СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Военные [71]
Военные самолёты СССР
Пассажирские [58]
Гражданская авиация
Санитарные [7]
Санитарная авиация СССР
Учебные [8]
Учебные самолёты СССР,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » САМОЛЁТЫ СССР » Пассажирские

Ил-14 — Пассажирский (транспортный) самолёт СССР (1950)

 Ил-14 — Пассажирский (транспортный) самолёт СССР (1950)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страна:   СССР.
Город:     Москва.
Проектное название:     
Первый полёт:     13. 07.1950.
Тип:    Пассажирский.
Конструкция:     Цельнометаллический двухмоторный низкоплан.
Конструкторы:     Ильюшин С.В.
Инженеры‑конструкторы:     

 


Ил-14 — Пассажирский (транспортный) самолёт СССР (1950)Ил-14 — (по кодификации НАТО: Crate — «Клеть») — Советский пассажирский поршневой ближнемагистральный  двухдвигательный самолёт. Разработан в конце 1940-х для замены устаревших Ли-2 и Ил-12.
 

 

 

 

 

 

 

Предыстория

В годы Великой Отечественной Войны

 

Послевоенный период

В конце 1946 года — по окончании госиспытаний Ил-12

 

 

 

 

ОКБ С. В. Ильюшина приступило к созданию пассажирского самолёта, способного обеспечить безопасное завершение взлёта после отказа одного из двигателей. По аэродинамическим и компоновочным особенностям первый вариант нового самолёта Ил-14 повторял самолёт Ил-12, отличаясь от него только несколько бо́льшими размерами и массой.

АШ-73 (повествование)На Ил-14 предполагалось установить два поршневых двигателя воздушного охлаждения АШ-73 с взлётной мощностью по 2400 лошадиных сил.

Однако данный проект не был реализован, так как выяснилось, что простое увеличение энерговооружённости окончательно не решает проблему продолженного взлёта, но сильно усложняет путевую балансировку при отказе двигателя на взлёте.

 

Повествование

13 июля 1950 года — Был совершён под первый полёт опытного Ил-14 совершил экипаж под командованием

Коккинаки В.К. (биография)Владимира Коккинаки

 

 

 

 

АШ-82ФН — Советский авиационный поршневой двигатель СССР (повествование)с поршневыми двигателями АШ-82ФН. Полёт продолжался всего 15 минут из-за высокой температуры в теплообменниках воздушно-тепловой системы.

Для второго опытного экземпляра Ил-14, получившего обозначение Ил-14П, была спроектирована новая выхлопная и воздушно-тепловая системы, объединённые в единый агрегат; для улучшения управляемости на малых скоростях площадь вертикального оперения Ил-14П была увеличена на 17 %. Также был улучшен обзор из кабины путём увеличения передних и боковых стёкол.

01 октября 1950 года — экипаж Владимира Коккинаки совершил первый полёт на Ил-14П с двумя двигателями АШ-82.

Владимиром Коккинаки была проведена работа по исследованию взлёта Ил-14П с одним работающим двигателем и управляемости на критических режимах. Начиная с Ил-14, данные испытания стали обязательными для всех многомоторных Советских самолётов.

С 02 декабря 1951 года по 30 августа 1952 года — Проводились Государственные испытания самолёта  и завершились. По результатам госиспытаний было отмечено, что Ил-14 по технике пилотирования и выполнению посадки проще, чем Ил-12.

Проблема продолженного взлёта на одном двигателе была решена путём аэродинамических улучшений при незначительном повышении мощности двигателя АШ-82ФН (всего на 50 л. с.): было спроектировано новое крыло, изменена его взлётно-посадочная механизация: на нём устанавливали только закрылки, и его аэродинамическое качество с выпущенными закрылками в диапазоне от скорости отрыва до 175 км/ч стало выше, чем у крыла Ил-12, что позволяло самолёту быстрее отрываться от земли и набирать высоту.

Дополнительному уменьшению лобового сопротивления самолёта на взлёте способствовало сокращение времени уборки шасси и изменения шага воздушного винта. Сохраняя компоновочные особенности пассажирской кабины самолёта Ил-12 на 18 пассажирских мест, новый самолёт имел значительно более передний диапазон эксплуатационных центровок, равный 12-19 % САХ (по сравнению с 19-22 % на Ил-12), что улучшило устойчивость самолёта на земле и позволило отказаться от хвостовой опоры.

Первый опытный Ил-14 был построен с крылом и оперением Ил-12. На нём отрабатывалась новая гидросистема, усовершенствованный механизм закрытия створок шасси, комплексная воздушно-тепловая противообледенительная и отопительная система.

С 13 августа 1952 года по 13 октября 1952 года — Начались эксплуатационные испытания самолёта в различных метеоусловиях. Ил-14П зарекомендовал себя как надёжный, безопасный, простой в управлении и в обслуживании, способный взлетать и садиться на небольших аэродромах с грунтовым покрытием, экономичный самолёт. По сравнению с Ил-12, максимальная скорость Ил-14П увеличилась на 30 км/ч. По результатам эксплуатационных испытаний самолёта Ил-14П было сделано заключение о том, что Ил-14П с двумя двигателями АШ-82Т пригоден для использования на линиях ГВФ.

ГК НИИ ВВС СССР — Государственный Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил Союза Советских Социалистических Республик.

22 ноября 1952 года — Ил-14П был предъявлен на контрольные испытания в ГК НИИ ВВС СССР.

30 декабря 1952 года — По окончании в ГК НИИ ВВС СССР был рекомендован к запуску в серийное производство.

 

 

Совмин СССР (повествование)01 апреля 1953 годаСовет Министров СССР принял постановление № 947—407сс о запуске Ил-14П в серийное производство на авиазаводе № 84 в Ташкенте. Производство самолёта было организовано к осени 1953 года. Позднее (в 1954 году) документация для серийного производства ИЛ-14П была передана в ЧССР, где они выпускались под обозначением АВИА-14, а также в ГДР.

 

Производство Ил-14

Завод № 84 (Ташкент)
  • Ил-14: 1954 год — 28 самолётов, 1955 год — 52 самолёта, 1956 год — 115 самолётов;
  • Ил-14П: 1957 год — 117 самолётов, 1958 год — 1 самолёт;
  • Ил-14Т: 1956 год — 10 самолётов, 1957 год — 26 самолётов, 1958 год — 29 самолётов.

 


Завод № 30 (повествование)Завод № 30 (Москва)
  • Ил-14П: 1956 год — 249 самолётов, 1957 год — 114 самолётов, 1958 год — 2 самолёта.;
  • Ил-14Т: 1956 год — 23 самолёта, 1957 год — 205 самолётов, 1958 год — 63 самолёта;
  • Ил-14ФК: 1957 год — 25 самолётов, 1958 год — 6 самолётов.

 

Общее количество произведённых Ил-14: 1348 самолётов

  • СССР — 1065,
  • ЧССР — 203,
  • ГДР — 80,

из которых на экспорт было поставлено не менее 500 единиц.

По другим данным, всего выпущено в СССР в 1952-58 гг. свыше 3500 экземпляров всех моделей.

 

Авиаремонтная база № 402 ГВФ (повествование)С 1953 года — ремонт Ил-14 производился на Авиаремонтная база № 402 ГВФ (Быково),

30 ноября 1954 года — начались регулярные перевозки пассажиров на самолётах Ил-14П.

В 1955 году — во время визитов Советской правительственной делегации в:

  • Индию, 
  • Бирму, 
  • Афганистан, 

десять самолётов Ил-14П пролетели в общей сложности по 22 500 км.

Ил-14П в середине 1950-х годов стал основным магистральным самолётом Аэрофлота. Самолёты Ил-14П (18 пассажирских мест) и Ил-14М (24 места) до начала 1960-х являлись основными типами советских пассажирских самолётов на магистральных внутренних и международных воздушных линиях.

Авиаремонтная база № 407 ГУ ГВФ (повествование)С 1957 года — ремонт Ил-14 производился на авиаремзаводе № 407 (Минск).

 

 

 

 

Ан-24 (повествование)После внедрения на авиалиниях СССР турбовинтовых пассажирских самолётов Ан-24, Ил-14 стали использоваться на местных воздушных линиях.

Пассажировместимость на:

  • Ил-14П постепенно повышалась от 24 до 32 мест,
  • Ил-14М — от 28 до 36 мест.

Самолёты Ил-12 и Ил-14 составили значительную эпоху в развитии Советской гражданской авиации: рост парка этих самолётов, возрастание интенсивности их движения привели к увеличению объёма пассажирских авиаперевозок в стране. Совершенная радионавигационная аппаратура в сочетании с созданием комплекса наземных радиотехнических средств позволила лётчикам Аэрофлота быстро освоить регулярные полёты с пассажирами в сложных метеорологических условиях и ночью с выполнением захода на посадку по приборам, что превратило гражданскую авиацию в один из основных видов пассажирского транспорта.

С середины 1960-х — на смену самолётам Ил-14 стали приходить современные турбовинтовые лайнеры Ан-24.

В 1970-х годах — продолжалась эксплуатация самолётов семейства Ил-14 на местных воздушных линиях в ряде регионов СССР (особенно на Крайнем Севере и в Сибири), а также для обслуживания экспедиций в Антарктиде, они поддерживали связь между Большой землёй и полярными станциями, вели разведку льдов и проводку в них морских судов, также на эти самолёты устанавливали два дополнительных топливных бака для беспосадочной связи между советскими антарктическими станциями, удалёнными друг от друга на расстояние до 4000 км. 

С 1979 года — на местных воздушных линиях самолёт Ил-14 стал заменяться самолётом L-410UVP.

 

АЭРОФЛОТ (повествование)В 1980-х годах — начался постепенный вывод из состава Аэрофлота самолётов типа Ил-14, однако они ещё применялись для служебных транспортных перевозок в военной и экспериментальной авиации, а отдельных регионах ещё даже возили пассажиров.

 

 

В 1986 году — было прекращено обслуживание самолётов Ил-14 на авиаремонтных заводах СССР.

В 1989 году — официально был снят из регулярной пассажирской эксплуатации «Аэрофлота» Ил-14, отработав на регулярных линиях 35 лет.

Массовое списание остававшихся в строю Ил-14 было проведено в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Столь долгий срок службы самолётов этого типа, (а к началу 1990-х годов последним построенным в конце 1950-х лётным экземплярам Ил-14 перевалило за 30 лет), объясняется отсутствием самолётов аналогичного класса с поршневыми двигателями, а также последующих моделей, которые смогли бы его заменить, как это было в своё время с Ил-12, который Ил-14 и заменил.

Ан-2 (повествование)

Одномоторный Ан-2 был более лёгким типом воздушного судна с меньшей грузоподъёмностью и количеством мест для пассажиров, да и менее комфортабельным, а турбовинтовой Ан-24 более сложным в обслуживании.

Ил-14 долгое время служил военным и гражданским специалистам в том числе и на Севере, а из-за своих характеристик, неприхотливости и надёжности в работе был незаменим в Арктике. Поэтому назначенный ресурс самолёта постоянно продлевался:

  • 1957 — 3000 часов
  • 1961 — 5000 часов
  • 1962 — 10000 часов
  • 1963 — 15000 часов
  • 1966 — 25000 часов
  • 1969 — 30000 часов
  • 1972 — 35000 часов

 

Лётно-технические характеристики

По конструкции Ил-14 является монопланом-низкопланом с прямым крылом, однокилевым оперением и двумя поршневыми двигателями. Шасси трёхстоечное с опорой на переднюю стойку.

Параметр Показатель
Длина, м 21,31 (Ил-14П), 22,31 (Ил-14М и поздние модели)
Размах крыла, м 31,7
Высота(в хвосте), м 7,8
Двигатели 2 х Швецов АШ 82T мощностью 1950 л. с.
Макс. скорость, км/ч 430
Крейсерская скорость, км/ч 345
Дальность полёта, км 1250
Высота полёта, м 6500 (с кислородным оборудованием)
Вес пустого самолёта, кг 12 700
Максимальная взлётная масса, кг 18 500
Максимальное число пассажиров 36
Экипаж 2-5

 

Модификации Ил-14

Фото Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ил-14-ЗОД Транспортно-десантный самолёт.
Ил-14Г Грузовой вариант Ил-14М, с грузовой дверью на правом борту и с усиленным полом, рассчитанный на перевозку 3500 кг.
Ил-14ЛЛ Летающие лаборатории, большинство разрабатывалось и строилось на авиазаводе № 407 в городе Минске. Лётно-исследовательские комплексы ЛИК-1 и ЛИК-2, ледовые и арктические разведчики, пограничные, лаборатории специального назначения, метеоразведчики. Несколько ЛЛ построено в ГДР по программе создания самолёта 152 и в ЧССР для отработки двигателя М-601.
Ил-14М Модернизированная пассажирская машина. Передняя часть фюзеляжа удлинилась на 1 метр, была осуществлена внутренняя перекомпоновка оборудования. При этом удалось разместить больше пассажиров: вначале 24, а затем 28 и 36.
Ил-14П Первый вариант самолёта с пассажирской нагрузкой 18 человек, при полётном весе 16513 кг.
Ил-14СИл-14ПСИл-14СИИл-14СО Варианты для перевозки высокопоставленных лиц. С компоновкой пассажирской кабины по типу салон или полусалон. Отличались повышенным комфортом и планировкой пассажирского салона.
Ил-14Т Транспортный вариант базового Ил-14. На левом борту устанавливалась большая двухстворчатая грузовая дверь с "калиткой" и узлы под центропланом для наружной подвески грузов.
Ил-14ФК и Ил-14ФКМ Самолёты для аэрофотосъёмки. Первые в СССР самолёты, оснащённые аэрофотоаппаратурой и специальным пилотажно-навигационным оборудованием.Были установлены три аэрофотоаппарата, которые управлялись двумя операторами. В самолёте были сделаны фотолюки, а на потолке кабины установлен монорельс с лебёдкой для подъёма аэрофотоаппаратов.

 

Музеи

 

Музей гражданской авиации Центра ГА СЭВ (повествование)В музее гражданской авиации Центра ГА СЭВ. Город Ульяновск. Б/н СССР-06132.

 

 

 

 

 

Музей аэропорта Курган (повествование)В музее аэропорта Курган экспонируется транспортный самолёт Ил-14Т.

 

 

 

 

В авиамузее Зинсхайме, ГДР.

На территории музея Вьетнамской народной армии в городе Ханой (списанный Ил-14Т бортовой № VN-C516 авиакомпании «Hang Khong Vietnam»).

 

Памятники

  • Памятник — Самолёт Ил-14 (Балашов) (повествование)В городе Балашов Саратовской области, на территории Балашовского ВВАУЛ имени А.А. Новикова.

 

 

 

  • Памятник — Самолёт Ил-14 (Бегомль) (повествование)Бегомль, Витебская область, Белорусская ССР.

 

 

 

 

  • Памятник — Самолёт Ил-14 (Бриньковская) (повествование)В центре станицы Бриньковская, Краснодарский край, РСФСР.

 

 

 

 

  • Памятник — Самолёт Ил-14 (а/п Москва - Быково) (повествование)В аэропорту Быково, Московской области, РСФСР.

 

 

 

 

  • Памятник — Самолёт Ил-14 (Вологда) (повествование)В Вологде, Вологодская область, РСФСР.

 

 

 

 

  • Памятник — Самолёт Ил-14 (Куйбышев) (повествование)В городе Куйбышеве, Новосибирской области.

 

 

 

 

  • Памятник — Самолёт Ил-14 (у/а КуАИ - Куйбышев) (повествование)Установлен на учебном аэродроме Куйбышевского авиационного института имени академика С.П. Королёва.

 

 

 

  • Памятник — Самолёт Ил-14 (Монино) (повествование)В Монинском музее авиации, Московской области.

 

 

 

 

  • Памятник — Самолёт Ил-14 (Мыс Шмидта) (повествование)В посёлке Мыс Шмидта (посёлок городского типа), Чукотский АО.

 

 

 

 

  • Памятник — Самолёт Ил-14 (Мячково) (повествование)В Мячково, Московская область, РСФСР.

 

 

 

 

  • Памятник — Самолёт Ил-14 (Светлогорск) (повествование)Светлогорск, Гомельская область, Белорусская ССР.

 

 

 

 

  • Памятник — Самолёт Ил-14 (Музей ГА Центра ГА СЭВ - Ульяновск) (повествование)В 1984 году — Самолёт Ил-14 после списания самолёт был передан в Музей гражданской авиации Центра ГА СЭВ, Ульяновск, Ульяновская область, РСФСР.

 

 

 

  • Памятник — Самолёт Ил-14 (Усть-Каменогорск) (повествование)В Усть-Каменогорске, Восточно-Казахстанская область, КССР, борт СССР-61692.

 

 

 

 

  • Памятник — Самолёт Ил-14 (Пермь-Флоры) (повествование)На аэродроме в посёлке Фролы, близ Перми, РСФСР, борт СССР-29112.


 

 

 

 

  • В аэропорту города Улан-Батор Монголия
  • В аэропорту города Бургас (Сарафово), Болгария

 

В кинофильмах

Как один из основных самолётов стран социалистического лагеря 1960-х годов, Ил-14 разных модификаций часто попадал в кадр кинофильмов. Избранная фильмография с участием Ил-14:

  • Испытание верности — Cоветская мелодрама — Киностудия «Мосфильм» (1954) (повествование)«Испытание верности» (1954), бортовой № Л5051

 

 

 

 

  • Стюардесса — Cоветская мелодрама — Киностудия «Мосфильм» на творческом объединении «Телефильм» (1967) (повествование)«Стюардесса» (1967), бортовые номера СССР-61751; СССР-41886; СССР-71246.

 

 

 

 

  • Разрешите ВЗЛЁТ! — Cоветская социальная драма — Киностудия «Ленфильм» (1971) (повествование)«Разрешите взлёт!» (1971), бортовой номер СССР-91612.

 

 

 

 

  • Антарктическая повесть — Cоветская социальная драма — Киностудия «Мосфильм» (1979) (повествование)«Антарктическая повесть» (1979), бортовой СССР-04180.

 

 

 

 

  • Семьдесят два градуса ниже нуля — Cоветская социальная драма — Киностудия «Ленфильм» (1976) (повествование)«Семьдесят два градуса ниже нуля» (1976).

 

 

 

 

  • Мишка на севере — Cоветская мелодрама — Киностудия имени Горького (1979) (повествование)«Мишка на Севере» (1979).

 

 

 

 

  • Открытие Антарктиды — Cоветский документальный фильм — ЦСДФ (1985) (повествование)«Открытие Антарктиды» (1985) — документальный, бортовой СССР-04180.

 

 

 

 

  • Точка возврата — Cоветский приключенческий фильм — Одесская Киностудия (1986) (повествование)«Точка возврата» (1986).

 

 

 


 

Материалы

Орлов Г.В. «Ил-14 — Пассажирский (транспортный) самолёт СССР (1950)» — (повествование 17.02.2017).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8

https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/istorija_samoljota_il_12/20-1-0-54

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ил-14



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8
Категория: Пассажирские | Добавил: soviet-union-ussr (17.02.2017) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 1525 | Теги: Авивция СССР, гражданская авиация, Ил-14, СССР, История самолёта Ил-14, пассажирские самолёты, Самолёты - Ил, Самолёты и авиация, http://ussr-cccp.moy.su/publ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей