За 1928−1932 годы самолётами гражданской авиации СССР было покрыто 17 млн. км, перевезено 67 тыс. пассажиров и 932 т. почты. По своей протяжённости авиалинии СССР заняли после США и Франции третье место в мире, а начинал СССР в 1929 году шестым.
25 февраля 1932 года было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и уже через месяц учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны — АЭРОФЛОТ.
Гражданский флот связал огромную страну в единое пространство — авиаперевозки прочно вошли в жизнь советского человека. Сеть малой авиации и региональные перевозки стали обыденностью — летали часто и много, и по работе, и в отпуск на курорты, и на семейные праздники. Во второй половине XX век мир вошел в эпоху авиапутешествии и советский человек был первым в этой эпохе. Огромная страна росла и крепла, создавая единое пространство, соединенное авиатрассами. И в этом пространстве, как и на маршруте Москва — Ленинград, самолет не конкурировал с поездом — гражданская авиация позволила лишь дополнить связи городов и регионов СССР.К концу второй пятилетки сеть воздушных сообщений превысила 116 тыс. км и по своей протяжённости превзошла линии всех стран мира. По коммерческой загрузке СССР вышел на первое место в мире, превысив на 30% показатели США. Самолётный парк увеличился в 50 раз и полностью был переведен на отечественную технику, аэродромная сеть выросла более чем в 16 раз, километраж воздушных линий — в 12 раз (общий налёт на авиалиниях в 1937 году составил более 54,7 млн. км), количество пилотов — в 80 раз, пассажиропоток увеличился в 10 раз (200 тыс. человек воспользовались услугами Аэрофлота). По темпам роста основных производственных показателей, особенно по грузоперевозкам, по коммерческой загрузке, объёму и разнообразию спецприменения гражданский флот СССР вышел на передовые позиции в мире.
Несмотря на то, что официально почтово-пассажирская аэролиния начала функционировать 23 мая 1932 года, а аэродром «Пулково» был окончательно сдан в июне 1932 года, именно 03 января считается началом регулярного авиасообщения между двумя столицами. С этого дня авиасообщение дополнило собой существующий транспорт — железнодорожный, автомобильный и водный.
Становление регулярной авиалинии Москва — Ленинград шло сложно. В довоенные годы самолеты летали сезонно — в теплое время года, пока грунтовый аэродром не раскисал от осенних дождей.
Первыми на регулярные рейсы вышли 8-местные самолеты К-5.
Наряду с созданием новых пассажирских самолётов собственной разработки НИИ ГВФ провёл комплексные испытания новых самолётов, созданных известными советскими авиаконструкторами А. Н. Туполевым, Н. Н. Поликарповым, А. С. Яковлевым, В. Б. Шавровым, К. А. Калининым и Г. М. Бериевым. А промышленность обеспечила их производство.
В целях более успешного решения задач по созданию новой авиационной техники 04 июля 1932 года НИИ ГВФ был разделён на три самостоятельных научно-исследовательских института: самолётный (СНИИ), авиадвигательный (НИИАД) с филиалами в Киеве и Харькове и НИИ специальных служб и наземного оборудования (НИИСС ГВФ). В Ленинграде начал действовать Научно-исследовательский институт аэрофотосъёмки.
01 августа 1932 года движение было прекращено из-за его экономической неэффективности.
15 января 1933 года полеты возобновились — трассу подготовили к ночным полетам, осветив вращающимися прожекторами. Основной задачей самолетов, работавших на линии, была не перевозка пассажиров,
а доставка срочной почты и матриц центральных газет, в частности, «Правды».
Как пассажирская линия начала успешно функционировать, когда 20 января 1941 года на нее вышли 21-местные ПС-84 (самолет делался по лицензии Douglas DC-3). Крейсерская скорость самолета 290 км/час позволяла ему преодолевать расстояние в 617 километров за 2 часа 45 минут. Война прервала полеты гражданских судов, они возобновились в мае 1945 года — в полеты отправились Ли-2 (Douglas DC-3 на 25 мест).
Ил-2
Ил-14 Дальше, с развитием отечественного авиа — и двигателестроения началась эпоха регулярных ежедневных рейсов Москва-Ленинград-Москва — советская промышленность начала производить сначала поршневые Ил-12 (26 мест) и Ил-14 (от 18 до 36 мест).
Ту-104 - С 15 апреля 1959 года рейсы в Ленинград начали выполнять реактивные Ту-104 (от 50 до 100 мест). Они летали по 2 раза в день, время полетов сократилось до 55 минут. К середине 1960-х годов авиатранспорт сообщением Москва — Ленинград впервые стал конкурировать с железнодорожным по количеству перевезенных пассажиров — к этому времени число ежедневных рейсов в Ленинград выросло до семи.
Как же было обеспечено становление регулярного авиасообщения не только между Москвой и Ленинградом, но и всей страной? Мы помним (или не помним), что Советский «Аэрофлот» уже к концу 30-х годов стал крупнейшим мировым авиаперевозчиком.