Сталь-7 — Многоцелевой транспортно-пассажирский самолет СССР (1934)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Москва.
Тип: Самолёт
Базовая модель: ?
Разработчик: НИИ ГВФ.
Производитель: ?
Первый полёт: ??.09.1936.
Конструкция: Низкоплан с крылом типа резко выраженной обратной чайки.
Эксплуатанты: Аэрофлот.
Годы производства: 1935.
Единиц произведено: ~ ?.
Главный конструкторы: Бартини Р.Л.
Инженеры‑конструкторы: Ермолаев В.Г., Ценципер З.Б., Радциг А.А.
Стоимость единицы: ? тыс. руб.
Сталь-7 — Многоцелевой транспортно-пассажирский самолёт. Двухмоторный низкоплан, с крылом резко выраженного типа обратной «чайки».
Предыстория
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1930-е годы — в аэродинамической трубе Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского
Р.Л. Бартини исследовал влияние динамической воздушной подушки и экранного эффекта на аэродинамические характеристики крыла малого удлинения, снабженного боковыми шайбами. Для этого был изготовлен ленточный бегущий экран. Итогом исследований стала довольно оригинальная схема самолёта с низкорасположенным крылом в виде «обратной чайки».
Подобная схема позволяла установить в месте излома шасси с более короткими стойками, а значит и более легкое, убиравшееся поворотом назад в мотогондолы. Вдобавок такая схема несущей поверхности улучшала обзор лётчику. Крыло, набранное из профилей, разработанных Бартини.
В мае 1934 года — началось проектирование 12-местной пассажирской машины СТАЛЬ-7 и первоначально самолёт прорабатывался с двигателями М-17.
Самолёт разрабатывался в соответствии с требованиями Главного управления ГВФ,
среди которых оговаривалась установка лицензионных моторов «Hispano-Suiza» жидкостного охлаждения, будущих М-100.
В июне 1934 года — начальник Аэрофлота
И.С.Уншлихт собрал совещание по рассмотрению эскизного проекта самолёта двойного назначения СТАЛЬ-7,
разработанного в НИИ ГВФ.
Как следует из протокола совещания, машина, предложенная Бартини, разрабатывалась в пассажирском и военном вариантах.
Повествование
Уже в декабре 1934 года — СТАЛЬ-7 выкатили из сборочного цеха завода опытных конструкций (ЗОК) НИИ ГВФ.
В сентябре 1936 года — первый полёт на самолёте СТАЛЬ-7 выполнил лётчик Э.И.Шварц.
Затем машину облетали лётчики-испытатели НИИ ВВС РККА
И.Ф. Петров,
П.М. Стефановский и
А.Б. Юмашев. С целью проверки управляемости машины и сам Бартини трижды слетал на ней вместе с пилотами облёта.
По общему мнению летчиков-испытателей НИИ ВВС, СТАЛЬ-7 отличался хорошей устойчивостью и управляемостью, имел неплохие взлётно-посадочные характеристики и мог лететь на одном моторе.
Осенью 1936 года — модель самолёта СТАЛЬ-7 экспонировалась на Парижской авиационной выставке
До февраля 1937 года — затянулись и не были завершены совместные с НИИ ГВФ заводские испытания, проводившиеся лётчиками В.А. Матвеевым и
Н.П. Шебановым.
В доводке самолёта Сталь-7 большую работу проделали В.Г. Ермолаев
и ведущие инженеры НИИ ГВФ З.Б. Ценципер
и Радциг А.А. Сохраненный самолёт передали для дальнейших испытаний в НИИ ГВФ,
вменив в обязанности завода № 240 выполнение по нему всех необходимых работ. Одновременно пилотов В.А. Матвеева и Н.П. Шебанова зачислили в штат НИИ ГВФ.
В феврале 1937 года — завод № 240 получил задание «…переоборудовать самолёт Сталь-7 в специальный вариант для получения скоростной дальности».
С 16 августа 1937 года по 09 ноября 1937 года — Шебанов и Матвеев провели испытания доработанной машины с моторами М-100А и полётным весом до 7000 кг.
В январе 1938 года — «подозрительный иностранец» Бартини также был арестован и получил 10 лет за «вредительскую» деятельность.
С мая по июль 1938 года — на самолёте Сталь-7 в НИИ ГВФ выполнили лишь четыре контрольных полёта, сорвав намеченные сроки испытаний.
 28 августа 1938 года — Выполнен испытательный полёт из Москвы в Симферополь и обратно.
В состав экипажа входили пилоты Н.П.Шебанов и В.А. Матвеев, бортмеханик Л.А. Забалуев и инженер-наблюдатель А.А. Радциг.
Самолёт стартовал в 7 часов утра из Московского аэропорта (Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе). Половину пути полёт проходил на высоте 3500 метров при хорошей погоде.
Над Симферопольским аэродромом экипаж сбросил вымпел. На обратном пути они встретили грозовой фронт и пришлось подняться на высоту 4500 метров. В тот день самолёт пролетел расстояние 2360 километров за восемь часов со средней скоростью 310 километров в час.
 06 октября 1938 года — Состоялся дальний испытательный полёт на самолёте Сталь-7 по маршруту Москва — Батуми — Одесса — Москва. В тот день экипаж,
состоявший из лётчиков Н.П. Шебанова и В.А. Матвеева, штурмана-радиста Н.А. Байкузова, пролетел расстояние 3800 километров за 11 часов 4 минуты со средней скоростью более 350 километров в час.
01 ноября 1938 года — В распоряжении В.С. Молокова от говорилось: «Отмечая большую положительную работу, проведенную группой конструкторов, инженеров, пилотов и рабочих завода № 240,
считаем необходимым продолжить работу в следующем направлении:
- Немедленно приступить к разработке предварительного проекта модернизации и подготовке к серии пассажирского варианта «Сталь-7» с учётом [устранения] всех недостатков, выявленных во время испытаний и производства.
- Подготовить к 15 апреля 1939 года — данный экземпляр самолёта «Сталь-7» для дальнейших полётов.
01 августа 1939 года — Самолёт СТАЛЬ-7 с двигателями М-103 совершил перелёт
по маршруту Москва — Севастополь — Саратов — Москва протяженностью 3200 километров.
28 августа 1939 года — Пассажирский самолёт СТАЛЬ-7 без груза отправился в рекордный беспосадочный перелет Москва — М. Брусянское (район Свердловска) — Севастополь — Москва.
СТАЛЬ-7 (его взлётный вес составил 11820 килограммов) оторвался от бетонной дорожки подмосковного Щёлковского (с 1939 Чкаловская) аэродрома, используя для разгона стартовую горку. Полёт проходил в непростых условиях, сильные вертикальные порывы воздуха, грозовые фронты и встречный ветер буквально съедали километры скорости. За 12,5 часов было пройдено расстояние 5068 километров со средней скоростью 404,936 км/ч. Экипаж самолёта — лётчики Н.П. Шебанов и В.А.Матвеев и бортрадист Н.А. Байкузов.
В годы Великой Отечественной Войны
?
Послевоенный период
?
Конструкция
Фюзеляж
Сечение фюзеляжа — расширенный книзу овал, переходящий в крыло, имевшее очень большое сужение к концам.
Салон
На 12 пассажирских мест.
Фонарь
Фонарь двухместной кабины лётчиков — с наклоненным вперед лобовым стеклом.
Крылья
Крыло — типа резко выраженной обратной чайки.
Хвостовое оперение
?
Шасси
Шасси — предельно низкое, убиравшееся поворотом назад в мотогондолы.
Силовая установка
Двигатели — М-100 в 860 л. с., или М-103 в 860 л. с. — помещены в сгибах крыла.
Бензобаки
27 бензобаков общей ёмкостью 7400 литров.
Приборное оборудование
?
Окраска
?
Лётно-технические характеристики Сталь-7
Лётные характеристики |
Сталь-7 |
Максимальная скорость, км/ч |
450 |
Скорость отрыва, км/ч |
- |
Посадочная скорость, км/ч |
- |
Крейсерская скорость, км/ч |
412 |
Практическая дальность, км |
5000 |
Практический потолок, м |
10000 |
Скороподъёмность, м/мин |
- |
Скороподъёмность, м/с |
- |
Время виража, с |
- |
Нагрузка на крыло, кг/м² |
- |
Тяговооружённость, Вт/кг |
- |
Длина разбега, м |
- |
Технические характеристики |
Длина, м |
16 |
Ширина, м |
- |
Ширина полозьев составляла, м |
- |
Высота, м |
4,89 |
Размах крыла, м |
23 |
Размах крыла хвоста, м |
- |
Площадь крыла, м² |
72 |
Площадь горизонтального оперения, м² |
- |
Площадь вертикального оперения, м² |
- |
Пропеллеры, д. Двухлопастный винт (дерево) |
- |
Грузоподъёмность, кг |
5600 |
Масса пустого, кг |
8650 |
Масса снаряжённого, кг |
- |
Максимальная взлётная масса, кг |
11000 |
Нормальная взлётная масса, кг |
- |
Полезная нагрузка, кг |
- |
Мотор/Двигатель/Силовая установка |
2 × ПД М-103 |
Мощность двигателей, л. с./кВт |
2 × 860/ |
Ёмкость бензобака, л |
- |
Расход топлива, кг/ч |
- |
Экипаж, чел. |
2 |
Пассажиры, чел. |
12 |
Вооружение |
Стрелково-пушечное |
- |
Точки подвески, подфюзеляжные |
- |
Точки подвески, крыльевые |
- |
Бомбы, кг |
- |
Филателия
?
Мифы, события, факты
1.
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/stal_samoljoty_sssr/20-1-0-81 |