СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиаконструкторы СССР [26]
Авиаконструкторы СССР
Академики СССР [32]
Академики СССР
Архитекторы СССР [17]
Архитекторы СССР
Военачальники СССР [17]
Военачальники СССР
Вожди СССР [1]
Вожди СССР
Генералиссимус Советского Союза [1]
Генералиссимус Советского Союза
Генералы СССР [19]
Генералы СССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Генеральные секретари ЦК КПСС СССР [0]
Генеральные секретари Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза СССР
Генеральный секретарь ЦК РКП(б)-ЦК ВКП(б) [1]
Генеральный секретарь Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков) — Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) Союза Советских Социалистических Республик
Группы граждан СССР [4]
Группы граждан СССР - ассоциации, общественные, объединения, организации, партии, союзы.
Доценты СССР [15]
Доценты СССР
Историки СССР [2]
Историки СССР
Командармы СССР [13]
Командармы СССР,
Комбриги СССР [11]
Предпосылкой с созданию персонального воинского звания «комбриг» является проведение военной реформы 1924 года, в результате которой согласно приказу РВС № 807 от 20.06. 1924 весь командирский состав был разделен на 14 должностных категорий и 10-й категории (К-10) из группы высшего командного состава соответствовала типовая командно-строевая должность «помощник командира дивизии или командир отдельной бригады», который в качестве знака должностного положения имел в петлице один ромб. Командир бригады в РККА являлся промежуточной ступенью между полковником и генерал-майором. Связано это было с тем, что в действующей армии стало достаточно распространено тактическое соединение больше полка и меньше дивизии — бригада.
Комкоры СССР [16]
Комкор — сокращенное название должности командира корпуса и воинское звание высшего командного состава в пехоте, коннице и авиации (ВВС) Красной Армии. Введно Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 сентября 1935 года О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА
Конструкторы СССР [12]
Конструкторы СССР
Лётчики СССР [44]
Летчики СССР, Лётчики-испытатели СССР, Лётчики гражданской авиации Лётчики военной авиации.
Лётчики-космонавты СССР [14]
Лётчики-космонавты Союза Советских Социалистических Республик
Маршалы СССР [19]
Маршалы СССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Министры СССР [13]
Министры СССР Советский государственный деятель ССССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Первые Секретари ЦК КПСС СССР [0]
Первые Секретари Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза СССР
Писатели СССР [16]
Писатели СССР, поэты СССР, публицисты СССР,
Председатели СНК РСФСР и СССР. [1]
Председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР и СССР.
Председатели Совета Министров СССР [0]
Председатели Совета Министров СССР
Профессора [31]
Профессора, Граждане СССР. Очерки, Биографии, Статьи,
Публицисты [12]
Публицист - это человек, неравнодушный к тому, что происходит вокруг него, не только с ним, но и с другими людьми. По профессии он может быть кем угодно, хоть домохозяйкой. Обсуждение насущных вопросов общественно-политической и Государственной жизни. Рассказ или повествование, а может быть и описание какого-либо события, биографии.
Руководители СССР [64]
Руководители СССР, Вожди СССР, Генеральные секретари СССР, Советский государственный деятель СССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Скульпторы СССР [12]
Скульпторы СССР, Новости, События, Факты, Биографии
Сов.Гос.Деятели СССР [43]
Советский государственный деятель ССССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Учёные - изобретатели СССР [19]
Изобретатели СССР,статьи, биографии,очерки, описания,
Член-корры АН СССР [24]
Член-корреспонденты АН СССР
Штурманы СССР [14]
Штурманы СССР, Штурманы гражданской авиации, Штурманы военной авиации.
Энтомологи СССР [2]
Энтомологи СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ГРАЖДАНЕ СССР » Авиаконструкторы СССР

Яковлев Александр Сергеевич — Советский авиаконструктор — Академик АН СССР — (01.04.1906—22.08.1989) биография))

 Яковлев Александр Сергеевич — Советский авиаконструктор — Академик АН СССР — (01.04.1906—22.08.1989) биография)) 

Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист (08.11.1965)

Страна:   СССР
Член партии:     ВКП(б) (1938).
Альма-матер:       Военно-воздушная академия Рабоче- крестьянской Красной Армии (ВВА РККА (1931).
Генеральный конструктор:     ОКБ имени Яковлева (1956—1984)
Звание:     Дважды Герой Социалистического Труда,
Учёное звание:     Академик АН СССР (1976), Член-корреспондент АН СССР (1943).
Учёная степень:    доктор.
Научная сфера:     Механика, математика.
Воинское звание:     Генерал-полковник авиации

Биография

Яковлев Александр Сергеевич — Советский авиаконструктор — Академик АН СССР — (01.04.1906—22.08.1989)Яковлев Александр Сергеевич — Родился 01 апреля 1906 года в Москве, в семье служащего. Русский. 

Отец — Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель».

Мать — Нина Владимировна, домохозяйка. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова.

Дед — Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра.

В 1914 году поступил в приготовительный класс частной мужской гимназии Н.П.Страхова. После Октябрьской революции гимназия была объединена с женской школой, стала государственной и получила название «Единая трудовая школа 2-й ступени» №50» Сокольнического района столицы.

В 1919—1922 годах работал курьером, продолжая учиться в школе.

С 1922 года строил летающие авиамодели в школьном кружке.

А.С. Яковлев (1923)В августе 1923 года, после окончания школы, организовал первую в городе Москве школьную ячейку Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). Энтузиасты авиации, а их в школе набралось около 60 человек, строили модели, а потом приступили к изготовлению планера.

 

 

 

 

 

В 1924 году Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших Советских планёров на всесоюзных соревнованиях.

В 1924 — 1927 годах Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда ВВИА имени Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения»

С 12 мая 1927 года, день первого полета АИР-1, считается датой рождения ОКБ А.С. Яковлева.

В июле 1927 года на самолете АИР-1 были установлены первые мировые рекорды Советского Союза — по дальности (1420 км) и продолжительности (15 часов 30 минут) полета.

В 1927 году был зачислен в Военно-воздушной академию Рабоче- крестьянской Красной Армии (ВВА РККА, которую закончил в 1931 году.

В 1927-1931 годах под его руководством было создано 8 типов самолётов — от АИР-1 до АИР-8, один из которых (АИР-6) строился большой серией.

В 1931 поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 года организовал группу лёгкой авиации.

Продолжая трудиться над проектированием спортивных самолетов, Александр Яковлев создал спортивный двухместный самолет АИР-7. Самолет обладал тонким крылом и подкосной монопланной схемой.

В конце лета 1932 года на этой машине на высоте полета 1000 метров удалось достичь максимальной скорости 332 км/ч. Для сравнения стоящий на вооружении истребитель И-5, построенный по бипланной схеме, развивал максимальную скорость 286 км/ч. Постройка АИР-7 сделала очевидным тот факт, что монопланная схема, дающая превосходство в скорости полета, более целесообразна и лучше подходит для боевых самолетов.

в 1932 году построил самолет АИР-6, который снова привлек к себе внимание специалистов. Самолет представлял собой подносный моноплан-парасоль смешанной конструкции, отличавшийся закрытой и достаточно удобной кабиной пилота. Особенностью АИР-6, как и многих самолетов Александра Сергеевича Яковлева, являлась высокая массовая отдача, а значит и большая дальность полета.

В сентябре 1933-го года на Центральном аэродроме в Москве была встреча министра авиации Франции. Тогда на аэродроме выстроились французский самолёт, ярко окрашенный и привлекавший внимание. Следом шла агитационная эскадрилья имени М.Горького, и в число представленных самолётов вошёл и АИР-6, Александра Сергеевича Яковлева, который тоже был прекрасно оформлен. Внешний вид АИР-6 даже ввёл в заблуждение начальника авиапрома СССР, Георгия Королёва. Королёв сказал своей свите: «Вот видите, как надо строить самолёты! Сразу видно  заграничную работу! Чей это самолёт, какой фирмы?» Ему ответили: «Конструктора Яковлева». Тогда он сник и пошёл искать на поле французский самолёт. Неотъемлемой чертой характера Александра Сергеевича Яковлева являлись аккуратность и приверженность к чистоте, которые он сохранил, несмотря на свой стаж работы. Это всегда выдавало в нём не пролетарское происхождение.

Уже в 1933 году на самолете АИР-6, который был оснащен поплавками для посадки на воду, удалось превысить официальный международный рекорд дальности для гидросамолетов. А в 1934 году несколько самолетов АИР-6 смогли совершить групповой перелет по маршруту Москва — Иркутск — Москва, что на тот момент времени являлось большим достижением. 

15 января 1934 года Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, в 1935 — 1956 годах был главным конструктором.

Первый самолёт, созданный на новом месте, АИР-9, осенью 1934 года был показан на Парижском авиационном салоне. Позднее на его базе был создан самолёт УT-2 первоначального обучения для лётных школ ВВС и аэроклубов, выпускавшийся в 1938-1948 годах. 

В 1935 году молодой конструкторский коллектив, который возглавил Александр Сергеевич, спроектировал и построил учебно-тренировочный свободнонесущий моноплан УТ-1. Это был одноместный самолет со штатным двигателем воздушного охлаждения, развивавшим мощность 100 л. с. В случае установки на самолет форсированного двигателя, развивавшего мощность 150 л. с. его максимальная скорость возрастала до 252 км/ч.

Член ВКП(б) с 1938 года.

27 апреля 1939 года — Александр Сергеевич Яковлев с волнением шёл по лестнице в Кремле в кабинет Сталина. Это была уже вторая встреча со Сталиным. За 4 года до того они уже виделись на авиационном параде в Тушино. Там Сталин с интересом выслушал идеи молодого авиаконструктора и, будучи под впечатлением, даже посадил его рядом с собой во время фотографирования! Но в Кремль вызывают не для общих разговоров, а для личной беседы на конкретную тему. Александр Сергеевич Яковлев догадался, что речь пойдёт о его первом боевом самолёте. Этот самолёт на тот момент имел передовую аэродинамическую форму, благодаря которой он мог разгоняться до 567-ми км/ч, что являлось наивысшей скоростью среди Советских бомбардировщиков. Такая техническая характеристика заинтересовала Сталина. Новая двухмоторная машина получила название «ББ-22». Этот самолёт поражал своими возможностями! Он летал на 130 км/ч быстрее, чем стоявший тогда на вооружении «СБ» конструкции А.Н.Туполева. Если сравнивать его с СБ, то двигатели на ББ-22 стояли примерно такой же мощности, но за счёт компактности и соответственно меньшего веса, а также улучшения аэродинамики некоторых частей самолёта Александра Сергеевича Яковлева получилась такая скорость. Правда, после установки на него оборонительных пулемётов его лётные характеристики ухудшились, но машина строилась серийно под названиями «Як-2» и «Як-4».

В января 1940 года одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке

С 11 января 1940 года по 1946 год одновременно являлся заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике.

13 января 1940 года — Впервые поднялся в воздух Як-1, пилотировал его бессменный лётчик-испытатель КБ Яковлева, Юлиан Иванович Пионтковский. Конструкция Як-1 стала основой для создания всех остальных истребителей марки «Як» периода Великой Отечественной войны. За данную конструкцию Яковлев в числе первых получил звание Героя Социалистического Труда и лауреата Государственной Премии! Вообще по числу награждений он был своеобразным рекордсменом. Одними только Сталинскими Премиями Яковлева награждали 6 раз! Перед самой войной Александра Сергеевича Яковлева назначили на должность заместителя Народного Комиссара авиационной промышленности по Опытному самолётостроению. В его обязанности входило следить за тем, чтобы в производство попадали только самые лучшие проекты.

28 октября 1940 года  Указом Президиума Верховного Совета СССР, за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза Яковлеву Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Сталинскую премию первой степени (150 000 рублей) А. С. Яковлев передал в марте 1943 года в Фонд обороны на строительство истребителя для самого лучшего лётчика Советских ВВС.

В годы Великой Отечественной войны на основе Як-1 были созданы Як-7 (1941 г.), Як-9, Як-3 (1943 г.) и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций — всего было выпущено более 30 тысяч самолетов. Они составляли две трети выпущенных в период войны истребителей. Каждый «як» имел ряд модификаций, отличающихся лучшими характеристиками. Замена в конструкции древесины на металл, улучшение аэродинамики позволили увеличить скорость полета. У последней модификации Як-3 она была до 720 км/ч, он же был самым легким истребителем Второй Мировой войны. Усиливалось вооружение, от 20 мм пушек на Як-1 до 37 мм и 45 мм на Як-9. Увеличивалась дальность полета, до 2200 км у Як-9ДД.

с 1943 года — Член корреспондент АН СССР.

В СССР работы по использованию реактивных двигателей начались в 1945-м году. Для того, чтобы сэкономить время Александр Сергеевич Яковлев решил поставить турбореактивный двигатель на истребитель Як-3. Плюсом такого решения оказалось то, что лётчик попадал в кабине Як-3 в привычную обстановку. Это позволяло с меньшими усилиями осваивать новый тип истребителя.

С марта 1946 года — Заместителем министра авиационной промышленности (по общим вопросам).

Также следует отметить, что как заместитель наркома Яковлев занимался вопросами опытного самолётостроения, тогда как вопросами серийного производства ведали два других заместителя — П. В. Дементьев и П. А. Воронин.

В июле 1946 года оставил должность заместителя министра по собственному желанию:

Летом 1946 года в связи с большой занятостью в конструкторском бюро я решил просить об освобождении меня от обязанностей заместителя министра (к этому времени наркоматы уже были преобразованы в министерства) авиационной промышленности. На это требовалось согласие Сталина. Я волновался, не зная, как он отнесется к моей просьбе.
08 июля 1946 года нас с министром Михаилом Васильевичем Хруничевым вызвал Сталин. (…)
— Почему? — удивился Сталин, обращаясь ко мне.
Я сказал, что работаю в наркомате уже длительное время, что, пока шла война и сразу же после её окончания, ставить вопрос об уходе не считал возможным. Но теперь, когда определены основы послевоенной перестройки нашей авиации на базе реактивных самолётов, прошу удовлетворить мою просьбу. Очень трудно совмещать конструкторскую и министерскую работу, и если я дальше останусь в министерстве, то неизбежно отстану как конструктор. Очень прошу не понять мою просьбу как дезертирство и освободить от работы в министерстве. Это будет только полезно для дела. Ведь я конструктор.
— Насчёт того, что вы конструктор, у меня сомнений нет, — заметил Сталин и, подумав немного, сказал:
— Пожалуй, вы правы. Прежде всего вы конструктор и лишаться вас как конструктора было бы неразумно. Сколько лет вы работаете в министерстве?
— Да уже больше шести лет.
— Ну как, хватит с него? — обратился он к Хруничеву. — А кем заменить?
Я назвал Сергея Николаевича Шишкина, который был в министерстве моим заместителем и начальником ЦАГИ.(…)

На следующий день я получил подписанные Сталиным два документа. Один — о присвоении мне звания генерал-полковника, другой — постановление Совета Министров СССР следующего содержания:

«Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Удовлетворить просьбу т. Яковлева А. С. об освобождении его от должности Заместителя Министра авиационной промышленности по общим вопросам, в связи с большой его конструкторской работой по созданию новых самолётов.
За шестилетнюю руководящую работу в Министерстве авиационной промышленности, наряду с личной конструкторской работой, объявить т. Яковлеву А. С. благодарность.

Председатель Совета Министров Союза ССР
И. Сталин
Управляющий делами Совета Министров СССР
Я. Чадаев».

Теперь я мог все силы и время посвятить конструкторской работе, хотя и не полностью освободился от работы в министерстве: за мной сохранили пост председателя научного совета.

— А. С. Яковлев. Цель жизни. Гл. «Всё хорошо, что хорошо кончается»

 

В 1946 году — Принят на вооружение первый Советский реактивный истребитель Як-15.

С 1946 года по 1951 год — Генерал-полковник инженерно-технической службы.

06 августа 1951 года — В Кремле состоялось совещание, на котором обсуждался вопрос стратегического значения о создании истребителя способного осуществлять длительное патрулирование в воздухе вдоль границ СССР. За создание такого истребителя решил взяться Александр Сергеевич Яковлев. Всего лишь через год появился новый всепогодный перехватчик «Як-25». Перехватчик оснастили мощным по тем временам радиолокатором, который обнаруживал воздушные цели до 30-ти км. Схема Як-25 оказалась такой удачной, что впоследствии она использовалась при создании множества боевых машин различных по назначению.

С 1951 года по 1984 год — Генерал-полковник инженерно-авиационной службы.

С 1956 по 1984 год — Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева.

С 1956 года и до выхода на пенсию А.С.Яковлев — генеральный конструктор ОКБ. В послевоенный период произошло перевооружение авиации реактивной техникой. Истребитель Як-15 стал первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение в СССР. За ним последовали Як-17УТИ, Як-23, Як-25 — первый советский всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, первый сверхзвуковой разведчик Як-27Р, семейство сверхзвуковых самолетов Як-28, включая первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик. Поступили на вооружение десантные аппараты — планер Як-14 и вертолет Як-24 — самый грузоподъемный в мире в 1952-1956 годах.

12 июля 1957 года — Указом Президиума Верховного Совета СССР от за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм Яковлев Александр Сергеевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» (№ 49/II). Стал дважды Героем Социалистического Труда.

Наряду с боевыми самолетами яковлевское ОКБ выпускало технику и гражданского назначения. Было создано целое поколение легкомоторных самолетов: учебно-тренировочные Як-11 и Як-18, многоцелевой Як-12, первые в СССР реактивные учебно-спортивные самолеты Як-30 и Як-32 .

Выступая с 1960 года на Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50 советские летчики неоднократно завоевывали первые места на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу.

За создание первого в СССР самолёт вертикального взлёта и посадки (СВВП), решился на это только Александр Сергеевич Яковлев. Дело в том, что в СССР, в том числе и в КБ Яковлева шло отслеживание зарубежных разработок СВВП и советские авиаконструкторы знали, что в ходе создания таких машин происходили довольно большие потери и самолётов и лётчиков. Поэтому решиться на создание СВВП означало, что Генеральный конструктор берёт на себя ответственность за будущие возможные катастрофы.

На тот момент опыт создания СВВП в СССР попросту отсутствовал, и Александру Сергеевичу Яковлеву пришлось начинать практически с нуля. Для конструирования такого самолёта в КБ Яковлева было построено множество лабораторий и испытательных стендов. Заново конструировалась система управления самолётом при нулевой скорости. Основная проблема состояла в создании двигателя. Дело в том, что к этому моменту конструкторы авиационных двигателей ещё только-только подходили к созданию двигателя мощности необходимой для СВВП при относительно небольшом весе самого двигателя. В 1966-м году 24-го марта лётчик-испытатель КБ Яковлева, Валентин Григорьевич Мухин впервые выполнил вертикальный взлёт и посадку на экспериментальном СВВП, Як-36. Эту дату можно считать днём рождения отечественного СВВП.

С 1968 года перевозит пассажиров Як-40 — единственный советский самолет, сертифицированный по западным нормам летной годности и закупавшийся Италией, ФРГ и другими странами. Позднее создан 120-местный Як-42, отличавшийся высокой экономичностью.

Яковлев Александр Сергеевич — Советский авиаконструктор (1971 год).Яковлев Александр Сергеевич — Советский авиаконструктор (1971 год).

С 1976 года на вооружении крейсеров класса «Киев» поступали боевые самолеты вертикального и короткого взлета и посадки Як-38 — первые в мире палубные СВВП.

С 1976 года — Академик АН СССР.

С 1984 года — Генерал-полковник авиации.

21 августа 1984 года А.С.Яковлев вышел на пенсию в возрасте 78 лет.

 

 

 

На самолетах Яковлева во время Великой Отечественной войны летали:

  • Советский лётчик-ас А. И. Покрышкин — очень недолго, предпочтя цельнометаллическую P-39 «Airacobra»
  • Лётчики полка Нормандия-Неман
  • Дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин — 46 сбитых самолётов из 52 (6 на И-16 на Халхин-Голе)
  • Колдунов Александр Иванович 46 побед и Савицкий Евгений Яковлевич (22), причём последний будучи единственным летающим командиром авиакорпуса (в Красной армии после 41 года не летали даже некоторые командиры полков).

Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных:

  • Лёгкие самолеты различного назначения: спортивные, многоцелевые, в том числе реактивные.
  • Истребители Великой Отечественной войны.
  • Первые советские реактивные истребители и перехватчики.
  • Десантные планеры и вертолёты, в том числе самый большой в мире в 1950-е вертолёт Як-24.
  • Семейство сверхзвуковых самолётов, включающее первые советские сверхзвуковые бомбардировщики, разведчики .и перехватчики.
  • Первые в СССР самолёты короткого и вертикального взлёта и посадки, включая сверхзвуковой, не имеющий .аналогов.
  • Реактивные пассажирские самолёты.
  • Беспилотные летательные аппараты.

С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. За 70 лет построено 70 000 самолётов «Як». Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

Скончался 22 августа 1989 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 11).

Награды СССР

Ордена СССР:

Орден Ленина -10 (27.04.1939; 28.10.1940; 06.09.1942; 25.05.1944; 02.07.1945; 15.11.1950; 31.03.1956; 31.03.1966; 23.06.1981; 17.08.1984).

Орден Октябрьской Революции (26.04.1971).

Орден Красного Знамени -2 (03.11.1944; 26.10.1955).

Орден Суворова I степени (16.09.1945).

Орден Суворова II степени (19.08.1944).

Орден Отечественной войны I степени (10.06.1945).

Орден Трудового Красного Знамени (17.09.1975).

Орден Красной Звезды (17.08.1933).

Медали СССР:

Золотая медаль «Серп и Молот» -2 (28.10.1940 медаль № 7; 12.07.1957).

Медаль «За оборону Москвы».

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Медаль юбилейная «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Медаль юбилейная «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Медаль юбилейная «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Медаль юбилейная «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Медаль «Ветеран труда».

Медаль юбилейная «30 лет Советской Армии и Флота».

Медаль юбилейная «40 лет Вооружённых Сил СССР».

Медаль юбилейная «50 лет Вооружённых Сил СССР».

Медаль юбилейная «60 лет Вооружённых Сил СССР».

Медаль юбилейная «70 лет Вооружённых Сил СССР»

Медаль «В память 800-летия Москвы»

Медаль «В память 250-летия Ленинграда»

Нагрудные знаки СССР:

Нагрудный знак «25 лет победы в Великой Отечественной войне»

Звания:

Дважды Герой Социалистического Труда  (28.10.1940; 12.07.1957).

Учёное звание:     Академик АН СССР (1976), Член-корреспондент АН СССР (1943).

Воинское звание:     Генерал-полковник авиации (1984),

Премии СССР:

1.Сталинская премия первой степени (1941) — за разработку новой конструкции самолёта («Як-1»).

2.Сталинская премия первой степени (1942) — за разработку новой конструкции самолёта.

3.Сталинская премия первой степени (1943) — за модификацию и усовершенствование боевых самолётов.

4.Сталинская премия первой степени (1946) — за разработку конструкции нового самолёта-истребителя «Яковлев-3» и коренное усовершенствование истребителя «Яковлев-9».

5.Сталинская премия первой степени (1947) — за разработку конструкции нового образца боевого самолёта.

6.Сталинская премия первой степени (1948) — за создание нового типа боевого самолёта.

Ленинская премия (1972)

Государственная премия СССР (1977)

Семья

Жена - Медникова Екатерина Матвеевна.

Сын старший - Яковлев Сергей Александрович (у него двое сыновей от разных жён).

Сын младший - Яковлев Александр Александрович.

Дочь - Яковлева Екатерина Александровна.

А. Яковлев является автором следующих книг:

  • Рассказы авиаконструктора. — М., 1957.
  • 50 лет советского самолетостроения. — М., 1968.
  • Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 2-е, дополненное. — M.: Издательство политической литературы, 1969. — 623 с. с ил.
  • Советские самолеты. Изд. 3-е. — М., 1979.

Память

  • В Москве в Парке авиаторов установлен бронзовый бюст Яковлева.

Имя Яковлева носят:

  • Опытное конструкторское бюро 115 (ОКБ 115).
  • Московский машиностроительный завод «Скорость».
  • Улица в Новороссийске.
  • Улица в Улан-Удэ.
  • Могила Яковлева на Новодевичьем кладбище Москвы

  •  
  • Бюст Яковлева в Москве

См. также

  • ОКБ имени Яковлева

Примечания

  1. Дважды Герой Социалистического Труда Яковлев Александр Сергеевич :: Герои страны
  2. Перейти  Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. — C. 13.
  3. Наибольшее количество самолётов среди российских ОКБ
  4.  А. С. Яковлеву тогда было 33 года
  5.  Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. − С. 199.
  6. Москалёв А. С. Голубая спираль. — Л., 1976.
  7. О. Козинкин. Гибель Чкалова и судьба Поликарпова
  8.  В начале 1940 г. ОКБ-115 А. С. Яковлева насчитывало всего 59 сотрудников, из них 45 конструкторов; для сравнения, КБ Поликарпова — 358 сотрудников, в том числе 227 конструкторов.
  9. Орлов Г. В. — Яковлев Александр Сергеевич—Советский авиаконструктор—Академик АН СССР—(01.04.1906—22.08.1989) биография)) — 26.05.2019.

Литература

  • Смирнов Г. Рассказы об оружии. - М.: Детлит, 1976.


Источник

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%

D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0

%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/aviakonstruktory/5-sssr/yakovlev-aleksandr-sergeevich/

https://tass.ru/info/3166468

http://krasvozduh.ru/aleksandr-sergeevich-yakovlev/

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
Категория: Авиаконструкторы СССР | Добавил: soviet-union-ussr (26.05.2019) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 119 | Теги: (01.04.1906—22.08.1989) биография)), Яковлев Александр Сергеевич, Яковлев Александр Сергеевич — Совет, Орлов Г.В., ссср, Советский авиаконструктор, Академик АН СССР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2019 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей