СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Военные [71]
Военные самолёты СССР
Пассажирские [58]
Гражданская авиация
Санитарные [7]
Санитарная авиация СССР
Учебные [8]
Учебные самолёты СССР,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » САМОЛЁТЫ СССР » Военные

Ту-16 — Советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт СССР (27.04.1952) (стр.-1 (Повествование — Модификации))

 Ту-16 — Советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт СССР (27.04.1952) (стр.-1 (Повествование — Модификации))

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

И Д Ё Т   Р Е Д А К Т И Р О В А Н И Е

Страницы:   [01]     [02]     [03]

Страна:   СССР.
Город:     Москва.
Проектное название:     
Первый полёт:     27.04.1952.
Тип:    Военный.
Конструкция:     Узкофюзеляжный, двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт.
Конструкторы:     Туполев А.Н.
Инженеры‑конструкторы:     


Ту-16 — Советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт СССР (27.04.1952)Ту-16 — (изделие «Н», по кодификации НАТО: Badger«Барсук») — Советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая бомбардировщик, ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и другие.

 

 

 

 

 

 

Предыстория

Первым Советским послевоенным дальним носителем ядерного оружия стал Ту-4, поршневой четырёхмоторный самолёт — копия американского B-29 Superfortress. Но уже во второй половине 1940-х годов стало ясно, что будущее дальней бомбардировочной авиации за самолётами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями. Это подтвердили итоги Корейской войны, показавшие сложность прорыва мощной ПВО тихоходными, хоть и хорошо вооружёнными, B-29.

 

Военно-Морской Флот СССР (ВМФ СССР) (повествование)Кроме того, Советскому военно-морскому флоту требовался самолёт для сдерживания превосходящих надводных сил западных флотов.

 

 

 

В 1948 году — было готово техническое задание на создание самолёта с рабочей дальностью около 3000 км, околозвуковой крейсерской скоростью и бомбовой нагрузкой 3—7 тонн, но разработку сдерживала неготовность подходящего двигателя.

Конструкторское бюро Туполев (1936)

Конструкторское бюро Туполева в это время разрабатывает ряд экспериментальных моделей, послуживших прототипами Ту-16. В их числе следует упомянуть модель «82» — первый в СССР фронтовой бомбардировщик со стреловидным крылом и двумя реактивными двигателями. Самолёт «82» не пошёл в серию из-за того, что на вооружение был принят Ил-28 конкурирующего конструкторского бюро Ильюшина. Однако наработки использовались при проектировании фронтового бомбардировщика Ту-22. Непосредственным предшественником Ту-16 стал проект «86», разработка которого начата в конце 1948 года, завершённый к лету 1949 года. Проект предполагал дальность полёта с 2 тоннами бомб до 4000 км, максимальную скорость на высоте 6000 м — 980 км/ч, практический потолок — 13400 м.

29 августа 1949 года — СССР провёл испытания ядерной бомбы РДС-1 и начал подготовку к серийному производству бомбы РДС-3. Новые дальние бомбардировщики должны были доставить до цели это изделие, вес которого превышал 5 тонн. Кроме того, ядерный боеприпас потребовал термостатированного бомбового отсека и мер защиты от воздействия поражающих факторов ядерного оружия на экипаж и самолёт. Требовался бомбардировщик, доставляющий ядерную бомбу на дальность, доступную Ту-4, но способный летать вдвое быстрее его. Исследования конструкторского бюро Туполева по проекту «86» показали, что скоростной дальний реактивный носитель ядерного оружия может быть получен увеличением массы и размера, с увеличением тяги двигателей в 1,5 — 2 раза. Так был начат проект «88» с расположением более мощных двигателей в корне крыла, а не под ним, некоторое время разрабатывавшийся инициативно. 

Авиаконструктор - Туполев Андрей Николаевич (10.11.1888 — 23.12.1972)05 июля 1951 года — утверждён эскизный проект самолёта «88», под руководством А. Н. Туполевым, ставший Ту-16.

 

 

 

Конструкция самолёта включала ряд черт, придавших Ту-16 очень характерный внешний вид — «утопленные» в фюзеляж гондолы двигателей, большая стреловидность хвостового оперения, жёсткая конструкция крыла большого удлинения.

Одним из успехов конструкторов стало крыло Ту-16. Два лонжерона, верхняя и нижние панели крыла образовывали жёсткий кессон. 

C 1953 года по 1963 год — самолёт Ту-16 выпускался серийно тремя авиационными заводами.

 

Повествование

Самолёт Ту-16 состоял на вооружении СССР, на протяжении около 50 лет. Также состоял на вооружении Египта, Ирака, Сирии, Индонезии и КНР. Производился под названием Xian H-6 в Китайской Народной Республике. За время производства было изготовлено более полутора тысяч самолётов Ту-16.

27 апреля 1952 года — Первый Советский дальний турбореактивный бомбардировщик Ту-16, поднял в воздух лётчик-испытатель Н. С. Рыбко.

В мае 1953 года — Ту-16 принят на вооружение, после доработок, связанных с необходимостью облегчить самолёт и одновременно обеспечить ему защиту от поражающих факторов ядерного взрыва.

 29 октября 1953 года — В Казани построили первый серийный самолёт Ту-16.

С 1953 года и до конца 1963 года развернули серийное производство Ту-16 на трёх заводах:

  1. на Казанском авиазаводе выпущено 800 машин,
  2. на Куйбышевском авиазаводе № 1 — 543 (в 1954—1960 годах)
  3. на Воронежском — 166.

Построено 40 серий Ту-16, 11 модификаций, а с учётом доработок построенных самолётов — более 50 разновидностей.

01 мая 1954 года — Состоялся публичный показ Ту-16 на параде, пролётом над Красной площадью девятки бомбардировщиков 203-го ТБАП.

В СССР этот самолёт стал первым дальним скоростным самолётом-ракетоносцем. Эксплуатация Ту-16 дала опыт для создания тяжёлых скоростных машин, включая первый советский реактивный пассажирский лайнер Ту-104.

На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолётом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп США во всём Северном полушарии. Иногда эти полёты приводили к авариям и катастрофам.

В 1957 году — в ходе полигонных бомбардировок прошли проверку все штатные спецбоеприпасы, включая ракеты. только на Семипалатинском полигоне с Ту-16А состоялось не менее 5 сбросов атомных бомб:

  1. 8 марта 1957 года;
  2. 22 августа 1957 года;
  3. 26 августа 1957 года;
  4. 13 сентября 1957 года;
  5. 26 сентября 1957 года.

В 1958 году — в ходе полигонных бомбардировок проведено с Ту-16А состоялось 8 сбросов атомных бомб:

  1. 04 января 1958 года;
  2. 13 января 1958 года;
  3. 14 января 1958 года;
  4. 15 января 1958 года;
  5. 15 января 1958 года;
  6. 18 марта 1958 года;
  7. 20 марта 1958 года;
  8. 22 марта 1958 года.

В 1962 году — в ходе полигонных бомбардировок проведено с Ту-16А состоялось 24 сброса атомных бомб.

22 ноября 1957 года — На полигоне № 2 под Семипалатинском С Ту-16А была сброшена и испытана первая Советская термоядерная бомба РДС-37д.

В дальнейшем Ту-16А принимали участие в испытаниях РДС-37д как в частичном исполнении (мощностью 900 кт), так и в полном (2,9 мгт) на Новой Земле. Кроме того, Ту-16А активно использовались для сброса баллистических макетов перспективных боеприпасов как на этих полигонах, так и на полигонах в Багерово и Ногинске.

23 мая 1958 года — Самолёт Ту-16 52-го ТБАП выполнил посадку на дрейфующую льдину в районе арктической станции СП-6. Однако при взлёте самолёт занесло и он зацепил стоявший Ил-14 (по др. информации — Ли-2), оба самолёта получили повреждения. Ремонт Ту-16 оказался невозможным и самолёт почти год дрейфовал вместе с полярниками. В сентябре 1958 года — его обнаружил канадский самолёт-разведчик и назревал международный скандал, поэтому с самолёта сняли всё самое ценное и 16 апреля 1959 года — Ту-16 сожгли. Вместе с самолётом на станции СП-6 находился «в длительной арктической командировке» техник.

22 августа 1962 года — Экипаж командира 924-го МТАП подполковника Курникова В. Ф., взлетев с аэродрома Оленья, выполнил реальный пуск крылатой ракеты К-10С с ядерной БЧ по цели на Новой Земле.

В конце 1962 года — в СССР состоялся последний сброс атомной бомбы с борта Ту-16, перед вступлением в силу Договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах.

11 марта 1970 года — Разведывательный египетский Ту-16Р с Советским экипажем над Средиземным морем был перехвачен истребителем F-4 «Фантом» ВМС США. «Фантом» жестами указал Ту-16 уйти из зоны полётов, Ту-16 начал разворот в сторону «Фантома», при котором произошло столкновение. Оба самолёта получили вмятины, F-4 был вынужден прекратить перехват и приземлился на авианосце, а Советский экипаж остался в этой зоне до конца выполнения задания.

04 октября 1973 года — По данным некоторых источников советский Ту-16 столкнулся с американским F-4, оба самолёта смогли вернуться на базу.

22 апреля 1984 года — В ходе Панджшерской операции принимали участие 24 ракетоносца Ту-16КСР-2-5, это был один из самых массовых налётов Ту-16 на базы моджахедов. В нём вооружённые ФАБ-250. Самолёты, оснащённые балочными держателями БДЗ-16К, несли по 40 бомб, а недоработанные под увеличенную бомбовую нагрузку — по 24. Были задействованы две эскадрильи 200-го гв. ТБАП из Бобруйска и одна — 251-го гв. ТБАП из Белой Церкви. Эскадрильи шли боевым порядком «пеленг» одна за другой. Первую восьмёрку вёл командир 200-го полка п-к Панин. Первоначально бомбометание планировалось вести с высоты 6000 м, но летевшие плотным боевым порядком самолёты попали в облачность, и ввиду опасности столкновений эшелон был увеличен до 8700-9500 м. В связи с отсутствием видимости целей бомбометание производилось при помощи системы РСДН. Первая восьмёрка подверглась зенитному обстрелу, но снаряды до самолётов не достали. Зенитные установки сразу были уничтожены, и следующие две эскадрильи противодействия не встретили. Через 4 часа после возвращения в Карши экипажи произвели повторный вылет. Теперь каждая группа имела отдельные цели — отряды душманов, уходившие в разных направлениях. Бомбы сбрасывались с высоты 1500—2000 м на хорошо заметного на фоне снега противника. Объективный контроль производился при помощи Ту-16Р. На фотографиях было отчётливо видно, что бомбардировщики с поставленной задачей справились отлично.

Летом 1986 года — перед Дальней авиацией была поставлена задача подавлять опорные пункты моджахедов, расположенные в пещерах. Бомбометание обычными калибрами не приносило результатов, так как пещеры были выдолблены в камне и бетонированы. Было принято решение использовать самые тяжёлые из серийных обычных авиабомб — ФАБ-9000. К тому времени единственным самолётом советских ВВС, который мог нести ФАБ-9000, был Ту-16 (все 3М и М-4 были переделаны в танкеры, а в ТУ-95 теоретически можно было загрузить ФАБ-9000, но практически все самолёты были ракетоносцами и требовали переоборудования). Задачу поставили перед 251-м тяжелобомбардировочным полком из Белой Церкви. Бомбометание тяжёлыми фугасами по склонам дало впечатляющий эффект: сход сотен тонн камней хоронил устья пещер и подходы к ним, на дно ущелий валились карнизы, немногочисленные дороги и тропы упирались в нагромождения скальных глыб. Предполагалось, что на поиск обходных путей противнику приходилось тратить недели.

 

Модификации

Строевые самолёты по нескольку раз за время эксплуатации переделывались в различные варианты и точный подсчёт всех модификаций, вероятно, уже невозможен. Также существовало множество самолётов одной модификации, но с различным оборудованием — к примеру, в эскадрилье постановщиков помех можно было не найти двух одинаковых самолётов. Часть самолётов переделывалась под конкретные задачи и могла стоять на вооружении только в одном определённом полку.

«88»  — Прототип. В начале 1952 года — изготовлено 2 самолёта.
«97»  — Проект модификации Ту-16 под два двигателя ВД-5 и увеличенную стреловидность крыла до 45 градусов.
«103»  — Проект модификации Ту-16 под четыре двигателя ВД-7 или АМ-13. Предполагалось создание сверхзвукового бомбардировщика.
Ту-16 (изделие Н, Badger A) — Средний бомбардировщик, первая серийная модификация с двигателями АМ-3А. Выпускался с 1953 года.
Ту-16А (изделие НА) — Бомбардировщик — носитель ядерного оружия. Отличался бомбоотсеком с термоизоляцией и специальной «противоатомной» окраской фюзеляжа и плоскостей (белый низ и бока). Выпускался с 1954 года. Самая массовая модификация — построено 453 машины.
Ту-16АФС — Самолёт для специальной аэрофотосъёмки. В грузовом отсеке были установлены фотоаппараты АФА-42/20, сняты пушки. Переоборудован один самолёт, применялся для фотосъёмки Байкало-Амурской магистрали.
Ту-16Б — Средний бомбардировщик, опытная модификация с двигателями М-16-15 (РД16-15). Изготовлен в 1957 году.
Ту-16В — Бомбардировщик. Построенный в трёх экземплярах самолёт — носитель водородной бомбы, аналогичной взорванному 30 октября 1961 года — На Новой Земле сверхмощному устройству («Царь-бомба», «Кузькина мать»).
Ту-16Г — единственный самолёт за номером №СССР-Л5411 был переделан в учебный, для подготовки экипажей ГА на Ту-104, и проходил по документации как Ту-104Г. Также самолёт использовался для срочной доставки грузов (почты).
Ту-16Е «Азалия» (Badger K) — Самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ групповой защиты. Оснащался автоматическими станциями постановки активных помех «Азалия» — СПС-61, СПС-62, СПС-63, СПС-64, СПС-65 и СПС-66, автоматами постановки пассивных помех. На большинстве этих самолётов демонтировалась кормовая пушечная установка ДК-7.
Ту-16Е-ХР — Самолёт предназначался для ведения фотографической, радиотехнической, радиационной и химической разведки, и по составу оборудования был близок к Ту-16РР, под плоскостями крыла устанавливались контейнеры для забора проб воздуха. Экипаж — семь человек.
Ту-16З (Ту-16Ю, Ту-163, изделие НЗ) — Заправщик. Оснащался крыльевой системой заправки. Разработан в 1955 году. Переоборудовано более 100 самолётов Ту-16А.
Ту-16ЗА — Бомбардировщик с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле (позже на обоих).
Ту-16ЗЩ — Заправщик. В отличие от Ту-16З имел систему дозаправки, используемую для заправки через «конус». Применялся для дозаправки Ту-22.
Ту-16К — Три опытных ракетоносца (под ракеты К-10С) с двигателями РД16-15 с увеличенной дальностью полёта. Испытания проведены успешно, но в серию самолёты не пошли.
Ту-16К-10 (изделие 238 или НК-10, код НАТО Badger C) — Ракетоносец — носитель управляемой ракеты К-10С. Отличался удлинённым носовым радиопрозрачным обтекателем под параболическую антенну РЛС «ЕН». Серийно выпускался с 1959 года. Принят на вооружение только в авиацию ВМФ, в 1961 году. Построено или переоборудовано 216 машин.
Ту-16К-10П — Ракетоносец — носитель ракеты К-10СП, ракетная система К-10П. Ракета К-10СП представляла собой модификацию низковысотной ракеты К-10СН, на которой не было боевого заряда. Ракета предназначалась только для прикрытия группы атакующих ракет путём постановки электронных помех бортовой системой РЭБ СПС-61Р или СПС-63Р «Азалия». Комплекс был принят на вооружение приказом Министерства обороны от 11 апреля 1979 года.
Ту-16К-10(ЗА) — Ракетоносец УР К-10С, оборудованный системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле.
Ту-16К-10-26 ( изделие НК-6, Badger С(mod)) — Модифицированный ракетоносец, носитель УР К-10С, КСР-2 и КСР-5.
Ту-16К-10-26Б — Доработанный вариант Ту-16К-10-26. Кроме подвески ракет, мог оперативно переоборудоваться под подвеску бомб калибра 100—1500 кг на 12 держателях под крылом и фюзеляжем. На держатели ракетной подвески монтировались быстросъёмные переходные узлы для подвески бомб.
Ту-16К-10-26Д — Доработанный вариант Ту-16К-10-26 с РЛС «ЕН-Д» и под ракету с увеличенной дальностью пуска К-10СД и К-10СДВ, также мог нести стандартную К-10С и низковысотную К-10Н.
Ту-16К-11-16 (Badger G) — Ракетоносец управляемых ракет К-16 (КСР-2) и К-11 (КСР-11). Разработан в 1963 году. Отличался наличием станции радиотехнической разведки «Рица» и отсутствием носовой пушки. Под стандарт Ту-16К-11-16 переделывались самолёты Ту-16, Ту-16А, Ту-16З, Ту-16КС.
Ту-16К-16 (Ту-16КСР, Ту-16КСР-2, изделие НК-3) — Носитель УР К-16 (КСР-2). Разработан в 1956—1958 годах. Принят на вооружение в январе 1962 года. В Ту-16К-16 переоборудовались самолёты Ту-16КС.
Ту-16К-16-26 (Ту-16КСР-2-5) — Носитель УР К-26 (КСР-5). Данное обозначение получали самолёты Ту-16К-11-16 после переделки по типу Ту-16К-26.
Ту-16К-22  — Носитель ракеты Х-22. Опытный самолёт для испытаний ракеты Х-22, в дальнейшем этими самолётами был укомплектован полк в Воздвиженке (Приморский край).
Ту-16К-26 ( изделие НК-4, Badger-G(mod)) — Ракетоносец — носитель УР К-26 (КСР-5). Принят на вооружение 04 декабря 1969 года.
Ту-16К-26П (изделие НК-26П) — Носитель управляемых противорадиолокационных ракет КСР-5П. Разработан в начале 70-х годов.
Ту-16КРМ — Носитель ракет-мишеней. Мог нести мишени КРМ-1, КРМ-2, КСР-5НМ, КСР-5НВ. По заказу ПВО переоборудовано несколько самолётов.
Ту-16КРМЕ — Вариант носителя мишеней МВ-1 (КРМ-2), переоборудованный из постановщика помех Ту-16Е. На самолёте стояли станции СПС-1, СПС-2, «Сирень» и автомат АСО-16. При пусках мишеней Ту-16КРМЕ мог дополнительно усложнять работу ЗРК путём постановки активных и пассивных помех. Экипаж, как и на Ту-16Е, состоял из семи человек.
Ту-16КС (изделие НКС, Badger-B) — Первый в СССР серийный носитель противокорабельных ракет типа КС-1 «Комета». Оборудовался РЛС наведения «Кобальт-1М». Мог нести одну-две ракеты на крыльевых балочных держателях. Экипаж составлял 7 человек. Всего построено 107 самолётов, из них 59 с системой дозаправки в воздухе. На вооружение самолёт по ряду причин принят не был, хотя эксплуатировался в авиации ВМФ. Около 40 самолётов этого варианта были поставлены в Индонезию и Египет, остальные в дальнейшем переделывались в носители КСР-2 и КСР-11.
Ту-16КСР (КСР-2) (изделие НКСР-2, Badger-G) — Ракетоносец — носитель УР КСР и КСР-2.
Ту-16КСР-2-11 (изделие НК-2) — Самолёт-ракетоносец, мог нести ракеты КСР-2 и КСР-11 в любой комбинации, а также свободнопадающие бомбы. В этот вариант были переоборудованы 156 бомбардировщиков Ту-16А и Ту-16А(ЗА), дорабатывались также ракетоносцы Ту-16КСР-2А. В некоторых случаях Ту-16КСР-2-11 обозначались как изделие «НК-11-16» или изделие «НК-2».
Ту-16ЛЛ — Различные летающие лаборатории для всевозможных натурных испытаний. Значительную часть переоборудованных самолётов составляли лаборатории для испытания новых авиационных двигателей. В грузовом отсеке монтировался агрегат с гидроприводом, который выпускал испытуемый двигатель вниз. Для аварийных случаев имелся механизм сброса. Всего для испытания двигателей было переоборудовано 9 самолётов. Самолёты эксплуатировались 30 лет, и на них были испытаны почти все советские ТРД 2-го и 3-го поколений. Также было несколько Ту-16 с другими экспериментальными устройствами, все они проходили как «летающие лаборатории». 01 февраля 1971 года — На одном из таких самолётов погиб дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.
Ту-16М — Радиоуправляемая мишень, переоборудованная из выработавшего ресурс Ту-16. Название Ту-16М имели только самолёты, переоборудованные на Казанском авиазаводе. Также самолётами-мишенями занимался Хабаровский АРЗ № 12, при этом на самолёте оставляли помеховые станции, и в зависимости от комплектации они назывались М-16-1, М-16-2, М-16-3. Мишень была рассчитана на пять полётов, из них четыре — с экипажем. После запуска двигателей и выруливания на старт экипаж покидал машину, далее последний полёт мишени проходил по радиокомандам с земли. На случай промаха зенитчиков или не фатальных повреждений при попадании ракеты (такое тоже было) на мишени стали устанавливать самоликвидаторы.
Ту-16Н (изделие НН) — Заправщик самолётов Ту-22. Оснащался системой заправки «шланг-конус». Для облегчения выдерживания строя при заправке на Ту-16Н вдоль фюзеляжа снизу наносилась красная полоса. Начиная с 1963 года — на Казанском заводе часть бомбардировщиков переоборудовалась в заправщики Ту-16Н.
Ту-16НМ — Носитель самолётов-мишеней типа Д-5НМ и Д-5МВ.
Ту-16НКРМ — Вариант носителя мишеней, созданный в 1964 году. Под каждой из консолей его крыла подвешивалось по одной высотной скоростной мишени (имитатору цели) ИЦ-59 «Олень» массой 540 кг, оснащённой ЖРД. В 1980 году — на вооружение поступили усовершенствованные мишени ИЦ-59В «Магнит» массой 1052 кг.
Ту-16П «Букет» (Badger J) — Самолёт РЭБ групповой защиты. Оснащался станцией постановки активных помех «Букет». Часть самолётов была переоборудована из Ту-16СПС.
Ту-16П «Ёлка» (изд «НЕ», «Badger H») — Самолёт РЭБ — постановщик пассивных помех, в грузоотсеке устанавливались контейнеры с полуволновыми диполями АСО-16 и АСО-2Б. Мог использоваться как бомбардировщик, после демонтажа АСО-16 и установки кассетных бомбодержателей внутренней подвески. С 1960 года — переоборудовались все Ту-16СПС.
Ту-16ПЛ (ПЛО) — Противолодочный. Экспериментально были переоборудованы по одной эскадрилье на СФ и ТОФ. Мог нести сбрасываемые гидроакустические буи и противолодочное оружие, на борту имелась аппаратура «Баку». Эксперимент был признан неудачным.
Ту-16Р («изделие 92») — Дальний разведчик. Отличался 7 фотокамерами, станцией активных помех, аппаратурой радиотехнической разведки СРС-3 в подвесных контейнерах под крылом. Разработан в 1955 году.
Ту-16РМ — Самолёт разведки и целеуказания. Установлены аэрофотоаппараты АФА-41/20, АФА-42/20, АФА-42/75, АФА-42/100, НАФА-МК-75, станция радиотехнической разведки СРС-4 «Квадрат-2» и радиолокатор «Рубин-1К». Переоборудовано несколько Ту-16К-10.
Ту-16РМ-1 (РМ-2) — Самолёт морской радиоэлектронной разведки и РЭБ. Устанавливалась РЛС «ЕН-Р», станции СРС-1 и СРС-4, фотоаппараты АФА-33/20М и АФА-42/75. На некоторых машинах стояли станции помех. Переоборудованные из Ту-16К-10 получили название Ту-16РМ-1, а из Ту-16К-10Д — Ту-16РМ-2. Всего эксплуатировалось 23 самолёта.
Ту-16РР — Самолёт радиационной разведки. Отличался подвесными контейнерами с аппаратурой для забора проб воздуха. Разработан в 1970 году. Переоборудовано 7 Ту-16Р.
Ту-16РТ — Самолётный измерительный пункт для испытаний крылатой ракеты «Буря». В 1956 году переоборудовано 6 самолётов Ту-16Р.
Ту-16РЦ — Летающая лаборатория для испытаний системы наведения ракет П-6. Изготовлен в 1964 году.
Ту-16С — Морской поисково-спасательный. В грузовом отсеке подвешивался сбрасываемый радиоуправляемый катер «Фрегат», также мог взять несколько спасательных контейнеров КАС-90. В конце 60-х годов переоборудовано несколько Ту-16Т. Стоял на вооружении до середины 80-х годов.
Ту-16СП — Противолодочный самолёт, оборудовался более совершенными системами, чем Ту-16ПЛО. Было построено несколько экземпляров в 70-х годах. С принятием на вооружение Ту-142 все Ту-16СП выведены из эксплуатации.
Ту-16СПС — Самолёт радиоэлектронной борьбы, один из первых самолётов этого типа в СССР. На борту были установлены станции постановки электронных помех СПС-1 и СПС-2, а в грузовом отсеке — дополнительная кабина спецоператора (экипаж составлял 7 человек). Выпускался с 1955 года — построено 42 самолёта. Ввиду принципиальных недостатков помеховых станций первого поколения самолёты через 10 лет были переоборудованы в вариант «Букет».
Ту-16Т (изделие НТ) — Торпедоносец. Выпускался с 1957 года Воронежским заводом. Построено или переоборудовано 76 машин. Самолёт мог нести две реактивные авиационные торпеды РАТ-52, шесть высотных торпед 45-54ВТ (или низковысотных 45-56НТ), две глубинные бомбы ВБ-2Ф, 12 авиационных донных мин АМД-4-500 или четыре мины АМД-4-10ОО. Также могли подвешиваться реактивно-всплывающие мины РМ-1 и РМ-2, универсальные донные мины УДМ, донные мины МДМ-3, МДМ-4, МДМ-5, «Серпей», якорные мины «Лира», мины типа АМД-2М, ИГД-М, «Десна», учебные мины-бомбы УПАМБ-100/80, торпеды 45-36МАВ. Общий вес вооружения достигал 8,7 т. Кроме того, Ту- 16Т мог брать полный комплект вооружения обычного бомбардировщика — до 9 т. Несмотря на появление значительно более эффективных ракетоносцев, стоял на вооружении до 1972 года. Несколько самолётов этой модификации переделывались в спасательный вариант Ту-16С.
Ту-16ТРЖК — Самолёт для перевозки жидкого кислорода (ТРЖК — Транспортный Резервуар Жидкого Кислорода).
Ту-16 «Циклон-Н» — Самолёты, переоборудованные по программе «Циклон». Предназначались для активного воздействия на облака, а также для исследования термодинамических параметров атмосферы. Переоборудовано два самолёта из состава ВМФ на АРЗ г. Пушкин в 1977 году. Комплекс спецсредств состоял из кассетных держателей КДС-155 для отстрела метеопиропатронов ПВ-50 с йодистым серебром, контейнера для сыпучих веществ (в основном, цемента марки «600»). На внешних пилонах предполагалось подвешивать контейнеры типа К-76(л) с реагентом или контейнеры типа КМГ-У. Оба самолёта базировались на аэродроме Чкаловский. Использовались во время Олимпиады-80, при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и для «разгона облаков» в центральной России.
Xian H-6 — Вариант бомбардировщика средней дальности Ту-16, производившийся в Китае по лицензии. Изготовлено не менее 200 самолётов. С самолёта этой модификации 14 мая 1965 года — Проведён первый в Китае воздушный термоядерный взрыв.
Xian H-6A — Китайский стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия
Xian H-6-IV — Китайский морской бомбардировщик — ракетоносец под противокорабельные ракеты типа «Шанъю» (экспортный индекс — C-601, обозначение НАТО — Silkworm).
Ту-104 — Пассажирский самолёт. Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра. Первый полёт 17 июня 1955 года. В 1956—1960 годах — изготовлен 201 самолёт.

 

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/tu_samoljoty_sssr/20-1-0-70
Категория: Военные | Добавил: soviet-union-ussr (07.08.2023) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 99 | Теги: Ту-16, повествование — модификации, Орлов Геннадий Викторович, Советский тяжёлый двухмоторный реак | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей