СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиа сообщения СССР [1]
Авиа сообщения СССР
Автомобильные дороги СССР [1]
Автомобильные дороги сообщения.
Водное сообщения СССР [3]
Водное сообщения СССР
Железные дороги СССР [1]
Железные дороги - сообщения, вокзалы СССР,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ДОРОГИ СССР » Водное сообщения СССР

Водное сообщение — Москва—Ленинград (повествование)

 Водное сообщение — Москва—Ленинград (повествование) 

Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)


Страна:   СССР.
Расположение:    Москва— Ленинград.
Дата создания:    1810.
Тип:     Водный путь.
Время работы:    Круглосуточно.
Дата открытия:   1937.
Подчинение:    .
Протяжённость:    1200 км

 

 

 

  Водное сообщение — Москва—Ленинград проходит по рекам и каналам европейской части СССР.
       
Северный речной вокзал — Москва   Речной вокзал — Ленинград (полное повествование) Речной круиз позволяет за сравнительно небольшой срок, одну-две недели, увидеть достопримечательности Центральной части РСФСР и северо-западного части, а заодно прикоснуться к Русскому Северу, совместив культурную программу с отдыхом на воде и другими развлечениями.

Предыстория

Попытки организовать водный путь в Санкт-Петербург с юга, хотя бы от Волги предпринимались на протяжении многих сотен лет. Исторический путь «из варяг в греки» шёл через несколько волоков. При переходе из бассейна одной реки в бассейн другой использовался волок, что даже дало название некоторым городам: например, Вышнему Волочку. Впрочем, начиная с петровских времен, в результате строительства шлюзов и каналов возникло три водных пути в северную столицу: Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская водные системы.

Маршрут в конфигурации, похожей на нынешний Волго-Балтийский водный путь, начал действовать в 1810 году, когда была введена в действие Мариинская система, которая проходила от Волги через реку Шексна, Белое озеро, реку Ковжа, Мариинский канал, реку Вытегра, Онежское озеро, реку Свирь, приладожские каналы и, наконец, выходила в Неву.

В 1829 году был открыт Северо-Двинский канал, соединивший Шексну и озеро Кубенское. Он соединил систему через Сухону и Северную Двину с Белым морем. Для более безопасного плавания небольших судов по Белому, Онежскому и Ладожскому озёрам были проложены обходные каналы — Белозерский, Онежский, Ново-Свирский, Ново-Сясьский и Ново-Ладожский.

Повествование

 

Кокарда - речной флот 1922 год — открытие Череповецкого гидроузла (шлюз № 40);
1926 год — открытие Черепановского гидроузла (шлюз № 41);
1930 год — открытие Ягорбского гидроузла (шлюз № 42);
1933 год — открытие Нижне-Свирского гидроузла;

После строительства канала имени Москвы и затопления Рыбинского водохранилища, что произошло ещё в 1930-е гг., появился относительно короткий и удобный водный маршрут, соединивший Москву с Ленинградом. Сеть речных круизов, которая ранее была сосредоточена на Волге, частично переориентировалась на северо-западное направление. А с учетом того, что такие круизы были крайне популярны у иностранных туристов, развитие шло как на количественном, так и на качественном уровне. Советское правительство на верфях стран соцлагеря в массовом порядке закупало современные многопалубные теплоходы, а тематика круизов сместилась с идеологически-революционной на историческую и познавательную. Помимо иностранных рейсов, ходили теплоходы, обслуживавшие советских граждан; путевки выделялись через профсоюзы, были достаточно дешёвыми и престижными.

Открытие (полное затопление) канала состоялось в 1937 году. Общая длина канала составляет около 130 км (от Речного вокзала до Волги менее ста).

24 сентября 1940 года ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР приняли постановление о строительстве Волго-Балта;
Весной 1941 года началось заполнение Рыбинского водохранилища (напор 18 м), затопление шлюзов № 39—42;
1947 год — возобновление работ после Великой Отечественной войны. При МВД СССР создано управление «Главгидроволгобалтстрой»;

Архитектурная обработка сооружений разрабатывалась сотрудниками ленинградского отделения «Гидропроекта» под руководством Л. М. Полякова в 1952—1953 года. 

Соавторы:

  1. Л. М. Банщиков.
  2. А. И. Горицкий.
  3. А. В. Иконников.
  4. Р. П. Костылев.
  5. Л. Т. Липатов.
  6. К. М. Митрофанов.
  7. Г. С. Никулин.
  8. Г. Ф. Пересторонина.
  9. В. А. Петров.
  10. З. Ф. Семёнова.
  11. М. В. Смагина.
  12. Г. А. Шароваров.
  13. П. Р. Ясенский.

1948—1953 года — прорыт канал от Онежского озера до города Вытегры, спрямивший реку в нижнем течении;

27 апреля 1952 года — ввод в эксплуатацию Верхне-Свирского гидроузла и шлюза. Поднятие уровня в верховьях Свири, Онежском озере и Онежском канале, в низовьях р. Вытегры (до отметки 32,60 м над уровнем моря);

Май 1961 год — открытие Вытегорского (№ 1; шлюз № 1, ГЭС № 31) и Белоусовского (№ 2, шлюз № 2, ГЭС № 32) гидроузлов

Весна 1963 год — ввод в эксплуатацию Шекснинского гидроузла (шлюз № 7 (шлюз № 8 открыт в 1990 г.), ГЭС), водами заполненного водохранилища затоплено пять старых шлюзов.

02 ноября 1963 года — официальное закрытие навигации по Мариинской системе. Последним судном, прошедшим через старые шлюзы стала самоходная баржа «Иловля».

К лету 1964 год приняли напор сооружения Новинковского (шлюзы № 3, № 4 и № 5) и Пахомовского (№ 6) гидроузлов. 

04 июня 1964 года через шлюзы прошли суда гидростроителей, 05 июня 1964 года — первые грузовые суда — день открытия сквозного судоходства по новому водному пути. 28 июня 1964 года — проход первого пассажирского теплохода «Красногвардеец» сообщением Ленинград — Ярославль.

27 октября 1964 года — подписание правительственной комиссией акта о приёмке его в эксплуатацию. 11 декабря 1964 года указом Президиума Верховного Совета СССР Волго-Балтийскому водному пути присвоено имя В. И. Ленина.

С модернизациями и перестройками активное использование Мариинской системы продолжалось до 1963 года, а с 1964 года начал действовать современный водный путь с большой пропускной способностью и передовыми гидротехническими сооружениями. Он получил название Волго-Балтийский водный путь имени Ленина.

Значение Беломорско-Балтийского канала особенно возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути в 1964 году. Пропускная способность канала и фактический объём грузоперевозок возросли в несколько раз.

В 1970-х годах была проведена ещё одна реконструкция Беломорско-Балтийского канала. В ходе этой реконструкции гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР.

Предложенный маршрут не является единственным. На всём его протяжении можно совершить локальные путешествия, в том числе с возвращением в порт отправления, за более короткое время или, наоборот, с расширенной программой.
Связь Москвы и Ленинграда по воде осуществляется посредством естественных водных путей — рек и озёр, соединённых искусственными гидротехническими сооружениями в виде водохранилищ и каналов со шлюзовыми системами.

Путешествовать можно по части пути, с возможными отклонениями или пропусками по маршруту, а также в обратном направлении из Ленинграда в Москву.

Для большинства туристов путь доступен в виде речных круизов на теплоходе.

Варианты маршрутов

Односторонние круизы на теплоходах с отечественными туристами обычно проходят по следующему маршруту:

  • Москва → Углич/Мышкино → Горицы → Кижи → Мандроги/Свирьстрой → Валаам → Ленинград (7 дней)

В отдельных случаях круиз может быть дополнен такими стоянками, как Череповец, Пеллотсаари, Коневец и Сортавала с увеличением продолжительности до 8-9 дней. Оборотные рейсы Москва–Ленинград–Москва обычно занимают от 12 до 14 дней и включают в себя двух- или даже трёхдневную стоянку в Ленинграде. Маршрут может быть дополнен отдельными стоянками (например, Пеллотсаари, Сортавала, Коневец и Череповец), или же теплоход посещает города стандартного маршрута 2 раза с более продолжительными стоянками.

Круизы на теплоходах, обслуживающих иностранных туристов, чаще всего односторонние, причем включают в себя продолжительные (3-4 дня) стоянки в Москве и Ленинграде.

Маршрут может варьироваться в зависимости от оператора, но традиционно это:

  • Москва → Углич → Горицы → Кижи → Мандроги → Ленинград

Некоторые дополняют маршрут такими остановками, как: 

  • Ярославль и Петрозаводск, реже Свирьстрой, еще реже — Валаам и Сортавала.

Не стоит также забывать о том, что отдельные сегменты водного маршрута возможно посетить и без совершения полного круиза из Москвы в Ленинград. Например, такие остановки, как Углич и Мышкин входят в программы многочисленных круизов выходного дня из Москвы (Москва–Углич–Мышкино–Москва).

Остров Валаам можно посетить в ходе популярного трехдневного круиза из Ленинграда (Ленинград–Валаам–Ленинград), такой рейс ежедневно выполняют сразу несколько теплоходов. Свирьстрой, Мандроги, Петрозаводск, Кижи, Коневец, Сортавала и Пеллотсаари также входят в программы круизов из Ленинграда (например, Ленинград–Валаам–Кижи–Свирьстрой/Мандроги–Ленинград) продолжительностью от 3 до 7 дней.

Туристу в дорогу

В стоимость круиза на теплоходе, как правило, включены все основные затраты, связанные с размещением и питанием. Отдельно оплачиваются экскурсионные расходы.

В случае организации «зеленых» стоянок, полезными в путешествии вещами будут купальные принадлежности. Для фото- и видео-аппаратуры желательно запастись дополнительными элементами питания, а также по возможности длиннофокусными объективами. Для осмотра окрестностей с палубы теплохода можно взять с собой бинокль. Во время экскурсий пригодится зонт.

На воде можно легко получить солнечный удар, так что следует подумать о головных уборах, а также о кремах против загара и солнечных очках. Не забудьте о репеллентах. Аптечка должна включать весь перечень необходимых лекарств, в том числе и против качки, даже если кажется, что это проблема вам не грозит: возможно, вы ещё не всё знаете об особенностях своего организма (а морская болезнь однозначно испортит весь отдых!) Пополнить запасы лекарств будет негде. При ухудшении самочувствия пассажиров списывают на берег на ближайшей пристани с неясным, как и везде в глубинке, качеством медицинских услуг.

Из одежды обязательно иметь с собой удобную обувь, а также тёплую, непродуваемую одежду: на воде всегда холоднее, и погода может измениться очень быстро; легкая спортивная одежда тоже не помешает. Следует взять что-нибудь полуофициальное для приемов в ресторане теплохода и удобное и модное для корабельных дискотек.

Как добраться

Северный речной вокзал (СРВ), Ленинградское шоссе, 51 (  Речной вокзал ). Расположен на северо-западе города на берегу Химкинского водохранилища в черте города рядом с Ленинградским шоссе. Расстояние от одноименной станции метро составляет менее километра, что составляет 10-15 минут пешком преимущественно по обустроенным дорожкам парковых зон. Здание речного вокзала было построено в 1937 году в стиле «сталинский ампир», является памятником архитектуры и одним из символов Москвы. Выполнено в виде огромного корабля с высоким шпилем с курантами. Простор вокруг здания создают террасы и протяженная широкая лестница. Интересны фрагменты фасада и внутренние интерьеры.

На маршруте

Общая протяженность водного пути из Москвы в Ленинград составляет около 1200 км. На пути в Северную столицу круизный теплоход последовательно проходит по Каналу имени Москвы, реке Волге (Угличскому и Рыбинскому водохранилищам), Волго-Балтийский водный путь имени Ленина, (реке Шексне, Белому озеру, реке Ковже, водораздельному каналу, реке Вытегре), Онежскому озеру, реке Свири, Ладожскому озеру и реке Неве.

Канал имени Москвы (КиМ) соединяет Москву и Верхнюю Волгу через ряд водохранилищ, либо непосредственно участками канала, которые разделены шлюзами или теми же водохранилищами. Канал является уникальным гидротехническим сооружением и памятником инженерной мысли. Каждый шлюз, и вообще все гидротехнические сооружения имеют уникальное оформление, в т.ч. скульптурное, в котором прослеживаются черты архитектуры сталинской эпохи.

Выход из Москвы осуществляется по Химкинскому водохранилищу, по каналам мимо подмосковных Химок и Долгопрудного. Далее следует каскад связанных водохранилищ: Клязьменского, Пестовского и Икшинского. Чуть в стороне остаются Пяловское, Учинское и прочие разливы. Первые по пути следования каскадные шлюзы №6 и №5 расположены у посёлка Икша. Здесь и далее движение от Москвы идет по убыванию номеров шлюзов, а теплоходы в шлюзах опускаются в камере шлюза с верхнего бьефа на нижний.

Следующая пара шлюзов располагается на не очень большом удалении друг от друга. Шлюз №4 расположен у дер. Деденёво (здесь, кстати, расположен музей истории канала, который лучше посетить заранее), а шлюз №3 у Яхромы — среди подмосковных горнолыжных курортов. После третьего шлюза на правом берегу чуть в глубине можно увидеть окраины Дмитрова. Между третьим и вторым шлюзом расположен длинный малоинтересный перегон в несколько десятков километров, а после шлюза №2 в Темпах еще через десять с небольшим километров около станции Большая Волга канал выходит в волжское Иваньковское водохранилище.

После безликих берегов эту часть канала нужно обязательно посмотреть: на одном берегу на дамбе водохранилища стоит монументальный 25-ти метровый памятник Ленину, а на противоположном расположены гранитные ступени и постамент от не менее монументального памятника Сталину, который был разрушен во времена разоблачения «культа личности».

Выход в Иваньковское водохранилище, которое часто называют Московским морем осуществляется в самом низу разлива у подмосковного наукограда Дубны — города физиков-ядерщиков. Само же водохранилище разливается на северо-запад мимо Конаково, практически до Калинина. Основной же путь круизных теплоходов лежит через шлюз №1 и далее вниз по Верхней Волге.

Примечания

  1. Орлов Г.В. «Водное сообщение — Москва—Ленинград (повествование)» — 09.06.2019.

Источник

https://ru.wikivoyage.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C_%D0%B8%

D0%B7_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B_%D0%B2_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82%D0%9F%D

0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3

https://frocush.livejournal.com/190084.html     Использовать при дальнейшем редактирование.

 

 

 

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37
Категория: Водное сообщения СССР | Добавил: soviet-union-ussr (08.06.2019) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 76 | Теги: Орлов Г.В., ссср, Водное сообщение, Водное сообщение — Москва—Ленинград, Москва—Ленинград (повествование) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2019 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей