Ту-104 — Советский первый пассажирский самолёт на реактивной тяге СССР (17. 07.1955) (стр.-1 (повествование))
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страницы: [01] [02] [03]
Страна: СССР.
Город: Москва.
Проектное название:
Первый полёт: 17.07.1955.
Тип: Пассажирский.
Конструкция: Узкофюзеляжный, с двумя турбореактивными двигателями.
Конструкторы: Туполев А.Н.
Инженеры‑конструкторы:
Ту-104 — Советский авиалайнер средней дальности, узкофюзеляжный, с двумя турбореактивными двигателями.
Предыстория
11 июня 1954 года — вышло Постановление Совета Министров СССР N 1172-516 о создании дальнего пассажирского скоростного самолёта Ту-16П в КБ Туполева,
под руководством авиаконструктора Туполева А.Н.
С 1952 по 1953 год — были подготовлены и чертежи. Проект получил рабочее название Ту-2АМ-3-200. Будущий лайнер получил индекс 104.
104 проектировался на основе ранее производившегося дальнего бомбардировщика Ту-16. Использовались его крылья, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси. Был увеличен диаметр фюзеляжа и крыло было перемещено в низ фюзеляжа.
Сохранён и двигатель Ту-16 — АМ-3. Именно поэтому разработка самолёта подобного типа заняла столь короткий срок.
В сентябре 1954 года — эскизный проект Ту-104 был предъявлен ВВС. В ноябре-декабре состоялась макетная комиссия, одновременно шло рабочее проектирование и постройка опытного экземпляра самолёта.
Повествование
17 июня 1955 года — Самолёт Ту-104 совершил свой первый полёт под управлением лётчика испытателя Ю.Т. Алашеева,
второй лётчик Б.М. Тимошек,
штурман П.Н. Руднев,
бортмеханик И.Д. Иванов,
радист Н. Майоров и
ведущий инженер В.Н. Бендеров. За это время экипаж выполнил 67 полётов.
12 октября 1955 года — закончились заводские испытания самолёта Ту-104.
30 октября 1955 года — Официально завершилась сборка первого серийного Ту-104. Самолет нужно было срочно перегнать в Полтаву,
на аэродром тяжелой стратегической авиации.
Причина – в родном Харькове он не смог бы сесть, не хватало длины ВВП.
05 ноября 1955 года — В воздух подняли первый серийный самолёт, экипаж:
лётчики-испытатели В.Ф. Ковалев,
Г.Я. Коробко и
ведущий инженер А.Е. Тайцлин,
Построенный на Завод № 135 Наркомавиапрома.
В заключении акта по госиспытаниям отмечалось, в частности, следующее:
По технике пилотирования Ту-104 доступен для лётчиков средней квалификации. Ту-104 требует для полётов аэродромы с длиной ВПП не менее 2500 м, а в южных районах с высокими температурами наружного воздуха не менее 3000 м.
На самолёте не выполнены следующие требования Постановления Совета Министров: вместо двигателей АМ-3М установлены АМ-3 с меньшей тягой; практическая дальность полёта - 3000 км вместо 3200-3500 км; длина разбега при скорости отрыва 266-295 км/ч составляет 1775-2180 м вместо 1600-1650 м; не обеспечено продолжение полёта при отказе одного двигателя после отрыва с взлётным весом 71500 кг и не определён максимальный взлётный вес, при котором может быть обеспечено безопасное продолжение взлёта с одним двигателем; при полёте на высоте 10 000 м с встречным ветром 50 км/ч практическая дальность полёта составляет 2715 км.
Прошедший госиспытания Ту-104 при взлётном весе 71 500 кг имеет относительно малую коммерческую нагрузку 5200 кг, что составляет 7, 28% от взлётного веса.
С 1955 по 1960 год — Самолёты Ту-104 строились на следующих авиационных заводах:
- Завод № 156 в Москве изготовил две опытные машины нулевой серии в 1955 году.
- Завод № 135 в Харькове построил 48 самолётов с нулевой по девятую серии, 1955—1959 гг.
- Начиная с со второго самолёта второй серии строилась модификация Ту-104А.
- 59 самолётов построено на заводе № 166 в Омске в 1956—1960 годах. Почти все модификации Ту-104А, серии с первой по двадцатую. 2 самолёта третьей серии — опытный военно-транспортный самолёт Ту-107.
- 96 самолётов на заводе № 22 в Казани в 1958—1960 годах, серии с первой по 20. Во всех сериях завода производилась модификация самолёта Ту-104Б, за исключением 3 и 5 самолёта 9 серии — модификация Ту-104Е.
31 января 1956 года по 15 июня 1956 года — Государственные испытания первая опытная машина проходила в ГК НИИ ВВС
Государственные испытания проводил экипаж А.К.Старикова, до этого с успехом проведший испытания Ту-16 и сделавший очень много для того чтобы и его пассажирский младший брат «встал на крыло». На испытаниях был проведен большой объём полётов связанных с аварийными ситуациями: отказ одного из двигателей на взлете, аварийный слив топлива в полёте, прерванный взлёт, экстренное снижение с больших высот, определение характеристик срыва, проверка эффективности противообледенительных систем и т.д.
Самолёты Ту-104 во Внуково.
05 марта 1956 года — Создан знаменитый 200-й отряд аэропорта Внуково.
Автограф А. Н. Туполева на фото Ту-104 с благодарностью 200-му отряду Внуково.
Первый прилет Ту-104 в Лондон
22 марта 1956 года — В ходе государственных испытаний опытный Ту-104 совершил полёт в Лондон с группой дипломатических работников,
а также с Председателем КГБ И.А.Серовым,
готовившим визит Н.С. Хрущёва и
Н.А. Булганина в Англию. Появление Ту-104 на Западе вызвало настоящий фурор в авиационных и общественных кругах по ту сторону "железного занавеса". Западу стало ясно,
что СССР блестяще освоил сложнейшие технологии в области самолётостроения
15 сентября 1956 года — Ту-104 (борт СССР-Л5415) совершил первый регулярный рейс с пассажирами по маршруту Москва - Омск - Иркутск. Этот день стал знаменательной датой в истории гражданской авиации - днем начала реактивной эры.
Самолет Ту-104 пилотировал экипаж в составе: командиры корабля К.П. Сапёлкин,
Е.П. Барабаш,
второй пилот С.Н. Кустов,
штурман А.Я. Лебедь,
бортмеханик B.C. Томин,
бортрадист Р.А. Горин.
Бортпроводниками были З.В. Кабанова,
В.М. Бесова. Через 7 часов 10 минут летного времени,
О преодолев с посадкой в Омске 4570 км,
самолёт приземлился в Иркутске. Время в пути по сравнению с полётом на поршневых самолётах сократилось почти втрое.
22 сентября 1956 года — Ту-104 открыл линию Внуково – Тбилиси.
Экипажи Ту-104 Б.Бугаева и К.Сапёлкина, совершивших первый международный пассажирский рейс Прага-Москва
12 октября 1956 года — Состоялся первый пассажирский рейс на самолёте Ту-104 по международной воздушной линии Москва - Прага. Самолет пилотировал экипаж под руководством командира корабля Б.П. Бугаева.
С 1956 года по 57 год — на Ту-104 уже годах выполнялись рейсы из Внуково в Лондон, Будапешт, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву, Дели, и так далее. Появление Ту-104 позволило СССР в кратчайшие сроки выйти на международный уровень авиаперевозок.
В 1956 году — Советскому Союзу удалось поразить западный мир когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Лондон туда же прилетели три Ту-104 (СССР-Л5400, СССР-Л5412, СССР-Л5413).
15 декабря 1956 года — Ту-104 связал регулярным рейсом Москву с
Хабаровском.
12 июля 1957 года — Ту-104 (СССР-Л5419) выполнил первый регулярный рейс Новосибирск – Москва («Внуково»),
открыв, тем самым, недавно построенную взлётно-посадочную полосу аэропорта «Толмачево» для пассажирских рейсов.
В сентябре 1957 года — экипаж 200-й эскадрильи под командованием Б.П. Бугаева на Ту-104 с бортовым номером СССР-Л5438 перелетел из Москвы в Нью-Йорк. На самолёте летела Советская делегация на заседание Генеральной Ассамблеи ООН.
Путь туда и обратно составил 18000 км и занял 24 часа 36 минут. Этот выдающийся перелёт выполнили пилоты Аэрофлота Б.П. Бугаев,
И.В. Орловец,
П.М. Михайлов,
П.И. Девятов,
штурман Н.Ф. Носов,
бортмеханик И.С. Круппа и другие авиаработники. Так было положено начало эксплуатации реактивных пассажирских самолётов на международных линиях Аэрофлота.
28 января 1958 года — Хабаровское авиапредприятие получило первый Ту-104А СССР-Л5426.
Первые регулярные полёты с пассажирами Хабаровские Ту-104 стали выполнять по маршрутам Хабаровск – Владивосток
и Хабаровск – Петропавловск–Камчатский.
13 февраля 1958 года — самолёт Ту-104 стартовал в первый (технический) рейс по авиалинии Москва - Владивосток - одной из самых протяженных в нашей стране.
В 1958 году — на Всемирной выставке в Брюсселе самолёту Ту-104 присуждена Золотая медаль.
С декабря 1958 года — вновь выходящие с конвейера Ту-104 получали пятиразрядный регистрационный номер, начинающийся на цифру 42, а большинство ранее выпущенных самолётов было перенумеровано в течение 1959 года.
02 июня 1958 года — Ту-104 начал регулярных полёты в Бельгию и Нидерланды, первый рейс № 41 выполнил по маршруту Москва — Амстердам — Брюссель.
04 августа 1958 года — Ту-104 выполнил первый беспосадочный рейс № 49 по маршруту Москва — Париж, самолёты Аэрофлота летали во французскую столицу четыре раза в неделю напрямую, а французские «Локхиды» – с промежуточной посадкой в Варшаве. Французские власти разрешили посадку Ту-104 на аэродроме «Ле Бурже».
18 августа 1958 года — Ту-104 начал выполнять регулярные полёты в Индию, первый рейс № 53 по маршруту Москва — Ташкент — Дели.
05 декабря 1958 года — Ту-104 начал выполнять регулярные полёты в Египет, первый рейс № 35 по маршруту Москва — Тирана — Каир. Вскоре на этой трассе его заменил турбовинтовой Ил-18, выполнявший уже беспосадочный рейс,
а впоследствии на эту трассу вышли реактивные Ил-62
и Ту-154.
03 марта 1959 года — Ту-104 вышел на трассу Москва — Омск — Иркутск — Пхеньян. И если расстояние между столицами СССР и КНДР осталось прежним, то время в пути сократилось в четыре раза! Ту-104 выполнял еженедельный рейс № 9 по следующему расписанию: вылет из Москвы в 19.40 (понедельник), прилёт в Пхеньян в 13.25 (вторник), время в пути – 11 часов 45 минут.
14 мая 1959 года — Ту-104 начал регулярные полёты в Великобританию, первый рейс № 31 выполнил по маршруту Москва — Копенгаген — Лондон.
Выпуск самолётов Ту-104 прошлой постройки Харьковского авиазавода № 135 Наркомавиапрома, получили номера:
СССР-Л5412 стал СССР-42318
СССР-Л5413 стал СССР-42319
СССР-Л5416 стал СССР-42322
СССР-Л5417 стал СССР-42323
СССР-Л5418 стал СССР-42324
СССР-Л5436 стал СССР-42342
СССР-Л5437 стал СССР-42343
СССР-Л5438 стал СССР-42344
СССР-Л5439 стал СССР-42345
СССР-Л5440 стал СССР-42347
СССР-Л5441 стал СССР-42348
СССР-Л5443 стал СССР-42350
Выпуск самолётов Ту-104 прошлой постройки Омского авиазавода № 166 получили номера:
СССР-Л5419 стал СССР-42325
СССР-Л5420 стал СССР-42326
СССР-Л5421 стал СССР-42327
СССР-Л5422 стал СССР-42328
СССР-Л5423 стал СССР-42329
СССР-Л5424 стал СССР-42330
СССР-Л5425 стал СССР-42331
СССР-Л5426 стал СССР-42332
СССР-Л5428 стал СССР-42334
СССР-Л5429 стал СССР-42335
СССР-Л5430 стал СССР-42336
СССР-Л5431 стал СССР-42337
СССР-Л5432 стал СССР-42338
СССР-Л5433 стал СССР-42339
СССР-Л5434 стал СССР-42340
СССР-Л5435 стал СССР-42341
С 1959 года — первые Ту-104 стали поступать в авиапредприятия Внуково (Москва), Иркутск, Толмачёво (Новосибирск), Ташкент, Тбилиси,
Пулково (Ленинград).
Первый Советский пассажирский самолёт на реактивной тяге.
В 1960 году — Выпуск Ту-104 был прекращён и это всего через пять лет после начала серийного производства: в начале-середине 1960-х годов в СССР и в мире уже началась разработка лайнеров второго поколения с более экономичными турбовентиляторными двигателями, и Ту-104 к тому времени уже успел морально устареть.
В 1960 году — была создана первая летающая лаборатория (ЛЛ) Ту-104АК. В связи с подготовкой пилотируемых космических полётов стала актуальной проблема переносимости человеком условий невесомости, а также особенностей выполнения им различных операций. Для проведения соответствующих исследований силами ЛИИ и ОКБ имени А. Н. Туполева.
Для целей исследований на борту ЛЛ создавались условия невесомости при манёвре «горка» в течение 25 секунд (сначала вручную лётчиком по указателю перегрузки, а потом — с использованием автомата перегрузки).
Работы на режимах невесомости начинал лётчик-испытатель С.Н. Анохин.
В дальнейшем их вели лётчики-испытатели ЛИИ В.П. Васин,
>>> [01] >>> [02]
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/tu_samoljoty_sssr/20-1-0-70 |