СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Амфибии [7]
Самолёты-амфибии СССР
Военные [81]
Военные самолёты СССР
Многоцелевые [11]
Многоцелевые самолёты СССР
Пассажирские [71]
Гражданская авиация
Санитарные [12]
Санитарная авиация СССР
Учебные [14]
Учебные самолёты СССР,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » САМОЛЁТЫ СССР » Многоцелевые

Г-1 — Советский многоцелевой двухмоторный транспортный самолёт (??.??.1935)

 Г-1 — Советский многоцелевой двухмоторный транспортный самолёт (??.??.1935)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страна:   СССР.
Город:     Москва.
Тип:     Транспортный.
Базовая модель:     ТБ-1.
Разработчик:     ОКБ Туполев.
Производитель:     Завод ЗОК (Москва), завод имени Побежимова (Красноярск).
Первый полёт:     ??.??.1935.
Конструкция:     Цельнометаллический моноплан.
Эксплуатанты:     ГВФ.
Годы производства:     1935—1940.
Единиц произведено:     ~ ?.
Главный конструкторы:     Туполев А.Н.
Инженеры‑конструкторы:     ?
Стоимость единицы:     ? тыс. руб.

 


Г-1 — Советский многоцелевой двухмоторный транспортный самолёт (??.??.1935)Г-1 — Советский многоцелевой двухмоторный транспортный самолёт переделанный из ТБ-1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Великая Октябрьская Социалистическая Революция - 1917 года (повествование)После победы Великой Октябрьской Революции

Предыстория

ЦАГИ (повествование)11 ноября 1924 года — в ЦАГИ

 

 

 

 

Туполев А.Н. (биография)под руководством А.Н. Туполева начали проектирование и постройку самолёта ТБ-1 (АНТ-4) с моторами Napier Lion (450 л. с.).

26 ноября 1925 года — Состоялся первый полёт самолёта ТБ-1 длительностью 7 минут, Его совершил лётчик-испытатель А.И. Томашевский. По результату было решено доработать лётный экземпляр.

 

НИИ ГВФ (повествование)В 1933 году — первый самолёт ТБ-1 поступил в гражданскую авиацию. Этот самолёт передали НИИ ГВФ для изучения возможности ее использования для перевозки пассажиров и грузов.

В феврале 1934 года — гражданские лётчики сели за штурвалы бомбардировщиков при чрезвычайных обстоятельствах. Для операции по спасению людей, высадившихся на льдину после гибели парохода «Челюскин», собрали около двух десятков разных самолетов. Из состава ВВС МСДВ выделили два ТБ-1 без вооружения. Но экипажи для них взяли из ГВФ, с опытом полётов на севере. Первым к лагерю челюскинцев 5 марта пробился на ТБ-1 А.В.Ляпидевский. Он привез свежее мясо, инструмент и аккумуляторы для радиостанции, а обратным рейсом вывез в Уэлен всех женщин и детей — 12 человек. Но дальше пошла полоса невезения: мешала непогода, поломки, а кончилось все вынужденной посадкой с вышедшим из строя двигателем. Тем не менее, Ляпидевский стал первым Героем Советского Союза.

 

Повествование

С 1935 года — устаревшие бомбардировщики под маркой Г-1 начали передавать Главному управлению Северного морского пути (ГУСМП), а затем и ГВФ. Все вооружение снималось, проемы турелей обычно зашивались листом. Часто ликвидировали и все остекление штурманской кабины. Над местами пилотов монтировали крышу и делали боковые окна. Переделку вёл завод опытного самолетостроения (Москва), а позднее и завод имени Побежимова в Красноярске.

В феврале-июне 1937 года — Ф.Б.Фарих на самолёте с номером Н-120 пролетел из Москвы до Уэлена через Сибирь и вернулся обратно вдоль побережья Северного Ледовитого океана, преодолев 23000 км.

В марте-мае 1937 года — самолёт Г-1 Управления полярной авиации (УПА) приняли участие в спасении людей с каравана судов, затёртых льдом в море Лаптевых.

В июле 1938 года — ГУСМП располагало 12 самолётами Г-1.

Зимой 1939-1940 года — в период войны с Финляндией несколько самолётов Г-1 вошли в состав Северо-западной особой авиагруппы ГВФ, обслуживавшей действующую армию. Они перевозили продукты, боеприпасы и эвакуировали раненых.

Самолёты Г-1 обычно использовались как грузовые, но иногда на них перевозили и пассажиров. Большая их часть эксплуатировалась на окраинах страны:

  • в Сибири,
  • Советский Дальний Восток СССР (повествование)на Дальнем Востоке,

 

 

 

 

  • Крайнем Севере.

Например:

  • Иркутск — Город СССР (повествование)они обслуживали трассу Иркутск — Чита,
  • летали вдоль Енисея и Лены.

Металлический планер демонстрировал отличную живучесть в условиях безангарного хранения под дождём и снегом.

Летали на колёсах, лыжах и поплавках. Поплавковый вариант именовался Г-1А.

Широкого распространения Г-1, однако, не получили. Их количество измерялось десятками.

К 01 марта 1940 года — парк Самолётов Г-1 ГВФ к дошёл до 15.

ВВС РККА (повествование)Единичные самолёты достались другим ведомствам. Потери от аварий и износа восполнялись передачей техники из ВВС РККА.

В октябре 1940 года — Комитет обороны распорядился о выделении гражданским лётчикам еще 14 ТБ-1.

Несмотря на малочисленность, эти прочные и надёжные самолёты сыграли значительную роль в освоении малообжитых районов.

К началу войны у ВВС РККА самолётов ТБ-1 почти не осталось:

  • Шестью самолётами располагал Тихоокеанский флот. Все они использовались для грузовых перевозок в тылу.
  • В ГВФ имелось 23 самолёта Г-1, из них 11 исправных.
  • Состав пополнился за счёт передачи из УПА машин Ленской авиагруппы, в числе которых были 8 самолётов Г-1.
  • У полярников при этом оставалось около 15 машин.
  • Четыре Г-1 числились за НКОП,
  • один — за Управлением топографо-геодезической службы.

Самолёт Г-1 успешно эксплуатировались гражданскими лётчиками вплоть до начала Великой Отечественной войны.

 

 

Великая Отечественная война — СССР—Германия (22.06.1941 — 09.05.1945) (повествование)В годы Великой Отечественной Войны

Сразу после нападения Германии началось формирование особых авиагрупп и отрядов, придававшихся фронтам и флотам. В них стали включать и самолёты Г-1. Действуя у линии фронта, они попадали под зенитный огонь и атаки немецких истребителей. Но из-за большого износа на передовую таких машин отправили немного.

 

Аэропорт Внуково (повествование)В августе 1941 года — во Внукове оснастили пулемётами первые Самолёты Г-1.

В 1941-1942 годах — в особых группах их насчитывалось всего 4-6. За линию фронта самолёты Г-1 не посылали, старались использовать в тылу. Поэтому потери были небольшими:

  • до конца 1941 года лишились всего четырех самолётов Г-1,
  • а еще один потеряли в феврале 1942 года.

В 1942 году — УПА получило шесть самолётов Г-1 из ГВФ.

В октябре 1942 года — ГВФ располагал в общей сложности 15 машинами этого типа.

В сентябре 1943 года — ГВФ располагал только шестью. Самолёты списывали не столько из-за аварий, сколько из-за износа.

До конца 1944 года — на передовой ещё встречались старые гофрированные самолёты.

В 1944 году в Полярной авиации имелось еще больше десятка Г-1. Они некоторое время летали и после войны, причем были исправны. Списывали их больше из-за аварий и катастроф.

Полярники использовали Самолеты Г-1 всю войну. Самолеты Московской и Игарской групп, Беломорского отряда активно участвовали в операциях флота. Они вели ледовую разведку и даже осуществляли поиск подводных лодок.

 

Послевоенный период

С середины 1945 года — их уже перестали учитывать отдельной графой.

К началу 1946 года — в ГВФ ни одного Г-1 не осталось. 

13 января 1946 года При посадке в Воронеже разбился самолет Г-1 Московского отряда Минрыбпрома. Отлетавший 15 лет ветеран был ни при чём — (при ремонте перепутали тросы управления!).

27 марта 1946 года — Пилот Иванов на подходе к Дудинке попал в снежный заряд и потеряв ориентацию, зацепил землю. Весь экипаж погиб.

В 1947 году полярники списали последний самолёт Г-1.

 

Конструкция Г-1

Двухмоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан. Конструкция самолёта ферменная с гофрированной обшивкой из кольчугалюминия, в особо нагруженных местах применялась сталь. Планер самолёта состоял из отдельных агрегатов, что облегчало производство, ремонт и транспортировку.

Фюзеляж

Трапецеидальный, с сужением книзу. Фюзеляж состоял из трех отсеков - носовой, центральный, объединенный с центропланом и хвостовой. Каркас фюзеляжа состоял из 21 шпангоута, верхних и нижних стрингеров. Весь силовой набор был выполнен из профилей различной толщины. Обшивка приклепывалась к полкам профилей. В нижней части каркаса фюзеляжа крепились два трубчатых лонжерона.

Крыло

На пятилонжеронном центроплане крепились стальные моторамы под два мотора. Продольный силовой набор ферменные лонжероны, клёпанные из труб переменного сечения. Поперечный силовой набор 18 нервюр в центроплане и по 10 в консолях крыла. Между нервюрами по размаху крыла устанавливалось несколько профилей, которые выполняли роль стрингеров. Обшивка крепилась полосами между нервюрами, под обшивкой наискосок устанавливались ленты из дюралюминия, которые увеличивали жёсткость.

Оперение

Свободнонесущее. Стабилизатор регулируемый в полете. Все рулевые поверхности имелм роговую компенсацию. Угол установки стабилизатор изменялся с помощью штурвала. Лонжероны элеронов и рулей трубы, стабилизатора с полками из труб и листовыми стенками.

Силовая установка

Двигатели М-17, двенадцати цилиндровые V-образные, водяного охлаждения. Двигатели запускались сжатым воздухом или автостартером, при необходимости, вручную, раскручиванием винта. Воздушные винты двухлопастные, диаметром 3,3 метра, изготавливались из дуба и ясеня и имели алюминиевую окантовку.
Топливо - десять бензиновых баков общим объёмом 2010 литров, были объединены в единую систему. Баки подвешивались на крыле. Каждый мотор имел свой масляный бак, расположенный в мотогондоле за пожарной перегородкой.

Шасси

Пирамидального типа с амортизацией. Колеса спицевые. В хвостовой части фюзеляжа расположен костыль с резиновой амортизацией. Зимой колёса заменяли на лыжи. Вместо колёсного шасси могло устанавливаться поплавковое. Костыль при этом снимался. Поплавковые самолёты дополнительно комплектовались якорями и швартовочными приспособлениями. На берег самолёт выкатывался на двух колёсных тележках, присоединенных к поплавкам.

 

Лётно-технические характеристики Г-1

Лётные характеристики Г-1
Максимальная скорость, км/ч 201
Скорость отрыва, км/ч 180
Посадочная скорость,  км/ч -
Крейсерская скорость, км/ч -
Практическая дальность, км 950
Практический потолок, м 3500
Скороподъёмность, м/мин -
Скороподъёмность, м/с -
Время виража, с -
Продолжительность полёта, ч -
Тяговооружённость, Вт/кг -
Длина разбега, м -
Технические характеристики
Длина, м 18,90
Ширина, м -
Ширина полозьев составляла, м -
Высота, м 6,09
Размах крыла, м 28,70
Размах крыла хвоста, м -
Площадь крыла, м² 120,00
Длина крыла, м -
Удельная нагрузка на крыло, кг/м² -
Пропеллеры, диаметр винта, м  2 х 3,3
Масса пустого, кг 4500
Масса снаряжённого, кг  -
Максимальная взлётная масса, кг 7500
Нормальная взлётная масса, кг -
Весовая отдача, % -
Мотор/Двигатель/Силовая установка

2 х ПД М-17

Мощность двигателей, л. с./кВт 2 х 680/2 × 510
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. -
Ёмкость бензобака, л 10 х 201
Ёмкость масла, л -
Грузовая нагрузка, кг -
Экипаж, чел. 4
Пассажиры, чел. -
Вооружение
Стрелково-пушечное -
Точки подвески, подфюзеляжные -
Точки подвески, крыльевые -
Бомбы, кг -

 

Оборудование самолёта Г-1

  • компас,
  • указатель скорости,
  • высотомер,
  • часы,
  • тахометры,
  • термометр для определения температуры наружного воздуха,
  • указатели поворота, скорости и скольжения,
  • термометры для воды и масла.
  • коротковолновая приёмо-передающая телеграфно-телефонной станция для связи с аэродромными радиостанциями на больших расстояниях и станция для прима сигналов радиомаяков. Антенна натягивалась между стойками на крыле.

Электрооборудование

Ток вырабатывал генератор с ветрянкой и аккумуляторы. К самолётной сети были подключены радиостанция, пиротехнические факелы, ночное освещение в кабинах и салоне, навигационные и кодовые огни, а также две посадочные фары.

 

Филателия

?

 

 

Мифы, события, факты

1. 

 

 

 

Материалы

Орлов Г.В. «Г-1 — Советский многоцелевой двухмоторный транспортный самолёт (??.??.1935)» — (повествование 07.10.2024).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8

https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/mnogocelevye/g_samoljoty_sssr/974-1-0-4679

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/mnogocelevye/g_samoljoty_sssr/974-1-0-4679
Категория: Многоцелевые | Добавил: soviet-union-ussr (07.10.2024) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 50 | Теги: Г-1 — Советский многоцелевой двухмо, Орлов Геннадий Викторович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей