Сталь-2 — Советский почтово-пассажирский самолёт СССР
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Москва.
Тип: Самолёт
Базовая модель: ?
Разработчик: Отдел опытного самолётостроения НИИ ГВФ.
Производитель: Завод №62 ГУ ГВФ далее №81 ГУАП Наркомтяжпром.
Первый полёт: 11.10.1931.
Конструкция: Подкосный высокоплан.
Эксплуатанты: Аэрофлот.
Годы производства: 1933-1935
Единиц произведено: ~ 111
Главный конструкторы: Путилов А.И.
Инженеры‑конструкторы: .
Стоимость единицы: ? тыс. руб.
Сталь-2 — Советский почтово-пассажирский самолёт СССР. Сталь-2 — подкосный высокоплан со звездообразным двигателем воздушного охлаждения в 300 л. с. — имел обычное в то время неубирающееся шасси. На него устанавливались как американские двигатели «Райт», так и отечественные — «М-26» и «МГ-31».
Предыстория
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1927 году — на первой у нас конференции по дирижаблестроению сотрудник этого бюро Я.А. Рапопорт сделал доклад
о дирижабле К.Э. Циолковского. Вскоре Рапопорт добился приобретения электросварочной машины для точечной и роликовой контактной сварки листового материала.
В конце 1928 года — в академии ВВИА им. профессора Н.Е. Жуковского
по инициативе начальника лаборатории П.Н. Львова и
начальника кафедры самолётостроения С.Г. Козлова была сформирована группа по освоению производства качественных сталей и применению их в конструкции самолёта. Успехи в этих исследованиях позволили Петру Николаевичу Львову подать рапорт командованию о «возможности построения цельносварного стального самолёта, вес которого при равной прочности должен быть равным или даже меньшим веса дюралевого самолёта».
В начале первой пятилетки (01 октября 1928 года — 01 октября 1933 года) Советские металлурги освоили плавку, поковку и прокат нержавеющей стали «Энерж», включающей 18% хрома и 8% никеля. Новый металл, по мнению специалистов, мог стать основным конструкционным материалом для силовых элементов летательных аппаратов.
При Главной инспекции Гражданского воздушного флота была образована специальная конструкторская группа во главе с учеником Н.Е. Жуковского,
инженером Александром Ивановичем Путиловым. Около года потребовалось экспериментаторам, чтобы освоить технологию изготовления деталей из тонкой листовой стали. Самым главным успехом группы А.И. Путилова стала проверка возможностей различных методов контактной электросварки сталей — точечной, роликовой. Опыты показали: сталь марки «Энерж-6» позволит сократить расходы дюралюминия, закупаемого за границей, создать самолет с большим коэффициентом весовой отдачи, увеличить срок службы машины.
Повествование
11 октября 1931 года — Лётчик Эдуард Иванович Шварц совершил первый испытательный полёт на самолёте Сталь-2 с каркасом из стали «Энерж». Самолёт показал хорошие лётно-технические данные. Тонкостенные конструкции, соединенные точечной и роликовой электросваркой, выдержали испытание. Машина пошла «в серию».

  В начале 1932 года — самолёт Сталь-2 совершил перелёт по маршруту Москва — Рязань — Козлов — Тамбов, расстояние 450 км он преодолел за 2 часа 25 минут со средней скоростью 186 км/ч.
С июня 1933 года — завод начал выпускать серийные самолёты.

01 апреля 1934 года — Завод №62 ГУ ГВФ
передан в ведение ГУАП Наркомтяжпрома и сменил название на завод №81. Однако освоение самолёта в серии шло тяжело - первый серийный экземпляр полетел лишь в 1934.
1934 году — был выпущен первый серийный самолёт с цельностальной сварной конструкцией.
В 1934 году — было построено 87 экземпляров. Всего было построено 111 самолётов Сталь-2.
Самолёты оснащались отечественными двигателями воздушного охлаждения М-26 мощностью 300 л. с., и с ними самолеты Сталь-2 с полётной массой 1910 кг имели максимальную скорость у земли 205 км/ч, а высоту 1000 м они набирали за 5 мин. С массой полезной нагрузки 730 кг, из которой 360 кг приходились на пассажиров и их багаж, дальность полёта была равна 550 км при средней эксплуатационной скорости 165 км/ч и с аэронавигационным запасом топлива на полчаса. Часовой расход топлива при этом составлял 75 кг/ч; посадочная скорость этих самолётов не превышала 80 км/ч.
На последних сериях этих самолётов устанавливались двигатели воздушного охлаждения МГ-31 мощностью также 320 л. с.
16 ноября 1934 года — СССР впервые принял участие в международном Парижском авиасалоне, показав среди прочих летательных аппаратов (Р-5,
АИР-9), самолёт Сталь-2.
На 01 октября 1935 года — В ГУ ГВФ числились 95 экземпляров.
Несколько экземпляров были поставлены в Полярную авиацию. Известные бортовые номера - СССР-Н71 (223), СССР-Н72, СССР-Н113 (235), СССР-Н114 (236), СССР-Н252 (233), СССР-Н253 (231), СССР-Н254 (234). Последние три имели трёхлопастные винты, кольца Тауненда и шины низкого давления. Самолёты состояли на вооружении Московской авиагруппы, Енисейской авиагруппы, Беломорского авиаотряда, базировавшегося в Архангельске. Они эксплуатировались на линейных маршрутах, а также участвовали в экспедициях Полярной авиации, выполняли ледовую разведку, оказывали помощь терпящим бедствия полярникам. Один самолёт применялся для тренировки экипажей.
К началу 1940 года — число находившихся в эксплуатации в ГУ ГВФ самолётов Сталь-2 снизилось до 32.
В годы Великой Отечественной Войны
?
Послевоенный период
?
Конструкция
Фюзеляж
Фюзеляж прямоугольного сечения со скругленным верхом имеет жесткий каркас, образованный стержнями из гофрированных труб, из балок прямоугольного сечения и лент-расчалок. Четыре мощных продольных стержня, расположенные по углам сечения, являются лонжеронами фюзеляжа, остальные — стойками.
Сверху фюзеляжа размещен центроплан, образованный пятью нервюрами.
Для придания обтекаемой формы в верхней части фюзеляжа установлены двадцать так называемых «лекал», образующих верхний гаргрот. Они связываются между собой девятью продольными стрингерами.
Под колпаком фонаря с левой стороны смонтировано кресло пилота с системой привязных ремней. Управление рулем высоты и элеронами — штурвальная колонка с секторами, С левой стороны кабины размещается штурвальчик для изменения угла установки стабилизатора. Перед пилотом во всю ширину фюзеляжа — приборная доска.
Пассажирский салон с четырьмя креслами или двумя двухместными диванами. За пассажирской кабиной отсек для багажа, почты и грузов. Входная дверь установлена на левом борту.
Крыло
Крыло двухлонжеронное. Состоит из двух отъемных консолей и узкого центроплана, укрепленного наглухо на фюзеляже. Профиль МУНК-12. Каждая консоль устанавливалась с помощью двух подкосов, снабженных контрподкосами. Подкосы и контрподкосы крыла обтекаемого каплеобразного сечения сварены методом точечной электросварки из листовой стали.
Хвостовое оперение
Хвостовое оперение однокилевое, подкосной схемы. Выполнено из тонкой нержавеющей стали. Стабилизатор неразъемный, двухлонжеронный, с 18 нервюрами, 6 из которых усиленные. Между лонжеронами и усиленными нервюрами протянуты в плоскости стабилизатора крестообразные расчалки из стальной проволоки.
Руль высоты имеет конструкцию, аналогичную элерону, и состоит из 8 нервюр, лонжерона, передней и задней кромок. Руль направления состоит из лонжерона, девяти нервюр и кромки. Вертикальное оперение, как и горизонтальное, выполнено из профилированной тонкой листовой стали. Обшито все оперение, как и крыло, полотном и покрыто несколькими слоями эмалита.
Шасси
Шасси полуосное с резиновой пластинчатой амортизацией. На полуосях размещены два стандартных колеса 800 X 150 мм. Ширина колеи З000 мм.
Силовая установка
Двигатель М-26 звездообразный семицилиндровый мотор воздушного охлаждения мощностью 300 л. с. Двухлопастный винт диаметром 2,65 м и шагом 2 м изготавливался из дерева.
Моторама кольцевая, ферменная, из стальных труб. Весь мотор, за исключением головок цилиндров, закрыт капотом, исполненным из дюралюминия.
Приборное оборудование
Перед пилотом на приборной доске были установлены:
- указатель скорости,
- указатель поворотов,
- тахометр,
- альтиметр,
- термометр масла,
- манометр масла,
- манометр бензобака.
Оскраска
Крылья, оперение, стойки и подкосы, низ фюзеляжа окрашены в серебряный цвет, верхняя часть фюзеляжа — синяя. Буквы на крыльях и нижняя часть букв на фюзеляже черные.
Лётно-технические характеристики Сталь-2
Лётные характеристики |
|
Максимальная скорость, км/ч |
205 |
Скорость отрыва, км/ч |
- |
Посадочная скорость, км/ч |
80 |
Крейсерская скорость, км/ч |
170 |
Практическая дальность, км |
550 |
Практический потолок, м |
6000 |
Скороподъёмность, м/мин |
- |
Время виража, с |
- |
Нагрузка на крыло, кг/м² |
- |
Тяговооружённость, Вт/кг |
- |
Длина разбега, м |
- |
Технические характеристики |
Длина, м |
9,739 |
Ширина, м |
- |
Ширина полозьев составляла, м |
- |
Высота, м |
- |
Размах крыла, м |
15,246 |
Размах крыла хвоста, м |
- |
Площадь крыла, м² |
31 |
Площадь горизонтального оперения, м² |
4,02 |
Площадь вертикального оперения, м² |
1,85 |
Пропеллеры, д. Двухлопастный винт (дерево) |
2,65 |
Масса пустого, кг |
1180 |
Масса снаряжённого, кг |
1910 |
Максимальная взлётная масса, кг |
- |
Нормальная взлётная масса, кг |
- |
Полезная нагрузка, кг |
730 |
Мотор/Двигатель/Силовая установка |
М-26/МГ-31 |
Мощность двигателей, л. с./кВт |
300/220 |
Ёмкость бензобака, л |
300 |
Расход топлива, кг/ч |
75 |
Экипаж, чел. |
1 |
Пассажиры, чел. |
4 |
Вооружение |
Стрелково-пушечное |
- |
Точки подвески, подфюзеляжные |
- |
Точки подвески, крыльевые |
- |
Бомбы, кг |
- |

|
1 — воздухозаборник охлаждения картера, 2 — цилиндры, 3 — заборник воздуха карбюратора, 4 — коллектор выхлопных патрубков, 5 — основной выхлопной патрубок, 6 — выходные щели охлаждения картера, 7 — обтекатель узла шасси и подкоса, 8 — колесо, 9 — подножки, 10 — дверца багажника, 11 — дужка — поручень, 12 — смотровой люк, 13 — трубка вентилятора, 14 — вентиляционный заборник воздуха, 15 — контрподкос (только на заднем подкосе), 16 — осветительные платформы, 17 — полки, 16 — бензобак, 19 — стрингеры.
Филателия
САМОЛЁТ СТАЛЬ-2 1931г. (12к ПОЧТА 1978 СССР) (повествование)
Мифы, события, факты
1.
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/stal_samoljoty_sssr/20-1-0-81 |