Анохин Сергей Николаевич — Советский лётчик-испытатель (01.04.1910 — 15.04.1986)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: ВКП(б) (?).
Образование: Высшая лётно-планерная школа (Коктебель 1931).
Воинское звание: Полковник.
Род войск: Авиация.
Сражения/войны: Великая Отечественная война.
Биография
Анохин Сергей Николаевич — Родился (19 марта) 01 апреля 1910 года, Москва, Российская империя, (РСФСР в составе СССР), в семье бухгалтера.
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1926 году — окончанил 7 классов средней школы № 3 в Замоскворечье.
С мая 1928 года — работал в Москве рабочим-путеремонтником на Рязанско-Уральской железной дороге.
В 1928 году — окончил автомобильные курсы.
С январе 1929 года по февраль 1932 года работал водителем автобуса и контролёром Басманного и Ордынского автобусных парков.
Подавал заявление в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, но не прошёл медкомиссию.
В 1929 году начал летать на планере ИТ-4бис, построенном в кружке планеристов при клубе им. Кухмистерова. Учился без отрыва от работы.
В 1930 — окончил Московскую планерную школу. Продолжая работу в автобусном парке, занимается подготовкой планеристов в Московской планерной школе.
В 1931 году — окончил Высшую лётно-планерную школу в Коктебеле.
С июня 1931 года — курсант, а с ноября 1931 — командир отряда в ВЛПШ.
01 сентября 1933 года — На планерных состязаниях в Коктебеле впервые в термических потоках на планере обогнул гору Карадаг.
15 сентября 1933 года — Установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта на одноместном планере — 15 часов 47 минут (на планере ПС-1).
В мае 1934 года — участвовал в первом буксировочном перелёте трёх планеров Г-9 за самолётом Р-5 (пилоты планеров — С. Н. Анохин, Н. Я. Симонов, И. И. Шелест; пилот Р-5 — Н. Д. Федосеев).
22 мая 1934 года — Стартовал аэропоезд из Москвы и с промежуточными посадками достиг Коктебеля.
02 октября 1934 года — Выполнил эксперимент по испытанию планера Рот Фронт-1 с преднамеренным разрушением его в воздухе. Игорь Шелест присутствовал при этом полёте и так вспоминал о нём:
Когда Анохин приближался к скорости 220 километров в час, стал нарастать гул. С увеличением скорости гул становился громче и тон его выше, как у подтягиваемой струны. Сначала слетела и пронеслась над головой крышка кабины со всеми пилотажными приборами. Едва он подумал, что надо выходить из пикирования, как планер со страшным треском разрушился на множество частей. Анохина выбросило. Сосчитав до десяти, он дернул кольцо парашюта.
Вывод комиссии стал известен позже: после отделения крышки кабины произошло скручивание правого крыла. От резкого торможения испытателя выбросило из кабины, разорвав в четырёх местах привязные ремни. Крыло, оторвавшись, ударило по рулям; хвостовая балка и рули тут же разрушились. Последующие два дня все были под впечатлением необычайного испытания. В газетах печатались статьи, посвященные подвигу Анохина. Западная печать назвала полет «Игрой со смертью», «необычайным испытанием на прочность». В адрес слёта пришла телеграмма из Америки: «За любую цену покупаем кинопленку, фиксирующую этот неслыханный эксперимент». Увы! К общей досаде, такой киноплёнки не существовало. На слёте мы не имели тогда авиационных киноаппаратов, да и другой регистрирующей аппаратуры было весьма немного. И все-таки авиационная наука получила ценнейший экспериментальный материал, подтверждающий расчёты профессора Ветчинкина.
|
В 1934 году — в Феодосии написал (совместно с Н. Я. Симоновым) «Курс учебно-лётной подготовки ВЛПШ».
18 октября 1934 года — Установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта на планере (Г № 2) — 32 часа 11 минут.
В октябре 1934 года — выполнил экспериментальный прыжок с парашютом со сверхнизкой высоты методом срыва на планере «П. П. Постышев» и установил всесоюзный рекорд высоты полёта на планере (Г № 2) — 2340 метров.
В 1934 году — ему присвоено звание «Мастер планерного спорта СССР».
В 1935 — за большие заслуги в развитии планеризма удостоен Грамоты ЦИК СССР.
В 1935 году — окончил Московскую парашютную школу.
С апреля 1935 года по 1940 год — лётчик-инструктор, инструктор-парашютист Турецкого авиационного общества в Анкаре.
В декабре 1937 года — родился первенец сын Сергей.
С января 1940 года — командир звена.
С 31 марта 1940 года — Командир отряда.
В феврале 1941 года — родилась дочь Мария.
В годы Великой Отечественной Войны
С 03 октября 1941 года — Командир планерной эскадрильи Центрального аэроклуба им. В. П. Чкалова в Тушино.
В ноябре 1941 года — присвоено звание Мастер парашютного спорта СССР.
20 ноября 1941 года — Призван в армию и назначен командиром планерной группы.
С 22 декабря 1941 года — Командир звена лётно-испытательного отряда Воздушно-десантных войск Калининского фронта.
28 декабря 1941 года — Присвоено воинское звание Старший лейтенант. Совершил около 200 боевых вылетов, в том числе в тыл врага.
С апреля 1942 года — командир отряда Опытного испытательного полигона, с ноября — командир звена и отряда отдельной испытательной авиаэскадрильи ВДВ РККА. Проводил испытания десантной техники на Опытно-испытательном полигоне ВДВ РККА в Медвежьих Озёрах.
Зимой 1942 года — у самолёта-буксировщика СБ, пилотируемого Сергеем Николаевичем, оторвалась от ограничительного троса лыжа. Лётчик сумел благополучно посадить самолёт.
В 1942 году, при испытаниях планера А-7 на штопор, С.Н.Анохин был вынужден воспользоваться парашютом.
В августе и сентябре 1942 года — С.Н.Анохин проводит испытания планера А-40, предназначенного для десантирования по воздуху лёгкого танка Т-60 методом буксировки за самолётом. Для этого к танку крепились крылья и хвостовое оперение. Было выполнено несколько подлётов и один полёт на буксире за самолётом ТБ-3. Однако мощности моторов ТБ-3 для длительной буксировки (даже со снятой башней танка) оказалось недостаточно и лётчик П.А.Еремеев был вынужден произвести отцепку А-40. С.Н.Анохин благополучно произвёл посадку на Быковском аэродроме (взлёт производился с аэродрома ЛИИ, расположенного примерно в 5 километрах от Быково). Испытания были прекращены.
В ночь на 17 марта 1943 года — С. Анохиным и лётчиком А. В. Жилютовым был выполнен единственный за время Великой Отечественной войны взлёт планера с партизанского аэродрома (был произведён взлёт планера Г-11 на коротком тросе за самолётом СБ). За этот полёт С. Анохин получил свою первую награду — орден Красного Знамени.
19 июня 1943 года — Награждён орденом Красного Знамени.
В июне 1943 года — по личному распоряжению члена ГКО Г. М. Маленкова был откомандирован в ЛИИ для проведения испытаний самолёта «302», одного из первых истребителей-перехватчиков с ЖРД (самолёт был испытан лишь в планерном варианте).
С сентября 1943 — переведён в Москву в опытный лётный отряд, проводил испытания планера А-40, предназначенного для десантирования по воздуху лёгкого танка Т-60 методом буксировки за самолётом (танк с приделанными крыльями).
С 14 октября 1943 года — Лётчик-испытатель ЛИИ.
В марте 1944 года — присвоена квалификация Лётчик-испытатель 3-го класса.
15 мая 1944 года — Выполнил первый полёт и потом провёл испытания самолёта Як-7Б. В это же время проводил лётные исследования по влиянию перегрузки на организм и работоспособность лётчика в полёте: выполнил ряд испытательных полётов на высотном самолёте-перехватчике Як-3ПД на высотах более 13000 метров (сложность полётов заключалась в отсутствии герметичной кабины на самолёте).
Послевоенный период жизни
15 мая 1945 года — При контрольных испытаниях истребителя Як-3 на прочность произошло разрушение самолёта, Анохин получил тяжёлые ранения и потерял левый глаз. После усиленных тренировок разработал глубинное зрение (зрительное восприятие трёхмерности пространства).
В июле 1945 года — присвоена квалификация Лётчик-испытатель 2-го класса.
16 сентября 1945 года — награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
В декабре 1945 — возвратился к лётно-испытательной работе в ЛИИ.
В 1945 году — родилась дочь Наталия.
В 1947—1948 годах — совместно с С. Амет-Ханом и Н. С. Рыбко проводил испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30°) конструкции П. В. Цыбина. В полётах на ЛЛ-2 была достигнута максимальная скорость, равная М=0,87. Во время испытаний был получен большой экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик, распределению давления по крылу и оперению на околозвуковых скоростях, перемещению скачков уплотнения по крылу.
В 1947 году — присвоено воинское звание Полковник.
С 08 мая 1947 года — присвоена квалификация Лётчик-испытатель 1-го класса.
С 1947 года — прикомандирован к ОКБ А. С. Яковлева.
С ноября 1947 — года выполнил первые полёты и провёл испытания Як-25 и Як-16.
В 1947 году — награждён медалью В память 800-летия Москвы.
20 сентября 1947 года — награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
В 1948 году — летал на Як-30 , И-215, Ла-174.
Одновременно с работой в ОКБ А. С. Яковлева проводил испытания 2-го и 3-го экземпляров МиГ-15 (в 1948 г.), а также Су-11, Су-15 (в 1949).
В 1948 году — награждён медалью 30 лет Советской Армии и Флота.
31 июля 1948 года — Награждён орденом Красного Знамени.
В 1949 году — присвоено воинское звание Полковник.
С 1949 года — испытал Як-23УТИ, Як-50 (реактивный), Як-19 и Як-20.
Летом 1949 года — провёл скоростные рулёжки первого отечественного сверхзвукового (по расчётам) самолёта Су-17 («Р»).
25 июля 1949 года — Награждён орденом Ленина.
В 1950 году — участвовал в испытаниях самолёта И-320 («Р-2»).
22 марта 1950 года — на реактивном самолёте Як-50 Анохиным была достигнута рекордная в стране скорость у земли — 1170 км/час (М=0,98). Принимал участие в испытаниях Як-11У и Як-18У (1951 г.).
20 июня 1950 года — Присвоено звание Заслуженный мастер спорта СССР — за выдающиеся достижения в авиационном спорте
В 1951 году — принял участие в испытаниях системы «Бурлаки». Эта система была разработана для увеличения дальности полёта истребителей сопровождения стратегических бомбардировщиков (пилот МиГ-15бис в полёте производил сцепку со специальным тросом, который выпускал Ту-4, затем выключал двигатель и продолжал полёт в безмоторном режиме).
С 1951 по 1953 год — совместно с С. Амет-Ханом, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым проводил испытания пилотируемого аналога крылатой ракеты КС («Комета»).
Руководил планерной секцией Совета ДОСААФ, участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях.
В 1951 году — присвоено звание Судья всесоюзной категории по планеризму.
В 1952 году — награждён медалью За боевые заслуги.
03 февраля 1953 года — Присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и золотой медали Золотая Звезда № 10865).
В 1953 году — провёл испытания самолётов МиГ-21Ф на штопор и МиГ-19 на динамический потолок.
В 1956 году — провёл испытания самолётов Ту-104 и Як-26, в 1958 — Як-28.
В 1956 году — удостоен диплома Поля Тиссандье, присуждаемого ФАИ.
Был первым из лётчиков-испытателей, начинавшим в 1956 году на базе ЛИИ большую программу лётных исследований для оценки влияния на окружающую среду звукового удара и шума сверхзвуковых самолётов. Научное руководство этими работами вплоть до начала 1970-х годов осуществляли И.В. Остославский и А.Д. Миронов. Одним из результатов стало принятие в СССР правил, разрешающих полёты со сверхзвуковой скоростью только на высотах не ниже 10000 м.
В 1957 году — совместно с Г. М. Шияновым провёл испытания СМ-30 (системы запуска самолёта МиГ-19 с наземной катапульты).
В 1957 году — награждён медалью За безупречную службу 2-й степени.
В 1958 году — провёл испытания Ту-104 на устойчивость и управляемость.
В 1958 году — параллельно с испытаниями самолётов проводил испытания планеров А-13.
В 1958 году — по приглашению руководителей авиационной промышленности Китайской Народной Республики Анохин в течение трех месяцев работал в КНР в качестве летчика-испытателя. Китайские специалисты не могли разобраться с интенсивной тряской самолетов, связанной, как выяснилось, с двигателями. Помощь Сергея Николаевича (в начале строительства по лицензии самолетов МиГ-19) была быстрой, эффективной, и Советского летчика с благодарностью вспоминают в КНР и поныне.
В 1958 году — награждён медалью 40 лет Вооружённых Сил СССР.
В 1959 году — провёл испытания Ту-16 на срыв и сваливание.
17 февраля 1959 года — Анохину в числе первых 10 лётчиков присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и вручён знак № 1.
В феврале 1959 года — проводил работу по определению возможности вывода самолёта из перевёрнутого штопора вслепую (испытания проводились на самолёте МиГ-15УТИ).
В 1960 году — выполнил несколько десятков полётов на летающей лаборатории Ту-104АК, созданной для исследования режима невесомости.
26.03.1960 года — Параллельно с испытаниями самолётов проводил испытания планеров А-15.
В 1961 году — параллельно с испытаниями самолётов проводил испытания планеров «Амур».
31 июля 1961 года — награждён орденом Красной Звезды.
В 1962 году — принимает участие в испытаниях планера КАИ-17.
В августе 1962 года — по здоровью списан с лётно-испытательной работы в транспортную авиацию. После этого работал заместителем начальника лётно-испытательного комплекса ЛИИ по методическим вопросам.
В 1962 году — награждён медалью За безупречную службу 1-й степени.
В феврале 1964 года — вышел в отставку.
В марте 1964 года — уволился из ЛИИ.
С 05 мая 1964 года — Исполняющий обязанности начальника методического отдела в ОКБ-1 (НПО Энергия).
23 мая 1966 года — включён в группу кандидатов в космонавты по программе «Союз», командир группы. Прошёл курс подготовки к космическим полётам.
В августе 1967 года — включён в группу кандидатов в космонавты (ЦКБЭМ) по программе Н1—Л3 (высадка на Луну).
С 1967 по 1968 год — проходил подготовку в составе группы (высадка на Луну).
В сентябре 1968 года — прекратил подготовку, но остался командиром отряда гражданских космонавтов.
В 1968 году — награждён медалью 50 лет Вооружённых Сил СССР.
В 1970 году — награждён медалью В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
С октября 1973 года — начальник отдела ЦКБЭМ.
С марта 1974 года — начальник сектора.
С 27 ноября 1978 года — зам. командира отряда космонавтов-испытателей.
В 1978 году — награждён медалью 60 лет Вооружённых Сил СССР.
31 марта 1980 года — Награждён орденом Ленина.
С марта 1982 года — ведущий инженер в ЦКБЭМ.
Последний раз поднялся в небо в 1983 году — в возрасте 73 лет на мотодельтаплане в Коктебеле, на торжествах, посвящённых 60-летию Советского планеризма.
11 марта 1985 года — награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
15 апреля 1986 года — Сергей Николаевич Анохин умер в Москве от рака желудка, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 7).
Жил в Москве, на площади Восстания, д.1.
За время своей лётной деятельности освоил около 200 типов самолётов и планеров, провёл испытания 30 типов самолётов, выполнил 308 парашютных прыжков, из них 6 — вынужденных.
Награды СССР
Высшая степень отличия в СССР:
Герой Советского Союза (03.02.1953)
Ордена СССР:
Орден Ленина -3 (25.07.1949, 03.02.1953, 31.03.1980).
Орден Красного Знамени -2 (19.06.1943, 31.07.1948).
Орден Отечественной войны 1-й степени -3 (16.09.1945, 20.09.1947, 11.03.1985)
Орден Красной Звезды (31.07.1948).
Медали СССР:
Медаль Золотая Звезда Герой Советского Союза (03.02.1953).
Медаль За боевые заслуги (1952).
Медаль В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина (1970).
Медаль Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
Медаль За оборону Москвы.
Медаль За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг..
Медаль 20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг..
Медаль 30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг..
Медаль 40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг..
Медаль Ветеран труда.
Медаль Ветеран Вооружённых Сил СССР.
Медаль 30 лет Советской Армии и Флота (1948).
Медаль 40 лет Вооружённых Сил СССР (1958).
Медаль 50 лет Вооружённых Сил СССР (1968).
Медаль 60 лет Вооружённых Сил СССР (1978).
Медаль В память 800-летия Москвы (1947).
Медаль За безупречную службу 1-й степени (1962).
Медаль За безупречную службу 2-й степени (1957).
Степени:
?
Звания:
Присвоено звание «Мастер планерного спорта СССР» (1934).
Присвоено звание «Мастер парашютного спорта СССР» (05.1941).
Старший лейтенант (28.12.1941).
Полковник (1947).
Присвоено звание Заслуженный мастер спорта СССР — за выдающиеся достижения в авиационном спорте (20.06.1950).
Присвоено звание Судья всесоюзной категории по планеризму (1951).
Присвоено звание Героя Советского Союза (03.02.1953) —
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959), вручён знак № 1.
Премии:
Лауреат Сталинской премии второй степени (1953).
Грамоты:
Удостоен Грамоты ЦИК СССР — за большие заслуги в развитии планеризма (1935).
Квалификации:
Присвоена квалификация Лётчик-испытатель 3-го класса (03.1944).
Присвоена квалификация Лётчик-испытатель 2-го класса (07.1945).
Присвоена квалификация Лётчик-испытатель 1-го класса (08.05.1947).
Семья
Жена — Маргарита Карловна Раценская (1913—2005), известная планеристка (в своё время она была его ученицей в ВЛПШ).
- Сын — Сергей Сергеевич Анохин (декабрь 1937), ст.лаборант и курьер ЛИИ имени Громова.
- Дочь — Мария Сергеевна Анохина (февраль 1941—1945).
- Дочь — Наталия Сергеевна Анохина (1945).
Мифы, события, факты
1. У самого Анохина на Ту-16 тоже было необычайное приключение. При испытаниях с имитацией невесомости требовалось проверить возможность запуска двигателя блока «Л» перед нашими очередными пусками по Венере. Блок «Л» не запустился, но загорелся. Анохин приказал экипажу покинуть самолёт: авария была неизбежной. Фонари на штатных местах почему-то не открывались. Люди бросились в хвост и прыгали из хвостовой точки. Анохин пытался спасти горящий самолёт, но, убедившись, что это невозможно, ухитрился его отогнать «куда подальше» и тоже покинул. Его искали несколько суток. Сочли уже погибшим если не от увечий при аварии, то от 30-градусного мороза. Но он не замёрз, а отыскал в лесу избушку, в которой зимовал лесник, имевший большие запасы крепких напитков. В этой избушке Анохин провёл несколько суток. Только отдохнув и отоспавшись, он распрощался со своим гостеприимным собутыльником, добрался до большой дороги и вернулся «с того света» к постоянному месту службы.
2. Космонавт Г.М. Стрекалов говорил: «Анохин был нам и товарищем, и отцом. Он был нашим батькой. Он ценил молодежь и дорожил общением с нею. Слушать его можно было бесконечно. Своим невероятным приключениям он старался всегда придать обыденный характер. Говорил о своих подвигах с юмором, приземленно, без каких-либо преувеличений или позы. Притом всегда это было поучительно для нас, будущих космонавтов. Ведь человек шесть раз покидал самолет аварийно – катапультировался или прыгал!.. И мы слушали его, впитывая: главное – не теряться в любой сложной ситуации, не паниковать, сосредоточиться и принять единственно правильное решение… У Сергея Николаевича был колоссальный авторитет!».
Материалы
Орлов Г.В. «Анохин Сергей Николаевич — Советский лётчик-испытатель (01.04.1910 — 15.04.1986)» — (биография 15.03.2021).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%BD,_%D0%A1
%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B
B%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/a/anohin-sergej-nikolaevich/
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |