётчика начинался гаргрот, шедший до самого киля. 

Салон

-

Крыло

?

Оперение

?

Силовая установка

1 × М-11 или М-11Е мощностью 100/150 л.с.

Шасси

Неубирающееся, но тщательно закапотированное шасси или поплавковом варианте.

 

Лётно-технические характеристики УТ-1

Лётные характеристики УТ-1 УТ-1б
Максимальная скорость, км/ч 241 -
Скорость отрыва, км/ч - -
Посадочная скорость,  км/ч - -
Крейсерская скорость, км/ч 212 -
Практическая дальность, км 670 -
Практический потолок, м 5000 -
Скороподъёмность, м/мин 300 -
Скороподъёмность, м/с - -
Время виража, с - -
Продолжительность полёта, ч - -
Тяговооружённость, Вт/кг - -
Длина разбега, м - -
Технические характеристики
Длина, м 5,75 5,75
Ширина, м - -
Ширина полозьев составляла, м - -
Высота, м 2,34 2,34
Размах крыла, м 7,30 7,30
Размах крыла хвоста, м - -
Площадь крыла, м² 9,58 9,58
Длина крыла, м - -
Удельная нагрузка на крыло, кг/м² - -
Колея шасси, м - -
Пропеллеры, диаметр винта, м - -
Масса пустого, кг 442 -
Масса снаряжённого, кг  - -
Максимальная взлётная масса, кг 611 -
Нормальная взлётная масса, кг - -
Полезная нагрузка, кг - -
Весовая отдача, % - -
Мотор/Двигатель/Силовая установка

1 × М-11 или М-11Е

1 × М-11Е
Мощность двигателей, л.с./кВт 100-150/ 150/
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. - -
Общая ёмкость бензобаков, л - -
Ёмкость бензобака, л

-

-
Ёмкость масла, л - -
Грузовая нагрузка, кг - -
Экипаж, чел. 1 1
Пассажиры, чел. - -
Вооружение
Стрелково-пушечное - 2 × 7,62-мм ШКАС (420 патронов)
Точки подвески, подфюзеляжные - -
Точки подвески, крыльевые - -
Реактивные снаряды - 4 х РС-82
Бомбы, кг - 4 х

 

Оборудование самолёта УТ-1

В

Электрооборудование

Б

 

Филателия

 

Мифы, события, факты

 

 

Материалы

Орлов Г.В. «УТ-1 — Советский учебно-тренировочный самолёт (31.05.1936)» — (повествование 16.10.2024).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8

https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/voennye/ut_samoljoty_sssr/54-1-0-4691

 

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/voennye/ut_samoljoty_sssr/54-1-0-4691
Категория: Военные | Добавил: soviet-union-ussr (16.10.2024) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 41 | Теги: Орлов Геннадий Викторович, УТ-1, Советский учебно-тренировочный само | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей