Бендеров Владимир Николаевич — Советский инженер-испытатель СССР — Генерал-майор авиации СССР (04.08.1924 — 03.06.1973)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: КПСС (1954).
Образование: Военно-воздушная инженерная академия (ВВИА) им.Н.Е.Жуковского (1950), факультет «Двигатели для летательных аппаратов».
Род войск: Авиация.
Воинское звание: Генерал-майор (22.02.1971).
Командовал: ?
Сражения/войны: ВОВ
Почётное звание: ?
Биография
Бендеров Владимир Николаевич — Родился в многодетной семье врача 04 августа 1924 года, Москва, Московская область, РСФСР в составе СССР. Отец — Бендеров Николай Иванович, (1882 - 1952), врач по инфекционным заболеваниям. Мать — Бендерова Вера Ильинична, (1888 - 27.05.1968), домохозяйка. Брат — Бендеров Николай Николаевич, (27.04.1915 - 19.02.1994), ответственный секретарь Всероссийского общества "Динамо", полковник МВД. Сестра-1 — Бендерова Вера Николаевна, (24.04.1916 - 1991), писатель, автор книг: "След на земле", "История одной семьи" и др. Сестра-2 — Бендерова Елена Николаевна, род. 13.07.1920, народный судья. Сестра-3 — Бендерова Евгения Николаевна, (25.11.1917 - 25.07.1991), домохозяйка. Сестра-4 — Малевинская (Бендерова) Генриэтта Николаевна, (29.10.1922 - 29.07.1994), заведующая отделом писем журнала "Наука и жизнь".
После победы Великой Октябрьской Революции
?
В годы Великой Отечественной Войны
В 1941 году — окончил среднюю школу города Москвы.
В 1943 году — окончил спецшколу ВВС №8 в Саратове.
С 10 июля 1943 года — учился во 2-м Чкаловского ВАУ стрелков-бомбардировщиков, но из-за пониженного цветоощущения был переведен в Васильковскую ВАШ.
В 1944 году — окончил Васильковскую военную авиационную школу (ВАШ).
Послевоенный период жизни
В 1950 году — окончил факультет «Двигатели для летательных аппаратов» в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им.Н.Е.Жуковского.
С 17 июля 1950 года — Инженер-старший испытатель моторного отдела Управления испытаний моторов и топлив ГКНИИ ВВС.
С 09 июля 1951 года — старший инженер-испытатель 3-го отделения 1-го отдела 2-го Управления испытаний авиадвигателей ГКНИИ ВВС.
С 09 сентября 1953 года — ведущий инженер авиационного завода № 156 ОКБ А. Н. Туполева.
С 23 сентября 1953 года — в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 августа 1953 года — был прикомандирован к Министерству авиационной промышленности (МАП) с оставлением в кадрах Советской Армии, и работал в ОКБ А. Н.Туполева.
C 1954 года — член КПСС.
В 1954 году — принимал участие в полетах по испытанию опытного двигателя.
17 июня 1955 года — В.Н. Бендеров в качестве ведущего инженера участвовал в первом полёте самолёта Ту-104,
первым пилотом был лётчик испытатель Ю. Т. Алашеева,
второй пилот Б.М. Тимошок,
штурман П.Н. Руднев,
бортмеханик И.Д. Иванов,
радист Н. Майоров. За это время экипаж выполнил 67 полётов.
В 1959 году — принимал участие в подготовке самолета Ту-114 к полётам по маршруту Москва - Нью-Йорк, Москва - Вашингтон.
06 сентября 1957 года — Рекорд подъёма максимального груза (20 053 кг) и высоты полёта 11 221 м с грузом 20 т на самолёте Ту-104А.
11 сентября 1957 года — Рекорд скорости полёта на участке 2000 км с грузом 2 т на самолёте Ту-104А с результатом 897.498 км/час.
01 августа 1959 года — Рекорд скорости полёта (1 015.866 км/час) по замкнутому 1000-километровому маршруту с коммерческим грузом 15000 кг на реактивном самолете Ту-104б в составе экипажа.
С 1960 года — был начальником Лётно-экспериментальной станции ОКБ-156, одновременно участвовал в испытательных полётах в качестве ведущего инженера.
С 1960 года по 1963 год — принимал участие в проведении первого вылета и заводских испытаниях самолетов Ту-124
02 апреля 1960 года — Рекорд скорости полёта (959.94 км/час) по замкнутому 2000-километровому маршруту с коммерческим грузом 15000 кг, 10000 кг, 5000 кг, 2000 кг, 1000 кг и без груза, достигнутой на самолёте Ту-104Е.
и Ту-134.
С 1964 года — участвовал в испытаниях всех самолетов ОКБ А.Н.Туполева.
Весной 1964 года — успешно прошёл медицинское обследование в НИАГ для участия в полёте на корабле «Восход» в качестве кандидата от министерства авиационной промышленности. По некоторым сообщениям, был отобран в группу для подготовки лично С.П.Королёвым.
С 01 июня 1964 года — Проходил подготовку к первому полёту на корабле «Восход» в составе группы.
02 июля 1964 года — Прекратил подготовку к первому полёту на корабле «Восход» в составе группы, по состоянию здоровья.
В феврале 1965 года — А.Н.Туполев предпринял попытку вновь подключить Владимира Бендерова к подготовке к полетам, но она не увенчалась успехом. Тем не менее, в самом ОКБ он рассматривался как один из возможных кандидатов для участия в испытательных полётах аэрокосмических систем, проработка которых велась в 60-е годы в конструкторском бюро.
Участвовал в первом вылете и испытаниях:
- Ту-16К (1957);
- Ту-107 (1958);
- Ту-124 (1960);
- Ту-126 (1962);
- Ту-22;
- Ту-134.
03 июня 1973 года — Владимир Николаевич Бендеров погиб в авиакатастрофе на самолете Ту-144 в парижском пригороде Ла-Бурже. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награды СССР
Ордена СССР:
- Орден Ленина.
- Орден Знак Почёта.
Медали СССР:
- Медаль «За боевые заслуги»
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
- Медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
- Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
- Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- Медаль «За безупречную службу» 1-й степени
- Медаль «За безупречную службу» 2-й степени
и другие медали.
Воинские звания:
- Младший-лейтенант (10.05.1946).
- Лейтенант (31.10.1947).
- Старший-лейтенант (06.07.1950).
- Капитан (04.02.1953).
- Майор (19.05.1959).
- Полковник (10.08.1963).
- Генерал-майор (22.02.1971).
Звания:
?
Установил 22 мировых рекорда по самолётному спорту.
Семья
Жена-1 - Елисеева Галина Васильевна, (21.01.1925 - 04.08.1998), начальник планово-финансового отдела Госснаба СССР.
- Сын - Бендеров Валерий Владимирович, (28.06.1946), заместитель генерального директора Авиационного научно-технического комплекса им.А.Н.Туполева.
Жена-2 - Бабушкина Роза Александровна, (06.04.1929), биолог.
- Дочь - Сергиева (Бендерова) Ольга Владимировна, (28.04.1954), начальник отдела банке.
Мифы, события, факты
03 июня 1973 года — Ту-144 совершал демонстрационный полёт в рамках проведения международного авиасалона в парижском пригороде Ла-Бурже и во время набора высоты после пролёта над полосой и последующего выхода на горизонтальную площадку экипаж мог увидеть перед собой внезапно появившийся самолёт «Мираж-3. Как в дальнейшем показала французская сторона, самолёт-разведчик французских ВВС «Мираж-3» летел в это же время этим же курсом на несколько большей высоте. Летному экипажу самолёта Ту-144 ничего не было известно о нахождении в зоне его полёта другого самолёта.
Экипаж самолёта «Мираж» специально пролетел перед нашим Ту-144 по заданию спецслужб запада, а до этого момента предполётную подготовку Ту-144 проводил французский техник и преднамеренно включил вторую бортовую систему управления, хотя на авиашоу было принято решение эту систему не включать и тумблер закрыли специальным колпачков. Когда была найдена бортовая система управления оказалось, что колпачок был открыт и тумблер включён. Некоторые эксперты считают, что это было сделано не случайно, дело в том, что загадочного инженера так и не нашли, а французы почему-то потеряли все документы в которых значилась его фамилия. Бортовые самописцы не были найдены, но потом самым загадочным способом они были найдены в мусорном баке. Многие эксперты пришли к выводу, что это была секретная операция спецслужб. Главной задачей которой было уничтожить Советскую программу сверхзвуковых самолётов, ведь Ту-144 опередил своё время. По всем техническим характеристикам он в несколько раз превосходил французский Конкорд и американский Боинг 2707. Французы и американцы ещё долго не смогли повторить изменяемое крыло созданное Советскими конструкторами. Гибель Советского сверхзвукового пассажирского лайнера прямо во время авиашоу поставило жирную точку в истории самого перспективного в мире самолёта Ту-144.
Обломки самолёта Ту-144 упали на расстоянии 6500 метров от торца ВПП 030 аэропорта Ле-Бурже на южную часть населенного пункта Гуссенвиль (Goussainville). Разброс обломков самолёта располагался в зоне 1000 метров вдоль траектории полёта и 500 метров перпендикулярно траектории полёта.
Материалы
Орлов Г.В. «Бендеров Владимир Николаевич — Советский инженер-испытатель СССР — Генерал-майор авиации СССР (04.08.1924 — 03.06.1973)» — (биография 18.08.2023).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ussr-cccp.moy.su/publ/grazhdane_sssr/ljotchiki_sssr/ljotchiki_sssr/141-1-0-101
https://www.youtube.com/watch?v=772fkcsHapA
https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/tu_144_sverkhzvukovoj_
dalnemagistralnyj_passazhirskij_samolet_pervyj_poljot_31_12_1968_goda_str_2/20-1-0-466
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/grazhdane_sssr/inzhenery_sssr/inzhenery_sssr/725-1-0-3668 |