СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиаконструкторы СССР [26]
Авиаконструкторы СССР
Академики СССР [32]
Академики СССР
Архитекторы СССР [17]
Архитекторы СССР
Военачальники СССР [17]
Военачальники СССР
Вожди СССР [1]
Вожди СССР
Генералиссимус Советского Союза [1]
Генералиссимус Советского Союза
Генералы СССР [19]
Генералы СССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Генеральные секретари ЦК КПСС СССР [0]
Генеральные секретари Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза СССР
Генеральный секретарь ЦК РКП(б)-ЦК ВКП(б) [1]
Генеральный секретарь Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков) — Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) Союза Советских Социалистических Республик
Группы граждан СССР [4]
Группы граждан СССР - ассоциации, общественные, объединения, организации, партии, союзы.
Доценты СССР [15]
Доценты СССР
Историки СССР [2]
Историки СССР
Командармы СССР [13]
Командармы СССР,
Комбриги СССР [11]
Предпосылкой с созданию персонального воинского звания «комбриг» является проведение военной реформы 1924 года, в результате которой согласно приказу РВС № 807 от 20.06. 1924 весь командирский состав был разделен на 14 должностных категорий и 10-й категории (К-10) из группы высшего командного состава соответствовала типовая командно-строевая должность «помощник командира дивизии или командир отдельной бригады», который в качестве знака должностного положения имел в петлице один ромб. Командир бригады в РККА являлся промежуточной ступенью между полковником и генерал-майором. Связано это было с тем, что в действующей армии стало достаточно распространено тактическое соединение больше полка и меньше дивизии — бригада.
Комкоры СССР [16]
Комкор — сокращенное название должности командира корпуса и воинское звание высшего командного состава в пехоте, коннице и авиации (ВВС) Красной Армии. Введно Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 сентября 1935 года О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА
Конструкторы СССР [12]
Конструкторы СССР
Лётчики СССР [44]
Летчики СССР, Лётчики-испытатели СССР, Лётчики гражданской авиации Лётчики военной авиации.
Лётчики-космонавты СССР [14]
Лётчики-космонавты Союза Советских Социалистических Республик
Маршалы СССР [19]
Маршалы СССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Министры СССР [13]
Министры СССР Советский государственный деятель ССССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Первые Секретари ЦК КПСС СССР [0]
Первые Секретари Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза СССР
Писатели СССР [16]
Писатели СССР, поэты СССР, публицисты СССР,
Председатели СНК РСФСР и СССР. [1]
Председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР и СССР.
Председатели Совета Министров СССР [0]
Председатели Совета Министров СССР
Профессора [31]
Профессора, Граждане СССР. Очерки, Биографии, Статьи,
Публицисты [12]
Публицист - это человек, неравнодушный к тому, что происходит вокруг него, не только с ним, но и с другими людьми. По профессии он может быть кем угодно, хоть домохозяйкой. Обсуждение насущных вопросов общественно-политической и Государственной жизни. Рассказ или повествование, а может быть и описание какого-либо события, биографии.
Руководители СССР [64]
Руководители СССР, Вожди СССР, Генеральные секретари СССР, Советский государственный деятель СССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Скульпторы СССР [12]
Скульпторы СССР, Новости, События, Факты, Биографии
Сов.Гос.Деятели СССР [43]
Советский государственный деятель ССССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Учёные - изобретатели СССР [19]
Изобретатели СССР,статьи, биографии,очерки, описания,
Член-корры АН СССР [24]
Член-корреспонденты АН СССР
Штурманы СССР [14]
Штурманы СССР, Штурманы гражданской авиации, Штурманы военной авиации.
Энтомологи СССР [2]
Энтомологи СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ГРАЖДАНЕ СССР » Авиаконструкторы СССР

Шавров Вадим Борисович — Советский авиаконструктор — Историк авиации СССР — Энтомолог (07.11.1898—23.12.1976) биография))

 Шавров Вадим Борисович — Советский авиаконструктор — Историк авиации СССР — Энтомолог (07.11.1898—23.12.1976) биография)) 

Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист (08.11.1965)

Страна:   СССР
Член партии:     .
Альма-матер:       Петроградский институт инженеров путей сообщения..
Главный конструктор:     Ш-1, Ш-2, Ш-3, Ш-5, Ш-7.
Учёная степень:    Кандидат технических наук (1945).
Научная сфера:    Самолётостроение, история авиации СССР.
Увлечение:     Энтомология, марки.

Наиболее известен созданием нескольких типов летающих лодок и двухтомной монографией «История конструкций самолётов в СССР».

Биография

Шавров Вадим Борисович — Советский авиаконструктор — Историк авиации СССР — Энтомолог (07.11.1898—23.12.1976)Шавров Вадим Борисович — Родился 07 ноября 1898 года в Москве, семье артиллерийского офицера.

В 1914 году поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения.

В годы Гражданской войны работал в топографических экспедициях в Поволжье и на Северном Кавказе.

В 1920 году возобновил учёбу в Петроградском институте инженеров путей сообщения, на этот раз на авиационном факультете. По окончании получил назначение в Российское общество добровольного воздушного флота («Добролёт»), работал в должности заместителя начальника Среднеазиатских линий (Бухара—Хива и Бухара—Душанбе).

Год работал начальником аэропорта на первых воздушных линиях Средней Азии и за неимением штатов сам продавал билеты и сдавал выручку, а то и грузил багаж на самолет. Много хлопот доставлял ему аэродром - летом его засыпало песками и шарами перекати-поля, зимой заливало водой, и воздушное сообщение прекращалось. И пожалуй, именно тогда воображение впервые нарисовало перед Вадимом Шавровым самолет-амфибию, для которого не нужно строить дорогостоящих аэродромов и держать штаты аэродромной службы, для которого аэродром - вся земля: ее пески и снега, моря и озера.

В 1925 году перешёл в недавно созданный Отдел морского опытного самолётостроения при заводе «Красный лётчик» (ОМОС) ЦКБ Авиатреста, которым руководил Д. П. Григорович. Эта организация находилась в Ленинграде, производственной базой был завод «Красный лётчик». Шавров работал в группе конструкторов.

В 1925 году самостоятельно разработал проект летающей лодки.

Шавров Вадим БорисовичШавров Вадим Борисович в 1928 году его проект был рассмотрен Осоавиахимом и получил поддержку — заказ и средства на постройку.

Вместе с В. Л. Корвиным он покинул ОМОС и к лету 1929 года поднялся в воздух первый советский самолет-амфибия. Это был Ш-1 с мотором 65 л. с., (все основные узлы и агрегаты были изготовлены в домашних условиях). У себя дома, в просторной городской квартире вместе с инженером В. Коренным и механиком Н. Фунтиковым он начал строить свой первый самолет в натуральную величину. Любопытные ленинградцы, прознав о небывалом «авиастроении на дому», валом валили в квартиру, расспрашивали, и уже тогда амфибия получила негласное название «шаврушки». Вскоре, вытащив через окно на улицу, ее перевезли в сопровождении эскорта любопытных на аэродром, где она прошла испытания в Финском заливе, а потом, пилотируемая летчиком Глаголевым, своим ходом благополучно долетела до Москвы. Самолёт успешно прошёл испытания и получил обозначение Ш-1.

Следующим проектом Шаврова стала летающая лодка Ш-2.Серийное производство Ш-2 было организовано на Таганрогском заводе № 31, первый самолёт был выпущен 01 апреля 1932 года.

Для нужд санитарной авиации был спроектирован санитарный вариант амфибии с отсеком для носилок (было изготовлено 16 таких ВС). Всего за 1932 - 34-е было выпущено 270 машин, после чего их производство прекратилось. Эксплуатировавшиеся самолёты, выработав свой ресурс, постепенно списывались, и к осени 1939-го в строю их практически не оставалось. Ситуация изменилась с началом советско-финской войны, когда выяснилась необходимость наличия малого гидросамолёта для оперативной связи в войсках, вывоза раненых и т.п. в условиях болотистой местности, большого количества рек и озёр. В связи с этим ГУ ГВФ было принято решение вернуть списанные Ш-2 в строй. Восстановлением и капитальным ремонтом этих машин занимались Ленинградские авиаремонтные мастерские. При этом выяснилось, что простота и дешевизна конструкции самолёта (он был дешевле в производстве, чем даже У-2/По-2) позволяли возобновить их серийное производство. Была проведена модернизация проекта - новые самолёты получили другой двигатель, улучшенные амортизаторы моторамы, контрподкосы и др. До начала Великой Отечественной в мастерских успели собрать 50 машин.

Ш-5 — Постройка самолета производилась в ЗОК (Завод опытных конструкций) НИИ ГВФ, возможности которого были ограничены. Фюзеляж с вертикальным оперением был сделан форменным, сварным из труб ХМА с полотняной обтяжкой, поплавки - главный и подкрыльные - деревянные с оклейкой полотном, крыло (профиль МОС-27 16 %) и горизонтальное оперение - из Д1 с полотном, подкосы - стальные трубы с обтекателями из Д1. Двигатели были приняты М-22 с металлическими винтами изменяемого на земле шага.

Поскольку в самолете было заинтересовано несколько ведомств, ему была придана некоторая универсальность. В фюзеляже было установлено 12 пассажирских сидений, сменявшихся набором из восьми носилок были сделаны широкая входная дверь и большой люк наверху. Носовая часть фюзеляжа представляла собой кабину, соответствовавшую требованиям аэрофотосъемки. В общем фюзеляж был рационально использован на всем протяжении.

Испытания были начаты 19 марта 1934 года (на лыжах) и продолжались до конца года, так как в ходе их была поломка шасси из-за производственного дефекта. В целом данные были неплохими.

Ш-3  Легкая поплавковая трехместная цельнометаллическая амфибия  была задумана как "исполкомовская" (для руководства "на местах"). Это был первый в СССР "лимузин" с фюзеляжем типа "монокок" и с дверью в борту. Самолет строили в Управлении специальных работ (УСР) Наркомата тяжелой промышленности. К февралю 1936 года он был почти готов, но последовало решение о ликвидации УСР и на этом все закончилось.

Ш-7 — Конструкция - металлический высокоплан с полотняной обшивкой крыла и оперения, подкрыльными поплавками и убираемым в борта лодки шасси. Во время испытаний, которые летом 1940 года проводил летчик Е. О. Федоренко, самолет с двигателем МГ-31Ф мощностью 330 л. с. показал скорость 218 км/час, потолок - 3000 м. К сентябрю были закончены его заводские и государственные испытания по расширенной программе в СНИИ ГВФ. Решено было построить серию самолетов Ш-7 на ремонтом заводе Глвсевморпути, приняв двигатель МГ-31Ф и немного увеличив площадь крыла за счет центроплана.

При эвакуации АРМ-21 в августе 1941-го в Иркутск, туда же были отправлены и готовые детали для 20 самолётов Ш-2, первые машины там были выпущены в 1942-м. На ремзаводе было организовано и новое производство, при этом в конструкцию был внесён ряд изменений, продиктованных сложностями снабжения в годы войны. Всего с 1942 по 1945-й в Иркутске было выпущено 150 новых Ш-2 и отремонтировано 286.

В Великую Отечественную войну использовалась его шестиместная летающая лодка-амфибия Ш-7, созданная в 1939 года построен и испытан в 1940 году, для связи между полярными станциями, ледовой разведки с кораблей и полетов в северных широтах. В войну на ней перевозили по Волге срочные грузы. Для этого лодку ставили на колоса или на лыжи. 

После войны самолёт Ш-2 выпускался в Иркутске крупными партиями в 1946-47 и в 1951-52-х. Модифицированный вариант включал в себя новый, более мощный, вариант двигателя, приспособление для его запуска от баллона со сжатым воздухом, триммеры на рулях высоты и направления, закрытую кабину и т.д.

Точных данных о количестве выпущенных за все годы Ш-2 нет. Известно, что их было построено более 700 (по некоторым оценкам - от 800 до 1200). Простота и высокая ремонтопригодность машины (иногда они проходили по 4-5 капитальных ремонтов) обеспечили ей столь долгую жизнь.

После Великой Отечественной войны Вадим Борисович Шавров стал известен как авторитетнейший историк и популяризатор авиации.

К нему за консультациями обращались кинематографисты в результате этого сотрудничества для художественного фильма «Жуковский» — Советский цветной художественный фильм 1950 года, (режиссёры Всеволод Пудовкин и Дмитрий Васильев) в эпизод с участием А.Ф.Можайского под руководством В.Б.Шаврова по сохранившимся чертежам была восстановлена конструкция самолёта выдающегося пионера Российской авиации.

В 1950-х годах перешел на изучение истории авиации, создал трехтомный труд о ней (опубликованы только 2 тома)

С 1951 года Ш-2 изготовляли с одиночным управлением и системой запуска мотора сжатым воздухом. Для удобства пилота и пассажиров на кабину установили остекленный фонарь. Рули высоты были дополнены управляемыми триммерами. Схема самолета - летающая лодка, полутораплан с высокорасположенной тянущей винтомоторной группой на центроплане верхнего подкосного крыла. Нижние свободнонесущие крылья с поплавками боковой остойчивости. Хвостовое оперение имеет подносный стабилизатор. Шасси состоит из двух поднимающихся амортизационных стоек, на которых устанавливали колеса или лыжи. Самолет использовался в двух вариантах: пассажирско-грузовом - для перевозки двух пассажиров, почты или грузов; и санитарном - для перевозки больного на носилках и сопровождающего медицинского работника. При проектировании амфибии конструктор старался сделать самолет универсальным. Ему удалось добиться этого. Так, в зависимости от задания или обстановки, сложившейся в полете, Ш-2, взлетев с воды, может совершить посадку на аэродром или же, наоборот, взлететь с суши, а сесть на водную поверхность и затем на своих колесах «выйти» на пологий берег. Крыло самолета - толстого профиля, с большим коэффициентом подъемной силы. Для использования при посадке всех его преимуществ оно установлено под большим углом к лодке. Все это дало возможность уменьшить посадочную скорость, не увеличивая площади. Последние из построенных на предприятиях Аэрофлота самолеты Ш-2 летали до 1964 года. В музее Арктики и Антарктики в Ленинграде экспонируется один из первых самолетов Ш-2 (с мотором «вальтер»), на котором летал в ледовую разведку полярный летчик Бабушкин. Авиамоделистов часто привлекают красивые формы этой оригинальной машины. На радиоуправляемой модели-копии возможен сброс груза и парашютиста. По усмотрению судейской коллегии зачитываются взлет и посадка на воду в дополнительном полете (как произвольная демонстрация). САМОЛЕТ-АМФИБИЯ Ш-2 Фюзеляж самолета - лодка. Она представляет собой деревянную жесткую неразборную конструкцию. Наружная поверхность обшита фанерой и оклеена тканью.

Шавров Вадим Борисович в 1968 году сыграл эпизодическую роль пожилого лётчика Красной Армии в фильме «Служили два товарища» (Начало фрагмента с (19:55 по 25:55)Шавров Вадим Борисович в 1968 году сыграл эпизодическую роль пожилого лётчика Красной Армии в фильме «Служили два товарища» (Начало фрагмента с (19:55 по 25:55) — художественный фильм 1968 года, снятый режиссёром Евгением Кареловым по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида на киностудии «Мосфильм».

 

 

 

 

 

 

 

Самолёты Шаврова

  • Ш-1
  • Ш-2
  • Ш-3
  • Ш-5
  • Ш-7

Шавров был известным коллекционером, обладал крупнейшей в СССР коллекцией почтовых марок.

Умер в 1976 году. Похоронен на Донском кладбище.

Награды СССР

???

Семья

Брат — Шавров Кирилл Борисович (1899—1940) — этнограф, занимающийся просвещением и ликвидацией безграмотности северных народов, редактор Ленинградского отделения гос. издательства «Детская литература». Был репрессирован.

Жена — Шаврова Наталья Леопольдовна (рожд. Фассман) (1903–1985), выпускница географического факультета ЛГУ, экономист. Была членом Географического общества, сотрудничала с Музеем истории Ленинграда, читала лекции по истории города, публиковала статьи в газетах и журналах. В Лениздате вышла ее книга «Площадь Ленина» (1964).

Дочь — Шаврова Евгения Вадимовна (1928—1991) геолог, инженер. Родилась в Ленинграде. В 1937 г. пошла в школу и весь период войны и блокады находилась в Ленинграде. После войны, подобно матери, окончила географический факультет Ленинградского университета, работала в геологических партиях в Западной Сибири, на Урале и в Казахстане. С 1960-х гг. была инженером на ЛОМО.

Энтомология

Собирал жуков от крошечных до гигантов. Коллекция находится ныне в Зоологическом институте АН СССР.

В 1947 году подготовил рукопись книги «Донации Палерактической области — (Donaciinae, Chrysomelidae) Regionis Palaearcticae». Позднее, в 1962 году, переделал монографию по стандартам серии «Фауна СССР» и дал ей новое название: «Фауна СССР. Жесткокрылые. Том XXIV, вып. 2. Листоеды Chrysomelidae. Подсем Donaciinae /Жуки-радужницы, Донации». Книга не была издана.

Память

  • В Приморском районе Ленинграда одна из улиц носит его имя — улица Шаврова.

 

Важнейшие публикации

  • Шавров В. Б. "История конструкций самолетов в СССР до 1938 года." М., изд-во «Машиностроение», 1969. 606 с. с илл.
  • Шавров В. Б. "История конструкций самолетов в СССР 1938—1950 г.г." М., изд-во «Машиностроение», 1978. 440 с. с илл. (том вышел лишь через два года после его смерти.)

Примечания

  1. ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА ПАМЯТИ «ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА»
  2. Орлов Г. В. «Шавров Вадим Борисович — Советский авиаконструктор — Историк авиации СССР — Энтомолог (07.11.1898—23.12.1976) биография))». 28.05.2019.

 

Источник

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%B4%D0%

B8%D0%BC_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/aviakonstruktory/5-sssr/shavrov-vadim-borisovich/

http://expositions.nlr.ru/proriv_blokada/shavrovi.php

https://kot-or-osl.livejournal.com/239677.html

http://olymp.as-club.ru/publ/arkhiv_rabot/vosmaja_olimpiada_2010_11_uch_god/vadim_borisovich_shavrov_konstruktor_samoljota_

amfibii/26-1-0-263

http://ussr-cccp.moy.su/publ/grazhdane_sssr/aviakonstruktory_sssr/shavrov_vadim_borisovich_sovetskij_aviakonstruktor_

istorik_aviacii_sssr_ehntomolog_07_11_1898_23_12_1976/144-1-0-2225

http://www.airwar.ru/enc/cw1/she3.html

http://www.airwar.ru/enc/other1/sh5.html

http://www.airwar.ru/enc/sww2/she7.html



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
Категория: Авиаконструкторы СССР | Добавил: soviet-union-ussr (28.05.2019) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 98 | Теги: Энтомолог СССР, Шавров Вадим Борисович, Историк авиации СССР (07.11.1898—23, Орлов Г.В., ссср, Советский авиаконструктор, Шавров Вадим Борисович — Советский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2019 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей