М-34 (АМ-34) — Советский поршневой универсальный двигатель отечественного производства с жидкостным охлаждением. (1931)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР
Конструктор: Микулин А.А.
Тип: Поршневой, жидкостное охлаждение.
Стадия: Серийный.
Взлетная тяга: ? кгс.
Год постройки: 1931.
Производитель: № 26 Рыбинск, № 24 Москва.
Изготовлено : 10538.
М-34 (АМ-34) — Советский поршневой универсальный двигатель отечественного производства с жидкостным охлаждением.
Предыстория
С 1928 года — в НАМИ начали разрабатывать двигатель, где А.А.Микулин являлся главным конструктором по авиамоторам.
В 1930 году — проект передан вновь созданному Институту авиационного моторостроения (позднее ЦИАМ), куда перешёл и Микулин.
В марте 1931 года — закончили проектирование двигателя.
К августу 1931 года — была проведена обкатка и предварительное испытание «полномасштабного» мотора.
С 02 августа 1931 года — Была проведена обкатка и предварительное испытание «полномасштабного» мотора. Двигатель, получил обозначение М-34, успешно прошёл 100-часовые госиспытания.
Повествование
21 сентября 1931 года — Первый опытный двигатель, изготовленный заводом № 26 в Рыбинске, вышел на испытания (с импортными карбюраторами и магнето).
В октябре 1931 года — начались испытания опытного блока.
В июле 1932 года — проходил лётные испытания на самолёте Р-5.
Октябрь-ноябрь 1932 года — повторные государственные стендовые испытания двигателя первой серии с отечественными карбюраторами 92КД-3 (в серии обозначались К-34), выявлен ряд дефектов, устранённых на последующих сериях.
В октябре 1933 года — проходил государственные лётные испытания на самолёте ТБ-3.
09 августа 1936 года — В ознаменование заслуг А.А.Микулина двигатель переименован в АМ-34 (на практике продолжали использовать оба обозначения).
Двигатель М-34 создавался для замены М-17 (BMW-VI) и был взаимозаменяем с ним по посадочным местам, но существенно отличался конструкцией — являлся блочным и с центральным сочленением шатунов (на АМ-34ФРН вернулись к боковому сочленению шатунов). На М-34 впервые применён блок со свободной гильзой, стянутый шпильками.
Для АМ-34 впервые были разработаны винты переменного шага с гидромеханическим поворотом лопастей.
В 1935 году — ВПШ для АМ-34 были внедрены в производство.
В 1932 году — начался серийный выпуск М-34 на московском заводе № 24 . До конца года ВВС получили 64 двигателя 2-й серии, признанных годными для опытной эксплуатации.
В 1933 году — выпустили уже 790 двигателей. Производство авиационных модификаций М-34 продолжалось до 1940 года включительно, катерных (ГАМ-34) — до конца 1942 года.
Всего выпущено 10538 двигателей семейства АМ-34.
Главным конструктором по моторам М-34, М-34РА, М-34РБ на серийном заводе № 24 был назначен В.А.Добрынин, который успешно провел работы по внедрению их в производство, а так же разработку и освоение форсированного мотора М-34ФРН.
Моторы серии М-34 различных модификаций применялись на следующих самолетах:
- МБР-2,
- МП-1бис,
- ТБ-4,
- ДБ-А,
- ТБ-7.
Этими же моторами оснащался самый большой в мире самолёт «Максим Горький».
Особо следует отметить использование М-34 на самолетах АНТ-25.
В 1934 году — на самолете АНТ-25 экипажем в составе лётчиков:
М.М.Громова и А.И.Филина,
штурмана И.Т.Спирина был совершен перелет на дальность 12411 км по замкнутому маршруту. Самолёт находился в воздухе 75 часов, что было сопоставимо с ресурсом мотора.
В конце 1934 года — В докладе на совещании конструкторов самолётов и моторов, начальник ЦИАМ К.И. Беляевский сообщил, что к этому времени было разработано уже шесть модификаций мотора М-34.
В январе 1935 года — приказом наркома тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе за успехи в создании М-34 Александр Микулин был награждён легковой автомашиной.
20 июля 1936 года — На самолете РД-2 с мотором М-34, стартовал перелёт из Москвы на Дальний Восток по маршруту: Щелково — Камчатка — остров Удд протяженностью 9374 км.
Командир экипажа — В.П. Чкалов,
второй пилот — Г.Ф. Байдуков,
штурман — А.В. Беляков.
Перелёт протяжённостью 9374 км продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море.
18 июня 1937 года — самолёт АНТ-25 взлетел со Щёлковского аэродрома и совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Портленд (Соединённые Штаты Америки), с приземлением на аэродроме Пирсона в Ванкувере, штат Вашингтон протяженностью 8509 км.
- Командир экипажа — В.П. Чкалов,
- второй пилот — Г.Ф. Байдуков,
- штурман — А.В. Беляков.
12 июля 1937 года — второй самолёт АНТ-25 взлетел со Щёлковского аэродрома и совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Соединённые Штаты Америки, с приземлением на пастбище близ Сан-Джасинто, штат Калифорния.
Командир экипажа — М.М. Громов,
второй пилот — А.Б. Юмашев,
штурман — С.А. Данилин.
При выполнении этого перелёта установлены мировой рекорд дальности по прямой линии без посадки (10 148 км) и мировой рекорд дальности по ломаной линии (11 500 км).
Двигатель М-34 получил высокую оценку и от руководства страны.
Мотор АМ-34ФРН выпускался в двух модификациях, различающихся числом и типом карбюраторов:
АМ-34ФРНА имел четыре, а АМ-34ФРНВ — шесть карбюраторов.
Интересной новой идеей, применённой в интересах повышения высотности АМ-34, стал так называемый «агрегат центрального наддува» АЦН-2, предложенный С.А. Трескиным. Питание карбюраторов микулинских моторов сжатым воздухом производилось компрессором, работавшим с мотором М-100 или М-103.
Работы по комплексированию моторов АМ-34ФРНВ с агрегатами АЦН Микулин проводил в тесном сотрудничестве с Трескиным.
В апреле 1938 года — проведённые лётные испытания, выявили хорошие лётные данные мотора АМ-34ФРН с АЦН-2. Агрегаты были достаточно хорошо доведены, но свёртывание работ по ТБ-7 привело и к завершению опытов с АЦН-2.
Мотор АМ-34ФРН, несколько доработанный по предложению С.В. Ильюшина с целью уменьшения его миделя, устанавливался на опытном истребителе И-21 Ильюшина. Для охлаждения мотора на этом самолёте использовалась паровая испарительная система.
Дальнейшая модификация семейства АМ-34 — двигатель АМ-35.
Технические характеристики двигателя
|
М-34 |
АМ-34ФРН |
Тип |
V-образный поршневой авиационный двигатель |
|
Объём, л. |
46,9 |
45,82 |
Степень сжатия |
- |
6,0 |
Мощность, л.с./кВт |
750/552 |
1200 |
Номинальный режим на высоте 3050 м, л.с. |
- |
1050 |
Частота вращения, об/мин |
- |
1850 |
Ход поршня, мм |
190/199 |
- |
Количество цилиндров |
12 |
- |
Диаметр цилиндров, мм |
160 |
- |
Топливная система |
карбюраторная |
- |
Тип топлива |
бензин |
- |
Система охлаждения |
водяная |
- |
Длина, мм |
2115 |
- |
Ширина, мм |
860 |
- |
Высота, мм |
1170 |
- |
Масса мотора, кг |
608 |
690 |
Модификации М-34 (АМ-34)
Авиационные |
Модификация |
Описание |
Примечание |
М-34 |
Первоначальный серийный вариант, без редуктора и нагнетателя. Первые серии имели карбюраторы «Зенит 90Р» зарубежного производства, последующие — отечественные К-34. Сухой вес 608 кг, мощность 750/800 л. с. |
Выпускался до конца 1939 года. |
М-34Ф |
Форсирован по оборотам до 750/830 л. с. (без конструктивных изменений, только за счёт регулировки). |
Выпущен малой серией в июне 1933 года. |
М-34Р |
Редукторный вариант. Опытный образец выпущен в ноябре 1932 года, госиспытания в марте-мае 1933. Сухой вес 677 кг, мощность 750/800 л. с. На повторных испытаниях в мае 1934 г.ода — двигатель М-34Р наработал на стенде 500 часов. |
Массово выпускался с конца 1933 до конца 1939 года. |
М-34РД (М-34РСп) |
Специальная серия М-34Р для рекордных самолётов РД (АНТ-25). В 1934 году — изготовлено 20 комплектов деталей, собрано 15 двигателей, из них сдано 10. Отличались от стандартных более жёсткими допусками на детали, а также конструктивными изменениями: новые всасывающие патрубки, масляные и водяные насосы, распредвалы, изменена конструкция хвостовика коленвала, установлен второй бензонасос. Форсированы по оборотам до 830 л. с. |
Выпущено ещё 50 таких двигателей для «представительских» ТБ-3. |
М-34Н |
Безредукторный с нагнетателем. Государственные испытания двух опытных образцов — в ноябре 1933 года, На опытных устанавливался первый в СССР двухскоростной приводной центробежный нагнетатель (ПЦН) конструкции А.А. Микулина, однако в серию двигатель пошёл с более простым и надёжным односкоростным ПЦН А. Н. Данилевского. Нагнетатель выполнен отдельным съёмным узлом, мог устанавливаться на другие модификации. Усовершенствованный карбюратор К-34Б. Мощность 750/820 л. с. |
Серийное производство с сентября 1934 года. |
М-34РН |
Редукторный с ПЦН. Сухой вес 737,5 кг, мощность 750/820 л. с. Нагнетатель тот же, что на М-34Н. Заводские испытания начались 01 мая 1934 года, госиспытания в сентябре 1934 года закончились неудачно — прогорели поршни. |
Выпущен малой серией. |
М-34НА, М-34РА |
Усовершенствованные варианты модификаций Н и Р, с увеличенным ресурсом. |
|
М-34РНА |
Редукторный с ПЦН и всеми усовершенствованиями предыдущих двух типов. Вес 748 кг, мощность 750/820 л. с. Испытан на ТБ-3 в мае 1935 года. |
С конца года 1935 года выпускался серийно. |
М-34НБ |
Дальнейшее развитие типа НА, с более жёстким картером, облегчённым коленвалом с изменённым носком, доработанным ПЦН. Вес 638 кг, 750/820 л. с. |
В серии с октября 1935 до конца 1939 года. |
М-34РНБ |
Редукторный вариант НБ. Редуктор облегчён по сравнению с РНА, вес двигателя снижен до 725 кг. |
|
М-34РБ |
Переделывались из РНБ в 1938—1939 годах путём снятия ПЦН. |
|
М-34ФРН (М-34РФН, М-34РНФ) |
Значительно переработанная модификация двигателя. Усилены коленвал, редуктор, картер, изменена система смазки, усовершенствован ПЦН, изменён механизм газораспределения. Введено боковое сочленение шатунов; ход поршня в цилиндрах с прицепным шатуном увеличился до 196,7 мм, полный рабочий объём двигателя — до 46,662 л. 4 карбюратора установлены после ПЦН (на предыдущих модификациях — один карбюратор до ПЦН). Сухой вес 735 кг, мощность по проекту 1050/1200 л. с., фактически 900/1200 л. с. Проходил госиспытания в январе 1938 года, но неудачно; доводился до 1938 года. |
В 1938 году выпущена малая серия. |
М-34ФРНА |
Крупносерийный вариант М-34ФРН, с 4 карбюраторами. |
|
М-34ФРНБ (М-34РФНБ) |
Крупносерийный вариант с 6 карбюраторами. |
|
АМ-34ФРНВ |
Дальнейшее развитие ФРНБ; существовал в различных вариантах (3 типа редуктора, 2 типа ПЦН). Имел изменённый картер, бронзовые вкладыши коренных опор вместо баббитовых, удлинённый носок редуктора, усиленный коленвал и другие усовершенствования; 4 карбюратора К-4. Мощность 1050/1200 л. с. Впервые проходил госиспытания в декабре 1937 года, но в ходе испытаний разрушился; после доработок в апреле 1938 года был выставлен повторно и успешно отработал 100 часов. |
Выпускался серийно в 1939—1940 гг. Последний крупносерийный вариант М-34. |
Катерные |
ГМ-34 (с 9 августа 1936 г. ГАМ-34) |
Двигатель для торпедных катеров. Оснащён реверс-редуктором, муфтой свободного хода, изменены система охлаждения (используется забортная вода) и выхлопная система. Два опытных образца испытывались на торпедном катере с ноября 1932 г. В августе 1934 года завершились госиспытания, с того же года двигатель выпускался серийно. Вес 864 (с реверс-муфтой и коллекторами 1000) кг, мощность 750/800 л. с. |
|
ГАМ-34Ф |
Усовершенствованный вариант с использованием агрегатов АМ-34ФРНВ. Работал на бензино-спиртовой смеси. Степень сжатия 7,3, мощность 800/1000 л. с. Вес 1080 кг. |
|
ГАМ-34ФН |
Вариант предыдущего с ПЦН ФН-25 и одним карбюратором К-4; степень сжатия 6,0, мощность 1200 л. с., вес 1110 кг. |
В серии с августа 1939 года. |
ГМ-34БП |
Вариант для речных бронекатеров, мощность 800 л. с. |
|
ГМ-34БС (ГАМ-34БС) |
Усовершенствованный вариант предыдущего, работавший на бензино-спиртовой смеси. Мощность 850 л. с., вес 1045 кг. |
|
Опытные варианты |
АЦН-1 |
Агрегат центрального наддува на основе М-34. Спроектирован С.А. Трескиным в 1935 году, испытывался на ТБ-3. |
|
М-34СО |
Вариант со смешанным охлаждением (гильзы — воздухом, головки — этиленгликолем). Испытывался в марте 1936 года. Мощность 1050 л. с. |
|
М-34ФРН с испарительным охлаждением |
Разработан специально для опытного истребителя И-21 С. В. Ильюшина. Имел повышающий редуктор и нестандартный нижний картер, в котором сделан герметичный сквозной канал для трубы лонжерона центроплана. |
В 1936 году выпущена небольшая серия. |
М-34НВ |
С непосредственным впрыском топлива (система впрыска разработана С.А. Косбергом и Н.П. Сердюковым в ЦИАМ в 1934 года). Испытывался на стенде в 1935 году, на самолётах Р-Z и ТБ-3 — в 1937 году. Мощность 985 л. с. |
|
М-34РНВ |
Вариант предыдущего с понижающим редуктором. |
|
М-34РНВ-ТК |
С турбокомпрессорами ТК-1. Мощность 700/850 л. с., вес 810 кг (по проекту). |
Создан в конце 1938 года. |
М-34ФРНВ с непосредственным впрыском топлива |
Испытывался в мае—июне 1938 года. Вес 810 кг, мощность 1050/1200 л. с. |
|
М-34Н2Б |
Вариант М-34НБ с двумя турбокомпрессорами ТК-1, ПЦН от серийного М-34РН, новыми коваными поршнями и четырьмя карбюраторами К-4. Сухой вес без генератора 689 кг, мощность фактическая 789/1033 л. с. (по документации 760/950 л. с.). Испытывался на самолёте РШ (модификация Р-Z) в июле—сентябре 1938 года; испытаний не закончил из-за неоднократного обрыва лопаток турбины. |
|
М-34НФ |
Вариант с блоками от ФРНВ, дополнительными масло- и бензонасосом, ПЦН и двумя ТК-1. Карбюраторы К-4 устанавливались после ПЦН. Мощность 787/985 л. с. Испытывался на Р-Z и ТБ-3 в 1938—1939 годах. |
|
М-34ФРНВ-ТК |
С двумя ТК-1, мощность 950/1200 л. с. Испытывался в сентябре 1939 года. |
|
М-34Н с паротурбинным нагнетателем ПТК |
Проходил стендовые и лётные испытания в 1940 году. |
|
ГАМ-34БТ |
Танковый двигатель на базе катерного; отличался системой охлаждения, вентилятором принудительного обдува, новым редуктором, электростартером вместо пневмопуска. Мощность 850 л. с. |
|
Нереализованные проекты |
М-34ФРНУ |
Форсированный до 900 л. с. М-34РН с удлинённым валом |
|
М-34П |
Вариант М-34РН под установку мотор-пушки |
|
Мифы, события, факты
1. Спустя 10-12 лет после создания мотора М-34 английская фирма «Роллс-Ройс» и американская фирма «Паккард» при форсировании своих моторов вынуждены были перейти на силовую схему поршневого двигателя по типу М-34 (АМ-34).
2. 31 января 1938 года — Состоялось постановление Комитета Обороны о снятии Микулина с должности начальника ОКБ завода № 24 и о назначении на эту должность К.В. Новикова. Микулин с понижением назначался ответственным конструктором конструкторской группы по мотору АМ-34ФРН.
Материалы
Орлов Г.В. «М-34 (АМ-34) — Советский поршневой универсальный двигатель отечественного производства с жидкостным охлаждением. (1931)» — (повествование 18.09.2024).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/dvigateli_sssr/0-13
https://ussr-cccp.moy.su/publ/dvigateli_sssr/k_samoljotam_porshnevye/aviadvigateli_porshnevye/146-1-0-121
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/dvigateli_sssr/k_samoljotam_porshnevye/aviadvigateli_porshnevye/146-1-0-121 |