АМ-3 (РД-3) — Советский турбореактивный двигатель СССР (1950)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР
Конструктор: Микулин А.А.
Тип: Турбореактивный.
Стадия: Серийный.
Взлетная тяга: 8759 кгс.
Год постройки: 1950.
Производитель: Казанский завод № 16, Пермский №19.
АМ-3 (РД-3) — Турбореактивный двигатель. В 1950 году — на момент создания это был самый мощный в мире авиационный двигатель. Применялся на самолётах типа Ту-16, Ту-104, М-4
Предыстория
В 1948 году — началась разработка мощного одновального двигателя.
В 1949 году — АМ-3 (РД-3) турбореактивный двигатель, разработанный в ОКБ-300
под руководством Главного конструктора А. А. Микулина, специально для самолёта «88» (Ту-16). Проект известен под рабочим названием АМРД-03,
Повествование
В 1950 году — были изготовлены первые рабочие экземпляры АМ-3.
С февраля 1952 года — для отработки двигателя, применялась летающая лаборатория — переоборудованный самолёт Ту-4.
В ноябре 1952 года — начались Государственные стендовые испытания двигателя АМ-3 зав. № 25-14
29 декабря 1952 года — председатель комиссии инженер-полковник Алексеев подписал акт об успешном завершении государственных испытаний двигателя. Решение о серийном производстве на Казанском заводе № 16 было принято ещё до окончания госиспытаний.
До 1963 года — на заводах №16 в Казани и №19 в Перми было выпущено 3534 экземпляра АМ-3 -
Конструкция
Одновальный одноконтурный ТРД с осевым восьмиступенчатым компрессором, с перепуском воздуха за III ступенью, двухступенчатой турбиной и нерегулируемым соплом. Запуск производится от бензинового турбостартёра С300-75. На двигателе стоят две коробки приводов — верхняя и нижняя.
Длина двигателя 5,38 м, диаметр 1,4 м, сухой вес 3100+2 % кг. На максимальном режиме, при оборотах ротора 4650+25 об/мин, тяга двигателя составляет 8750 кгс, на номинальном режиме работы при оборотах 4350-50 об/мин — 7000 кгс.
Первые двигатели имели ресурс 100 часов. В дальнейшем выпускались АМ-3 серии 2 и серии 3, с увеличенным ресурсом. Дальнейшей модификацией стал АМ-3М (РД-3М), с увеличенной мощностью, сниженным расходом топлива и ресурсом в 200 часов. Самой удачной стала модификация РД-3М-500, где уже был достигнут межремонтный ресурс 500, а затем и 2000 часов работы. Был введён так называемый «чрезвычайный режим» (ЧР), позволяющий кратковременно увеличить тягу, в случае отказа одного из двигателей при взлёте.
Топливо для двигателя — ТС-1, Т-1. Турбостартёр работал на бензине Б-70.
Массогабаритные характеристики |
Сухая масса, кг |
3100 |
Длина, мм |
5380 |
Диаметр, мм |
1400 |
Рабочие характеристики |
Тяга, кгс |
7000 |
Тяга взлётная, кгс |
8759 |
Тяга крейсерская, кгс |
6200 |
Компрессор, |
осевой 8-ступенчатый |
Турбина, |
осевая 2-ступенчатая |
Температура турбины, °C |
860 |
Камера сгорания, |
трубчато-кольцевая, 14 жаровых труб |
Степень повышения давления, |
6,2 |
Расход воздуха, кг/с |
150 |
Удельный расход топлива, кг/(кгс·ч) |
0,93 для номинального режима, 1,0 для взлётного |
На двигателе установлены восьмиступенчатый осевой компрессор, созданию которого предшествовала экспериментальная отработка модельных компрессоров, трубчато-кольцевая камера сгорания, состоящая из 14 прямоточных жаровых труб, заключенных в общий кожух, двухступенчатая турбина и нерегулируемое сопло. Во фронтовом устройстве камеры сгорания поставлены завихрители. Введено охлаждение жаровой трубы с помощью оребренных стенок. Применены автоматический бортовой запуск от турбостартера С-300М (расположен в коке) мощностью 65...75 кВт при частоте вращения 31000...35000 об./мин. с приводом через гидромуфту, управляемая противообледенительная система, топливомасляный радиатор для охлаждения масла топливом двигателя.
Одна из особенностей АМ-3 - это компрессор с дозвуковыми высоко-напорными ступенями, обеспечивающими степень повышения давления 6,2. Первая ступень имела большую осевую скорость воздуха (до 200-210 м/с), что обеспечивало высокую производительность компрессора. Впервые было введено регулирование компрессора перепуском воздуха за первыми ступенями. Применено штифтовое соединение дисков в роторе барабанного типа, обеспечивающее их центровку. Для уменьшения радиальных зазоров над рабочими лопатками и в лабиринтах нанесен слой талька с графитом.
Материалы
Орлов Г.В. «АМ-3 (РД-3) — Советский турбореактивный двигатель СССР (1950)» — (повествование 10.08.2023).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/dvigateli_sssr/0-13
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/dvigateli_sssr/0-13 |