Энерж-6 — Нержавеющая сталь СССР (1930—1931)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР
Расположение: РСФСР.
Завод: Электросталь.
Наименование: Энерж-6.
Тип: Нержавеющая сталь.
Марка: 18-8.
Хром: 18%.
Никель: 8%.
Создание: 1930—1931.
Энерж-6 — Нержавеющая сталь СССР (марка 18-2).
После победы Великой Октябрьской Революции
Предыстория
После образования Союза Советских Социалистических Республик
Повествование
С 1928–1929 гг. в опытном самолетостроении алюминий стали заменять сталью. Этим было положено начало целеустремленной работе по широкому применению в нашем самолетостроении легированных сталей.
В начале первой пятилетки советские металлурги освоили плавку, поковку и прокат нержавеющей стали «Энерж», включающей 18% хрома и 8% никеля. Новый металл, по мнению специалистов, мог стать основным конструкционным материалом для силовых элементов летательных аппаратов.
Вместе с нержавеющей сталью вошли в обиход контактная электросварка точечная и роликовая (для листовых деталей), стыковая электросварка (для труб и толстых листов) и другие виды сварки. Многие из этих работ впервые в нашей стране были проведены в самолетостроении, а потом стали достоянием и других областей промышленности.
Однако этим конструкциям не хватало такого способа соединения листов и деталей, который не давал бы лишней массы, обеспечивал должную прочность, герметичность и был технологичен. Таким способом стала контактная электросварка.
Дело приняло практическую форму применения сталей в конструкции самолетов с начала 1930 г., когда при Инспекции ГВФ и на ее средства был образован Отдел опытного самолетостроения (ООС) под руководством одного из учеников «отца русской авиации» Н.Е. Жуковского, соратника А.Н. Туполева Александра Ивановича Путилова – главного конструктора, откомандированного для этого из ЦАГИ.
С ноября 1930 года — переехал из ВВИА им. проф. Н.Е, Жуковского в помещение бывших ремонтных мастерских «Добролёта», где образовалось КБ численностью в 30 человек. Бригаду по технологии сварки в нём возглавил П.Н. Львов.
Были испробованы различные марки хромоникелевых сталей от Энерж-1 до Энерж-6 и была окончательно принята нержавеющая сталь Энерж-6 (она же сталь 18-8, т. е. 18 % хрома и 8 % никеля), остальные были менее пригодны.
Почти такая же сталь под марками Я-1, Я-2 и ЭИ-100 шла и много лет спустя. Одно из свойств таких сталей – хорошая свариваемость при контактной электросварке из-за большого сопротивления. Однако все это были только опыты и накопление сведений. Это позволяло увеличить сроки службы машин, уменьшить вес конструкции, несколько упростить технологию производства и сократить расход дюралюминия, который в те годы приходилось покупать за рубежом.
Вскоре на нашем заводе «Электросталь» было налажено производство нержавеющей стали «Энерж-6»:
- Плавка,
- поковка,
- холодный прокат фольги.
Завод «Серп и молот» освоил горячий прокат – листы, которые обладали важным свойством - хорошей свариваемостью при контактной сварке благодаря большому сопротивлению. которая позволила сократить расходы дюралюминия, закупаемого за границей, создать самолет с большим коэффициентом весовой отдачи, увеличить срок службы машины.
11 октября 1931 года — был совершён первый испытательный полёт самолёта «Сталь-2» под управлением лётчика-испытателя Эдуарда Ивановича Шварца.
Материалы
Орлов Г.В. «Энерж-6 — Нержавеющая сталь СССР (1930—1931)» — (повествование 28.08.2024).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
https://ussr-cccp.moy.su/publ/proizvodstvo_sssr/materialy_promyshlennye_sssr/materialy_sssr/411-1-0-2955
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/proizvodstvo_sssr/materialy_promyshlennye_sssr/materialy_sssr/411-1-0-2955 |