СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Амфибии [7]
Самолёты-амфибии СССР
Военные [81]
Военные самолёты СССР
Многоцелевые [11]
Многоцелевые самолёты СССР
Пассажирские [71]
Гражданская авиация
Санитарные [12]
Санитарная авиация СССР
Учебные [14]
Учебные самолёты СССР,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » САМОЛЁТЫ СССР » Амфибии

Ш-2 — Амфибия (летающая лодка) — Советский многоцелевой одномоторный самолёт-полутораплан (11.11.1930)

 Ш-2 — Амфибия (летающая лодка) — Советский многоцелевой одномоторный самолёт-полутораплан (11.11.1930)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страна:   СССР.
Город:     Ленинград.
Тип:     Самолёт-амфибия.
Базовая модель:     Ш-1.
Разработчик:     ОКБ Шаврова.
Производитель:     Завод № 31 (Таганрог), Завод № 23 (Ленинград).
Первый полёт:     11.11.1930.
Конструкция:     Полутораплан.
Эксплуатанты:     ВВС РККА, АЭРОФЛОТ.
Годы производства:     1930 — 1952
Единиц произведено:     ~ 1200.
Главный конструкторы:     Шавров В.Б.
Инженеры‑конструкторы:     .
Стоимость единицы:     ? тыс. руб.

 


Ш-2 — Амфибия (летающая лодка) — Советский многоцелевой одномоторный самолёт-биплан (11.11.1930)Ш-2 — Советский серийный самолет-амфибия, летающая лодка - полутораплан конструкции В.Б. Шаврова. Эксплуатировался до 1965 года. Первый в мире крупносерийный самолёт с убираемым шасси.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предыстория

Великая Октябрьская Социалистическая Революция - 1917 года (повествование)После победы Великой Октябрьской Революции

Шавров В.Б. (биография)В 1929 году — построенный В Б. Шавровым самолёт-амфибия Ш-1 прошёл успешные испытания.

 

 

 

 

М-11 (повествование)По их результатам конструктору было поручено создать самолёт с более мощным отечественным двигателем М-11 мощностью 100 л. с. (взамен 85-сильного чехословацкого «Вальтера»). Проект нового самолёта-амфибии был одобрен Научно-техническим комитетом ВВС в качестве учебного гидросамолёта. Для постройки первого образца был выбран Ленинградский завод «Красный лётчик».

 

Повествование

11 ноября 1930 года — Самолёт-амфибия Ш-2 совершил первые полёты лётчик Б.В. Глаголев с аэродрома и с воды.

В июне 1931 года — после завершения Государственных испытаний, было принято решение о серийной постройке.

Серийное производство Ш-2 было организовано на Таганрогском заводе № 31.

01 апреля 1932 года — был выпущен первый самолёт-амфибия Ш-2.

В 1932 году — было выпущено 30 самолётов-амфибий Ш-2.

В 1933 году — Для нужд санитарной авиации был спроектирован санитарный вариант амфибии с отсеком для носилок конструкции Ф.Ф. Липгарта и увеличенным запасом топлива (было изготовлено 16 таких самолётов).

В 1933 году — было выпущено 200 самолётов-амфибий Ш-2.

В 1933 году — Ш-2 использовался для ледовой разведки в экспедиции парохода «Челюскин», базируясь на его борту. Пилотировал самолёт М.С. Бабушкин. После катастрофы парохода Ш-2 был выгружен на лёд и позже перелетел в Ванкарем.

 

Советский Дальний Восток СССР (повествование)С 1933 года — самолёты-амфибии Ш-2 выполняли почтовые и пассажирские рейсы в Карелии, на Дальнем Востоке и в Сибири.

 

 

 

В 1934 году — было выпущено 40 самолётов-амфибий Ш-2.

Всего было выпущено 270 самолётов, после чего их производство прекратилось. Эксплуатировавшиеся самолёты, выработав свой ресурс, постепенно списывались.

К 01 апреля 1941 года — в гражданских ведомствах числилось:

  • 32 исправных,
  • 12 неисправных
  • 2 неисправных самолёта состояли на балансе НКВД.

Ситуация изменилась с началом Советско-финской войны, когда выяснилась необходимость наличия малого гидросамолёта для оперативной связи в войсках, вывоза раненых и т. п. в условиях болотистой местности, большого количества рек и озёр.

ГУ ГВФ (повествование)В связи с этим ГУ ГВФ было принято решение вернуть списанные Ш-2 в строй. Восстановлением и капитальным ремонтом этих машин занимались Ленинградские авиаремонтные мастерские ГВФ (АРМ-21).

 

 


У-2 (По-2) (повествование)При этом выяснилось, что простота и дешевизна конструкции самолёта (он был дешевле в производстве, чем даже У-2 (По-2) позволяли возобновить их серийное производство. Под руководством В.Ф. Рентеля была проведена модернизация проекта — новые самолёты получили двигатель М-11Д, улучшенные амортизаторы моторамы, контрподкосы и др. До начала Великой Отечественной войны в мастерских успели собрать 50 машин.

 

Великая Отечественная война — СССР—Германия (22.06.1941 — 09.05.1945) (повествование)В годы Великой Отечественной Войны

Иркутск — Город СССР (повествование)В августе 1941 года — при эвакуации АРМ-21 в Иркутск, туда же были отправлены и готовые детали для 20 самолётов Ш-2.

В 1942 году — в Иркутске были выпущены первые самолёты Ш-2.

На Ремонтном заводе ГВФ № 403 было организовано и новое производство, при этом в конструкцию был внесён ряд изменений, продиктованных сложностями снабжения в годы войны.

Всего с 1942 года по 1945 год — в Иркутске было выпущено 150 новых самолёта Ш-2 и отремонтировано 286.

 

Послевоенный период

После войны самолёт выпускался в Иркутске крупными партиями в 1946—1947 и в 1951—1952 годах. Модифицированный вариант включал в себя новый, более мощный, вариант двигателя М-11 (М-11Л, 115 л. с. и М-11К, 125 л. с.), приспособление для его запуска от баллона со сжатым воздухом, триммеры на рулях высоты и направления, закрытую кабину и др.

В 1948 году — было получено трофейное немецкое оборудование. После войны продолжен ремонт гражданских самолетов и моторов, налажена сборка самолетов У-2 и Ш-2.

Точных данных о количестве выпущенных за все годы Ш-2 нет. Известно, что их было построено более 700 (по некоторым оценкам — от 800 до 1200). Простота и высокая ремонтопригодность машины (иногда они проходили по 4—5 капитальных ремонтов) обеспечили этой машине долгую жизнь.

 

Конструкция

Ш-2 - самолет-амфибия, летающая лодка - полутораплан с тянущим винтом и двигателем размещенным на верхнем крыле.

Фюзеляж

Фюзеляж - имеет форму лодки и сделан из дерева. Силовой набор фюзеляжа - 25 шпангоутов, 4 стрингера, идущих вдоль борта лодки, и нижний килевой стрингер, усиленный брусом из ясеня. Лодка разделена на пять водонепроницаемых отсеков четырьмя шпангоутами с герметичными переборками, это обеспечивало самолёту плавучесть и непотопляемость. В каждом из отсеков имеются сливные резьбовые пробки, а сверху смотровые люки. Шпангоуты расположенные в местах крепления крыльев и шасси усилены. Для обеспечения отрыва лодки от воды, при взлёте, снаружи на днище укреплен редан. Обшивка многослойная фанера на днище толщиной 4-6 мм, на бортах и палубе 3 мм. Снаружи обшивка оклеена полотном на аэролаке, это обеспечивало полную защиту от воды. Для буксировки и швартовки самолёта на плаву в носовой части установлен ремболт с петлей из троса. На лодке под верхним крылом расположена закрытая трёхместная кабина. Козырек кабины выполнен из дюралюминия и застеклен плексигласом.

Крыло

Крыло - полутороплан, верхнее крыло по размаху значительно больше нижнего. Профили крыльев различны.

Нижнее крыло двухлонжеронное. Центральная часть нижнего крыла интегрирована в конструкцию лодки при помощи стальных труб с каплеобразным сечением. На отъёмных консолях нижнего крыла установлены поплавки боковой остойчивости. Нижнее крыло и поплавки изготовлены из дерева, обшивка фанера обклеенная полотном на аэролаке. На поплавках имеются реданы, облегчающие взлет с воды.

Верхнее крыло состоит из центроплана и двух консольных частей. Центроплан выполнен из дюралюминия, а консоли деревянные. Силовой каркас состоит из двух лонжеронов и ферменных нервюр. Консоли укреплены подкосами, которые крепятся к фюзеляжу. Консоли складывающиеся, они поворачиваются вокруг оси разъема второго лонжерона и болта крепления заднего подкоса крыла. Это сделано для возможности хранения самолета на корабле или в ангаре. Обшивка крыла полотно. Носок крыла до переднего лонжерона и нижняя поверхность до выреза под элерон усилена фанерой. Элероны имеют щелевой профиль и раскосную конструкцию. Обшивка передней части элерона до лонжерона фанера, а весь он обтянут полотном.

Хвостовое оперение

Хвостовое оперение - деревянное, обшивка полотно. Стабилизатор - двухлонжеронный, крепится к хвостовой части фюзеляжа при помощи четырёх подкосов. Хвостовая часть фюзеляжа заканчивается килем. Рули высоты и руль направления раскосной конструкции.

Шасси

Шасси - двухопорное с костыльной пятой, поднимающееся. Состоит из двух опор с колесами, которые закреплены на полуосях со шнуровой амортизацией. Опоры крепятся к узлам усиленного шпангоута. Каждая опора состоит из двух труб, по которым движется ползун с закрепленной полуосью колеса. Между опорными поверхностями верхнего и нижнего положений ползуна проложена листовая резина для гашения ударов. В опущенном положении опоры фиксируются стопором, закрепленном на нижней скобе. На оси шасси и костыльную пяту, при необходимости, могут устанавливаться лыжи. Для подъёма и опускания шасси в кабине, рядом с приборной доской, установлена рукоятка тросового привода.

Силовая установка

Мотор - четырёхтактный пятицилиндровый радиальный двигатель с воздушным охлаждением М-11 мощностью 100 л.с. Двигатель крепился на мотораму, установленную сверху на центроплан верхнего крыла. В оборудование самолёта была включена система запуска двигателя сжатым воздухом.

Воздушный винт

Воздушный винт - деревянный фиксированного шага диаметром 2,35 м.

 

Лётно-технические характеристики Ш-2

Лётные характеристики  
Максимальная скорость, км/ч 139
Скорость отрыва, км/ч 70
Посадочная скорость,  км/ч 65
Крейсерская скорость, км/ч 80
Практическая дальность, км 500
Практический потолок, м 3100
Скороподъёмность, м/мин -
Время виража, с -
Нагрузка на крыло, кг/м² -
Тяговооружённость, Вт/кг -
Длина разбега, м -
Технические характеристики
Длина, м 8,2
Ширина, м -
Ширина полозьев составляла, м -
Высота, м 3,5
Размах крыла, м 13,0
Размах крыла хвоста, м -
Площадь крыла, м² 24,7
Пропеллеры 2-лопастный-
Масса пустого, кг 660
Масса снаряжённого, кг  -
Максимальная взлётная масса, кг -
Нормальная взлётная масса, кг  937
Мотор/Двигатель/Силовая установка М-11
Мощность двигателей, л. с./кВт 100/
Ёмкость бензобака, л 330
Экипаж, чел. 2
Пассажиры, чел. 1
Вооружение
Стрелково-пушечное -
Точки подвески, подфюзеляжные -
Точки подвески, крыльевые -
Бомбы, кг -

 

Модификации Ш-2
Модификация Описание Примечание
Ш-2 Основная модель  
Ш-2 С Санитарный вариант  
Ш-2 бис Вариант с двигателем М-11Л  

 

Филателия

на почтовой марке

В 1977 году — Почта СССР выпустила почтовую марку с изображением самолёта-амфибии Ш-2.

 

 

 

 

 

Мифы, события, факты

1. В августе 1942 года — два Ш-2С (бортовые номера СССР-Х-217 и СССР-Х-370) были захвачены финнами вблизи Петрозаводска и с октября 1942 по сентябрь 1944 года использовались финскими ВВС.

2. Самолет-амфибия Ш-2 нашел широкое применение в летных школах и аэроклубах как учебная лодка и амфибия, на аэролиниях Севера, Сибири и Дальнего Востока, применялся в Арктике, был на кораблях «Челюскин», «Литке», «Красин» и других для ледовой разведки. Использовался для рыбных промыслов, геологоразведочных и других экспедиций, в лесном хозяйстве и для связи. Самолет Ш-2 оказался одним из наиболее долговечных в мире, он применялся более тридцати лет - до 1965 года.

 

Материалы

Орлов Г.В. «Ш-2 — Амфибия (летающая лодка) — Советский многоцелевой одномоторный самолёт-полутораплан (11.11.1930)» — (повествование 24.09.2024).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8

https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/amfibii/sh_samoljoty_sssr/972-1-0-4665

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/amfibii/sh_samoljoty_sssr/972-1-0-4665
Категория: Амфибии | Добавил: soviet-union-ussr (24.09.2024) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 48 | Теги: Ш-2. Амфибия, самолёт-биплан, Советский многоцелевой одномоторный, Орлов Геннадий Викторович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей