АНТ-35 (ПС-35) — Советский пассажирский двухмоторный самолёт (20.08.1936)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Москва.
Тип: Пассажирский.
Базовая модель: АНТ-40.
Разработчик: ОКБ Туполева.
Производитель: Авиазавод № 156 (Москва), Завод № 22 (Москва).
Первый полёт: 20.08.1936.
Конструкция: Свободнонесущий моноплан.
Эксплуатанты: ГВФ АЭРОФЛОТ.
Годы производства: 1937—1939.
Единиц произведено: ~ 9.
Начало эксплуатации: 1937.
Конец эксплуатации: 01.06.1944.
Главные конструкторы: Туполев А.Н., Архангельский А.А.
Инженеры‑конструкторы: ?
Стоимость единицы: ? тыс. руб.
АНТ-35 (ПС-35) — Советский скоростной пассажирский двухмоторный самолёт. Свободнонесущий моноплан с низкорасположенный крылом.
После победы Великой Октябрьской Революции
Предыстория
В мае 1934 года — авиационным научным инженерно-техническим обществом «Авиавнито» и газетой «За рулём» был объявлен конкурс на скоростной транспортный самолёт. Согласно техническим требованиям, предусматривалось создание самолёта со скоростью полёта 400—450 км/ч, дальностью 1250—1500 км, потолком 7500 м, способного перевозить 5-12 пассажиров с багажом. В конкурсе участвовали десятки проектов, но ни один из них не был реализован.
А.Н. Туполев по собственной инициативе решил спроектировать пассажирский самолёт на базе скоростного бомбардировщика АНТ-40.
01 августа 1935 года — Началась разработка и велась в бригаде А.А. Архангельского, создателя прототипа. АНТ-35 был выполнен по схеме двухдвигательного цельнометаллического низкоплана с убирающимся шасси. От предшественника самолёт унаследовал крыло, оперение, шасси и ряд других агрегатов.
Для достижения максимальной скорости было уменьшено до минимума поперечное сечение фюзеляжа, улучшено сопряжение агрегатов планера и качество отделки. В качестве двигателей предполагалось использовать французские двигатели Гном-Рон 14Krsd «Мистраль Мажор» с редукторами (в советской постройке М-85 мощностью 860 л. с.).
Для улучшения лётных и эксплуатационных характеристик в конструкции АНТ-35 (ПС-35) были использованы все последние достижения авиационной науки: капоты, опиравшиеся непосредственно на головки цилиндров моторов, масляный радиатор в носке крыла, щитки по всему размаху центроплана с гидравлическим управлением, неразрезной стабилизатор с работающей обшивкой, резиновые амортизаторы в местах крепления двигателей к крылу.
Повествование
20 августа 1936 года — Экипаж лётчика М.М. Громова совершил первый полёт на самолёте ПС-35. При нормальной полётной массе 6620 кг самолёт развил максимальную скорость 390 км/ч, став на тот период одним из самых скоростных пассажирских самолётов в мире.
17 сентября 1936 года — Газета «Известия»
опубликовала рапорт авиастроителей Сталину:
Выполняя задание партии и правительства по созданию скоростных пассажирских самолётов, коллектив Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и завода опытных конструкций сконструировал и построил опытный образец такой машины АНТ-35.
-
 15 сентября 1936 года — самолет АНТ-35, пилотируемый шеф-пилотом ЦАГИ Героем Советского Союза товарищем М.М. Громовым, совершил перелёт из Москвы в Ленинград и обратно в рекордно короткий срок, покрыв дистанцию в 1266 километров за 3 часа 38 минут со средней скоростью 350км/ч. Самолет имел на борту 7 человек экипажа и пассажиров. Коллектив ЦАГИ и завода опытных конструкций обещает Вам не останавливаться на достигнутом и вести борьбу и впредь за создание самолётов еще более высокого качества, обеспечивающих мощь нашего воздушного флота и оборону нашей великой страны.
В ноябре 1936-го — на самолёте АНТ-35 (ПС-35) URSS-N035 экипаж в составе М.М. Громова, второго пилота С.С. Корзинщикова, штурмана С.А. Данилина и механика Аникиса в сложных метеоусловиях совершил перелёт по маршруту Москва – Кенигсберг (Калининград) - Кельн - Париж.
С 13 по 30 ноября 1936 года — Самолёт АНТ-35 (ПС-35) бортовой номер URSS-N035 демонстрировался на 15-й авиационной выставке и вызвал большой интерес авиационной общественности. Из 10-ти экспонировавшихся транспортных самолетов только АНТ-35 и французский Бреге 470-Т обладали наилучшими характеристиками. АНТ-35 отличался не только высокой крейсерской скоростью. Он мог продолжать полет на одном моторе, что повышало безопасность полетов. По этому поводу английский журнал «Флайт» писал:
- «Из представленных гражданских самолётов наибольший интерес представляют два русских АНТ-25 и АНТ-35, которые показали, что за два последние года Россия сделала настоящий технический прогресс».
При запуске в серию было решено увеличить высоту салона на 15 см. Второй фюзеляж был изготовлен для нового самолёта АНТ-35бис, который предполагалось оснастить американскими двигателями Райт «Циклон» (Wright Cyclone) или их Советскими лицензионными аналогами М-62ИР мощностью 820/1000 л. с.
В марте 1937 года — Строительство началось на опытном Авиазаводе № 156. Предполагалось, что самолёт станет головным для серии.
С 03 июля 1937 года — Самолёты АНТ-35 (ПС-35) под обозначением бортовой номер URSS-M129 - заводской номер 035, использовался на линии Москва - Стокгольм для перевозки пассажиров, дипломатической почты и срочных грузов.
01 сентября 1937 года — Самолёты АНТ-35 (ПС-35) под обозначением:
- бортовой номер USSR-M131 - заводской номер 3/0,
- бортовой номер URSS-M133- заводской номер 2/0,
- бортовой номер USSR-M134 - заводской номер 4/0,
использовался на международных линиях:
- Москва — Прага,
- Москва — Рига,
- Москва — Стокгольм.
В декабре 1937 года — самолёт ПС-35, под обозначением бортовой номер URSS-M133 - заводской номер 2/0, передан на завод №22, где был достроен в 1938 году.
В период с 1938 года по 1941 год — АНТ-35 (ПС-35), под обозначением:
- бортовой номер СССР-Л2482 - заводской номер 1/0,
- бортовой номер СССР-Л2483 - заводской номер 2/0 ранее имел б/н URSS-M133,
- бортовой номер СССР-Л2484 - заводской номер 3/0 ранее имел б/н URSS-M131,
- бортовой номер СССР-Л2485 - заводской номер 4/0 ранее имел б/н URSS-M134,
- бортовой номер СССР-Л2487 - заводской номер 6/0,
- бортовой номер СССР-Л2488 - заводской номер 7/0,
- бортовой номер СССР-Л2489 - заводской номер 8/0,
использовались на внутрисоюзных линиях небольшой протяжённости:
Москва — Киев,
- Москва — Ленинград,
- Москва — Львов,
- Москва — Одесса.
П р и м е ч а н и е: бортовой номер СССР-Л2486 - заводской номер 5/0, Эксплуатировался в ВВС РККА под бортовым номером ПС-35 (информация требует уточнения), Управление ВВС Дальневосточного фронта.
Первоначально планировалось выпустить 150 машин, затем их число сократили до 50. Но в связи с расширением производства бомбардировщиков СБ и этот план остался на бумаге.
С 1938 года по 1939 год — на заводе было построено ещё семь самолётов. Вместе с двумя первыми экземплярами, общее число произведённых самолётов составило 9 штук.
До массовой серии дело не дошло, так как во второй половине 1930-х годов было налажено производство по лицензии самолётов Ли-2 с теми же двигателями, которые имели значительно большие грузоподъёмность, пассажировместимость и дальность полёта.
В годы Великой Отечественной Войны
В годы Великой Отечественной войны использовался в отдельных транспортных отрядах для переброски солдат, десантирования парашютистов в тыл врага, перевозки боеприпасов, топлива, продовольствия.
01 июня 1944 года — Завершилась эксплуатация последнего самолёта АНТ-35 (ПС-35).
Послевоенный период
?
Конструкция АНТ-35 (ПС-35)
Свободнонесущий моноплан с низкорасположенный крылом и двумя двигателями.
Фюзеляж
Полумонокок с работающей обшивкой. Поперечный силовой набор фюзеляжа — 45 шпангоутов и 8 бимсов. Продольный силовой набор — лонжероны, стрингера и оконные профили. Пассажирская кабина располагалась между 10 и 29 шпангоутами. Кабина была защищена тепло и звукоизоляцией, также было предусмотрено паровое отопление.
Салон
В салоне размещались 10 мягких кресел с откидными спинками, салон имел тепло и звукоизоляцию, общую и индивидуальную вентиляцию, электроосвещение и систему отопления. К услугам пассажиров был даже буфет с горячей пищей, туалет и багажник.
Крыло
Состоит из центроплана и двух отъёмных частей. Крыло двухлонжеронное. Обшивка крыла гладкие листы кольчугалюминия крепились к каркасу при помощи клёпки впотай. На заднем лонжероне располагались узлы навески элеронов и посадочных щитков. В крыльях размещались топливные баки — в центроплане два бака ёмкостью по 415 л, в отъёмных частях крыла — два бака по 470 л. и два маслобака по 95 л.
Оперение
Вертикальное:
- из киля, закрепленного на фюзеляже, и руля поворота с роговой компенсацией. Обшивка руля поворота на серийных самолетах выполнена из гофрированного кольчугалюминия.
Горизонтальное:
- стабилизатор и руль высоты. Стабилизатор неуправляемый, но для обеспечения балансировки при смене колес на лыжи его угол установки мог быть изменен на земле в пределах ± 2 градуса.
Силовая установка
Два двигателя М-62ИР мощностью по 1000 л. с.. Винты изменяемого шага ВИШ-2П с двумя углами установки - взлетным и крейсерским.
Шасси
Двухстоечное, убираемое в гондолы двигателей с задний колесом. Основные шасси убирающиеся при помощи гидравлики с электрической сигнализацией уборки и выпуска. Колёса снабжены колодочными тормозами с пневматическим управлением. Хвостовое колесо самоориентирующееся, неубирающееся.
В зимнее время возможна замена колёс на лыжи.
Лётно-технические характеристики АНТ-35 (ПС-35)
Лётные характеристики |
АНТ-35 (ПС-35) |
Максимальная скорость, км/ч |
390 |
Скорость отрыва, км/ч |
- |
Посадочная скорость, км/ч |
- |
Крейсерская скорость, км/ч |
346 |
Практическая дальность, км |
920/1200 |
Практический потолок, м |
7200 |
Скороподъёмность, м/мин |
- |
Скороподъёмность, м/с |
- |
Время виража, с |
- |
Продолжительность полёта, ч |
- |
Тяговооружённость, Вт/кг |
- |
Длина разбега, м |
- |
Технические характеристики |
Длина, м |
15,40 |
Ширина, м |
- |
Ширина полозьев составляла, м |
- |
Высота, м |
5,659 |
Размах крыла, м |
20,80 |
Размах крыла хвоста, м |
- |
Площадь крыла, м² |
57,80 |
Длина крыла, м |
- |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м² |
- |
Колея шасси, м |
5,55 |
Пропеллеры, диаметр винта, м |
ВИШ-2П цельнометаллические с изменяемым шагом. |
Масса пустого, кг |
5460 |
Масса снаряжённого, кг |
- |
Максимальная взлётная масса, кг |
7370 |
Нормальная взлётная масса, кг |
6620 |
Весовая отдача, % |
- |
Мотор/Двигатель/Силовая установка |
2 ПД х М-62ИР
|
Мощность двигателей, л. с./кВт |
2 х 1000/2 × 735 |
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. |
- |
Ёмкость бензобака, л |
2 х 415
2 х 470
|
Ёмкость масла, л |
2 х 95 |
Грузовая нагрузка, кг |
- |
Экипаж, чел. |
2 |
Пассажиры, чел. |
10 |
Вооружение |
Стрелково-пушечное |
- |
Точки подвески, подфюзеляжные |
- |
Точки подвески, крыльевые |
- |
Бомбы, кг |
- |
Оборудование самолёта АНТ-35 (ПС-35)
Самолёт был оборудован полным комплектом пилотажно-навигационного оборудования, что позволяло совершать полёты в сложных метеоусловиях.
- автопилот,
- радиополукомпас,
- радиостанция
и другим передовым оборудованием, что выгодно отличало его от других серийных отечественных самолётов.
Электрооборудование
Т
Филателия
?
Мифы, события, факты
1.
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/ant_samoljoty_sssr/20-1-0-458 |