Пулково — Международный аэропорт СССР (1973—1991) повествование)
Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)
Страна: СССР.
Расположение: Ленинград и Ленинградская область
Дата открытия: (1973)
Тип: Гражданский.
Эксплуатант: Аэрофлот.
Высота НУМ: 24 м.
Часовой пояс: UTC+3
ИАТА: LED.
ИКАО: ULLI.
Внутр. код: ПЛК.
Время работы: Круглосуточно.
Координаты:
Аэропорт Пулково — Международный аэропорт, единственный в Ленинграда, обслуживающий официальные рейсы. Расположен в 15 км от центра Ленинграда (большая часть аэропорта) и Ломоносовском районе Ленинградской области (часть одной из взлётно-посадочных полос).
Предыстория:
03 января 1932 года считается началом регулярного авиасообщения между двумя столицами. С этого дня авиасообщение дополнило собой существующий транспорт — железнодорожный, автомобильный и водный.
|
|
|
24 июня 1932 года — Считается днём рождения авиапредприятия. В этот день был сдан в эксплуатацию аэродром «Шоссейная» (получивший наименование по названию ближайшей железнодорожной станции). |
1933 год. Из Москвы в Ленинград прилетел флагман агитэскадрильи «Правда». Ленинградцы собрали миллион рублей для постройки супергиганта — самолёта «Максим Горький». Началось активное развитие региональных перевозок.
18 августа 1933 года — Страна впервые отметила День Воздушного Флота.
1934 год. Создан 31-й транспортный авиаотряд, его первым командиром стал Л. Г. Крузе. Авиаотряд летал на самолётах У-2, Р-1, Р-5. Особенно важной задачей отряда стали перевозка почты и грузов.
1936 год. Заложено здание аэровокзала, самолётный парк обновился новыми, более вместительными воздушными судами Г-2, ПС-40, ПС-84.
1941 год. Линия Москва — Ленинград стала регулярной пассажирской, до этого она была почтово-пассажирской.
22 июня 1941 год — Рано утром летчик Н. А. Михеев доставил матрицы центральных газет в Ленинград. О начале войны там не было ни строчки, хотя в 3 часа 20 минут в ночном небе Ленинградской области уже шел воздушный бой. Война надолго изменила планы мирных людей. Летчикам-транспортникам доверяли самые необычные и ответственные задания. Воздушный мост блокадного города действовал безотказно. Аэродром Шоссейная стал линией фронта, авиаотряд был перебазирован на аэродромы Комендантский и Смольное.
27 января 1944 года — Снята блокада Ленинграда, лётчики транспортной авиации приступают к мирным перевозкам.
В 1945 году авиаторы Северного управления перевезли 12 000 пассажиров и сотни тонн грузов.
15 февраля 1948 года — Начало послевоенной работы аэропорта «Шоссейная».
1949 год. Аэропорт Шоссейная обслуживает 14 союзных и 15 местных авиалиний. Перевезено 6305 пассажиров, свыше 333 тонн почты и 708 тонн грузов.
1950 год. Аэропорт, одним из первых в стране, оснащён курсо-глиссадной системой посадки СП-50.
1951 год. Открыто новое здание аэровокзала Шоссейная, строительство которого началось ещё в 1936 году по проекту архитектора Г. В. Майзеля, по окончании строительства автором проекта числился А. И. Гегелло. В эксплуатацию поступила новая авиатехника: Ан-2, Ил-12, Ил-14.
С середины 1950-х годов начинается переход на эксплуатацию реактивной техники, освоение новой техники — турбовинтового Ил-18 и реактивного Ту-104.
15 марта 1959 года — пассажирским рейсом с бортовым номером 42419 самолёта Ту-104Б на авиалиниях Северного управления началась эксплуатация реактивной техники.
1964 год. Построена вторая ВПП с курсом 10/28.
1965 год. Введено в эксплуатацию оборудование для посадки самолётов в автоматическом режиме по метеоминимуму 1-й категории ИКАО. Аэропорт занимает второе место в СССР по пассажиропотоку (после московского аэропорта Внуково). На авиалинии вышли скоростные пассажирские самолеты большой вместимости, города Мурманск, Архангельск, Петрозаводск стали обслуживать Ан-24 и Як-40. Открылись рейсы в Петропавловск-Камчатский и Владивосток.
08 февраля 1971 года —Аэропорт «Шоссейная» награждён орденом Октябрьской Революции.
Взлётно-посадочные полосы |
Номер |
Размеры (м) |
Покрытие |
14/32 |
----×-- |
- |
10/28 |
3397×60 |
цементобетон |
Статистика перевозок по 1972 год: |
Год |
1950 |
1957 |
1958 |
1960 |
1962 |
1965 |
1968 |
1970 |
1972 |
Отправлено тыс. пассажиров |
11,56 |
57,00 |
100,0 |
362,0 |
629,0 |
1130 |
1738 |
2215 |
2353 |
Повествование:
1973 год. Открыт новый аэровокзал (архитектор А. В. Жук), пропускной способностью до 2650 пассажиров в час – на момент открытия он являлся крупнейшим в стране. Впоследствии аэровокзал стал называться Пулково-1.
25 апреля 1973 года — Аэропорт получил новое наименование «Пулково». На смену самолётам Ту-104, Ил-18, Ту-124 поступили более современные самолёты Ан-24, Як-42, Ту-134, Ту-154, транспортный Ан-12.
27 апреля 1973 года — В новом аэропорту состоялось торжественное мероприятие, посвященное открытию «Пулково-1». Строители передали символический ключ от нового аэровокзала командиру Ленинградского Объединенного Авиационного Отряда П.Т. Кривощапову, начальнику аэропорта В.А. Голубкову и Герою Советского Союза командиру эскадрильи В.А. Медноногову.
Новое здание аэропорта — это сооружение, в котором воплотились удачные архитектурно-строительные и аэродромно-технические решения. Терминал «Пулково-1» был самым большим в стране, его пропускная способность составляла 3 тысячи пассажиров в час.
К услугам пассажиров был представлен светлый просторный операционный зал с 24 регистрационными стойками, конвейерные линии для приема и выдачи багажа, ресторан, кафе, киоски и почта. К воздушным лайнерам пассажиры доставлялись на эскалаторах, размещенных в специальных тоннелях. Ежесуточно с взлетных полос аэропорта поднимались в небо более 120 самолетов. Всего в 1973 году было отправлено более 2 миллионов пассажиров.
1980 год. Открылся второй аэровокзальный комплекс Пулково-2, который расположился в отремонтированном здании первого аэровокзала 1951 года постройки, туда перевели обслуживание международных направлений.
1983 год. Сооружена новая ВПП на курсе 10/28 (10П/28Л), параллельная действующей. Полоса 14/32 была выведена из лётной эксплуатации и стала использоваться для стоянки самолётов.[источник не указан]
11 апреля 1986 года был обновлён аэровокзал Пулково-2: справа и слева от старого здания пристроили два павильона. Ввод аэровокзального комплекса позволил обслуживать в 2 раза больше пассажиров международных рейсов. Аэропортом начал эксплуатироваться широкофюзеляжный Ил-86.
Взлётно-посадочные полосы |
Номер |
Размеры (м) |
Покрытие |
10R/28L |
3780×60 |
цементобетон |
10L/28R |
3397×60 |
цементобетон |
Статистика перевозок с 1973 по 1990 год: |
Год |
1973 |
1975 |
1980 |
1990 |
Отправлено тыс. пассажиров |
2113 |
2947 |
3219 |
4838 |
Происшествия
- ★05 октября 1952 года — Из-за ошибки диспетчера в небе близ аэропорта столкнулись Ил-12 и ТС-62. Погибли все находящиеся в обоих самолётах 31 человек (24 в Ил-12 и 7 в ТС-62).
- ★25 ноября 1960 года — При выполнении учебного полёта около аэропорта разбился Ил-14ФК. Экипаж отрабатывал имитацию отказа двигателя, когда самолёт сорвался в непроизвольное пике. Погибли все находящиеся на борту 9 человек.
- ★21 августа 1963 года — В результате стечения обстоятельств пассажирский самолёт Ту-124 приводнился на Неву. Один из первых в мире случаев посадки гражданского самолёта в экстренной ситуации на воду.
- ★17 февраля 1970 года — При взлёте из аэропорта Ли-2 из-за перегруза не смог набрать высоту и разбился в двухстах метрах за полосой. Погиб бортрадист.
- ★31 декабря 1970 года — Почти сразу после вылета разбился Ил-18В. Спеша с вылетом (рейс Ленинград — Ереван), экипаж забыл выпустить закрылки и включить противообледенительную систему. В результате после вылета самолёт быстро потерял скорость и высоту, после чего врезался в землю. Погибли все находящиеся в пилотной кабине — 5 членов экипажа и сопровождающий милиционер.
- ★27 апреля 1974 года — При заходе на посадку разбился Ил-18В. Самолёт должен был выполнять рейс Ленинград — Краснодар, когда почти сразу после вылета командир доложил о пожаре крайнего правого двигателя. Самолёт совершил полёт по кругу для возврата в аэропорт, но на посадочной глиссаде пожар разрушил крыло, и Ил-18В врезался в землю. Погибли все находящиеся на борту 109 человек.
- ★23 мая 1991 года — При посадке в грозу разбился Ту-154Б-1, выполнявший рейс Сухуми — Ленинград. Из-за ошибок экипажа самолёт коснулся земли за пределами полосы и на высокой вертикальной скорости, что привело к разрушению фюзеляжа. Погибли 13 пассажиров и 2 работника аэропорта.
Интересные факты
- ★За внешнюю форму старый терминал Пулково-1 пассажиры в шутку называют «Пять стаканов».
Примечания
- ↑ // Архитектура Ленинграда. — 1936. — № 2.
- ↑ // Ленинградская панорама : журнал. — 1987. — Ноябрь. — С. 9.
- ↑Орлов Г. В. «Пулково — Международный аэропорт СССР (1973—1991) повествование)». (31.05.2019)
- ↑ Проект развития аэропорта Пулково
Источник
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE_(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%
BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82)
https://institutspb.ru/articles/proshloe-aeroporta-pulkovo
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |