Водное сообщение — Москва—Ленинград (повествование)
Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)
Страна: СССР.
Расположение: Москва— Ленинград.
Дата создания: 1810.
Тип: Водный путь.
Время работы: Круглосуточно.
Дата открытия: 1937.
Подчинение: .
Протяжённость: 1200 км
|
|
|
Водное сообщение — Москва—Ленинград проходит по рекам и каналам европейской части СССР. |
|
|
|
|
|
|
|
Речной круиз позволяет за сравнительно небольшой срок, одну-две недели, увидеть достопримечательности Центральной части РСФСР и северо-западного части, а заодно прикоснуться к Русскому Северу, совместив культурную программу с отдыхом на воде и другими развлечениями. |
Предыстория
Попытки организовать водный путь в Санкт-Петербург с юга, хотя бы от Волги предпринимались на протяжении многих сотен лет. Исторический путь «из варяг в греки» шёл через несколько волоков. При переходе из бассейна одной реки в бассейн другой использовался волок, что даже дало название некоторым городам: например, Вышнему Волочку. Впрочем, начиная с петровских времен, в результате строительства шлюзов и каналов возникло три водных пути в северную столицу: Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская водные системы.
Маршрут в конфигурации, похожей на нынешний Волго-Балтийский водный путь, начал действовать в 1810 году, когда была введена в действие Мариинская система, которая проходила от Волги через реку Шексна, Белое озеро, реку Ковжа, Мариинский канал, реку Вытегра, Онежское озеро, реку Свирь, приладожские каналы и, наконец, выходила в Неву.
В 1829 году был открыт Северо-Двинский канал, соединивший Шексну и озеро Кубенское. Он соединил систему через Сухону и Северную Двину с Белым морем. Для более безопасного плавания небольших судов по Белому, Онежскому и Ладожскому озёрам были проложены обходные каналы — Белозерский, Онежский, Ново-Свирский, Ново-Сясьский и Ново-Ладожский.
Повествование
1922 год — открытие Череповецкого гидроузла (шлюз № 40);
1926 год — открытие Черепановского гидроузла (шлюз № 41);
1930 год — открытие Ягорбского гидроузла (шлюз № 42);
1933 год — открытие Нижне-Свирского гидроузла;
После строительства канала имени Москвы и затопления Рыбинского водохранилища, что произошло ещё в 1930-е гг., появился относительно короткий и удобный водный маршрут, соединивший Москву с Ленинградом. Сеть речных круизов, которая ранее была сосредоточена на Волге, частично переориентировалась на северо-западное направление. А с учетом того, что такие круизы были крайне популярны у иностранных туристов, развитие шло как на количественном, так и на качественном уровне. Советское правительство на верфях стран соцлагеря в массовом порядке закупало современные многопалубные теплоходы, а тематика круизов сместилась с идеологически-революционной на историческую и познавательную. Помимо иностранных рейсов, ходили теплоходы, обслуживавшие советских граждан; путевки выделялись через профсоюзы, были достаточно дешёвыми и престижными.
Открытие (полное затопление) канала состоялось в 1937 году. Общая длина канала составляет около 130 км (от Речного вокзала до Волги менее ста).
24 сентября 1940 года ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР приняли постановление о строительстве Волго-Балта;
Весной 1941 года началось заполнение Рыбинского водохранилища (напор 18 м), затопление шлюзов № 39—42;
1947 год — возобновление работ после Великой Отечественной войны. При МВД СССР создано управление «Главгидроволгобалтстрой»;
Архитектурная обработка сооружений разрабатывалась сотрудниками ленинградского отделения «Гидропроекта» под руководством Л. М. Полякова в 1952—1953 года.
Соавторы:
- Л. М. Банщиков.
- А. И. Горицкий.
- А. В. Иконников.
- Р. П. Костылев.
- Л. Т. Липатов.
- К. М. Митрофанов.
- Г. С. Никулин.
- Г. Ф. Пересторонина.
- В. А. Петров.
- З. Ф. Семёнова.
- М. В. Смагина.
- Г. А. Шароваров.
- П. Р. Ясенский.
1948—1953 года — прорыт канал от Онежского озера до города Вытегры, спрямивший реку в нижнем течении;
27 апреля 1952 года — ввод в эксплуатацию Верхне-Свирского гидроузла и шлюза. Поднятие уровня в верховьях Свири, Онежском озере и Онежском канале, в низовьях р. Вытегры (до отметки 32,60 м над уровнем моря);
Май 1961 год — открытие Вытегорского (№ 1; шлюз № 1, ГЭС № 31) и Белоусовского (№ 2, шлюз № 2, ГЭС № 32) гидроузлов
Весна 1963 год — ввод в эксплуатацию Шекснинского гидроузла (шлюз № 7 (шлюз № 8 открыт в 1990 г.), ГЭС), водами заполненного водохранилища затоплено пять старых шлюзов.
02 ноября 1963 года — официальное закрытие навигации по Мариинской системе. Последним судном, прошедшим через старые шлюзы стала самоходная баржа «Иловля».
К лету 1964 год приняли напор сооружения Новинковского (шлюзы № 3, № 4 и № 5) и Пахомовского (№ 6) гидроузлов.
04 июня 1964 года через шлюзы прошли суда гидростроителей, 05 июня 1964 года — первые грузовые суда — день открытия сквозного судоходства по новому водному пути. 28 июня 1964 года — проход первого пассажирского теплохода «Красногвардеец» сообщением Ленинград — Ярославль.
27 октября 1964 года — подписание правительственной комиссией акта о приёмке его в эксплуатацию. 11 декабря 1964 года указом Президиума Верховного Совета СССР Волго-Балтийскому водному пути присвоено имя В. И. Ленина.
С модернизациями и перестройками активное использование Мариинской системы продолжалось до 1963 года, а с 1964 года начал действовать современный водный путь с большой пропускной способностью и передовыми гидротехническими сооружениями. Он получил название Волго-Балтийский водный путь имени Ленина.
Значение Беломорско-Балтийского канала особенно возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути в 1964 году. Пропускная способность канала и фактический объём грузоперевозок возросли в несколько раз.
В 1970-х годах была проведена ещё одна реконструкция Беломорско-Балтийского канала. В ходе этой реконструкции гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР.
Предложенный маршрут не является единственным. На всём его протяжении можно совершить локальные путешествия, в том числе с возвращением в порт отправления, за более короткое время или, наоборот, с расширенной программой.
Связь Москвы и Ленинграда по воде осуществляется посредством естественных водных путей — рек и озёр, соединённых искусственными гидротехническими сооружениями в виде водохранилищ и каналов со шлюзовыми системами.
Путешествовать можно по части пути, с возможными отклонениями или пропусками по маршруту, а также в обратном направлении из Ленинграда в Москву.
Для большинства туристов путь доступен в виде речных круизов на теплоходе.
Варианты маршрутов
Односторонние круизы на теплоходах с отечественными туристами обычно проходят по следующему маршруту:
- ★Москва → Углич/Мышкино → Горицы → Кижи → Мандроги/Свирьстрой → Валаам → Ленинград (7 дней)
В отдельных случаях круиз может быть дополнен такими стоянками, как Череповец, Пеллотсаари, Коневец и Сортавала с увеличением продолжительности до 8-9 дней. Оборотные рейсы Москва–Ленинград–Москва обычно занимают от 12 до 14 дней и включают в себя двух- или даже трёхдневную стоянку в Ленинграде. Маршрут может быть дополнен отдельными стоянками (например, Пеллотсаари, Сортавала, Коневец и Череповец), или же теплоход посещает города стандартного маршрута 2 раза с более продолжительными стоянками.
Круизы на теплоходах, обслуживающих иностранных туристов, чаще всего односторонние, причем включают в себя продолжительные (3-4 дня) стоянки в Москве и Ленинграде.
Маршрут может варьироваться в зависимости от оператора, но традиционно это:
- ★Москва → Углич → Горицы → Кижи → Мандроги → Ленинград
Некоторые дополняют маршрут такими остановками, как:
- ★Ярославль и Петрозаводск, реже Свирьстрой, еще реже — Валаам и Сортавала.
Не стоит также забывать о том, что отдельные сегменты водного маршрута возможно посетить и без совершения полного круиза из Москвы в Ленинград. Например, такие остановки, как Углич и Мышкин входят в программы многочисленных круизов выходного дня из Москвы (Москва–Углич–Мышкино–Москва).
Остров Валаам можно посетить в ходе популярного трехдневного круиза из Ленинграда (Ленинград–Валаам–Ленинград), такой рейс ежедневно выполняют сразу несколько теплоходов. Свирьстрой, Мандроги, Петрозаводск, Кижи, Коневец, Сортавала и Пеллотсаари также входят в программы круизов из Ленинграда (например, Ленинград–Валаам–Кижи–Свирьстрой/Мандроги–Ленинград) продолжительностью от 3 до 7 дней.
Туристу в дорогу
В стоимость круиза на теплоходе, как правило, включены все основные затраты, связанные с размещением и питанием. Отдельно оплачиваются экскурсионные расходы.
В случае организации «зеленых» стоянок, полезными в путешествии вещами будут купальные принадлежности. Для фото- и видео-аппаратуры желательно запастись дополнительными элементами питания, а также по возможности длиннофокусными объективами. Для осмотра окрестностей с палубы теплохода можно взять с собой бинокль. Во время экскурсий пригодится зонт.
На воде можно легко получить солнечный удар, так что следует подумать о головных уборах, а также о кремах против загара и солнечных очках. Не забудьте о репеллентах. Аптечка должна включать весь перечень необходимых лекарств, в том числе и против качки, даже если кажется, что это проблема вам не грозит: возможно, вы ещё не всё знаете об особенностях своего организма (а морская болезнь однозначно испортит весь отдых!) Пополнить запасы лекарств будет негде. При ухудшении самочувствия пассажиров списывают на берег на ближайшей пристани с неясным, как и везде в глубинке, качеством медицинских услуг.
Из одежды обязательно иметь с собой удобную обувь, а также тёплую, непродуваемую одежду: на воде всегда холоднее, и погода может измениться очень быстро; легкая спортивная одежда тоже не помешает. Следует взять что-нибудь полуофициальное для приемов в ресторане теплохода и удобное и модное для корабельных дискотек.
Как добраться
Северный речной вокзал (СРВ), Ленинградское шоссе, 51 ( Ⓜ Речной вокзал ). Расположен на северо-западе города на берегу Химкинского водохранилища в черте города рядом с Ленинградским шоссе. Расстояние от одноименной станции метро составляет менее километра, что составляет 10-15 минут пешком преимущественно по обустроенным дорожкам парковых зон. Здание речного вокзала было построено в 1937 году в стиле «сталинский ампир», является памятником архитектуры и одним из символов Москвы. Выполнено в виде огромного корабля с высоким шпилем с курантами. Простор вокруг здания создают террасы и протяженная широкая лестница. Интересны фрагменты фасада и внутренние интерьеры.
На маршруте
Общая протяженность водного пути из Москвы в Ленинград составляет около 1200 км. На пути в Северную столицу круизный теплоход последовательно проходит по Каналу имени Москвы, реке Волге (Угличскому и Рыбинскому водохранилищам), Волго-Балтийский водный путь имени Ленина, (реке Шексне, Белому озеру, реке Ковже, водораздельному каналу, реке Вытегре), Онежскому озеру, реке Свири, Ладожскому озеру и реке Неве.
Канал имени Москвы (КиМ) соединяет Москву и Верхнюю Волгу через ряд водохранилищ, либо непосредственно участками канала, которые разделены шлюзами или теми же водохранилищами. Канал является уникальным гидротехническим сооружением и памятником инженерной мысли. Каждый шлюз, и вообще все гидротехнические сооружения имеют уникальное оформление, в т.ч. скульптурное, в котором прослеживаются черты архитектуры сталинской эпохи.
Выход из Москвы осуществляется по Химкинскому водохранилищу, по каналам мимо подмосковных Химок и Долгопрудного. Далее следует каскад связанных водохранилищ: Клязьменского, Пестовского и Икшинского. Чуть в стороне остаются Пяловское, Учинское и прочие разливы. Первые по пути следования каскадные шлюзы №6 и №5 расположены у посёлка Икша. Здесь и далее движение от Москвы идет по убыванию номеров шлюзов, а теплоходы в шлюзах опускаются в камере шлюза с верхнего бьефа на нижний.
Следующая пара шлюзов располагается на не очень большом удалении друг от друга. Шлюз №4 расположен у дер. Деденёво (здесь, кстати, расположен музей истории канала, который лучше посетить заранее), а шлюз №3 у Яхромы — среди подмосковных горнолыжных курортов. После третьего шлюза на правом берегу чуть в глубине можно увидеть окраины Дмитрова. Между третьим и вторым шлюзом расположен длинный малоинтересный перегон в несколько десятков километров, а после шлюза №2 в Темпах еще через десять с небольшим километров около станции Большая Волга канал выходит в волжское Иваньковское водохранилище.
После безликих берегов эту часть канала нужно обязательно посмотреть: на одном берегу на дамбе водохранилища стоит монументальный 25-ти метровый памятник Ленину, а на противоположном расположены гранитные ступени и постамент от не менее монументального памятника Сталину, который был разрушен во времена разоблачения «культа личности».
Выход в Иваньковское водохранилище, которое часто называют Московским морем осуществляется в самом низу разлива у подмосковного наукограда Дубны — города физиков-ядерщиков. Само же водохранилище разливается на северо-запад мимо Конаково, практически до Калинина. Основной же путь круизных теплоходов лежит через шлюз №1 и далее вниз по Верхней Волге.
Примечания
- Орлов Г.В. «Водное сообщение — Москва—Ленинград (повествование)» — 09.06.2019.
Источник
https://ru.wikivoyage.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C_%D0%B8%
D0%B7_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B_%D0%B2_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82%D0%9F%D
0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3
https://frocush.livejournal.com/190084.html Использовать при дальнейшем редактирование.
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37 |