УТ-1 (АИР-14) — Советский учебно-тренировочный самолёт (1935)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Москва.
Тип: Учебно-тренировочный.
Базовая модель: УТ-2.
Разработчик: ОКБ имени Яковлева.
Производитель: Завод ГАЗ-115 (Москва); Завод №-47 (Ленинград).
Первый полёт: 1935.
Конструкция: Свободнонесущий низкоплан.
Эксплуатанты: ВВС РККА.
Годы производства: 1936—19??.
Единиц произведено: ~ 1256.
Начало эксплуатации: 1936.
Конец эксплуатации: 1949.
Главные конструкторы: Яковлев А.С.
Инженеры‑конструкторы: Лис Лонгин Иванович.
Стоимость единицы: ? тыс. руб.
УТ-1 (АИР-14) — Советский учебно-тренировочный самолёт. Самолёт для подготовки пилотов высокой квалификации.
После победы Великой Октябрьской Революции
Предыстория
В 1930 годы — лётчики проходили обучение в аэроклубах Осоавиахима на двухместных учебных самолётах У-2 и УТ-2. Для повышения качества лётной подготовки и мастерства пилотов требовались более скоростные самолёты, что привело к появлению учебно-тренировочного самолёта УТ-1.
При разработке самолёта перед конструкторами была поставлена задача: добиться максимально возможной скорости при минимальных массе, габаритах и мощности двигателя.
Повествование
В конце 1935 году — лётчик Ю.И. Пионтковский совершил первый полёт на самолёте АИР-14.
В 1936 году — проводились Государственные испытания АИР-14 с двигателем М-11 мощностью 100 лошадиных сил, показали хорошие лётные данные.
14 мая 1936 года —на Центральном аэродроме самолёт продемонстрировали высоким гостям.
Два наркома:
- обороны - К.Е. Ворошилов,
- тяжелой промышленности - Г.К. Орджоникидзе (которому тогда подчинялось и самолетостроение), посмотрели показательный полёт лётчика Пионтковского и ознакомились с машиной на земле.
Самолёт понравился. В первую очередь привлекала высокая экономичность: дешевый планер, дешевый мотор, «питающийся» низкокачественным бензином (нижний предел октанового числа для первых серий М-11 был равен 45).
29 сентября 1936 года — Завершились Государственные испытания в НИИ ВВС РККА. На этот раз за 179 дней АИР-14 изучили досконально он налетал около 30 ч. плюс еще 3,5 ч. отдельно, на штопор. По заключению «признан пригодным для тренировки в истребительных частях ВВС».
Среди летавших тогда в НИИ на яковлевском самолёте немало знаменитых фамилий:
- Долгов,
- Калилец,
- Кравченко,
- Нюхтиков,
- Преман,
- Расстригин,
- Рахов,
- Стефановский,
- Супрун,
- Филин.
Самолёт приняли на снабжение ВВС под обозначением УТ-1 (учебно-тренировочный - первый).
Осенью 1936 года — сразу на двух заводах было организовано серийное производство самолётов.
К 01 января 1937 года — Предписывалось сдать уже первую серию УТ-1. Освоение производства поручили Ленинградскому заводу №47. В те времена четкой стандартизации конструкторской и технологической документации не существовало, поэтому немало времени ушло на ее приспособление к принятым на заводе нормам. Фактически все чертежи пришлось делать заново.
Небольшую серию построили на опытном заводе №115, входившем в состав КБ Яковлева. Первые машины были готовы еще до нового года.
06 мая 1937 года — Во время публичного показа новых спортивных самолётов на Центральном аэродроме присутствовали видные партийные и государственные деятели:
- Л.М. Каганович,
- А.В. Косарев,
- И.С. Уншлихт,
- Р.П. Эйдеман,
сначала высший пилотаж на УТ-1 продемонстрировали Пионтковский и Стефановский, а затем выступила уже группа из трёх самолётов УТ-1 Осоавиахима, их пилотировали:
- В. Дымова,
- И. Малахова,
- Н. Федосеева,
покрасили в синий, красный и оранжевый цвет. Выступление смотрелось очень эффектно.
24 июля 1937 года — Был дан старт воздушным гонкам спортивных самолётов на Кубок ЦК ВЛКСМ по маршруту Москва - Севастополь- Москва. В них участвовали 19 претендентов, из них девять УТ-1. Только девять машин добрались до финиша, причем лишь пять выдержали все условия конкурса. УТ-1 заняли первое и второе места как среди одномоторных самолётов, так и в общем зачете. Первым пришел В.П. Дымов, вторым - А.Н. Ильин.
27 июля 1937 года — Подвели итоги гонок на заседании в редакции газеты «Правда».
Дымову присудили Кубок ЦК ВЛКСМ и премию в 8000 рублей. А.С. Яковлева наградили десятью тысячами.
18 августа 1937 года — В Тушино на авиационном празднике групповой пилотаж демонстрировали уже пять УТ-1.
«Комсомольская правда» подытожила успех: «Осоавиахим делает ставку только на самолеты типа «УТ».
В октябре 1937 года — в НИИ ВВС доставили для государственных испытаний серийный УТ-1 №47054. На самолёте проявились все недостатки ранних серий. Скорость у земли упала примерно на 7 км/ч, практический потолок уменьшился более чем на 1000 м по сравнению с опытной машиной. Ухудшилась скороподъемность, увеличились разбег на взлёте и пробег на посадке. Но все же самолёт во многом сохранил свои достоинства - скорость, маневренность, простоту эксплуатации.
Конструкторское бюро Яковлева параллельно вело как доработку серийного УТ-1, так и готовило новые его модификации. Пионтковскому работы хватало. Доказывая надежность шасси, он за один день, выполнил 305 взлётов и посадок, а на следующий день -500, с утра до вечера не вылезая из кабины.
03 сентября 1937 года — На заводские испытания вышел поплавковый вариант, в различных документах именовавшийся то УТ-1 гидро, то УТ-1П, а иногда и ВТ-1. Первый полёт состоялся в час дня. За ним наблюдали:
- А.С. Яковлев,
- А.Н. Туполев.
Пионтковский в тот же день выполнил на новой машине большинство фигур высшего пилотажа. Поплавковое шасси было взаимозаменяемо с колесным. Оно легко монтировалось на любом УТ-1 за два часа.
02 октября 1937 года — На поплавковой машине Ю.И. Пионтковский поставил первый для УТ-1 мировой рекорд. Он прошёл по замкнутому маршруту протяженностью 100 км со средней скоростью 218 км/ч.
21 октября 1937 года — Н.Д. Федосеев побил рекорд дальности по прямой опять-таки на поплавковом самолёте УТ-1, пролетев без посадки 1174,8 км (штатная дальность 670 км).
07 октября 1937 года — На колесном же УТ-1 с форсированный М-11Е мотором Гризодубова получила скорость 218,18 км/ч, немножко превысив достижение Пионтковского.
09 октября 1937 года — На поплавковом самолёте УТ-1 с форсированный М-11Е мотором B.C. Гризодубова достигла скорости 191 км/ч.
В октябре 1937 года — самолет УТ-2 с М-11Е, изготовленный заводом №115, выставили на госиспытания в НИИ ВВС. Испытания проводил К.А. Калилец, но в них участвовали и другие лётчики, в том числе Я.В. Смушкевич, тогда заместитель начальника ВВС РККА.
С 21 октября 1937 года по 05 ноября 1937 года — Лётчики выполнили 48 полётов. Пилоты могли наглядно сравнить усовершенствованный УТ-1 с его серийным собратом, облетанным в НИИ в том же месяце. Скорость возросла примерно на 15 км/ч, потолок - более чем на 2000 м, уменьшился разбег. Единственная характеристика, 8 которой получили проигрыш -пробег на посадке, достигший 190 м. Надо сказать, что во всем этом сыграл свою роль не только более мощный двигатель, но и то, что завод №115 удержал вес на уровне опытного образца и отлично отделал поверхности машины.
Из отчёта НИИ записано:
- «Установка на самолете УТ-1 форсированного мотора М11Е благодаря большей его мощности улучшила пилотажные свойства самолета.
- Фигуры выполняются значительно проще, чище и интенсивнее». Но сам двигатель работал неудовлетворительно. При первых же холодах мотор начал переохлаждаться, а запускался с большим трудом. Запуск от автостартера оказался невозможным, поскольку самолет был очень маленьким и «хобот» стартера просто не опускался до уровня втулки винта УТ-1.
- Поэтому до окончания доводки М-11Е на серийных машинах рекомендовали сохранить менее мощный, но более надежный М-11.
За 1-й квартал 1938 года — ВВС получили 98 самолётов УТ-2 этого типа. Четыре машины доставили в Китай, куда в порядке военной помощи для отражения японской агрессии поставлялась Советская авиатехника.
01 августа 1938 года — Завод № 47 выставил свой самолёт УТИ-2 (№ 47293) на испытания в НИИ ВВС . От предшественников он отличался оборудованием для ночных полётов и фотокинопулеметом, установленным в коробке под корневой частью правого крыла.
15 сентября 1938 года — самолёт УТИ-2 (№ 47293) рекомендовали как образец для последующих серий. Фотокинопулеметами в частях ВВС оборудовали и самолёты более раннего выпуска.
23 сентября 1938 года — На поплавковом самолёте УТ-1 с форсированный М-11Е мотором Е.М. Медникова достигла скорости 197,3 км/ч.
27 сентября 1938 года — На поплавковом самолёте УТ-1 с форсированный М-11Е мотором Е.М. Медникова достигла высоты 4086 м.
15 декабря 1938 года — Успешно закончились испытания Самолёта УТ-1 комбината № 150, который прибыл в НИИ в конце октября. Кроме дополнительного оборудования, аналогичного эталону завода № 47, на нем также ввели изменения в бензосистеме, дренаж центроплана и консолей крыла, разрезные тяги элеронов. Все изменения, появившиеся на эталонах, затем были внедрены на серийных машинах.
В 1939 году — провели модернизацию так как основной проблемой самолёта УТ-1 была неустойчивость в некоторых режимах полёта.
Для устранения неустойчивости:
- удлинили мотораму, выровняв тем самым центровку и сместив центр тяжести вперёд,
- доработали винтомоторную группу, которая позволила выполнять перевёрнутый полёт.
К полётам на УТ-1 допускались только лётчики-инструкторы и спортсмены высокой квалификации.
Самолёты принимали активное участие в воздушных парадах и соревнованиях по высшему пилотажу, много раз становились победителями в конкурсах. На УТ-1 было установлено 6 мировых рекордов скорости, дальности и высоты полёта.
В сентябре 1939 года — руководство ВВС уже приняло решение на следующий 1940 год УТ-1 не заказывать.
К 01 октября 1939 года — ВВС получили с завода №47 108 самолётов УТ-1.
В конце 1939 года — промышленность прекратила выпуск самолётов УТ-1. Оснастку уничтожили, заводам выдали другие задания. Всего за год выпустили 215 самолётов.
25 мая 1940 года — Руководство Осоавиахима согласилось принять 62 самолёта УТ-1, но это была капля в море. Гражданскому воздушному флоту УТ-1 был в общем-то совсем не нужен.
В годы Великой Отечественной Войны
Самолёты УТ-1 также использовались для подготовки летчиков-истребителей, что позволяло также экономить топливо и ресурсы боевых самолётов. Для отработки навыков стрельбы в воздухе на УТ-1 устанавливались синхронные пулемёты ШКАС.
В годы Великой Отечественной войны самолёт УТ-1б использовался как лёгкий штурмовик.
В декабре 1941 года — начальником КБ САМ ВМАУ им. Сталина воентехником первого ранга Н.А. Рожневым и воентехником второго ранга Г.О. Кряченко под руководством старшего инженера САМ воентехника первого ранга Н.Ф. Романенко, был разработан проект переоборудования УТ-1.
Вооружение УТ-1б состояло из двух пулеметов ШКАС (боекомплект 420 патронов на каждый) и двух (впоследствии четырех) РС-82. Пулеметы устанавливались на специальной ферме в межлонжеронном пространстве между нервюрами №4 и №5. В нижней части фермы крепились передний и задний упоры РО-82. Для защиты плоскости от газовой струи PC пространство за задним лонжероном между нервюрами №4 и №5 снизу обшивалась дюралем. Впоследствии количество ракетных установок было увеличено до четырех. Дополнительные РО-82 крепились к специальным башмакам, надетым на лонжероны крыла между нервюрами №5 и №6. Позднее, в виду нехватки в частях реактивных снарядов, на некоторых машинах крайние балки были переделаны под подвеску двух авиабомб АО-10. Вместо штатной ручки управления монтировалась ручка с гашетками для пулеметов и PC. Перезарядка пулеметов производилась вручную от рукояток в кабине летчика посредством системы блоков и тросов. Прицел КП-5 устанавливался справа параллельно оси самолета между цилиндрами №1 и №5 мотора.
В начале февраля 1942 года — было закончено переоборудование первых четырех самолётов.
11 февраля 1942 года — Старший инспектор-лётчик ВМАУ капитан С.М. Шевченко на самолёта УТ-1б совершил свой первый пробный полёт.
В апреле 1942 года — по требованию ЛИИ ВВС ВМФ были проведены дополнительные испытания самолёта УТ-1б, после чего самолёт поступил на вооружение двух полков ВВС ЧФ. Всего было переоборудовано 32 самолёта.
23 мая 1942 года — Состоялся первый боевой вылет УТ-1б в ходе обороны Севастополя.
До 01 июля 1942 года — Было совершено 778 вылетов.
В боях за Новороссийск было совершено 517 боевых вылетов (из них 335 ночных). Действия УТ-1б позволили замедлить немецкое наступление на Кавказ.
В августе и сентябре 1942 года — самолёты вели бои на Кавказе.
Послевоенный период
В 1949 году —самолёт УТ-1 вывели из состава ВВС СССР, заменив их на Як-11.
Всего выпустили 1256 самолётов Ут-1.
Конструкция УТ-1
Свободнонесущий низкоплан.
Фюзеляж
Открытой кабина за небольшим ветровым козырьком. За головой лётчика начинался гаргрот, шедший до самого киля.
Салон
-
Крыло
?
Оперение
?
Силовая установка
1 × М-11 или М-11Е мощностью 100/150 л.с.
Шасси
Неубирающееся, но тщательно закапотированное шасси или поплавковом варианте.
Лётно-технические характеристики УТ-1
Лётные характеристики |
УТ-1 |
УТ-1б |
Максимальная скорость, км/ч |
241 |
- |
Скорость отрыва, км/ч |
- |
- |
Посадочная скорость, км/ч |
- |
- |
Крейсерская скорость, км/ч |
212 |
- |
Практическая дальность, км |
670 |
- |
Практический потолок, м |
5000 |
- |
Скороподъёмность, м/мин |
300 |
- |
Скороподъёмность, м/с |
- |
- |
Время виража, с |
- |
- |
Продолжительность полёта, ч |
- |
- |
Тяговооружённость, Вт/кг |
- |
- |
Длина разбега, м |
- |
- |
Технические характеристики |
Длина, м |
5,75 |
5,75 |
Ширина, м |
- |
- |
Ширина полозьев составляла, м |
- |
- |
Высота, м |
2,34 |
2,34 |
Размах крыла, м |
7,30 |
7,30 |
Размах крыла хвоста, м |
- |
- |
Площадь крыла, м² |
9,58 |
9,58 |
Длина крыла, м |
- |
- |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м² |
- |
- |
Колея шасси, м |
- |
- |
Пропеллеры, диаметр винта, м |
- |
- |
Масса пустого, кг |
442 |
- |
Масса снаряжённого, кг |
- |
- |
Максимальная взлётная масса, кг |
611 |
- |
Нормальная взлётная масса, кг |
- |
- |
Полезная нагрузка, кг |
- |
- |
Весовая отдача, % |
- |
- |
Мотор/Двигатель/Силовая установка |
1 × М-11 или М-11Е
|
1 × М-11Е |
Мощность двигателей, л.с./кВт |
100-150/ |
150/ |
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. |
- |
- |
Общая ёмкость бензобаков, л |
- |
- |
Ёмкость бензобака, л |
-
|
- |
Ёмкость масла, л |
- |
- |
Грузовая нагрузка, кг |
- |
- |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
Пассажиры, чел. |
- |
- |
Вооружение |
Стрелково-пушечное |
- |
2 × 7,62-мм ШКАС (420 патронов) |
Точки подвески, подфюзеляжные |
- |
- |
Точки подвески, крыльевые |
- |
- |
Реактивные снаряды |
- |
4 х РС-82 |
Бомбы, кг |
- |
4 х |
Оборудование самолёта УТ-1
В
Электрооборудование
Б
Филателия
Мифы, события, факты
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/voennye/ut_samoljoty_sssr/54-1-0-4691 |