Ил-18 — Пассажирский (транспортный) самолёт СССР (04. 07.1957)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страницы: [01] [02] [03]
Страна: СССР.
Город: Москва.
Проектное название:
Первый полёт: 04.07.1957.
Тип: Пассажирский.
Конструкция: Цельнометаллический четырёхмоторный турбовинтовой низкоплан.
Конструкторы: Ильюшин С.В.
Инженеры‑конструкторы:
Ил-18 — Ил-18 (по кодификации НАТО: Coot — «Простак») — пассажирский самолёт для авиалиний средней протяженности, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением.
Предыстория
В 1954 году — началась разработка самолёта Ил-18.
25 мая 1956 года — было принято постановление Совета Министров СССР № 703—404 о создании пассажирского самолёта Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями.
26 августа 1956 года — Эскизный проект Ил-18 был утверждён С. В. Ильюшиным.
В сентябре 1956 года — началась постройка первого опытного самолёта.
В июне 1957 года — на Центральном аэродроме в Москве состоялся осмотр первого Ил-18 руководителями партии и правительства во главе с Н. С. Хрущёвым, по предложению Первого секретаря Московского городского комитета КПСС Е. Фурцевой самолёту дали имя собственное «Москва».
Повествование
04 июля 1957 года — Совершил первый полёт опытный самолёт «Москва»,
перелетев с Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе на лётную базу в город Жуковский (продолжительность полёта — 1 ч 57 мин).
В испытаниях участвовали самолёты, оснащённые двигателями НК-4
конструкции Н.Д. Кузнецова
и АИ-20. Результаты испытаний показали, что АИ-20
конструкции А.Г. Ивченко более надёжен, и его выбрали для установки на серийные самолёты. Опытные самолёты были рассчитаны на 75 мест.
В 1958 году — был создан вариант Ил-18А со взлетной массой 58 тонн и увеличенным до 89 мест пассажирским салоном. Это была первая серийная модель. Несколько позднее появилась модификация Ил-18Б с увеличенной с 12 до 14 тонн полезной нагрузкой и увеличенной взлетной массой до 61,5 тонн.
С 1958 года по 1959 год — на самолётах Ил-18 было установлено 20 мировых рекордов дальности полёта и высоты с различной полезной нагрузкой.
С 1958 года по 1978 год — Выпускался серийно на Авиационном заводе № 30, расположенном вблизи Центрального аэродрома на Октябрьском поле в Москве. Всего было построено 850 самолётов, в том числе 564 пассажирских (1957—1969).
В 1959 году — началась Эксплуатация самолёта Ил-18.
20 апреля 1959 года — состоялись два первых пассажирских рейса Ил-18 по маршруту: Москва — Адлер и Москва — Алма-Ата.
В 1960 году — был создан Ил-18В, который отличался от варианта Ил-18Б повышенным уровнем комфорта и использованием более совершенного пилотажно-навигационного оборудования.
29 февраля 1960 года — Самолёт Ил-18Т (Ил-18АТ, БТ, ВТ) совершил первый полёт.
14 апреля 1961 года — Самолёт Ил-18 «Салон» (бортовой номер СССР-75717, заводской номер 180001904) доставил в Москву Ю.А. Гагарина после его исторического полёта в космос.
В 1965 году — в ОКБ был разработан самолёт Ил-18Е, рассчитанный на 120 мест и имевший ещё более комфортабельный салон.
04 марта 1978 года — Самолёт Ил-18 Гр совершил первый полёт.
04 апреля 1980 года — Самолёт Ил-18ДЦ «Циклон» совершил первый полёт.
В апреле 1985 года — самолёт Ил-18ДОРР совершил первый полёт.
Последней пассажирской моделью стал самолёт Ил-18Д, на котором вместо ТВД АИ-20К были использованы АИ-20М, добавлены топливные баки в центроплане крыла, а также установлена система управления заходом на посадку. За счёт дополнительного топлива была увеличена дальность полета.
Кроме пассажирских самолётов в ОКБ были созданы различные варианты: служебные, грузовые, патрульные.
Один из самолётов Ил-18 был переоборудован для полётов в Антарктиду: в пассажирской кабине были установлены дополнительные топливные баки, что позволило довести запас топлива до 31 000 литров. Примечательно, что эстафету «Москва-Антарктида», как правило, обслуживали самолёты Ил-18, которые летали в небе Африки, попутно выполняя пассажирские и грузовые перевозки на местных авиалиниях.
Самолёты Ил-18 — по причине своей экономичности, уровню комфорта и безопасности вызвали интерес на мировом рынке, поэтому многие зарубежные компании приобрели эти самолёты.
Самолёт стал первым Советским пассажирским самолётом, пользовавшимся широким спросом на мировом рынке: для 17 иностранных компаний было построено свыше 100 самолётов.
Экипаж состоит из 5 человек: командира воздушного судна, правого лётчика, штурмана, радиста и бортмеханика. Салонный экипаж включает четырёх бортпроводников.
Лётно-технические характеристики
Параметр |
Показатель |
Лётные характеристики |
Максимальная скорость, км/ч. |
685 |
Крейсерская скорость, км/ч. |
625 |
Практическая дальность, км. |
6500 |
Практический потолок, м. |
10000 |
Максимальная дальность полета, км.
|
7100 |
Максимальная загрузка, кг.
|
13 500 |
Длина разбега, м.
|
1000 |
Длина пробега, м.
|
800 |
Технические характеристики |
Пассажировместимость, чел. |
80–122 |
Грузоподъёмность, тонн (в грузовом варианте) |
до 15 |
Длина, м. |
35,90 |
Размах крыла, м. |
37,42 |
Высота, м. |
10,17 |
Площадь крыла, м². |
140,0 |
Масса пустого кг. |
35000 |
Максимальная взлётная масса, кг. |
64000 |
Силовая установка |
4 × ТВД Прогресс АИ-20М |
Мощность двигателей, л. с. |
4 × 4252 |
Емкость баков с топливом, л.
|
23700 |
Экипаж, чел. |
5 |
Модификации
Название модели |
Краткие характеристики, отличия. |
Ил-18 «Салон» |
Самолёты для специальных перевозок высокопоставленных государственных деятелей. Самолётами этой модификации неоднократно пользовались Н. С. Хрущёв и Л. И. Брежнев. По заказам «Аэрофлота» и зарубежных авиакомпаний были разработаны 10 вариантов компоновок салонов (заводские индексы: «13А», «22А», «29А», «39А»). В 1956—1969 годах в варианты «Салон» были переоборудованы около 20 самолётов Ил-18Б, Ил-18В и Ил-18Д. |
Ил-18 «Полоса» |
Опытный с комплексом навигационно-пилотажного оборудования, позволявшего выполнять автоматический полёт по всей траектории. |
Ил-18А |
Первые серийные самолёты с двигателями НК-4. Всего серийно построено в 1958—1959 годах 20 экземпляров Ил-18А. |
Ил-18Б |
Самолёты с двигателями АИ-20, стали поступать в Аэрофлот с начала 1959 годах. В 1958—1959 годах построено 64 машины. |
Ил-18В |
Самолёт улучшенной компоновки с тремя пассажирскими салонами. |
Ил-18В-26А (Ил-18Д) |
Самолёт для дальних перелётов. Отличался увеличенным запасом топлива, комфортабельным салоном на 20 пассажиров, дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием. В 1962 году изготовлено 3 самолёта. Применялся для полётов в Антарктиду. |
Ил-18Гр |
Грузовой. Отличается отсутствием пассажирского оборудования, усиленным полом, рельсом с тельфером на потолке салона. С 1978 года на авиаремонтных заводах переоборудовались пассажирские самолёты, невыработавшие ресурс. |
Ил-18ГрМ |
Грузовой модифицированный. Отличается наличием большой грузовой двери в левом борту, напольной механизацией (компоновки «41» и «42А»). Разработан в 1978 году. В 1990—1996 годах переоборудовано несколько самолётов Ил-18Д. |
Ил-18Д |
Модель с увеличенной дальностью и коммерческой нагрузкой с двигателями АИ-20М. В 1965—1969 годах было построено 122 Ил-18Д. |
Ил-18Д «Помор» |
Самолёт рыбной разведки. Переоборудован один Ил-18Д. |
Ил-18ДЦ «Циклон» |
Самолёт для метеорологических исследований. |
Ил-18ДОРР |
Самолёт дальнего обнаружения рыбных ресурсов. Переоборудовано 2 самолёта в Домодедовском производственном объединении. |
Ил-18Е |
Машина с увеличенным числом мест (до 100…110) и доработанной системой кондиционирования, также улучшена отделка салонов. В 1965—1966 годах было выпущено 23 машины. |
Ил-18ЛЛ |
Летающая лаборатория. В ЛИИ им. М. М. Громова переоборудовано несколько самолётов. |
Ил-18РТ (Ил-18СИП) |
Самолётный измерительный пункт. Отличался аппаратурой приёма и регистрации телеметрической информации, 15 рабочими местами операторов в салоне. В 1964 году переоборудовано 2 Ил-18В. |
Ил-18РТЛ |
Прототип Ил-20РТ. Отличался большим обтекателем антенн сверху фюзеляжа. Переоборудован 1 Ил-18 в 1971 году в ЛИИ им. М. М. Громова. |
Ил-18Т (Ил-18АТ, БТ, ВТ) |
Транспортный и санитарный. Отличался отсутствием кресел, туалетов и гардеробов. Переоборудовался из пассажирских самолётов. |
Ил-18ТД |
Транспортно-десантный. Изготовлен в одном экземпляре в 1968 году. |
Ил-18УШ |
Учебный штурманский. Отличался двадцатью рабочими местами штурманов в салоне. Разработан в 1972 году. Переоборудован один самолёт в учебно-лётном отряде Ордена Ленина Академии ГА (Ленинград). |
Особенности эксплуатации и ограничения
Максимальный взлётный вес самолётов разных модификаций несколько различается. Так, например, для Ил-18Б и Ил-18В он составляет 61200 кг, для Ил-18Е — 61400 кг, для Ил-18Д — 64000 кг. Допускается превышение максимального взлётного веса на 500 кг, с расчётом на то, что на прогреве двигателей и рулении до ВПП эти полтонны керосина будут израсходованы. Максимальная заправка топливом для всех модификаций, кроме Ил-18Д, составляет 18600 кг. На Ил-18Д введён дополнительный двенадцатый бак, ёмкость системы составляет 23550 кг.
Ограничение по остатку топлива при посадке — не более 10000 кг. Ограничение введено по прочности крыла.
С полным взлётным весом максимальная дальность полёта уменьшается приблизительно вдвое.
Предельно допустимая центровка для всех модификаций, кроме Ил-18Д: передняя при выпущенном шасси — 18 % САХ, убранном шасси — 16 % САХ; задняя при убранном шасси — 23 % САХ, при выпущенном — 25 % САХ. По мере выработки топлива центровка смещается вперёд. При перегонке пустого самолёта требуется размещение дополнительного груза (балласта).
Предельно допустимая скорость по прибору — 610 км/час, число М не более 0,65.
[01] [02] [03]
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8 |