ЗиГ-1 (ПС-89) — Советский пассажирский двухмоторный самолёт (1935)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Москва.
Тип: Пассажирский.
Базовая модель: ?.
Разработчик: Андре Лявиль.
Производитель: Завод имени Гольцмана (Москва), Завод № 89 (Москва).
Первый полёт: 1935.
Конструкция: Цельнометаллический моноплан.
Эксплуатанты: ГВФ АЭРОФЛОТ.
Годы производства: 1935—1938.
Единиц произведено: ~ 8.
Начало эксплуатации: 1935.
Конец эксплуатации: 1941.
Главные конструкторы: Лявиль А.
Инженеры‑конструкторы: Ришар П.Э., Кулев А.В, Эберзин П.И.
Стоимость единицы: ? тыс. руб.
ЗиГ-1 (ПС-89) — Советский скоростной пассажирский двухмоторный цельнометаллический моноплан с неубираемым шасси.
После победы Великой Октябрьской Революции
Предыстория
В середине сентября 1933 года — Советский Союз посетила французская авиационная делегация во главе с министром авиации Пьером Котом, начальником военного кабинета министерства авиации Жако, генеральным инспектором авиации Баресом и начальником гражданской авиации Помье. Французы прилетели на трехмоторном 12-местном Dewoitine D.332. Эта флагманская машина, которую встречали на Центральном аэродроме Москвы комиссар иностранных дел М.М.Литвинов и начальник ВВС Я.И.Алкснис.
В 1933 году — в НИИ ГВФ началась разработка нового цельнометаллического транспортно-пассажирского самолёта. Новый самолёт создавал приглашенный в СССР французский конструктор Андре Лявиль.
Строить самолёт начали на ремонтном заводе № 89, которому присвоили имя погибшего 05 сентября 1933 года — в авиационной катастрофе начальника Главного управления ГВФ и предприятие стало именоваться заводом имени Гольцмана. Так новый аппарат получил свое первое обозначение (ЗиГ-1) по названию завода.
На заключительном этапе постройки самолета работой руководил инженер А.В.Кулев. Анри Лявиль был вынужден уйти из авиапромышленности, однако из Советского Союза не уехал. Известно, что вплоть до 1939 года — он работал московским корреспондентом французских газет: его имя встретилось в документах, касающихся разбирательства дел на полярных станциях.
Повествование
Самолёт, получивший обозначение ЗиГ-1, имел салон на 14 пассажирских мест, либо мог перевозить груз массой до 1300 килограммов или 12 пассажирских мест и груз массой до 240 килограммов.
Самолёт представлял из себя моноплан с низкорасположенным крылом площадью 72 квадратных метра. Два двигателя М-17Ф, расположенные на плоскостях, развивали мощность по 730 лошадиных сил каждый. Шасси неубираемое в специальных аэродинамических обтекателях и максимально гладкий фюзеляж.
В начале 1935 года — построили двухмоторный ЗиГ-1 и вывели самолёт на аэродром.
Весной 1935 года — состоялся первый полёт самолёта ЗиГ-1. Испытания проходили вполне успешно.
29 ноября 1935 года — На их заключительной стадии испытания произошла катастрофа - при определении максимальной скорости на высоте 50 м разрушилось хвостовое оперение, и машина врезалась в землю. Погибли лётчики Аблязовский, Жиркович, инженер Кулев. Предполагалось, что причиной разрушения стал бафтинг хвостового оперения; кроме того, при детальном осмотре разрушенных элементов конструкции нашли и дефекты клепки.
В 1936 году — работу над самолёта ЗиГ-1 продолжили, тем более что ЗиГ-1 в связи с заключением договора с Чехословакией решили направить на линию Москва — Прага.
Постройку следующего экземпляра вёл инженер П.И.Эберзин.
С 17 февраля года по 13 марта 1937 года — Самолёт ЗиГ-1 (ПС-89) проходил государственные испытания в Москве.
В отчёте по испытаниям указывалось, что летные характеристики предъявленного ЗиГ-1 (ПС-89) оказались ниже уровня, достигнутого самолётами выпуска 1935-1936 годов:
- в частности, максимальная скорость (285 км/ч) была ниже обещанных 315 км/ч,
- потолок (4250 м) не достиг расчетных 6000 м.
- Обзор из пилотской кабины лётчик-испытатель Шварц определил как неудовлетворительный по причине узкого переднего стекла, а саму кабину назвал тесной. Очень тесной показалась всем участникам испытаний и пассажирская кабина.
В конце 1937 года — первый предсерийный экземпляр готовили для участия в поисках С.Леваневского.
Серийную постройку, тем не менее, посчитали целесообразной при условии обязательного проведения на заводе № 89 модификации самолета до уровня требований тех лет.
В начале 1938 года — в Московском управлении ГВФ поступило 5 ПС-89, а в конце года закончили всю серию в количестве 7 экземпляров. В эксплуатации самолеты получили следующие регистрационные номера:
- URSS-М128 и URSS-M130 (международные линии),
- СССР-Л2139, СССР-Л2140, СССР-Л2141, СССР-Л2142, СССР-Л2146 (внутренние линии).
  Однако наиболее полноценно он использовался в составе Московского управления ГВФ для пассажирского сообщения в европейской части СССР. ПС-89 летали в Свердловск, Харьков, Киев, Симферополь, Орел и Астрахань.
В период с 28 марта 1939 года по 06 апреля 1939 года — На экземпляре СССР-Л2140 после ремонта, в ходе которого, в частности, колеса основного шасси размером 1100×250 мм были заменены колесами 950 x 325 мм, провели специальные испытания. Летал лётчик Э.И. Шварц, полётная скорость у земли составила 237 км/ч. Машина показала недостаточную скороподъемность. С одним мотором самолет мог продолжить полет без снижения только на высоте 600-700 метров, потолок составил 4000 метров. Особо отмечалось, что эксплуатация машины в высокогорных районах не рекомендуется.
В период с 1939 года по 1940 год — Самолёт ПС-89 Л-2142 упоминается в числе самолётов, привлеченных к транспортным перевозкам в период Советско-финской войны.
На 01 января 1940 года — В Московском управлении ГВФ на линии Москва — Симферополь числилось 6 ЗиГ-1 (ПС-89), из них 4 экземпляра лётных и 2 — в ремонте. Через несколько месяцев одну машину списали после аварии.
Весной 1941 года — 4 ЗиГ-1 (ПС-89) числились как действующие лайнеры Аэрофлота.
В годы Великой Отечественной Войны
По состоянию на 01 января 1943 года — В составе ГУ ГВФ значились 3 ПС-89, все экземпляры оценивались как исправные. Самолёты продолжали эксплуатироваться в Московском управлении ГВФ.
Послевоенный период
?
Конструкция АНТ-35 (ПС-35)
Двухмоторный цельнометаллический моноплан с неубираемым шасси, рассчитанный на 12-14 пассажиров, пилота, бортмеханика и 240 кг багажа.
Фюзеляж
Типа монокок овального сечения. Конструктивно состоял из нескольких частей. За носовым отсеком располагалась закрытая двухместная пилотская кабина.
Салон
Пассажирский салон состоял из двух кабин - первая четырёхместная с большим иллюминатором и свободным размещением пассажиров, вторая кабина восьмиместная.
В конце салона располагался туалет и багажное отделение.
Салон был просторный пассажир мог стоять в полный рост.
Иллюминаторы располагались у каждого пассажирского ряда.
Салон был обшит звукопоглощающим материалом, оборудован системой отопления, вентиляции и электрическим освещением.
Крыло
Свободнонесущее двухлонжеронное с гладкой дюралевой обшивкой.
Конструктивно состоит из центроплана и двух отъёмных консолей.
Консоли пристыкованы к центроплану под углом к линии горизонта.
Центроплан в плане прямоугольный, консоли трапециевидные, с закругленными законцовками. На центроплане установлен аэродинамически обтекаемые гондолы двигателей.
Механизация крыла - элероны, закрылки, посадочные щитки.
Оперение
Классическое. Киль с рулем направления и стабилизатор с рулем высоты. Стабилизатор, трапециевидный в плане, крепится к вертикальному оперению на двух подкосах. Обшивка киля и стабилизатора гладкая дюралевая, обшивка руля направления и руля высоты полотняная.
Силовая установка
Два двигателя поршневых V-образных 12-цилиндровых двигателя с водяным охлаждением М-17Ф (лицензионная копия немецкого двигателя BMW-VI), мощностью 730 л.с. Двигатели монтировались на крыле в мотогондолах. Сотовые радиаторы устанавливались в капотах, для максимального снижения лобового сопротивления.
Воздушный винт двухлопастный. Запас топлива 800 кг, запас масла 60 кг
Шасси
Неубираемое, закрытое обтекателями, двухстоечное с хвостовой опорой. Колеса основных стоек снабжены тормозами. Амортизация воздушно-масляная. Хвостовая опора представляет собой костыльное колесо с воздушно-масляной амортизацией.
Лётно-технические характеристики ЗиГ-1 (ПС-89)
Лётные характеристики |
ЗиГ-1 (ПС-89) |
Максимальная скорость, км/ч |
285 |
Скорость отрыва, км/ч |
- |
Посадочная скорость, км/ч |
115 |
Крейсерская скорость, км/ч |
244 |
Практическая дальность, км |
1300 |
Практический потолок, м |
4400 |
Скороподъёмность, м/мин |
- |
Скороподъёмность, м/с |
- |
Время виража, с |
- |
Продолжительность полёта, ч |
- |
Тяговооружённость, Вт/кг |
- |
Длина разбега, м |
- |
Технические характеристики |
Длина, м |
16,25 |
Ширина, м |
- |
Ширина полозьев составляла, м |
- |
Высота, м |
4,78 |
Размах крыла, м |
23,11 |
Размах крыла хвоста, м |
- |
Площадь крыла, м² |
72,00 |
Длина крыла, м |
- |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м² |
- |
Нагрузка на крыло, кг/V |
100 |
Колея шасси, м |
- |
Пропеллеры, диаметр винта, м |
Двухлопастный |
Масса пустого, кг |
5000 |
Масса снаряжённого, кг |
- |
Максимальная взлётная масса, кг |
7200 |
Нормальная взлётная масса, кг |
- |
Весовая отдача, % |
- |
Мотор/Двигатель/Силовая установка |
2 х - М-17Ф
|
Мощность двигателей, л. с./кВт |
2 х 730/2 × - |
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. |
- |
Ёмкость бензобака, л |
800
|
Ёмкость масла, л |
60 |
Грузовая нагрузка, кг |
1160 |
Колёса, мм |
1100 x 250 |
Лыжи, мм |
3400 x 800 |
Экипаж, чел. |
12 |
Пассажиры, чел. |
14 |
Вооружение |
Стрелково-пушечное |
- |
Точки подвески, подфюзеляжные |
- |
Точки подвески, крыльевые |
- |
Бомбы, кг |
- |
Оборудование самолёта ЗиГ-1 (ПС-89)
Самолёт был оборудован полным комплектом пилотажно-навигационного оборудования, что позволяло совершать полёты в сложных метеоусловиях.
- автопилот,
- радиополукомпас,
- радиостанция
и другим передовым оборудованием, что выгодно отличало его от других серийных отечественных самолётов.
Электрооборудование
?
В кино
- В 1939 году — ПС-89 впервые появился на большом экране: самолет ЗиГ-1 (ПС-89) вместе с DС-3, УТ-2 и УТ-1 стал участником художественного фильма «Мужество» режиссера М.Калатозова. Фильм, нужно отметить, ничем особенным не отметился: обычная агитка про шпионов. Однако воздушные съемки, которые велись четырьмя операторами при консультации известного лётчика-«миллионера» Н.Шебанова, были просто потрясающими!
- Самолёт ЗиГ-1 (ПС-89) Л-2146, снимался в Советском художественном фильме «Будни» (1940).
Мифы, события, факты
1. 28 мая 1940 года — В Московском Центральном аэропорту произошел курьезный случай, достойный небольшого рассказа. В соответствии с расписанием к месту посадки пассажиров подрулил самолет ПС-89 СССР-Л2140, направлявшийся в Харьков. Вслед за ним к приёму пассажиров подготовился внерейсовый ПС-89 СССР-Л2142, следующий до Свердловска. Дежурный по аэропорту, не разглядев номер подрулившего самолёта и не ожидая извещения диспетчера, объявил о посадке на рейс до Свердловска, в то время как у места посадки стоял харьковский самолёт. (В последующем объяснении дежурного было сказано, что разглядеть номер самолёта ему помешала пыль, поднятая воздушными винтами работающих моторов).
Дежурная по вокзалу вывела пассажиров на посадку согласно объявлению, предварительно проверив у них билеты. Пассажиров загрузили в ПС-89 СССР-Л2140, который не мешкая взлетел. Таким образом, ничего не подозревающие «свердловчане» в 4 часа 30 мин. благополучно вылетели в направлении на Харьков. Однако недоразумение прояснилось очень скоро при посадке настоящих харьковских пассажиров в ПС-89 СССР-Л2142. По радио связались с СССР-Л2140 и вернули его назад; пассажиров пересадили на нужные направления, и они вполне благополучно прибыли в свои города. Работники аэропорта отделались выговорами и поставкой «на вид».
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8 |