Шоссейная — Аэродром (аэропорт) СССР (1932—1973) повествование))
Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)
Страна: СССР.
Расположение: РСФСР, г. Ленинград.
Дата открытия: (1973)
Тип: Военный, Гражданский.
Эксплуатант: ВВС СССР, Аэрофлот.
Высота НУМ: 24 м.
Часовой пояс: UTC+3
ИАТА: LED.
ИКАО: ULLI.
Внутр. код: ПЛК.
Время работы: Круглосуточно.
Координаты:
Повествование
03 января 1932 года считается началом регулярного авиасообщения между двумя столицами. С этого дня авиасообщение дополнило собой существующий транспорт — железнодорожный, автомобильный и водный.
|
|
|
24 июня 1932 года — Считается днём рождения авиапредприятия. В этот день был сдан в эксплуатацию аэродром «Шоссейная» (получивший наименование по названию ближайшей железнодорожной станции). |
1933 год. Из Москвы в Ленинград прилетел флагман агитэскадрильи «Правда». Ленинградцы собрали миллион рублей для постройки супергиганта — самолёта «Максим Горький». Началось активное развитие региональных перевозок.
18 августа 1933 года — Страна впервые отметила День Воздушного Флота.
1934 год. Создан 31-й транспортный авиаотряд, его первым командиром стал Л. Г. Крузе. Авиаотряд летал на самолётах У-2, Р-1, Р-5. Особенно важной задачей отряда стали перевозка почты и грузов.
1936 год. Заложено здание аэровокзала, самолётный парк обновился новыми, более вместительными воздушными судами Г-2, ПС-40, ПС-84.
1941 год. Линия Москва — Ленинград стала регулярной пассажирской, до этого она была почтово-пассажирской.
22 июня 1941 год — Рано утром летчик Н. А. Михеев доставил матрицы центральных газет в Ленинград. О начале войны там не было ни строчки, хотя в 3 часа 20 минут в ночном небе Ленинградской области уже шел воздушный бой. Война надолго изменила планы мирных людей. Летчикам-транспортникам доверяли самые необычные и ответственные задания. Воздушный мост блокадного города действовал безотказно. Аэродром Шоссейная стал линией фронта, авиаотряд был перебазирован на аэродромы Комендантский и Смольное.
27 января 1944 года — Снята блокада Ленинграда, лётчики транспортной авиации приступают к мирным перевозкам.
В 1945 году авиаторы Северного управления перевезли 12 000 пассажиров и сотни тонн грузов.
15 февраля 1948 года — Начало послевоенной работы аэропорта «Шоссейная».
1949 год. Аэропорт Шоссейная обслуживает 14 союзных и 15 местных авиалиний. Перевезено 6305 пассажиров, свыше 333 тонн почты и 708 тонн грузов.
1950 год. Аэропорт, одним из первых в стране, оснащён курсо-глиссадной системой посадки СП-50.
1951 год. Открыто новое здание аэровокзала Шоссейная, строительство которого началось ещё в 1936 году по проекту архитектора Г. В. Майзеля, по окончании строительства автором проекта числился А. И. Гегелло. В эксплуатацию поступила новая авиатехника: Ан-2, Ил-12, Ил-14.
С середины 1950-х годов начинается переход на эксплуатацию реактивной техники, освоение новой техники — турбовинтового Ил-18 и реактивного Ту-104.
15 марта 1959 года — пассажирским рейсом с бортовым номером 42419 самолёта Ту-104Б на авиалиниях Северного управления началась эксплуатация реактивной техники.
1964 год. Построена вторая ВПП с курсом 10/28.
1965 год. Введено в эксплуатацию оборудование для посадки самолётов в автоматическом режиме по метеоминимуму 1-й категории ИКАО. Аэропорт занимает второе место в СССР по пассажиропотоку (после московского аэропорта Внуково). На авиалинии вышли скоростные пассажирские самолеты большой вместимости, города Мурманск, Архангельск, Петрозаводск стали обслуживать Ан-24 и Як-40. Открылись рейсы в Петропавловск-Камчатский и Владивосток.
08 февраля 1971 года —Аэропорт «Шоссейная» награждён орденом Октябрьской Революции.
Взлётно-посадочные полосы |
Номер |
Размеры (м) |
Покрытие |
14/32 |
----×-- |
- |
10/28 |
3397×60 |
цементобетон |
Статистика перевозок по 1972 год: |
Год |
1950 |
1957 |
1958 |
1960 |
1962 |
1965 |
1968 |
1970 |
1972 |
Отправлено тыс. пассажиров |
11,56 |
57,00 |
100,0 |
362,0 |
629,0 |
1130 |
1738 |
2215 |
2353 |
1973 год. Открыт новый аэровокзал (архитектор А. В. Жук), пропускной способностью до 2650 пассажиров в час – на момент открытия он являлся крупнейшим в стране. Впоследствии аэровокзал стал называться Пулково-1.
25 апреля 1973 года — Аэропорт получил новое наименование «Пулково». На смену самолётам Ту-104, Ил-18, Ту-124 поступили более современные самолёты Ан-24, Як-42, Ту-134, Ту-154, Ил-62, транспортный Ан-12.
Происшествия
- ★05 октября 1952 года — Из-за ошибки диспетчера в небе близ аэропорта столкнулись Ил-12 и ТС-62. Погибли все находящиеся в обоих самолётах 31 человек (24 в Ил-12 и 7 в ТС-62).
- ★25 ноября 1960 года — При выполнении учебного полёта около аэропорта разбился Ил-14ФК. Экипаж отрабатывал имитацию отказа двигателя, когда самолёт сорвался в непроизвольное пике. Погибли все находящиеся на борту 9 человек.
- ★21 августа 1963 года — В результате стечения обстоятельств пассажирский самолёт Ту-124 приводнился на Неву. Один из первых в мире случаев посадки гражданского самолёта в экстренной ситуации на воду.
- ★17 февраля 1970 года — При взлёте из аэропорта Ли-2 из-за перегруза не смог набрать высоту и разбился в двухстах метрах за полосой. Погиб бортрадист.
- ★31 декабря 1970 года — Почти сразу после вылета разбился Ил-18В. Спеша с вылетом (рейс Ленинград — Ереван), экипаж забыл выпустить закрылки и включить противообледенительную систему. В результате после вылета самолёт быстро потерял скорость и высоту, после чего врезался в землю. Погибли все находящиеся в пилотной кабине — 5 членов экипажа и сопровождающий милиционер.
Интересные факты
- ★За внешнюю форму старый терминал Пулково-1 пассажиры в шутку называют «Пять стаканов».
Примечания
- ↑ // Архитектура Ленинграда. — 1936. — № 2.
- ↑ // Ленинградская панорама : журнал. — 1987. — Ноябрь. — С. 9.
- ↑Орлов Г. В. «Шоссейная — Аэродром (аэропорт) СССР (1932—1973) повествование))». (02.06.2019)
- ↑ Проект развития аэропорта Пулково
Источник
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE_(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%
BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82)
https://institutspb.ru/articles/proshloe-aeroporta-pulkovo
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |