УТ-2 (АИР-10—Я-20) — Советский учебно-тренировочный самолёт (11.07.1935)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Москва.
Тип: Учебно-тренировочный.
Базовая модель: АИР-9.
Разработчик: ОКБ 115.
Производитель: Завод ГАЗ-115 (Москва); Завод № 23 и 47 (Ленинград); № 47 (Чкалов); № 168 (Волжск, Ростов-на-Дону);
Первый полёт: 11.07.1935.
Конструкция: Моноплан.
Эксплуатанты: ВВС РККА; ГВФ.
Годы производства: 1937—1948.
Единиц произведено: ~ 7244.
Начало эксплуатации: 19.
Конец эксплуатации: 19.
Главные конструкторы: Яковлев А.С.
Инженеры‑конструкторы: .
Стоимость единицы: ? тыс. руб.
УТ-2 (АИР-10—Я-20)— Советский учебно-тренировочный самолёт. Одномоторный двухместный моноплан, с тянущим винтом, низко расположенным свободнонесущим крылом, открытыми кабинами инструктора и ученика, расположенными тандемом, и неубирающимся в полёте шасси. Зимой шасси менялось на лыжное (деревянные лыжи).
После победы Великой Октябрьской Революции
Предыстория
Самолёт был спроектирован командой Александра Сергеевича Яковлева в ОКБ-115.
Первоначально он назывался «АИР-10» и был создан на базе «АИР-9», но был проще, с тандемными открытыми кабинами, а также без предкрылков и закрылков. Смешанная конструкция AIR-10 из дерева и металла была упрощена, чтобы использовать только дерево для облегчения производства,
а рядный двигатель Renault мощностью 120 л. с. AIR-10 был заменён на 112-киловаттный (150 л. с.) радиальный Швецов М-11Е на прототипе и 82-киловаттный (110 л. с.) М-11Г на ранних серийных самолётах.
Повествование
11 июля 1935 года — Состоялся первый полёт самолёта АИР-10.
В 1935 году — самолёт АИР-10 выиграл конкурс и после незначительных изменений был принят в качестве стандартного учебно-тренировочного самолёта ВВС РККА СССР.
26 сентября 1936 года — После отстранения Алексея Ивановича Рыкова, под руководством которого работал Яковлев, инициалы АИР были заменены на Я, и то, что должно было стать АИР-20, стало Я-20 (Я-20).
В сентябре 1937 года — Началось Серийное производство . ВВС РККА СССР присвоили самолёту обозначение УТ-2 (учебно-тренировочный {учебно-тренировочный}, тренажер). УТ-2 было нелегко пилотировать, и он легко входил в штопор.
С 1937 года по 1946 год — на пяти заводах было произведено 7244 УТ-2 всех типов.
В самолёте УТ-2 модели 1940 года — была удлинена передняя часть фюзеляжа и заменен радиальный M-11D мощностью 93 кВт (125 л.с.), чтобы попытаться устранить проблему. Несмотря на улучшения, управляемость и лётные характеристики оставались сложными.В 1941 году — для дальнейшего улучшения управляемости и устойчивости был разработан новый вариант УТ-2М (модернизированный), который заменил в производстве оригинальный УТ-2.
Форма крыла была изменена:
- передняя кромка стала стреловидной,
- задняя — прямой,
- вертикальный стабилизатор был увеличен,
- измененным хвостовым оперением,
- уменьшением площади элеронов и др.
УТ-2М был очень прост в управлении, «прощал» грубые ученические ошибки, не входил в плоский штопор, а в крутой штопор входил очень неохотно и выходил из него даже при нейтральных рулях без малейшего запаздывания. Самолёт получил широкое признание и высокую оценку. Применение УТ-2 постоянно расширялось, и к началу войны он полностью заменил У-2 в качестве учебного самолёта.
В годы Великой Отечественной Войны
-
Послевоенный период
После войны UT-2 также эксплуатировались польскими и венгерскими военно-воздушными силами.
В 1950-х годах — УТ-2 был заменён базовым учебно-тренировочным самолётом Як-18 и учебно-тренировочным самолётом Як-11.
УТ-2 (АИР-10—Я-20) стал одним из основных учебных самолётов в военных школах и аэроклубах.
Производство самолётов УТ-2 (АИР-10—Я-20)
Производитель |
1938 |
1939 |
1940 |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
1946 |
1947 |
1948 |
Всего |
№ 23 (Ленинград) |
35 |
254 |
383 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
677 |
№ 47 (Ленинград) |
|
10 |
165 |
414 |
|
|
|
|
|
|
|
589 |
№ 47 (Чкалов) |
|
|
|
136 |
427 |
|
|
|
|
|
|
563 |
№ 116 (Семеновка) |
|
|
|
99 |
539 |
702 |
746 |
845 |
413 |
289 |
185 |
3818 |
№ 168 (Волжск, с октября 1943 года - Ростов-на-Дону) |
|
|
|
|
12 |
207 |
309 |
407 |
170 |
37 |
|
1142 |
№ 301 (Химки) |
110 |
276 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
386 |
№ 447 (Ереван) |
|
|
|
|
|
|
|
27 |
42 |
|
|
69 |
Всего |
145 |
540 |
548 |
654 |
978 |
909 |
1055 |
1279 |
625 |
326 |
185 |
7244 |
Конструкция УТ-2 (АИР-10—Я-20)
Учебно-тренировочный двухместный низкоплан.
Фюзеляж
Конструкция деревянная. Обшивка самолёта — фанера с полотном.
Салон
-
Крыло
?
Оперение
?
Силовая установка
1 × М-11 или М-11Е мощностью 100/150 л.с.
Шасси
Неубирающееся, но тщательно закапотированное шасси или поплавковом варианте.
Лётно-технические характеристики УТ-2 (АИР-10—Я-20)
Лётные характеристики |
УТ-2 |
УТ-2М |
Максимальная скорость, км/ч |
210-230 |
- |
Скорость отрыва, км/ч |
- |
- |
Посадочная скорость, км/ч |
- |
- |
Крейсерская скорость, км/ч |
160-205 |
- |
Практическая дальность, км |
230-500 |
- |
Практический потолок, м |
3500 |
- |
Скороподъёмность, м/мин |
- |
- |
Скороподъёмность, м/с |
3,3 |
- |
Время виража, с |
- |
- |
Продолжительность полёта, ч |
- |
- |
Тяговооружённость, Вт/кг |
- |
- |
Длина разбега, м |
- |
- |
Технические характеристики |
Длина, м |
7,15 |
- |
Ширина, м |
- |
- |
Ширина полозьев составляла, м |
- |
- |
Высота, м |
2,99 |
- |
Размах крыльев, м |
10,20 |
- |
Размах крыла хвоста, м |
- |
- |
Площадь крыла, м² |
17,12 |
- |
Длина крыла, м |
- |
- |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м² |
- |
- |
Колея шасси, м |
- |
- |
Пропеллеры, диаметр винта, м |
2-лопастный пропеллер фиксированного шага |
- |
Масса пустого, кг |
616 |
- |
Масса снаряжённого, кг |
628 |
- |
Максимальная взлётная масса, кг |
938 |
- |
Нормальная взлётная масса, кг |
- |
- |
Полезная нагрузка, кг |
- |
- |
Весовая отдача, % |
- |
- |
Мотор/Двигатель/Силовая установка |
1 × М-11 или М-11Е
|
М-11Е |
Мощность двигателей, л.с./кВт |
100-150/93,2 |
150/ |
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. |
- |
- |
Общая ёмкость бензобаков, л |
- |
- |
Ёмкость бензобака, л |
-
|
- |
Ёмкость масла, л |
- |
- |
Грузовая нагрузка, кг |
- |
- |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
Пассажиры, чел. |
- |
- |
Вооружение |
Стрелково-пушечное |
- |
- |
Точки подвески, подфюзеляжные |
- |
- |
Точки подвески, крыльевые |
- |
- |
Реактивные снаряды |
8 ракет РС-82. (УТ-2МВ) |
- |
Бомбы, кг |
50-100 |
- |
Оборудование самолёта УТ-2 (АИР-10—Я-20)
-
Электрооборудование
-
Филателия
-
Мифы, события, факты
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/voennye/ut_samoljoty_sssr/54-1-0-4691 |