История самолёта Сталь-3
В начале 1930-х гг. коллективы заводов «Электросталь», «Серп и Молот» и «Электрозавод» освоили плавку, поковку, горячий и холодный прокат новых советских сталей марки «Энерж». Многочисленные испытания показали, что «Энерж» может стать основным конструкционным материалом для силовых элементов самолетов.
Это позволяло увеличить сроки службы машин, уменьшить вес конструкции, несколько упростить технологию производства и сократить расход дюралюминия, который в те годы приходилось покупать за рубежом. Начало практическому применению сталей в конструкции самолетов положил один из учеников «отца русской авиации» Н.Е. Жуковского, соратник А.Н. Туполева инженер А.И. Путилов.
Возглавив в 1930 г. Отдел опытного самолетостроения (ООС) Гражданского воздушного флота, Путилов организовал проверку возможностей применения контактной электросварки сталей. Освоение такой технологии соединения элементов конструкции было одним из главных условий достижения успеха применения «Энерж» в самолетостроении. Первый в нашей стране самолет с каркасом из стали строился в бывших авиаремонтных мастерских общества «Добролет».
Работа шла в очень высоком темпе. В октябре 1931 г. опытный самолет, получивший обозначение «Сталь-2», был готов к испытаниям. По своей схеме он представлял собой подкосный шестиместный высокоплан. Каркас его фюзеляжа, крыла и оперения был сделан из тонкой листовой нержавеющей стали «Энерж-6». Для лонжеронов крыла использовали листы толщиной до 1,5 мм, а для нервюр крыла, оперения и каркаса под полотняную обшивку — специальные закрытые профили из листов 0,15 мм. Силовая установка самолета состояла из одного двигателя МГ-31 мощностью в 300 л.с. Вес пустого самолета немного превышал 1000 кг
Самолет получился прочным, технологичным и долговечным, с очень высокой для того времени весовой отдачей (более 40%). Инициатор внедрения стали и применения новых видов электросварки А.И. Путилов был награжден орденом Ленина.
Одновременно с доводкой «Сталь-2» для серийного производства конструкторы ООС начали проектирование нового самолета такой же схемы.
Он проектировался под более мощный двигатель М-22 мощностью в 480 л.с. На самолете были введены щелевые элероны и закрылки, а колеса шасси имели обтекатели. Новый самолет, получивший обозначение «Сталь-3», совершил первый полет в 1933 г. Всего было выпущено 111 машин «Сталь-2» и 79 машин «Сталь-3».
Они эксплуатировались на линиях Гражданского воздушного флота до начала Великой Отечественной войны. К этому периоду по своим летным данным они уже устарели. Хотя теоретически их стальной нержавеющий каркас, мог, казалось, жить еще многие годы. Но опыт эксплуатации показал, что точки сварки и болты крепления ржавели, а полотно нуждалось в частой замене. Все это требовало проведения такого же регулярного ремонта, как и у самолетов из дюралюминия или дерева.
Тактико-технические характеристики самолета «Сталь-3»
Экипаж, число пассажиров, чел. |
2, 4 |
Двигатель, тип х кол, название |
ПД х 1, М-22 |
Мощность, л.с. |
480 |
Размах крыла, м / площадь крыла, м2 |
17,0 / 34,8 |
Длина самолета / высота самолета, м |
10,68 / н/д |
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг |
2817 / 1672 |
Полной нагрузки, кг |
1145 |
Максимальная скорость у земли / крейсерская, км/ч |
224 / 237 |
Практический потолок, м |
5340 |
Максимальная дальность, км |
940 |
http://kollektsiya.ru/samoleti/561-stal-3-passazhirskij-samolet
Источник: http://kollektsiya.ru/samoleti/561-stal-3-passazhirskij-samolet |