Гражданская авиация в СССР начала активно развиваться в начале 20-х годов, однако полеты в Ленинград начались почти через десять лет после учреждения акционерного общества «Добролёт» (Российское общество добровольного воздушного флота, коммерческая компания, выполнявшая задачи создания в стране гражданской авиации для нужд народного хозяйства), хватало железнодорожного сообщения.
25 февраля 1932 года — было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и
учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны — АЭРОФЛОТ.
С 1928 года по 1932 год — самолётами гражданской авиации СССР было покрыто 17 млн. км, перевезено 67 тыс. пассажиров и 932 т. почты. По своей протяжённости авиалинии СССР заняли после США и Франции третье место в мире, а начинал СССР в 1929 году - шестым.
Гражданский флот связал огромную страну в единое пространство — авиаперевозки прочно вошли в жизнь Советского человека. Сеть малой авиации и региональные перевозки стали обыденностью — летали часто и много, и по работе, и в отпуск на курорты, и на семейные праздники. Во второй половине XX век мир вошел в эпоху авиапутешествии и Советский человек был первым в этой эпохе. Огромная страна росла и крепла, создавая единое пространство, соединенное авиатрассами. И в этом пространстве, как и на маршруте Москва—Ленинград, самолет не конкурировал с поездом — гражданская авиация позволила лишь дополнить связи городов и регионов СССР.
К концу второй пятилетки сеть воздушных сообщений превысила 116 тыс. км и по своей протяжённости превзошла линии всех стран мира. По коммерческой загрузке СССР вышел на первое место в мире, превысив на 30% показатели США. Самолётный парк увеличился в 50 раз и полностью был переведен на отечественную технику, аэродромная сеть выросла более чем в 16 раз, километраж воздушных линий — в 12 раз (общий налёт на авиалиниях в 1937 году — составил более 54,7 млн. км), количество пилотов — в 80 раз, пассажиропоток увеличился в 10 раз (200 тыс. человек воспользовались услугами Аэрофлота). По темпам роста основных производственных показателей, особенно по грузоперевозкам, по коммерческой загрузке, объёму и разнообразию спецприменения гражданский флот СССР вышел на передовые позиции в мире.
Становление регулярной авиалинии Москва—Ленинград шло сложно. В довоенные годы самолеты летали сезонно — в теплое время года, пока грунтовый аэродром не раскисал от осенних дождей.
23 мая 1932 года — Начала функционировать почтово-пассажирская аэролиния. Несмотря на то, что официально,
В июне 1932 года — Аэродром Шоссейная был окончательно сдан.
С этого дня авиасообщение дополнило собой существующий транспорт — железнодорожный,
автомобильный и
водный.
Первыми на регулярные рейсы вышли 8-местные самолеты К-5.
Наряду с созданием новых пассажирских самолётов собственной разработки
НИИ ГВФ провёл комплексные испытания новых самолётов, созданных известными Советскими авиаконструкторами:
А. Н. Туполевым,
Н. Н. Поликарповым,
А. С. Яковлевым,
В. Б. Шавровым,
К. А. Калининым и
Г. М. Бериевым. А промышленность обеспечила их производство.
04 июля 1932 года — В целях более успешного решения задач по созданию новой авиационной техники НИИ ГВФ был разделён на три самостоятельных научно-исследовательских института: самолётный (СНИИ), авиадвигательный (НИИАД) с филиалами в Киеве и Харькове и НИИ специальных служб и наземного оборудования (НИИСС ГВФ). В Ленинграде начал действовать Научно-исследовательский институт аэрофотосъёмки.
01 августа 1932 года — Движение на авиалинии Москва—Ленинград было прекращено из-за его экономической неэффективности.
15 января 1933 года — Полеты возобновились — трассу подготовили к ночным полетам, осветив вращающимися прожекторами. Основной задачей самолетов, работавших на линии, была не перевозка пассажиров,
а доставка срочной почты и матриц центральных газет, в частности, «Правды».
20 января 1941 года — Авиалиния Москва—Ленинград начала успешно функционировать, когда на нее вышли 21-местные ПС-84 (самолет делался по лицензии Douglas DC-3). Крейсерская скорость самолета 290 км/час позволяла ему преодолевать расстояние в 617 километров за 2 часа 45 минут. Война прервала полеты гражданских судов, они возобновились в мае 1945 года — в полеты отправились Ли-2.
Ил-2
Ил-14 Дальше, с развитием отечественного авиа — и двигателестроения началась эпоха регулярных ежедневных рейсов Москва-Ленинград-Москва — Советская промышленность начала производить сначала поршневые Ил-12 (26 мест) и Ил-14 (от 18 до 36 мест).
Ту-104 - С 15 апреля 1959 года — Рейсы в Ленинград начали выполнять реактивные Ту-104 (от 50 до 100 мест). Они летали по 2 раза в день, время полетов сократилось до 55 минут. К середине 1960-х годов авиатранспорт сообщением Москва — Ленинград впервые стал конкурировать с железнодорожным по количеству перевезенных пассажиров — к этому времени число ежедневных рейсов в Ленинград выросло до семи.
Как же было обеспечено становление регулярного авиасообщения не только между Москвой и Ленинградом, но и всей страной? Мы помним (или не помним), что Советский «Аэрофлот» уже к концу 30-х годов стал крупнейшим мировым авиаперевозчиком.
Материалы
Орлов Г.В. «Авиалиния — Москва—Ленинград (03.01.1932)» — (повествование 21.01.2017).
Источник
https://regnum.ru/news/it/2048190.html
http://ussr-cccp.moy.su/publ/smi_v_sssr/novosti_sobytija_v_sssr/v_sssr_sostojalos_otkrytie_avialinii_
moskva_leningrad/14-1-0-9
https://regnum.ru/news/it/2048190.html