МП-1 — Советский морской пассажирский одномоторный самолёт-амфибия (??.??.1934)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Москва.
Тип: Пассажирский.
Базовая модель: МБР-2
Разработчик: ОКБ Бериева.
Производитель: Завод № 31 (Таганрог).
Первый полёт: ??.??.1934.
Конструкция: Амфибия.
Эксплуатанты: АЭРОФЛОТ.
Годы производства: 1934—1940.
Единиц произведено: ~ ?.
Главный конструкторы: Бериев Г.М.
Инженеры‑конструкторы: ?
Стоимость единицы: ? тыс. руб.
МП-1 — Советский морской пассажирский одномоторный самолёт-амфибия.
После победы Великой Октябрьской Революции
?
Предыстория
В 1932 году — созданный коллективом под руководством Г.М. Бериева самолёт МБР-2 (морской ближний разведчик-второй) стал на много лет по существу основной боевой машиной гидроавиационных частей Военно-Морского Флота прототипом других модификаций самолётов.
Сразу же после запуска в серию МБР-2 с двигателем М-34 его разработчик и ГВФ вышли с предложением о создании пассажирского варианта машины. Первоначально ГУАП отнеслось к этому отрицательно, указывая на напряженный план завода № 31 (Таганрог) по выпуску боевых самолётов.
Пассажирский вариант самолёта прорабатывался еще на стадии подготовки серийного производства, гидросамолёт для ГВФ, получивший обозначение МП-1 (морской пассажирский), был спроектирован в очень короткие сроки. Чертежи поступили на завод № 31 почти одновременно с началом выпуска первых МБР-2 с двигателем М-17.
Повествование
В 1934 году — состоялся первый полёт самолёта-амфибии МП-1 в пассажирском варианте.
Гражданская модификация с двигателем М-17б имела довольно комфортабельную шестиместную пассажирскую кабину, размещенную в центральной части лодки под центропланом. Экипаж состоял из двух человек. Машина могла перевозить до 540 кг платной нагрузки. Благодаря тому, что на МП-1 отсутствовали турели и бомбодержатели, максимальная скорость (при той же взлетной массе) оказалась немного большей, чем у разведчика.
Начиная со второй половины 1930-х годов — МП-1, а затем и МП-1бис стали поступать в управления гражданской авиации на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке — в места, где не хватало аэродромов, зато изобилующие реками и озерами.
Благодаря МП-1, начали действовать воздушные линии:
- по реке Лене из Иркутска до бухты Тикси,
- по Енисею из Красноярска до Дудинки.
Летающие лодки возили пассажиров:
из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре и на Сахалин,
работали на почтово-пассажирских линиях:
-
Мурманск — Ленинград,
- Мурманск — Архангельск,
- Ленинград — Петрозаводск.
Работали они и на Юге, обслуживая линии:
- Одесса — Сухуми — Батуми и Одесса — Ялта.
Помимо пассажиров, МП-1 возили почту и самые различные грузы:
- от пушнины и золота,
- до прессованного сена.
Широко использовала МП-1 Полярная авиация и авиационные подразделения различных организаций и наркоматов.
В августе 1935 года — командир авиаотряда Акционерного камчатского общества (АКО) И.М.Макаров перегнал из Владивостока в Петропавловск-Камчатский полученный МП-1.
Использовались бериевские летающие лодки также для аэрофотосъемок, ледовой и рыбной разведки, изыскательских работ на БАМе, в Дальстрое, при строительстве Комсомольска-на-Амуре.
В 1936 году — на основе МБР-2-М-34 была создана и серийно строилась шестиместная пассажирская летающая лодка МП-1бис, оснащенная невысотным двигателем АМ-34Б.
На специально подготовленном МП-1бис было установлено шесть женских мировых рекордов.
22 мая 1937 года — Лётчица П.Д.Осипенко установила рекорд высоты полёта 8864 м без груза, что на три с лишним тысячи метров превышало прежнее достижение.
25 мая 1937 года — Лётчица П.Д.Осипенко установила рекорд высоты полёта 7605 м с грузом 500 кг и рекорд высоты полёта 7009 м с грузом 1000 кг.
25 мая 1937 года — Лётчица П.Д.Осипенко установила рекорд высоты полёта 7605 м с грузом 500 кг и рекорд высоты полёта 7009 м с грузом 1000 кг.
Отважная лётчица не остановилась на этих достижениях. Вместе с М.М.Расковой и В.Ф.Ломако она подала рапорт на имя наркома обороны К.Е.Ворошилова с просьбой разрешить выполнение перелёта на МП-1бис из Севастополя в Архангельск. Нарком не возражал при условии, что конструктор самолёта подтвердит техническую возможность его осуществления. Бериев, к которому обратились лётчицы, после проведенных расчётов максимальной дальности при допустимой перегрузке на взлёте дал «добро». Сразу же в Таганроге началась подготовка к перелёту, в которой участвовали работники ЦКБ МС и завода № 31 — рабочие, инженеры, лётчики.
02 июля 1938 года — Состоялся знаменитый перелёт женского экипажа в составе командира лётчицы П.Д.Осипенко вместе с М.М.Расковой и В.Ф.Ломако. Вылетев ранним утром из Севастополя, женский экипаж прошёл по маршруту до Киева и дальше на Новгород и Архангельск (озеро Холмовское). Расстояние в 2416 км удалось преодолеть за 10 ч. 33 мин. со средней скоростью 228 км/ч, установив новый мировой рекорд для женщин в классе гидросамолётов.
В годы Великой Отечественной Войны
На июнь 1941 года — только в ГВФ числилось 55 бериевских летающих лодок. Поскольку с началом Великой Отечественной войны советская авиапромышленность практически прекратила постройку гидросамолетов, то вплоть до начала поставок американских «Каталин» парк МП-1 и МП-1бис был основным источником восполнения потерь гидроавиации ВМФ. Заложенная при проектировании высокая степень унификации МП-1 и МБР-2 позволяла быстро переоборудовать гражданские машины в боевые. За всю войну флот получил с заводов всего около 50 новых гидросамолетов, а от других ведомств — 141, в основном, мобилизованных МП-1.
Послевоенный период
После окончания второй мировой войны МП-1 еще некоторое время эксплуатировались в ГВФ, пока их не вытеснили переданные из Вооруженных Сил «Каталины».
Конструкция МП-1
Фюзеляж
Выполнен в основном из дерева, обшивка полотняная.
Крыло
Свободнонесущим крылом, площадью 55 м2 имело обычный профиль 18-процентной толщины в центроплане и 10-процентной на концах консолей.
Силовая установка
Мотор М-17Б. Мощность двигателя, 730 л. с.
Шасси
На лодке предусматривалась установка и лыжного шасси, которое сконструировал А.К. Беленков. Это позволило эксплуатировать МП-1 (морской пассажирский-первый) и зимой.
Лётно-технические характеристики МП-1
Лётные характеристики |
МП-1 (1934) |
МП-1Т (1936) |
МП-1 бис (1937) |
Максимальная скорость, км/ч |
214 |
202 |
260 |
Скорость отрыва, км/ч |
- |
- |
- |
Посадочная скорость, км/ч |
110 |
110 |
110 |
Крейсерская скорость, км/ч |
179 |
165 |
- |
Практическая дальность, км |
680 |
680 |
750 |
Практический потолок, м |
4720 |
3800 |
4675 |
Скороподъёмность, м/мин |
182 |
- |
- |
Скороподъёмность, м/с |
- |
- |
- |
Время виража, с |
- |
- |
- |
Продолжительность полёта, ч |
4 |
4 |
4 |
Тяговооружённость, Вт/кг |
- |
- |
- |
Длина разбега, м |
500 |
500 |
- |
Технические характеристики |
|
Длина, м |
13.50 |
13.50 |
13.50 |
Ширина, м |
- |
- |
- |
Ширина полозьев составляла, м |
- |
- |
- |
Высота, м |
5.36 |
- |
- |
Размах крыла, м |
19.00 |
19.00 |
19.00 |
Размах крыла хвоста, м |
- |
- |
- |
Площадь крыла, м² |
55.00 |
55.00 |
55.00 |
Длина крыла, м |
- |
- |
- |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м² |
77,8 |
74,8 |
84,5 |
Пропеллеры, м |
- |
- диаметром Ø- |
- |
Масса пустого, кг |
2640 |
2525 |
3119 |
Масса снаряжённого, кг |
1460 |
1575 |
1521 |
Максимальная взлётная масса, кг |
4500 |
4500 |
4640 |
Нормальная взлётная масса, кг |
4100 |
4100 |
- |
Весовая отдача, % |
35,6 |
38,3 |
32,8 |
Мотор/Двигатель/Силовая установка |
ПД М-17б |
ПД М-17б |
М-34Б |
Мощность двигателей, л. с./кВт |
730/ |
730/ |
830/ |
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. |
8,2 |
8,2 |
6,2 |
Ёмкость бензобака, л |
540 |
540 |
540 |
Ёмкость масла, л |
40 |
40 |
40 |
Грузовая нагрузка, кг |
540 |
- |
- |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
2 |
Пассажиры, чел. |
6 |
6 |
6 |
Вооружение |
|
Стрелково-пушечное |
- |
- |
- |
Точки подвески, подфюзеляжные |
- |
- |
- |
Точки подвески, крыльевые |
- |
- |
- |
Бомбы, кг |
- |
- |
- |
Оборудование самолёта МП-1
Филателия
?
Мифы, события, факты
1. Однажды один ретивый хозяйственник поинтересовался, можно ли на гидросамолете перевезти лошадей. На что ему, не без юмора, ответили, что это возможно, но только лошади должны быть в разобранном виде.
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/amfibii/mp_samoljoty_sssr/972-1-0-4676 |