Ш-5 — Амфибия (летающая лодка) — Советский многоцелевой двухмоторный самолёт-моноплан (19.03.1934)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Москва.
Тип: Самолёт-амфибия.
Базовая модель: Ш-?
Разработчик: ОКБ Шаврова.
Производитель: ЗОК (Москва).
Первый полёт: 19.03.1934.
Конструкция: Моноплан.
Эксплуатанты: ?.
Годы производства: 1933 — 1934
Единиц произведено: ~ 1 (прототип).
Главный конструкторы: Шавров В.Б.
Инженеры‑конструкторы: .
Стоимость единицы: ? тыс. руб.
Ш-5 — Советский серийный самолет-амфибия, летающая лодка - моноплан для аэрофотосъемки конструкции В.Б. Шаврова.
Предыстория
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1928 году — Главным управлением геодезии и картографии и в Геодезическом комитете планировалась обширная программа работ по составлению карт СССР различного назначения и масштабов. Большая роль в этом деле уделялась аэрофотосъемке. Для аэросъемки применялись различные самолёты.
В 1929 году — для разработки всего комплекса вопросов была образована специальная комиссия по аэрофотосъемке под председательством академика А.Е. Ферсмана. На заседании этой комиссии обсуждался типаж самолётов для высокопроизводительной съёмки больших площадей.
По докладу В.Б. Шаврова были приняты предварительные схемы самолётов и технические требования к ним. Специфической особенностью требований было наличие широкого угла обзора (144°) для объективов фотоаппаратов, а также определенных углов обзора для лётчика и аэро-съёмщика. Поэтому шасси должно было быть низким, чтобы колёса не попали в поле зрения аппаратов. Кроме того, всеобщее внимание привлекала мысль о самолёте-амфибии, поскольку большая часть территории, подлежащей съёмке, не имела аэродромов.
Весной 1930 года — был организован специальный НИИ по аэрофотосъемке, руководимый академиком А.Е. Ферсманом. Тематика института включала также разработку требований к фото-самолётам.
В апреле - июне 1930 года — два однотипных проекта фото-самолётов - сухопутного и амфибии (оба под два двигателя по 300 л. с.) - были выполнены В.Б. Шавровым (чертежи) и К. А. Вигандом (расчеты) под названиями ФС-1 и ФС-2 (фото-самолёты) и успешно проведены через НТК УВВС от лица НИИ АФС.
К марту 1931 года — ФС оказались в плане ОКБ Ришара, потом - в плане ЦКБ, где в то время работал В.Б. Шавров. После обсуждений на Техсовете ЦКБ решено было самолёты унифицировать, сделав из них один комбинированный - сухопутный с приставными поплавками.
В июле 1931 года — проект самолёта был утверждён как комбинированный - сухопутный с приставными поплавками.
Постройка самолета Ш-5 производилась в ЗОК (Завод опытных конструкций)
НИИ ГВФ, возможности которого были ограничены.
Повествование
19 марта 1934 года — были начаты испытания (на лыжах - так как в ходе их была поломка шасси из-за производственного дефекта) и продолжались до конца года. Когда самолёт Ш-5 впервые поднялся в воздух, он уже был устаревшей конструкцией, этот прототип не был запущен в производство.
В годы Великой Отечественной Войны
?
Послевоенный период
?
Конструкция
Фюзеляж
Фюзеляж с вертикальным оперением был сделан форменным, сварным из труб ХМА с полотняной обтяжкой, поплавки - главный и подкрыльные - деревянные с оклейкой полотном, крыло (профиль МОС-27 16 %) и горизонтальное оперение - из Д1 с полотном, подкосы - стальные трубы с обтекателями из Д1.
В фюзеляже было установлено 12 пассажирских сидений, сменявшихся набором из восьми носилок были сделаны широкая входная дверь и большой люк наверху. Носовая часть фюзеляжа представляла собой кабину, соответствовавшую требованиям аэрофотосъемки. В общем фюзеляж был рационально использован на всем протяжении. Днище фюзеляж имело форму лодки с убирающимся шасси и поплавками аутригеров.
Силовая установка
Двигатели были приняты М-22 480 л.с. с металлическими винтами изменяемого на земле шага.
Лётно-технические характеристики Ш-5
Лётные характеристики |
|
Максимальная скорость, км/ч |
225 |
Скорость отрыва, км/ч |
- |
Посадочная скорость, км/ч |
80 |
Крейсерская скорость, км/ч |
187 |
Практическая дальность, км |
1200 |
Практический потолок, м |
5400 |
Скороподъёмность, м/мин |
250 |
Время виража, с |
- |
Нагрузка на крыло, кг/м² |
- |
Тяговооружённость, Вт/кг |
- |
Длина разбега, м |
- |
Технические характеристики |
Длина, м |
15.00 |
Ширина, м |
- |
Ширина полозьев составляла, м |
- |
Высота, м |
- |
Размах крыла, м |
24.00 |
Размах крыла хвоста, м |
- |
Площадь крыла, м² |
7310 |
Пропеллеры |
2-лопастный-изменяемого на земле шага |
Масса пустого, кг |
3150 |
Масса снаряжённого, кг |
- |
Максимальная взлётная масса, кг |
- |
Нормальная взлётная масса, кг |
5000 |
Мотор/Двигатель/Силовая установка |
2 ПД М-22 |
Мощность двигателей, л. с./кВт |
2 х 480/358 |
Ёмкость бензобака, л |
- |
Экипаж, чел. |
3 |
Пассажиры, чел. |
12 |
Вооружение |
Стрелково-пушечное |
- |
Точки подвески, подфюзеляжные |
- |
Точки подвески, крыльевые |
- |
Бомбы, кг |
- |
Филателия
?
Мифы, события, факты
1.
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/amfibii/sh_samoljoty_sssr/972-1-0-4665 |