|
Каталог статей СССР
Анохин Сергей Николаевич — Советский лётчик-испытатель (01.04.1910 — 15.04.1986)
В 1934 году — в Феодосии написал (совместно с Н. Я. Симоновым) «Курс учебно-лётной подготовки ВЛПШ». 18 октября 1934 года — Установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта на планере (Г № 2) — 32 часа 11 минут. В октябре 1934 года — выполнил экспериментальный прыжок с парашютом со сверхнизкой высоты методом срыва на планере «П. П. Постышев» и установил всесоюзный рекорд высоты полёта на планере (Г № 2) — 2340 метров. В 1934 году — ему присвоено звание «Мастер планерного спорта СССР». В 1935 — за большие заслуги в развитии планеризма удостоен Грамоты ЦИК СССР. В 1935 году — окончил Московскую парашютную школу. С апреля 1935 года по 1940 год — лётчик-инструктор, инструктор-парашютист Турецкого авиационного общества в Анкаре. В декабре 1937 года — родился первенец сын Сергей. С января 1940 года — командир звена. С 31 марта 1940 года — Командир отряда. В феврале 1941 года — родилась дочь Мария.
В годы Великой Отечественной ВойныС 03 октября 1941 года — Командир планерной эскадрильи Центрального аэроклуба им. В. П. Чкалова в Тушино. В ноябре 1941 года — присвоено звание Мастер парашютного спорта СССР. 20 ноября 1941 года — Призван в армию и назначен командиром планерной группы. С 22 декабря 1941 года — Командир звена лётно-испытательного отряда Воздушно-десантных войск Калининского фронта. 28 декабря 1941 года — Присвоено воинское звание Старший лейтенант. Совершил около 200 боевых вылетов, в том числе в тыл врага.
Зимой 1942 года — у самолёта-буксировщика СБ, пилотируемого Сергеем Николаевичем, оторвалась от ограничительного троса лыжа. Лётчик сумел благополучно посадить самолёт. В 1942 году, при испытаниях планера А-7 на штопор, С.Н.Анохин был вынужден воспользоваться парашютом. В августе и сентябре 1942 года — С.Н.Анохин проводит испытания планера А-40, предназначенного для десантирования по воздуху лёгкого танка Т-60 методом буксировки за самолётом. Для этого к танку крепились крылья и хвостовое оперение. Было выполнено несколько подлётов и один полёт на буксире за самолётом ТБ-3. Однако мощности моторов ТБ-3 для длительной буксировки (даже со снятой башней танка) оказалось недостаточно и лётчик П.А.Еремеев был вынужден произвести отцепку А-40. С.Н.Анохин благополучно произвёл посадку на Быковском аэродроме (взлёт производился с аэродрома ЛИИ, расположенного примерно в 5 километрах от Быково). Испытания были прекращены. В ночь на 17 марта 1943 года — С. Анохиным и лётчиком А. В. Жилютовым был выполнен единственный за время Великой Отечественной войны взлёт планера с партизанского аэродрома (был произведён взлёт планера Г-11 на коротком тросе за самолётом СБ). За этот полёт С. Анохин получил свою первую награду — орден Красного Знамени. 19 июня 1943 года — Награждён орденом Красного Знамени. В июне 1943 года — по личному распоряжению члена ГКО Г. М. Маленкова был откомандирован в ЛИИ для проведения испытаний самолёта «302», одного из первых истребителей-перехватчиков с ЖРД (самолёт был испытан лишь в планерном варианте). С сентября 1943 — переведён в Москву в опытный лётный отряд, проводил испытания планера А-40, предназначенного для десантирования по воздуху лёгкого танка Т-60 методом буксировки за самолётом (танк с приделанными крыльями). С 14 октября 1943 года — Лётчик-испытатель ЛИИ. В марте 1944 года — присвоена квалификация Лётчик-испытатель 3-го класса. 15 мая 1944 года — Выполнил первый полёт и потом провёл испытания самолёта Як-7Б. В это же время проводил лётные исследования по влиянию перегрузки на организм и работоспособность лётчика в полёте: выполнил ряд испытательных полётов на высотном самолёте-перехватчике Як-3ПД на высотах более 13000 метров (сложность полётов заключалась в отсутствии герметичной кабины на самолёте).
Послевоенный период жизни15 мая 1945 года — При контрольных испытаниях истребителя Як-3 на прочность произошло разрушение самолёта, Анохин получил тяжёлые ранения и потерял левый глаз. После усиленных тренировок разработал глубинное зрение (зрительное восприятие трёхмерности пространства). В июле 1945 года — присвоена квалификация Лётчик-испытатель 2-го класса. 16 сентября 1945 года — награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. В декабре 1945 — возвратился к лётно-испытательной работе в ЛИИ. В 1945 году — родилась дочь Наталия. В 1947—1948 годах — совместно с С. Амет-Ханом и Н. С. Рыбко проводил испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30°) конструкции П. В. Цыбина. В полётах на ЛЛ-2 была достигнута максимальная скорость, равная М=0,87. Во время испытаний был получен большой экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик, распределению давления по крылу и оперению на околозвуковых скоростях, перемещению скачков уплотнения по крылу. В 1947 году — присвоено воинское звание Полковник. С 08 мая 1947 года — присвоена квалификация Лётчик-испытатель 1-го класса. С 1947 года — прикомандирован к ОКБ А. С. Яковлева. С ноября 1947 — года выполнил первые полёты и провёл испытания Як-25 и Як-16. В 1947 году — награждён медалью В память 800-летия Москвы. 20 сентября 1947 года — награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. В 1948 году — летал на Як-30 , И-215, Ла-174. Одновременно с работой в ОКБ А. С. Яковлева проводил испытания 2-го и 3-го экземпляров МиГ-15 (в 1948 г.), а также Су-11, Су-15 (в 1949). В 1948 году — награждён медалью 30 лет Советской Армии и Флота. 31 июля 1948 года — Награждён орденом Красного Знамени. В 1949 году — присвоено воинское звание Полковник. С 1949 года — испытал Як-23УТИ, Як-50 (реактивный), Як-19 и Як-20. Летом 1949 года — провёл скоростные рулёжки первого отечественного сверхзвукового (по расчётам) самолёта Су-17 («Р»). 25 июля 1949 года — Награждён орденом Ленина. В 1950 году — участвовал в испытаниях самолёта И-320 («Р-2»). 22 марта 1950 года — на реактивном самолёте Як-50 Анохиным была достигнута рекордная в стране скорость у земли — 1170 км/час (М=0,98). Принимал участие в испытаниях Як-11У и Як-18У (1951 г.). 20 июня 1950 года — Присвоено звание Заслуженный мастер спорта СССР — за выдающиеся достижения в авиационном спорте В 1951 году — принял участие в испытаниях системы «Бурлаки». Эта система была разработана для увеличения дальности полёта истребителей сопровождения стратегических бомбардировщиков (пилот МиГ-15бис в полёте производил сцепку со специальным тросом, который выпускал Ту-4, затем выключал двигатель и продолжал полёт в безмоторном режиме). С 1951 по 1953 год — совместно с С. Амет-Ханом, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым проводил испытания пилотируемого аналога крылатой ракеты КС («Комета»). Руководил планерной секцией Совета ДОСААФ, участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях. В 1951 году — присвоено звание Судья всесоюзной категории по планеризму. В 1952 году — награждён медалью За боевые заслуги. 03 февраля 1953 года — Присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и золотой медали Золотая Звезда № 10865). В 1953 году — провёл испытания самолётов МиГ-21Ф на штопор и МиГ-19 на динамический потолок. В 1956 году — провёл испытания самолётов Ту-104 и Як-26, в 1958 — Як-28. В 1956 году — удостоен диплома Поля Тиссандье, присуждаемого ФАИ. Был первым из лётчиков-испытателей, начинавшим в 1956 году на базе ЛИИ большую программу лётных исследований для оценки влияния на окружающую среду звукового удара и шума сверхзвуковых самолётов. Научное руководство этими работами вплоть до начала 1970-х годов осуществляли И.В. Остославский и А.Д. Миронов. Одним из результатов стало принятие в СССР правил, разрешающих полёты со сверхзвуковой скоростью только на высотах не ниже 10000 м. В 1957 году — совместно с Г. М. Шияновым провёл испытания СМ-30 (системы запуска самолёта МиГ-19 с наземной катапульты). В 1957 году — награждён медалью За безупречную службу 2-й степени. В 1958 году — провёл испытания Ту-104 на устойчивость и управляемость. В 1958 году — параллельно с испытаниями самолётов проводил испытания планеров А-13. В 1958 году — по приглашению руководителей авиационной промышленности Китайской Народной Республики Анохин в течение трех месяцев работал в КНР в качестве летчика-испытателя. Китайские специалисты не могли разобраться с интенсивной тряской самолетов, связанной, как выяснилось, с двигателями. Помощь Сергея Николаевича (в начале строительства по лицензии самолетов МиГ-19) была быстрой, эффективной, и Советского летчика с благодарностью вспоминают в КНР и поныне. В 1958 году — награждён медалью 40 лет Вооружённых Сил СССР. В 1959 году — провёл испытания Ту-16 на срыв и сваливание. 17 февраля 1959 года — Анохину в числе первых 10 лётчиков присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и вручён знак № 1. В феврале 1959 года — проводил работу по определению возможности вывода самолёта из перевёрнутого штопора вслепую (испытания проводились на самолёте МиГ-15УТИ). В 1960 году — выполнил несколько десятков полётов на летающей лаборатории Ту-104АК, созданной для исследования режима невесомости. 26.03.1960 года — Параллельно с испытаниями самолётов проводил испытания планеров А-15. В 1961 году — параллельно с испытаниями самолётов проводил испытания планеров «Амур». 31 июля 1961 года — награждён орденом Красной Звезды. В 1962 году — принимает участие в испытаниях планера КАИ-17. В августе 1962 года — по здоровью списан с лётно-испытательной работы в транспортную авиацию. После этого работал заместителем начальника лётно-испытательного комплекса ЛИИ по методическим вопросам. В 1962 году — награждён медалью За безупречную службу 1-й степени. В феврале 1964 года — вышел в отставку. В марте 1964 года — уволился из ЛИИ. С 05 мая 1964 года — Исполняющий обязанности начальника методического отдела в ОКБ-1 (НПО Энергия). 23 мая 1966 года — включён в группу кандидатов в космонавты по программе «Союз», командир группы. Прошёл курс подготовки к космическим полётам. В августе 1967 года — включён в группу кандидатов в космонавты (ЦКБЭМ) по программе Н1—Л3 (высадка на Луну). С 1967 по 1968 год — проходил подготовку в составе группы (высадка на Луну). В сентябре 1968 года — прекратил подготовку, но остался командиром отряда гражданских космонавтов. В 1968 году — награждён медалью 50 лет Вооружённых Сил СССР. В 1970 году — награждён медалью В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. С октября 1973 года — начальник отдела ЦКБЭМ. С марта 1974 года — начальник сектора. С 27 ноября 1978 года — зам. командира отряда космонавтов-испытателей. В 1978 году — награждён медалью 60 лет Вооружённых Сил СССР. 31 марта 1980 года — Награждён орденом Ленина. С марта 1982 года — ведущий инженер в ЦКБЭМ. Последний раз поднялся в небо в 1983 году — в возрасте 73 лет на мотодельтаплане в Коктебеле, на торжествах, посвящённых 60-летию Советского планеризма. 11 марта 1985 года — награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
За время своей лётной деятельности освоил около 200 типов самолётов и планеров, провёл испытания 30 типов самолётов, выполнил 308 парашютных прыжков, из них 6 — вынужденных. Награды СССРВысшая степень отличия в СССР: Герой Советского Союза (03.02.1953) Ордена СССР: Орден Ленина -3 (25.07.1949, 03.02.1953, 31.03.1980). Орден Красного Знамени -2 (19.06.1943, 31.07.1948). Орден Отечественной войны 1-й степени -3 (16.09.1945, 20.09.1947, 11.03.1985) Орден Красной Звезды (31.07.1948). Медали СССР: Медаль Золотая Звезда Герой Советского Союза (03.02.1953). Медаль За боевые заслуги (1952). Медаль В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина (1970). Медаль Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Медаль За оборону Москвы. Медаль За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. Медаль 20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. Медаль 30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. Медаль 40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. Медаль Ветеран труда. Медаль Ветеран Вооружённых Сил СССР. Медаль 30 лет Советской Армии и Флота (1948). Медаль 40 лет Вооружённых Сил СССР (1958). Медаль 50 лет Вооружённых Сил СССР (1968). Медаль 60 лет Вооружённых Сил СССР (1978). Медаль В память 800-летия Москвы (1947). Медаль За безупречную службу 1-й степени (1962). Медаль За безупречную службу 2-й степени (1957). Степени: ? Звания: Присвоено звание «Мастер планерного спорта СССР» (1934). Присвоено звание «Мастер парашютного спорта СССР» (05.1941). Старший лейтенант (28.12.1941). Полковник (1947). Присвоено звание Заслуженный мастер спорта СССР — за выдающиеся достижения в авиационном спорте (20.06.1950). Присвоено звание Судья всесоюзной категории по планеризму (1951). Присвоено звание Героя Советского Союза (03.02.1953) — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959), вручён знак № 1. Премии: Лауреат Сталинской премии второй степени (1953). Грамоты: Удостоен Грамоты ЦИК СССР — за большие заслуги в развитии планеризма (1935). Квалификации: Присвоена квалификация Лётчик-испытатель 3-го класса (03.1944). Присвоена квалификация Лётчик-испытатель 2-го класса (07.1945). Присвоена квалификация Лётчик-испытатель 1-го класса (08.05.1947). СемьяЖена — Маргарита Карловна Раценская (1913—2005), известная планеристка (в своё время она была его ученицей в ВЛПШ).
Мифы, события, факты1. У самого Анохина на Ту-16 тоже было необычайное приключение. При испытаниях с имитацией невесомости требовалось проверить возможность запуска двигателя блока «Л» перед нашими очередными пусками по Венере. Блок «Л» не запустился, но загорелся. Анохин приказал экипажу покинуть самолёт: авария была неизбежной. Фонари на штатных местах почему-то не открывались. Люди бросились в хвост и прыгали из хвостовой точки. Анохин пытался спасти горящий самолёт, но, убедившись, что это невозможно, ухитрился его отогнать «куда подальше» и тоже покинул. Его искали несколько суток. Сочли уже погибшим если не от увечий при аварии, то от 30-градусного мороза. Но он не замёрз, а отыскал в лесу избушку, в которой зимовал лесник, имевший большие запасы крепких напитков. В этой избушке Анохин провёл несколько суток. Только отдохнув и отоспавшись, он распрощался со своим гостеприимным собутыльником, добрался до большой дороги и вернулся «с того света» к постоянному месту службы. 2. Космонавт Г.М. Стрекалов говорил: «Анохин был нам и товарищем, и отцом. Он был нашим батькой. Он ценил молодежь и дорожил общением с нею. Слушать его можно было бесконечно. Своим невероятным приключениям он старался всегда придать обыденный характер. Говорил о своих подвигах с юмором, приземленно, без каких-либо преувеличений или позы. Притом всегда это было поучительно для нас, будущих космонавтов. Ведь человек шесть раз покидал самолет аварийно – катапультировался или прыгал!.. И мы слушали его, впитывая: главное – не теряться в любой сложной ситуации, не паниковать, сосредоточиться и принять единственно правильное решение… У Сергея Николаевича был колоссальный авторитет!».
МатериалыОрлов Г.В. «Анохин Сергей Николаевич — Советский лётчик-испытатель (01.04.1910 — 15.04.1986)» — (биография 15.03.2021).
Источникhttp://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%BD,_%D0%A1 %D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B B%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 Просмотров: 480
|
| |
|
|