Як-12 — Советский многоцелевой транспортный самолёт (20.10.1947)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Москва.
Тип: Многоцелевой, транспортный.
Базовая модель: Як-10.
Разработчик: ОКБ 115.
Производитель: Завод №115 (Москва).
Первый полёт: 20.10.1947.
Конструкция: Моноплан.
Эксплуатанты: ВВС СССР; АЭРОФЛОТ; ДОСААФ.
Годы производства: 1947—1968.
Единиц произведено: ~ 4992.
Начало эксплуатации: 05.01.1948.
Конец эксплуатации: 19.
Главные конструкторы: Яковлев А.С.
Инженеры‑конструкторы: .
Стоимость единицы: ? тыс. руб.
Як-12 — Советский многоцелевой транспортный самолёт (по кодификации НАТО — Creek (Крик)). Подкосный высокоплан, оперение подкосно-расчалочное. Неубирающееся шасси снабжено тормозной системой.
Предыстория
Послевоенный период
 Як-12 был разработан для замене устаревших легкомоторных самолётов По-2 и УТ-2.
Сразу после войны ОКБ А.С. Яковлева начало проектировать лёгкий самолёт многоцелевого назначения. Конструкторы стремились создать дешёвую, простую в производстве и неприхотливую в эксплуатации машину, которую можно было бы использовать для перевозки пассажиров, почты и грузов на коротких местных линиях; как санитарную; для аэропосева, подкормки растений удобрениями, опыления зеленых насаждений; в аэроклубах для буксировки планеров и для обучения прыжкам с парашютом.
В 1947 году — А.С. Яковлев разработал новый самолёт на замену Як-10.
Он был оснащён более мощным двигателем М-11ФР мощностью 119 кВт (160 л. с.), новым крылом и шасси, а также фюзеляжем изменённой формы (нижняя хвостовая часть). Новый тип получил обозначение Як-12.
Повествование
20 октября 1947 года — Самолёт Як-12 впервые поднялся в воздух.
Самолет Як-12 отличался простотой конструкции, дешевизной, при его производстве использовались только отечественные материалы и ограниченное количество дефицитного дюралюминия. Во время испытаний Як-12 показал феноменальную управляемость и устойчивость. Полёт мог продолжаться даже с брошенным управлением.
В 1972 году — эксплуатация Як-12 в гражданской авиации СССР была прекращена в связи с выработкой установленного ресурса и сроков службы.
Самолёты Як-12 с моторами М-11ФР, а позже Як-12Р, Як-12М и Як-12А широко эксплуатировались в ДОСААФ.
На 15 сентября 1975 года — В ДОСААФ находилось 387 самолётов типа Як-12М, в том числе 120 числились в ремонте.
До 1989 года — Самолёты Як-12 эксплуатировались в ДОСААФ , а некоторое количество самолётов оставалось там на хранении ещё в течение нескольких лет.
Конструкция Як-12
Як-12 — моноплан с высокорасположенным крылом, с неубирающимся шасси. Консоли крыла поддерживаются подкосами, упирающимися в фюзеляж. Конструкция смешанная. При изготовлении самолёта использовался дюралюмин, сталь, дерево и полотно. Кабина закрытая, двух-трёхместная.
Фюзеляж
Каркас фюзеляжа — сварная ферма из хромансилевых труб с опалубкой из деревянных реек. Обшивка передней части фюзеляжа, до кабины, — съёмные дюралевые панели. Хвостовая часть обшита полотном. Кабина двух-трёхместная. За креслами пилота и пассажира расположен просторный отсек. В санитарном варианте там располагались носилки и сиденье для врача. В хвостовой части располагался отсек радиооборудования. Двери расположены по обеим сторонам кабины. За кабиной находился большой грузовой люк, закрытый откидывающейся вверх дюралевой крышкой.
Салон
Вмещал 2-3 пассажира.
Крыло
Двухлонжеронное, деревянное. В плане крыло прямоугольной формы с округлыми законцовками. Обшивка крыла — фанера, обклеенная полотном. Вдоль передней кромки крыла установлен неподвижный дюралевый предкрылок. Крыло крепилось к фюзеляжу с помощью V-образных подкосов из стальных труб с алюминиевыми обтекателями. Механизация крыла — посадочные щитки и элероны. Конструкция щитков и элеронов — каркас дюралевый, обшивка из полотна. Посадочные щитки и элероны шарнирно крепились к заднему лонжерону крыла.
Оперение
Киль и стабилизатор имели лёгкий дюралевый каркас с полотняной обшивкой. Конструкция рулей высоты и руля направления аналогичная. Консоли стабилизатора соединены с килем и фюзеляжем стальными расчалками. Рули высоты снабжены триммерами и роговой аэродинамической компенсацией. Проводка управления рулями мягкая, тросовая.
Силовая установка
Четырёхтактный пятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения М-11ФР мощностью 160 л. с. Воздушный винт двухлопастный, металлический с изменяемым шагом. Диаметр винта 2,5 м.
Шасси
Неубирающееся, трёхопорное, обычной схемы с хвостовым колесом. Основные стойки пирамидального типа. Резионые амортизаторы размещались внутри фюзеляжа. Широкая колея и пневматики колёс низкого давления позволяли самолёту производить взлёт и посадку с грунтовых аэродромов и неподготовленных площадок. Зимой колёса могли заменяться на лыжи. Основные тормозные колеса 600х180 мм, а хвостовое, соответственно, 200х110 мм.
Лётно-технические характеристики Як-12
Лётные характеристики |
Як-12 |
Як-12М |
Максимальная скорость, км/ч |
194 |
182 |
Скорость отрыва, км/ч |
- |
- |
Посадочная скорость, км/ч |
- |
82 |
Крейсерская скорость, км/ч |
169 |
127 |
Практическая дальность, км |
810 |
765 |
Практический потолок, м |
4100 |
4160 |
Скороподъёмность, м/мин |
- |
- |
Скороподъёмность, м/с |
- |
4,1 |
Время виража, с |
- |
- |
Продолжительность полёта, ч |
4 |
- |
Тяговооружённость, Вт/кг |
- |
- |
Длина разбега, м |
120 |
176 |
Длина пробега, м |
150 |
90 |
Технические характеристики |
Длина, м |
8,36 |
9 |
Ширина, м |
- |
- |
Ширина полозьев составляла, м |
- |
- |
Высота, м |
3,76 |
3,12 |
Размах крыльев, м |
12,00 |
- |
Размах крыла хвоста, м |
- |
- |
Площадь крыла, м² |
21,60 |
23,86 |
Длина крыла, м |
- |
- |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м² |
- |
- |
Колея шасси, м |
- |
- |
Пропеллеры, диаметр винта, м |
- |
2-лопастный пропеллер фиксированного шага |
Масса пустого, кг |
830 |
- |
Масса снаряжённого, кг |
- |
1026 |
Максимальная взлётная масса, кг |
1185 |
1450 |
Нормальная взлётная масса, кг |
- |
- |
Полезная нагрузка, кг |
- |
- |
Весовая отдача, % |
- |
- |
Мотор/Двигатель/Силовая установка |
1 ПД М-11ФР
|
АИ-14Р |
Мощность двигателей, л.с./кВт |
160/119 |
256/191 |
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. |
- |
- |
Общая ёмкость бензобаков, л |
- |
- |
Ёмкость бензобака, л |
-
|
- |
Ёмкость масла, л |
- |
- |
Грузовая нагрузка, кг |
- |
- |
Экипаж, чел. |
1 |
- |
Пассажиры, чел. |
2-3 |
- |
Вооружение |
Стрелково-пушечное |
- |
- |
Точки подвески, подфюзеляжные |
- |
- |
Точки подвески, крыльевые |
- |
- |
Реактивные снаряды |
- |
- |
Бомбы, кг |
- |
- |
Оборудование самолёта Як-12
-
Электрооборудование
Самолёт оснащался радиостанцией и приборами, обеспечивающими возможность полётов ночью и в сложных метеоусловиях.
Модификации самолета Як-12
- Як-12. Базовый вариант самолета. Выпускался серийно в первые годы после принятия самолета в эксплуатацию. В общей сложности было изготовлено несколько сотен машин этой модификации. Большая часть из них использовалась в военной авиации;
- Экспериментальный вариант укороченного взлёта и посадки схемы биплан с двигателем АИ-14РФ;
- Як-12С. Медицинская версия машины. В самолёте этой модификации можно было перевозить одного лежачего больного на носилках и медработника. Кабина была оборудована системами вентиляции и обогрева;
- Як-12СХ. Сельскохозяйственная модификация самолета, принятая в эксплуатацию в 1948 году. Под его фюзеляжем устанавливался бак для различных химикатов;
- Як-12Р. Самолет связи, который использовался как в гражданском флоте, так и в ВВС СССР. Машина имела более мощный двигатель М-14, увеличенную площадь хвостового оперения, шасси усиленной конструкции, а также топливные и масляные баки большего объема. Однако главным отличием от базовой модификации являлось крыло с полностью металлической обшивкой и большей площадью. Як-12Р был принят в эксплуатацию в 1950 году. Изменений в конструкции самолета было настолько много, что Як-12Р можно считать не модификацией Як-12, а абсолютно новой машиной;
- Як-12М. Модификация самолета, разработанная на базе Як-12Р. Эта машина изготавливалась в нескольких вариантах: пассажирском, связном, санитарном и сельскохозяйственном. Одна из наиболее массовых модификаций Як-12;
- Як-12ГР. Гидросамолет с двигателем М-11ФР, также строились по лицензии в ПНР;
- Як-12ММ. Гидросамолет на базе Як-12М. От Як-12ГР отличался большими размерами поплавков, а также наличием рулей, установленных на них. Этот самолет часто использовался в качестве санитарного;
- Як-12А. Самолет-воздушное такси. Данная модификация имела удобную пассажирскую кабину с диваном и приятным дизайном. Самолет создавался по заказу ГВФ. Машина имела несколько лучшие аэродинамические характеристики и большую скорость;
- Як-12МС. Спасательная версия самолета с радиопеленгаторным устройством, позволяющим находить корабли, терпящие бедствие. Вращающая антенна пеленгатора была установлена под фюзеляжем самолета;
- Як-12УТ. Учебно-тренировочный вариант машины с дублированным управлением для обучения военных летчиков. Самолёт успешно прошел испытания, но в серийное производство не пошёл.
Фильмография
Самолёты Як-12 использовались при съёмках фильмов:
«Разрешите взлёт!»,
- «Последний дюйм»,
- «Всадники»,
- «Ва-Банк 2»,
- «Дважды рожденный».
- «Тени исчезают в полдень» (третья серия).
Мифы, события, факты
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/voennye/ut_samoljoty_sssr/54-1-0-4691 |