АНТ-20 (Максим Горький) — Советский пассажирский восьмимоторный самолёт (17.06.1934)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Москва.
Тип: Пассажирский.
Базовая модель: ТБ-4.
Разработчик: КБ Туполев.
Производитель: Завод № 18 (Воронеж).
Первый полёт: 17.06.1934.
Конструкция: ?.
Эксплуатанты: ГВФ АЭРОФЛОТ.
Годы производства: 1934—1935.
Единиц произведено: ~ 2.
Начало эксплуатации: 1934.
Конец эксплуатации: 18.05.1935.
Главные конструкторы: Туполев А.Н.
Инженеры‑конструкторы: ?
Стоимость единицы: ? тыс. руб.
АНТ-20 (Максим Горький) — Советский пассажирский восьмимоторный самолёт.
После победы Великой Октябрьской Революции
Предыстория
В октябре 1932 года — в группе писателей и журналистов, возглавляемой М.Е. Кольцовым, в день 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького родилась идея построить агитсамолёт, назвав его в честь писателя «Максим Горький».
Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолёта, по всей стране начался сбор денег на постройку, давший в короткий срок около 6 млн рублей.
Комитет организовал в своём составе Технический совет под председательством начальника ЦАГИ Н.М. Харламова, которому поручил определить облик будущего самолёта и разработать технические требования, исходя из основных назначений самолёта.
В работах Технического совета приняли участие институты: ЦАГИ, ЦИАМ, полиграфической промышленности, НИИ ВВС РККА, Фотокиноинститут.
Возглавлял работу А.Н. Туполев и ряд отдельных инженеров и конструкторов:
- В.М. Петляков,
- А.А. Архангельский,
- Б.М. Кондорский (общие виды),
- В.Н. Беляев (расчёты прочности),
- Б.А. Саукке (ведущий инженер),
- Погосский Евгений Иванович, Енгибарян Амик Аветович (оборудование),
- Н.С. Некрасов и другие.
Для наблюдения за постройкой и передачей заказа на различное оборудование при Комитете была организована Строительная комиссия под председательством начальника Технического отделения Экономического Управления ОГПУ СССР А.Г. Горянова-Горного (Пенкновича).
10 марта 1933 года — Строительная комиссия заключила с ЦАГИ договор на постройку самолёта «Максим Горький». К 1931 году — конструктор А.Н. Туполев, успешно запустив в массовое производство бомбардировщик ТБ-3, занимался дальнейшей разработкой сверхтяжёлых гигантов — «летающих крепостей». Был создан эскизный проект пассажирского варианта бомбардировщика ТБ-4, названный АНТ-16.
В апреле 1933 года — рассмотрен эскизный проект самолёта, где предусматривалась возможность использования самолёта в качестве агитационного, пассажирского, транспортного, бомбовоза; он мог служить передвижным штабом для высших военных и политических структур власти.
04 июля 1933 года — Начата постройка самолёта АНТ-20 на Завод № 18 в Воронеже.
Повествование
03 апреля 1934 года — Готовый самолёт вывезен на аэродром.
24 апреля 1934 года — Самолёт АНТ-20 принят специальной комиссией.
17 июня 1934 года — Лётчик-испытатель М.М. Громов выполнил на самолёте АНТ-20 первый полёт продолжительностью 35 минут.
19 июня 1934 года — Состоялся второй полёт, который состоялся над Красной площадью во время встречи челюскинцев. Пилотировал самолёт М.М. Громов.
В 1934 году — М.М. Громов и Н.С. Журов на этом самолёте установили два мировых рекорда, подняв грузы массой 10 и 15 тонн на высоту 5000 м.
01 мая 1935 года — Второй пролёт над Красной площадью был осуществлён на параде, в тот день самолёт АНТ-20 эскортировали два истребителя И-5.
Весной 1935 года — Антуан де Сент-Экзюпери во время визита в СССР совершил полёт на самолёте АНТ-20.
18 мая 1935 года — На центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт, после которого планировалась передача АНТ-20 в агитэскадрилью им. Горького. Лётчик ЦАГИ Н.С. Журов передавал машину авиатору агитэскадрильи И.В. Михееву. Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20.
В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолёта: двухместный Р-5 под управлением лётчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Н.П. Благина. Оператор Щекутьев осуществлял с Р-5 киносъёмку полёта. Перед Н.П. Благиным стояла другая задача: по замыслу кинодокументалистов, он должен был во время съёмок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах, а также выполнить несколько фигур высшего пилотажа. Взлетев, «Максим Горький» сделал широкий круг над аэродромом. Через некоторое время, согласно предварительной договорённости с кинодокументалистами, Благин на истребителе начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. Благин бросил свой истребитель в короткое пике за хвостом «Максима Горького», пронёсся под его фюзеляжем и, оказавшись впереди, круто рванул ручку управления на себя, намереваясь описать вокруг гиганта мёртвую петлю. В верхней точке самолёт завис и, потеряв скорость, рухнул вниз на медленно проплывающий под ним АНТ-20. Истребитель Благина врезался в средний мотор, выбил его ударом. Тот отвалился и упал вниз, а машина Благина застряла в образовавшемся рваном отверстии крыла. Воздушный гигант этот страшный таран выдержал. Не исключено, что Михеев с Журовым посадили бы его, если бы у И-5 не оторвалась хвостовая часть, которая нанесла второй, уже смертельный удар по «Максиму Горькому», врезавшись в органы управления. Он медленно завалился на крыло, перевернулся и начал разваливаться в небе. Через несколько секунд прогремел страшный взрыв, и самолёт рухнул у дачного посёлка Сокол.
Погибло 49 человек:
- в том числе Благин,
- 11 членов экипажа «Максима Горького»,
- 37 пассажиров — сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей. Киносъёмка катастрофы исчезла, однако была показана в документальном фильме «Тайна гибели самолёта «Максим Горький».
Причины катастрофы
Примерно за полтора часа до полёта с лётчиками, участвующими в пролёте с «Максимом Горьким», встретились работники кинофабрики военно-учебных фильмов В.Г. Ряжский и А.А. Пуллин. С санкции высшего руководства ВВС РККА они настояли на изменении сценария полёта, и лётчики, без ведома руководителя полёта и непосредственных начальников, были вынуждены согласиться. Цель кинодокументалистов — обеспечить съёмки воздушных фигур пилотажа рядом с «Максимом Горьким» для агитационной работы. После трагедии Ряжский и Пуллин были осуждены. Однако результаты расследования были скрыты, чтобы не компрометировать руководство ВВС РККА страны.
Мемориал на Новодевичьем кладбище
Похороны всех жертв авиакатастрофы состоялись на Новодевичьем кладбище. На похоронах присутствовали государственные деятели, среди них:
- Председатель Моссовета Н.А. Булганин;
- 1-й секретарь МК и МГК ВКП(б) Н.С. Хрущёв;
- Военный комендант Москвы М.Ф. Лукин;
- Командующий войсками МВО И.П. Белов.
Тела погибших кремированы, урны с прахом захоронены в 3-й секции колумбария старой территории кладбища. Мемориал увенчан огромным барельефом разбившегося самолёта, выполненным из гранита.
В годы Великой Отечественной Войны
?
Послевоенный период
?
Конструкция АНТ-20
?
Фюзеляж
Переменного сечения сечения, в передней части прямоугольный, по мере удаления к хвосту переходил в треугольный и заканчивался вертикальным ребром.
Салон
Площадь внутренних помещений — 100 кв. м., где могли разместиться до 70 пассажиров. В крыльях расположены двухъярусные кровати для отдыха.
Самолёт оборудован лестницей, которая, сворачиваясь, становилась частью пола. Размеры самолёта позволяли разместить пассажиров не только в фюзеляже, но и в центральной части крыла. В крыле были сделаны проходы для доступа к двигателям в случае необходимости устранения неисправностей. Посадка в самолёт производилась через встроенный трап в нижней части фюзеляжа.
Особое внимание уделялось интерьеру и комфорту на борту. В салоне было:
- просторные кресла,
- на полу лежали ковры,
- иллюминаторы были закрыты занавесками,
- перед креслами установили столики с настольными лампами.
- спальные каюты,
- библиотека,
- багажное отделение,
- умывальники,
- туалеты,
- буфет с холодными и горячими закусками.
Крыло
Состоит из центроплана и отъёмных частей, в плане трапециевидное.
Оперение
?
Силовая установка
Состояла из восьми двигателей М-34ФРН по 900 л. с. каждый (общая мощность 7200 л. с.). Шесть двигателей располагались на двух консолях крыла, два — в тандемной установке над фюзеляжем. Винты деревянные, диаметром 4 м. Изначально предполагалось установить шесть двигателей, но их мощности оказалось недостаточно.
Шасси
?
Лётно-технические характеристики АНТ-20
Лётные характеристики |
АНТ-20 (Максим Горький) |
АНТ-20бис (ПС-124) |
Максимальная скорость, км/ч |
220 |
235 |
Скорость отрыва, км/ч |
- |
- |
Посадочная скорость, км/ч |
- |
- |
Крейсерская скорость, км/ч |
198 |
206 |
Практическая дальность, км |
1200 |
1300 |
Практический потолок, м |
4500 |
5500 |
Скороподъёмность, м/мин |
- |
- |
Скороподъёмность, м/с |
- |
- |
Время виража, с |
- |
- |
Продолжительность полёта, ч |
- |
- |
Тяговооружённость, Вт/кг |
- |
- |
Длина разбега, м |
- |
- |
Технические характеристики |
|
Длина, м |
33,00 |
33,00 |
Ширина, м |
- |
- |
Ширина полозьев составляла, м |
- |
- |
Высота, м |
12,80 |
12,80 |
Размах крыла, м |
63,00 |
63,00 |
Размах крыла хвоста, м |
- |
- |
Площадь крыла, м² |
486,00 |
486,00 |
Длина крыла, м |
- |
- |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м² |
- |
- |
Колея шасси, м |
- |
- |
Пропеллеры, диаметр винта, м |
- |
- |
Масса пустого, кг |
28500 |
31200 |
Масса снаряжённого, кг |
- |
- |
Максимальная взлётная масса, кг |
42000 |
44000 |
Нормальная взлётная масса, кг |
- |
- |
Полезная нагрузка, кг |
13500 |
12800 |
Весовая отдача, % |
- |
- |
Мотор/Двигатель/Силовая установка |
8 × ПД М-34ФРН
|
6 × ПД М-34ФРНВ |
Мощность двигателей, л. с./кВт |
8 × 900 л. с./ |
6 × 1200 л. с./ |
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. |
- |
- |
Общая ёмкость бензобаков, л |
7150 |
5830 |
Ёмкость бензобака, л |
-
|
- |
Ёмкость масла, л |
|
- |
Грузовая нагрузка, кг |
- |
- |
Экипаж, чел. |
5 |
5-8 |
Пассажиры, чел. |
48 |
64 |
Вооружение |
|
Стрелково-пушечное |
- |
- |
Точки подвески, подфюзеляжные |
- |
- |
Точки подвески, крыльевые |
- |
- |
Бомбы, кг |
- |
- |
Оборудование самолёта АНТ-20
Впервые для тяжёлого самолёта применена электродистанционная система управления. Пилотажно-навигационное оборудование самолёта обеспечивало его эксплуатацию днём и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности. На борту находились разнообразные средства агитации, в том числе:
- автопилот,
- громкоговорящая радиоустановка «Голос с неба»,
- радиопередатчики,
- автоматическая телефонная станция на шестнадцать абонентов,
- киноустановка,
- фотолаборатория,
- типография,
- библиотека и др.
- Самолёт был оснащён пневматической почтой, позволяющей экипажу обмениваться записками между собой и с журналистами-агитаторами, находящимися на борту.
На самолёте впервые в отечественной (и, возможно, мировой) практике применена система электроснабжения переменного тока 120 В, 50 Гц.
При необходимости самолёт мог быть разобран и транспортирован железной дорогой.
Электрооборудование
Бортовая электростанция состоит из двух бензиновых двигателей (каждый с номинальной частотой вращения 3000 об./мин) и четырёх генераторов — двух генераторов постоянного напряжения 27 В мощностью 3 кВт и 5,8 кВт; двух генераторов переменного тока мощностью 3 и 5,5 кВт.
Впервые в мире на борту самолета был использован переменный ток, необходимый для имевшегося на борту различного оборудования, не предусматривавшегося ранее на воздушных судах.
Филателия

Марка - АНТ-20 «Максим Горький». ПОЧТА СССР 1969, 10к.
Мифы, события, факты
1. 18 мая 1935 года — Советская пресса возложила всю вину на Н.П. Благина, нарушившего дисциплину и самовольно совершившего фигуру высшего пилотажа, приведшую к катастрофе самолёта АНТ-20 (Максим Горький), однако НКВД после расследования катастрофы с самолётом АНТ-20 (Максим Горький) к такому выводу не пришли. Н.П. Благин был похоронен вместе со всеми жертвами трагедии. Вдове и дочери Благина была оказана помощь: они получили новую квартиру, дочь была переведена в новую школу; вдове, дочери и одному из родителей Благина назначены пенсии по утере кормильца; семья была окружена заботой и вниманием местных партийных руководителей.
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/ant_samoljoty_sssr/20-1-0-458 |