Алашеев Юрий Тимофеевич — Советский лётчик-испытатель СССР — Герой Советского Союза — Полковник авиации СССР (17.10.1923 — 21.12.1959)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: ВКП(б) (19??).
Образование: ?.
Воинское звание: Полковник (19??).
Род войск: Авиация.
Сражения/войны: Проходил боевую стажировку в 111-м гвардейском истребительном авиационном полку (4-й Украинский фронт). Участвовал в Восточно-Карпатской операции и освобождении Чехословакии. Совершил 12 боевых вылетов на истребителе Ла-5.
Командовал: .
Биография
Алашеев Юрий Тимофеевич — Родился 17.10.1923 года, в посёлке Инза, Троицкой волости, Курсунского уезда, Симбирской губернии, РСФСР в составе СССР, (ныне город Инза, Инзенского района, Ульяновской области). Русский.
.
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1941 году — работал литературным сотрудником редакции газеты.
В годы Великой Отечественной Войны
С августа 1941 года — в армии.
С августа по ноябрь 1941 года — обучался в 5-й военной авиационной школе, город Алатырь.
С ноября 1941 года по август 1942 года — обучался в 2-й военной авиационной школе, город Саратов.
С августа 1942 года по сентябрь 1942 года — обучался в 15-й военный авиационный школе, город Уральск.
В феврале 1943 года — окончил 3-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков (ВАШПОЛ), посёлок Ибреси.
В июле 1944 года — окончил Вязниковскую военную авиационную школу лётчиков (ВАУЛ).
С 1944 года по 1946 год — лётчик 1-го запасного авиационного полка, города Арзамас.
В октябре и ноябре 1944 года — проходил боевую стажировку в 111-м гвардейском истребительном авиационном полку (4-й Украинский фронт). Участвовал в Восточно-Карпатской операции и освобождении Чехословакии.
Совершил 12 боевых вылетов на истребителе Ла-5.
Послевоенный период жизни
С 1946 года по 1948 год — лётчик-инструктор Борисоглебского военного авиационного училища лётчиков.
В 1950 году — окончил Школу лётчиков-испытателей.
С 1950 года по 1954 год — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (ЛИИ) (город Жуковский Московской области). Участвовал в испытаниях опытного реактивного истребителя СМ-2, провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института.
С 1954 года — лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева.
В 1955 году — Юрий Тимофеевич поднял в небо и провёл испытания первого в стране реактивного пассажирского самолёта Ту-104,
второй пилот Б.М. Тимошок,
штурман П.Н. Руднев,
бортмеханик И.Д. Иванов,
радист Н. Майоров и
ведущий инженер В.Н. Бендеров. За это время экипаж выполнил 67 полётов.
В 1956 году — поднял в небо и провёл испытания первого серийного в стране реактивного пассажирского самолёта Ту-104, Омского авиазавода.
В 1957 году — провёл испытания реактивного ракетоносца Ту-16К.
В 1958 году — принимал участие в испытаниях дальнемагистрального пассажирского самолета Ту-114.
В 1959 году — на самолёте Ту-104Б, установил 5 рекордов грузоподъёмности.
Установил 11 мировых авиационных рекордов.
Участвовал в испытаниях сверхзвукового бомбардировщика Ту-22 (в 1959 году).
Жил в городе Жуковском Московской области.
21 декабря 1959 года — Погиб при выполнении испытательного полёта на сверхзвуковом бомбардировщике Ту-22.
Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награды СССР
Высшая степень отличия в СССР:
- Герой Советского Союза (15.05.1960, посмертно).
Ордена СССР:
- Орден Ленина -2 (12.07.1957; 15.05.1960, посмертно).
Медали СССР:
- Медаль «Золотая Звезда» 15.05.1960, посмертно).
- Медаль «За боевые заслуги» (19.11.1951).
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
- Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
- Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
и другие медали.
Воинские звания:
- Старший лейтенант (19??).
- Полковник (19??).
Звания:
- Лётчик-испытатель 1-го класса (1954).
- Герой Советского Союза (15.05.1960, посмертно).
Память
- Именем Героя Советского Союз Алашеева Юрия Тимофеевича названа МБОУ Инзенская СШ №1 в муниципальном образовании «Инзенский район» Ульяновской области
- Перед зданием МБОУ Инзенская СШ №1 в муниципальном образовании «Инзенский район» Ульяновской области установлен бюст Герой Советского Союза – Алашеева Ю.Т.
- На здании МБОУ Инзенская СШ №1 в муниципальном образовании «Инзенский район» Ульяновской области установлена мемориальная доска памяти Героя Советского Союз Алашеева Юрия Тимофеевича.
Мифы, события, факты
1. 21 декабря 1959 года — в седьмом испытательном полете, основной целью которого была проверка поведения самолета на на сверхзвуковых скоростях, соответствующих М=1,1 … 1,15, самолет «105А» потерпел катастрофу.
Ход полета и развитие катастрофической ситуации на борту можно проследить по воспоминаниям единственного спасшегося члена экипажа К.А.Щербакова.
Экипаж в составе Ю.Т.Алашеева, И.В.Гавриленко и К.А.Щербакова на самолете «105А» взлетел в 11 ч 38 мин с аэродрома ЛИИ (г. Жуковский) в сторону Пензы с заданием включить форсаж двигателей на высоте 7000 м и выйти на высоту 10000 м. Далее необходимо было выполнить площадки при значениях приборной скорости в диапазоне 650 … 900 км/ч, с дачей руля направления и перекладкой горизонтального оперения на площадках на высотах 10000, 8000, 6000, 4000 и 2000 м, при перегрузках в пределах 0,5… 1,5.
На высоте 7000 м им навстречу пролетел опытный Ту-107, проходивший испытания. «107-я» экипаж «105-ой», — поприветствовал его, покачав крылом, командир экипажа. В 11 ч 50 мин экипаж перешел на связь с командным пунктом авиации МВО. Выйдя в зону выполнения задания, на 7000 м включили форсаж и поднялись на 10000 м, где выполнили первую пробную площадку, затем — спуск на 7000 м, так как при наборе вышли за М=1, и повторный выход на 10000 м с форсажем, затем повторная площадка на истинной скорости 950 км/ч с фотографированием с помощью кабинной фотоустановки индикаторов штатных приборов и экспериментального оборудования.
Вдруг раздался какой-то хлопок, самолет весь задрожал с частотой 4 … 5 колебаний в секунду и начал заваливаться на нос с одновременным креном вправо. «Юра, что это? Помпаж?», — трижды спросил штурман И.В.Гавриленко. Алашеев молчал. «Юра, крен, Юра, крен!» — повторил Гавриленко. Самолет шел к земле, медленно поворачиваясь вокруг продольной оси и набирая скорость на пикировании. «Приготовиться к катапультированию!» — приказал Алашеев. Щербаков сбросил аварийный люк и начал ждать приказа на покидание самолета. Через минуту, когда он увидел, что из-под него уходит пол, а самолет идет почти вертикально, Щербаков катапультировался (затем было установлено, что он покинул самолет на скорости 1380 км/ч). Воздушным потоком сильно пригнуло голову, сорвало защитное стекло со шлема. Кресло падало спинкой вниз. Сработал автомат отделения кресла, привязные ремни расстегнулись, а кресло не отделилось. Щербаков пытался оттолкнуть его ногой, сиденье как приклеилось, а высоты до земли оставалось все меньше и меньше. Он со всей силы толкнул сиденье плечом и оно мгновенно отделилось и ушло. Дернул за вытяжное кольцо парашюта — купол парашюта наполнился. Приземлился на дерево, сильно ударившись о него. С помощью местного жителя, молодого деревенского парня, снял с дерева парашют.
Щербаков спросил у парня: «Не видели ли еще кого?» Тот ответил: «Нет. Был сильный взрыв».
Щербаков, когда опускался, взрыва не слышал, но видел, как в воздухе летят, поблескивая, какие-то лепестки (это были вдребезги разбитые части самолета «105А»), а из леса поднимается сизый дым. При катапультировании на сверхзвуковой скорости, величина которой значительно превышала допустимую скорость покидания самолета, Щербакова спасло то, что его кресло выходило из самолета вниз спиной, что защищало Щербакова от скоростного потока, кроме того, самолет уже шел к земле под большим углом, почти вертикально. Штурман Гавриленко покидал машину первым, лицом по потоку, практически не защищенный от скоростного потока, и был им просто разорван. Алашеев остался на борту и до конца пытался спасти опытный самолет, не покинув его до трагической развязки.
Катастрофа произошла в лесном массиве в стороне от участка дороги Рязань — Сасово, поэтому аварийная команда из ЖЛИ и ДБ, вылетевшая из Жуковского, добралась до места падения самолета только на вторые сутки. На месте катастрофы они увидели воронку от взрыва глубиной 7 … 8 м и диаметром 25… 26 м. Две недели специалисты изучали все внешние признаки катастрофы, тщательно собирали элементы конструкции самолета. Сложность сбора информации о катастрофе усугублялась морозами, перемежавшимися оттепелью и сильными снегопадами: свежий снег беспощадно скрыл от аварийной команды многие детали конструкции самолета. Кроме того, местные жители, действуя по принципу «вещь железная, в хозяйстве пригодится», в первые сутки после катастрофы подобрали большое количество деталей, и их пришлось выкупать за небольшие деньги. В ходе поисков нашли и куски парашюта Ю.Т.Алашеева.
В официальном заключении по катастрофе ее причиной было названо разрушение горизонтального оперения в результате повышенных вибраций (флаттер). Однако ОКБ А.Н.Туполева и ЦАГИ после катастрофы решили провести ревизию прочности конструкции самолета «105А». Она была значительно усилена, проведены доработки с целью исключения появления повышенных вибраций на расчетных режимах полета и т.д.
2. По мнению читателей, Алашеева Юрия Тимофеевича - можно увидеть в цветном фильме Ту-114, снятым на МОСНАУЧФИЛЬМ в 1958 году. https://youtu.be/NvrUqdGOe5s
Материалы
Орлов Г.В. «Алашеев Юрий Тимофеевич — Советский лётчик-испытатель СССР — Герой Советского Союза — Полковник авиации СССР (17.10.1923 — 21.12.1959)» — (биография 13.08.2023).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ussr-cccp.moy.su/publ/grazhdane_sssr/ljotchiki_sssr/ljotchiki_sssr/141-1-0-101
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/grazhdane_sssr/ljotchiki_sssr/ljotchiki_sssr/141-1-0-101 |