СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Военные [71]
Военные самолёты СССР
Пассажирские [58]
Гражданская авиация
Санитарные [7]
Санитарная авиация СССР
Учебные [8]
Учебные самолёты СССР,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » САМОЛЁТЫ СССР » Пассажирские

Ту-104 — Советский первый пассажирский самолёт на реактивной тяге СССР (17. 07.1955)

 Ту-104 — Советский первый пассажирский самолёт на реактивной тяге СССР (17. 07.1955) (стр.-1 ())

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

И Д Ё Т   Р Е Д А К Т И Р О В А Н И Е

Страницы:   [01]     [02]     [03]

Страна:   СССР.
Город:     Москва.
Проектное название:     
Первый полёт:     17.07.1955.
Тип:    Пассажирский.
Конструкция:     Узкофюзеляжный, с двумя турбореактивными двигателями.
Конструкторы:     Туполев А.Н.
Инженеры‑конструкторы:     


Ту-104 — Советский первый пассажирский самолёт на реактивной тяге СССР (17. 07.1955)Ту-104 — Советский авиалайнер средней дальности, узкофюзеляжный, с двумя турбореактивными двигателями.

 

 

 

 

 

 

 

Предыстория

Конструкторское бюро Туполев (1936) (повествование)11 июня 1954 года — вышло Постановление Совета Министров СССР N 1172-516 о создании дальнего пассажирского скоростного самолёта Ту-16П в КБ Туполева,

 

 

 

Авиаконструктор - Туполев Андрей Николаевич (10.11.1888 — 23.12.1972) (биография)под руководством авиаконструктора Туполева А.Н.

С 1952 по 1953 год — были подготовлены и чертежи. Проект получил рабочее название Ту-2АМ-3-200. Будущий лайнер получил индекс 104.

 

 

Ту-16 — Советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт СССР (27.04.1952) (повествование)104 проектировался на основе ранее производившегося дальнего бомбардировщика Ту-16. Использовались его крылья, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси. Был увеличен диаметр фюзеляжа и крыло было перемещено в низ фюзеляжа.

 

 

 

АМ-3 (РД-3) — Советский турбореактивный двигатель СССР (1950) (повествование)Сохранён и двигатель Ту-16 — АМ-3. Именно поэтому разработка самолёта подобного типа заняла столь короткий срок.

 

 

 

Военно-воздушные силы СССР (повествование)В сентябре 1954 года — эскизный проект Ту-104 был предъявлен ВВС. В ноябре-декабре состоялась макетная комиссия, одновременно шло рабочее проектирование и постройка опытного экземпляра самолёта.

 

 

 

Повествование

Алашеев Ю.Т. — (биография)17 июня 1955 года — Самолёт Ту-104 совершил свой первый полёт под управлением лётчика испытателя Ю.Т. Алашеева,

 

 

 

Тимошок Борис Михайлович — Советский лётчик-испытатель СССР (биография)второй лётчик Б.М. Тимошек,

 

 

 

 

Руднев Парис Николаевич — Советский лётчик-испытатель СССР — Авиадиспетчер СССР (биография)штурман П.Н. Руднев,

 

 

 

 

Иванов И. Д. — Советский бортмеханик СССР (биография)бортмеханик И.Д. Иванов,

 

 

 

 

Майоров Н. — Советский радист СССР (биография)радист Н. Майоров и

 

 

 

 

Бендеров В. Н. (биография)ведущий инженер В.Н. Бендеров. За это время экипаж выполнил 67 полётов.

 

 

 

12 октября 1955 года — закончились заводские испытания самолёта Ту-104.

Полтава — Город СССР (повествование)30 октября 1955 года — Официально завершилась сборка первого серийного Ту-104. Самолет нужно было срочно перегнать в Полтаву,

 

 

 

Полтава-4 — Аэродром тяжелой стратегической авиации СССР (1936) (повествование)на аэродром тяжелой стратегической авиации.

 

 

 

 

Харьков — Город СССР (повествование)Причина – в родном Харькове он не смог бы сесть, не хватало длины ВВП.

05 ноября 1955 года — В воздух подняли первый серийный самолёт, экипаж:

 

 

 

Ковалёв Валентин Фёдорович (биография)лётчики-испытатели В.Ф. Ковалев,

 

 

 

 

Коробко Григорий Яковлевич (биография)Г.Я. Коробко и

 

 

 

 

Тайцлин А. Е. (биография)ведущий инженер А.Е. Тайцлин,

 

 

 

 

Завод № 135 Наркомавиапрома СССР (повествование)Построенный на Завод № 135 Наркомавиапрома

 

 

 

 

В заключении акта по госиспытаниям отмечалось, в частности, следующее:

По технике пилотирования Ту-104 доступен для лётчиков средней квалификации. Ту-104 требует для полётов аэродромы с длиной ВПП не менее 2500 м, а в южных районах с высокими температурами наружного воздуха не менее 3000 м.

На самолёте не выполнены следующие требования Постановления Совета Министров: вместо двигателей АМ-3М установлены АМ-3 с меньшей тягой; практическая дальность полёта - 3000 км вместо 3200-3500 км; длина разбега при скорости отрыва 266-295 км/ч составляет 1775-2180 м вместо 1600-1650 м; не обеспечено продолжение полёта при отказе одного двигателя после отрыва с взлётным весом 71500 кг и не определён максимальный взлётный вес, при котором может быть обеспечено безопасное продолжение взлёта с одним двигателем; при полёте на высоте 10 000 м с встречным ветром 50 км/ч практическая дальность полёта составляет 2715 км.

Прошедший госиспытания Ту-104 при взлётном весе 71 500 кг имеет относительно малую коммерческую нагрузку 5200 кг, что составляет 7, 28% от взлётного веса.

С 1955 по 1960 год — Самолёты Ту-104 строились на следующих авиационных заводах:

  • Завод №156 МАП СССР (1943) (повествование)Завод № 156 в Москве изготовил две опытные машины нулевой серии в 1955 году.

 

 

 

 

  • Завод № 135 в Харькове построил 48 самолётов с нулевой по девятую серии, 1955—1959 гг.
  • Начиная с со второго самолёта второй серии строилась модификация Ту-104А.
  • Завода № 166 (повествование)59 самолётов построено на заводе № 166 в Омске в 1956—1960 годах. Почти все модификации Ту-104А, серии с первой по двадцатую. 2 самолёта третьей серии — опытный военно-транспортный самолёт Ту-107.

 

 

  • 96 самолётов на заводе № 22 в Казани в 1958—1960 годах, серии с первой по 20. Во всех сериях завода производилась модификация самолёта Ту-104Б, за исключением 3 и 5 самолёта 9 серии — модификация Ту-104Е.

ГК НИИ ВВС СССР (повествование)31 января 1956 года по 15 июня 1956 года — Государственные испытания первая опытная машина проходила в ГК НИИ ВВС

 

 

 

Стариков А.К. (биография)Государственные испытания проводил экипаж А.К.Старикова, до этого с успехом проведший испытания Ту-16 и сделавший очень много для того чтобы и его пассажирский младший брат «встал на крыло». На испытаниях был проведен большой объём полётов связанных с аварийными ситуациями: отказ одного из двигателей на взлете, аварийный слив топлива в полёте, прерванный взлёт, экстренное снижение с больших высот, определение характеристик срыва, проверка эффективности противообледенительных систем и т.д.

Самолёты Ту-104 во Внуково.

 

 

 

 

 

 

 

 

200-й отряд аэропорта Внуково (повествование)05 марта 1956 года — Создан знаменитый 200-й отряд аэропорта Внуково.

 

 

 

 

Автограф А. Н. Туполева на фото Ту-104 с благодарностью 200-му отряду Внуково.

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый прилет Ту-104 в Лондон

22 марта 1956 года — В ходе государственных испытаний опытный Ту-104 совершил полёт в Лондон с группой дипломатических работников,

 

 

 

 

 

 

Серов Иван Александрович (биография)а также с Председателем КГБ И.А.Серовым,

 

 

 

 

Хрущёв Никита Сергеевич (биография)готовившим визит Н.С. Хрущёва и

 

 

 

 

Булганин Николай Александрович (биография)Н.А. Булганина в Англию. Появление Ту-104 на Западе вызвало настоящий фурор в авиационных и общественных кругах по ту сторону "железного занавеса". Западу стало ясно,

 

 

 

СССР — Союз Советских Социалистических Республик (повествование)что СССР блестяще освоил сложнейшие технологии в области самолётостроения

15 сентября 1956 года — Ту-104 (борт СССР-Л5415) совершил первый регулярный рейс с пассажирами по маршруту Москва - Омск - Иркутск. Этот день стал знаменательной датой в истории гражданской авиации - днем начала реактивной эры.

 

Сапёлкин Константин Петрович (биография)Самолет Ту-104 пилотировал экипаж в составе: командиры корабля К.П. Сапёлкин,

 

 

 

 

Барабаш Евгений Петрович (биография)Е.П. Барабаш,

 

 

 

 

Кустов С Н (,биография)второй пилот С.Н. Кустов,

 

 

 

 

Лебедь А. Я. (биография)штурман А.Я. Лебедь,

 

 

 

 

Томин B.C.(биография)бортмеханик B.C. Томин,

 

 

 

 

Горин Р.А. (биография)бортрадист Р.А. Горин.

 

 

 

 

Кабанова З. В. (биография)Бортпроводниками были З.В. Кабанова,

 

 

 

 

Бесова В.М. (биография)В.М. Бесова. Через 7 часов 10 минут летного времени,

 

 

 

 

Омск — Город СССР (повествование)О преодолев с посадкой в Омске 4570 км,

 

 

 

 

Иркутск — Город СССР (повествование)самолёт приземлился в Иркутске. Время в пути по сравнению с полётом на поршневых самолётах сократилось почти втрое.

 

 

 

Тбилиси — Город СССР (повествование)22 сентября 1956 года — Ту-104 открыл линию Внуково – Тбилиси.

 

 

 

 

Экипажи Ту-104 Б.Бугаева и К.Сапёлкина, совершивших первый международный пассажирский рейс Прага-Москва

 

 

 

 

 

 

 

Бугаев Борис Павлович (биография)12 октября 1956 года — Состоялся первый пассажирский рейс на самолёте Ту-104 по международной воздушной линии Москва - Прага. Самолет пилотировал экипаж под руководством командира корабля Б.П. Бугаева.

 

 

 

Аэропорт Внуково (повествование)С 1956 года по 57 год — на Ту-104 уже годах выполнялись рейсы из Внуково в Лондон, Будапешт, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву, Дели, и так далее. Появление Ту-104 позволило СССР в кратчайшие сроки выйти на международный уровень авиаперевозок. 

В 1956 году — Советскому Союзу удалось поразить западный мир когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Лондон туда же прилетели три Ту-104 (СССР-Л5400, СССР-Л5412, СССР-Л5413).

Город Москва — Столица СССР (повествование)15 декабря 1956 года — Ту-104 связал регулярным рейсом Москву с

 

 

 

 

Хабаровск — Город СССР (повествование)Хабаровском.

 

 

 

 

Новосибирск — Город СССР (повествование)12 июля 1957 года — Ту-104 (СССР-Л5419) выполнил первый регулярный рейс Новосибирск – Москва («Внуково»),

 

 

 

Аэропорт Толмачёво (повествование)открыв, тем самым, недавно построенную взлётно-посадочную полосу аэропорта «Толмачево» для пассажирских рейсов. 

В сентябре 1957 года — экипаж 200-й эскадрильи под командованием Б.П. Бугаева на Ту-104 с бортовым номером СССР-Л5438 перелетел из Москвы в Нью-Йорк. На самолёте летела Советская делегация на заседание Генеральной Ассамблеи ООН.

АЭРОФЛОТ (повествование)Путь туда и обратно составил 18000 км и занял 24 часа 36 минут. Этот выдающийся перелёт выполнили пилоты Аэрофлота Б.П. Бугаев,

 

 

 

Орловец Иван Власович (биография)И.В. Орловец,

 

 

 

 

Михайлов Павел Михайлович (биография)П.М. Михайлов,

 

 

 

 

П.И. Девятов,

 

 

 

 

Носов Николай Филиппович (биография)штурман Н.Ф. Носов,

 

 

 

 

Круппа И.С. (биография)бортмеханик И.С. Круппа и другие авиаработники. Так было положено начало эксплуатации реактивных пассажирских самолётов на международных линиях Аэрофлота.

28 января 1958 года — Хабаровское авиапредприятие получило первый Ту-104А СССР-Л5426.

 

 

Владивосток (повествование)Первые регулярные полёты с пассажирами Хабаровские Ту-104 стали выполнять по маршрутам Хабаровск – Владивосток

 

 

 

Петропавловск-Камчатский (повествование)и Хабаровск – Петропавловск–Камчатский.

13 февраля 1958 года — самолёт Ту-104 стартовал в первый (технический) рейс по авиалинии Москва - Владивосток - одной из самых протяженных в нашей стране.

В 1958 году — на Всемирной выставке в Брюсселе самолёту Ту-104 присуждена Золотая медаль.

С декабря 1958 года — вновь выходящие с конвейера Ту-104 получали пятиразрядный регистрационный номер, начинающийся на цифру 42, а большинство ранее выпущенных самолётов было перенумеровано в течение 1959 года.

02 июня 1958 года — Ту-104 начал регулярных полёты в Бельгию и Нидерланды, первый рейс № 41 выполнил по маршруту Москва — Амстердам — Брюссель.

04 августа 1958 года — Ту-104 выполнил первый беспосадочный рейс № 49 по маршруту Москва — Париж, самолёты Аэрофлота летали во французскую столицу четыре раза в неделю напрямую, а французские «Локхиды» – с промежуточной посадкой в Варшаве. Французские власти разрешили посадку Ту-104 на аэродроме «Ле Бурже».

Ташкент — Город СССР (повествование)18 августа 1958 года — Ту-104 начал выполнять регулярные полёты в Индию, первый  рейс № 53 по маршруту Москва — Ташкент — Дели. 

 

 


Ил-18 (повествование)05 декабря 1958 года — Ту-104 начал выполнять регулярные полёты в Египет, первый рейс № 35 по маршруту Москва — Тирана — Каир. Вскоре на этой трассе его заменил турбовинтовой Ил-18, выполнявший уже беспосадочный рейс,

 

 

Ил-62 (повествование)а впоследствии на эту трассу вышли реактивные Ил-62

 

 

 

 

Ту-154 (повествование)и Ту-154.

03 марта 1959 года — Ту-104 вышел на трассу Москва — Омск — Иркутск — Пхеньян. И если расстояние между столицами СССР и КНДР осталось прежним, то время в пути сократилось в четыре раза! Ту-104 выполнял еженедельный рейс № 9 по следующему расписанию: вылет из Москвы в 19.40 (понедельник), прилёт в Пхеньян в 13.25 (вторник), время в пути – 11 часов 45 минут.

14 мая 1959 года — Ту-104 начал регулярные полёты в Великобританию, первый рейс № 31 выполнил по маршруту Москва — Копенгаген — Лондон.

Выпуск самолётов Ту-104 прошлой постройки Харьковского авиазавода № 135 Наркомавиапрома, получили номера:
СССР-Л5412 стал СССР-42318
СССР-Л5413 стал СССР-42319
СССР-Л5416 стал СССР-42322
СССР-Л5417 стал СССР-42323
СССР-Л5418 стал СССР-42324
СССР-Л5436 стал СССР-42342
СССР-Л5437 стал СССР-42343
СССР-Л5438 стал СССР-42344
СССР-Л5439 стал СССР-42345
СССР-Л5440 стал СССР-42347
СССР-Л5441 стал СССР-42348
СССР-Л5443 стал СССР-42350

Выпуск самолётов Ту-104 прошлой постройки Омского авиазавода № 166 получили номера:
СССР-Л5419 стал СССР-42325
СССР-Л5420 стал СССР-42326
СССР-Л5421 стал СССР-42327
СССР-Л5422 стал СССР-42328
СССР-Л5423 стал СССР-42329
СССР-Л5424 стал СССР-42330
СССР-Л5425 стал СССР-42331
СССР-Л5426 стал СССР-42332
СССР-Л5428 стал СССР-42334
СССР-Л5429 стал СССР-42335
СССР-Л5430 стал СССР-42336
СССР-Л5431 стал СССР-42337
СССР-Л5432 стал СССР-42338
СССР-Л5433 стал СССР-42339
СССР-Л5434 стал СССР-42340
СССР-Л5435 стал СССР-42341

С 1959 года — первые Ту-104 стали поступать в авиапредприятия Внуково (Москва), Иркутск, Толмачёво (Новосибирск), Ташкент, Тбилиси,

Пулково (повествование)Пулково (Ленинград).

 

 

 

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/tu_samoljoty_sssr/20-1-0-70
Категория: Пассажирские | Добавил: soviet-union-ussr (18.02.2017) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 1295 | Теги: Гражданская авиация СССР, Пассажирский самолёт СССР, СССР, «Первый в мире» реактивный самолёт , http://ussr-cccp.moy.su, История самолёта Ту-104 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей