М-15 — Советский авиационный поршневой двигатель СССР
Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист (08.11.1965)
Страна: СССР
Проектировка: завод ГАЗ № 2 «Икар» (Москва)
Производитель: завод №24 (Москва)
Разработчик: .
Год постройки: 1928.
Годы производства: 1928—1931
Мощность: 450/550 л.с., (331/405 кВт)
Повествование
М-15 — Советский мощный звездообразный, 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения. Первый мощный авиамотор оригинальной Советской конструкции, один из первых советских авиадвигателей с приводным центробежным нагнетателем (ПЦН).
Предназначался для истребителей. Проектировался на московском заводе ГАЗ № 2 «Икар» под руководством А. А. Бессонова и Н. П. Островского с октября 1926 года. По заданию мотор должен был являться аналогом американского двигателя Пратт-Уитни «Хорнет». Но копией «Хорнета» М-15 не являлся: в нём было немало оригинальных конструкторских решений. От американского двигателя заимствовали конструкцию цилиндра и его головки.
В сентябре 1927 года приступили к изготовлению двух опытных образцов двигателя. К этому времени был готов второй вариант проекта, названный 2М-15 или «М-15 облегчённый». 14 сентября 1927 года он был утверждён НТК УВВС.
В июне 1928 года начались испытания опытного М-15. Мощность двигателя оказалась меньше расчётной, а вес превышал установленный заданием. Поэтому третий опытный образец начали изготавливать по чертежам 2М-15, а для улучшения высотных характеристик ввели односкоростной ПЦН по типу Bristol Jupiter VII. Этот экземпляр был готов в августе 1929 года, тогда же начались его стендовые испытания.
01 июня 1930 года, ещё до прохождения госиспытаний, модификацию двигателя 2М-15 приняли на вооружение под наименованием М-15. На госиспытания выставлялся 4 раза (21 июля и 20 декабря 1930 года, 17 января и 21 сентября 1931 года), но во всех случаях получал неудовлетворительную оценку (поломки привода ПЦН и крыльчатки нагнетателя). Тем не менее, двигатель серийно выпускался заводом № 24 (Москва) с начала 1931 года. Выпущено 406 экземпляров.
Из-за низкой надёжности М-15 в военной авиации был вытеснен двигателем М-22. Заказ был передан ГУ ГВФ, где М-15 начали устанавливать на пассажирские самолёты К-5 К. А. Калинина. Первоначально они и там отличались ненадёжностью, что часто приводило к вынужденным посадкам и срывам рейсов; была даже временно прекращена приёмка К-5. Однако к маю 1932 года удалось доработать двигатель, добившись приемлемых характеристик.
К-5 с авиационным поршневым двигателем воздушного охлаждения м-15
Это подтвердил перелёт К-5 Закавказского управления ГВФ с двигателем М-15 из Тбилиси в Пятигорск через Большой Кавказский хребет 25 июня 1933 года; маршрут проходил на высоте 4500 м, время в пути составило 2 часа 30 минут. Но к этому времени М-15 уже давно не выпускался, т.к. ещё 05 августа 1931 года вышло постановление Реввоенсовета СССР о сокращении количества типов авиамоторов в серийном производстве.
Модификации
★ М-15 — первоначальный вариант. Изготовлено 2 экземпляра.
★ 2М-15 (М-15 облегчённый) — второй вариант конструкции. Усилены головки цилиндров, установлены новые клапана. Выпускался серийно под наименованием М-15
★ М-15а — усовершенствованный проект модификации М-15 с мощностью 500 л.с. и весом 400 кг. Разработка этого варианта планировалась в начале 1931 г., но фактически работы не велись.
★ М-26 — 7-цилиндровый двигатель мощностью 270/300 л.с., унифицированный с М-15. В 1931-33 гг. выпущено 445 экз.
Технические характеристики
Вид |
Звездообразный |
Тип |
Четырёхтактный |
Рабочий объем, л |
27,02 |
Степень сжатия |
5,4 |
Масса мотора, кг |
420 |
Цилиндры, кол. |
9 |
Диаметр цилиндров, мм. |
150 |
Ход поршня, мм. |
170 |
Объём, л. |
27,02 |
Взлетный режим |
-мощность, л.с. |
660 |
-частота вращения, об/мин |
2050 |
Номинальный режим |
-мощность у земли, л.с. |
450 |
-мощность на высоте 2400 м, л.с. |
490 |
Номинальные удельные параметры |
-удельная масса, кг/л.с. |
0,93 |
-литровая мощность, л.с./л. |
16,70 |
Применение
Двигатель М-15 устанавливался на самолётах К-5, опытных образцах И-5, предлагался для установки на И-4.
Примечания
- ↑★ Калинин К-5 на сайте «Уголок неба»
- ↑★ Орлов Г. В. — М-15—Советский авиационный поршневой двигатель воздушного охлаждения СССР — 23.05.2019
Источник
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C-15_(%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C)
http://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/aviadvigateli_sssr/m_15_sovetskij_aviacionnyj_porshnevoj_dvigatel_vozdushnogo_
okhlazhdenija_sssr/332-1-0-2216
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/dvigateli-i-vooruzhenie/aviamotorostroenie/aviamotory-sssr/porshnevye-i-
dizelnye/porshnevoj-aviatsionnyj-dvigatel-m-15/
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1550515
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/dvigateli_sssr/0-13 |