СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Категории раздела

Авиадвигатели СССР [3]
Авиадвигатели СССР - поршневые, реактивные.
Авиационные полки [17]
Авиационные полки, Истребительные авиационные полки, Гвардейские Авиационные полки,
Аэродромы СССР [30]
Аэродромы СССР,
ВВС СССР [0]
РККФ, ВВС СССР, Военная авиация СССР,
Воздушные армии СССР [1]
Воздушные армии СССР
Оборудование самолётов СССР [27]
Оборудование установленное на самолётах СССР
ЦКБ-КБ-ОКБ-СКБ [13]
ЦКБ-Центральное Конструкторское Бюро, КБ-Конструкторское Бюро. ОКБ-Опытное (Особое) Конструкторское Бюро. СКБ—Специальное Конструкторское Бюро.

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » АВИАЦИЯ СССР » Авиадвигатели СССР

М-15 — Советский авиационный поршневой двигатель СССР

 М-15 — Советский авиационный поршневой двигатель СССР 

Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист (08.11.1965)

Страна:     СССР
Проектировка:      завод ГАЗ № 2 «Икар» (Москва)
Производитель:    завод №24 (Москва)
Разработчик:     .
Год постройки:   1928.
Годы производства:    1928—1931
Мощность:    450/550 л.с., (331/405 кВт)
 

Повествование

М-15 — Советский мощный звездообразный, 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения. Первый мощный авиамотор оригинальной Советской конструкции, один из первых советских авиадвигателей с приводным центробежным нагнетателем (ПЦН).

Предназначался для истребителей. Проектировался на московском заводе ГАЗ № 2 «Икар» под руководством А. А. Бессонова и Н. П. Островского с октября 1926 года. По заданию мотор должен был являться аналогом американского двигателя Пратт-Уитни «Хорнет». Но копией «Хорнета» М-15 не являлся: в нём было немало оригинальных конструкторских решений. От американского двигателя заимствовали конструкцию цилиндра и его головки.

В сентябре 1927 года приступили к изготовлению двух опытных образцов двигателя. К этому времени был готов второй вариант проекта, названный 2М-15 или «М-15 облегчённый». 14 сентября 1927 года он был утверждён НТК УВВС.

В июне 1928 года начались испытания опытного М-15. Мощность двигателя оказалась меньше расчётной, а вес превышал установленный заданием. Поэтому третий опытный образец начали изготавливать по чертежам 2М-15, а для улучшения высотных характеристик ввели односкоростной ПЦН по типу Bristol Jupiter VII. Этот экземпляр был готов в августе 1929 года, тогда же начались его стендовые испытания.

01 июня 1930 года, ещё до прохождения госиспытаний, модификацию двигателя 2М-15 приняли на вооружение под наименованием М-15. На госиспытания выставлялся 4 раза (21 июля и 20 декабря 1930 года, 17 января и 21 сентября 1931 года), но во всех случаях получал неудовлетворительную оценку (поломки привода ПЦН и крыльчатки нагнетателя). Тем не менее, двигатель серийно выпускался заводом № 24 (Москва) с начала 1931 года. Выпущено 406 экземпляров.

Из-за низкой надёжности М-15 в военной авиации был вытеснен двигателем М-22. Заказ был передан ГУ ГВФ, где М-15 начали устанавливать на пассажирские самолёты К-5 К. А. Калинина. Первоначально они и там отличались ненадёжностью, что часто приводило к вынужденным посадкам и срывам рейсов; была даже временно прекращена приёмка К-5. Однако к маю 1932 года удалось доработать двигатель, добившись приемлемых характеристик.

К-5 с авиационным поршневым двигателем воздушного охлаждения м-15К-5 с авиационным поршневым двигателем воздушного охлаждения м-15

Это подтвердил перелёт К-5 Закавказского управления ГВФ с двигателем М-15 из Тбилиси в Пятигорск через Большой Кавказский хребет 25 июня 1933 года; маршрут проходил на высоте 4500 м, время в пути составило 2 часа 30 минут. Но к этому времени М-15 уже давно не выпускался, т.к. ещё 05 августа 1931 года вышло постановление Реввоенсовета СССР о сокращении количества типов авиамоторов в серийном производстве.

Модификации

★ М-15 — первоначальный вариант. Изготовлено 2 экземпляра.

★ 2М-15 (М-15 облегчённый) — второй вариант конструкции. Усилены головки цилиндров, установлены новые клапана. Выпускался серийно под наименованием М-15

★ М-15а — усовершенствованный проект модификации М-15 с мощностью 500 л.с. и весом 400 кг. Разработка этого варианта планировалась в начале 1931 г., но фактически работы не велись.

★ М-26 — 7-цилиндровый двигатель мощностью 270/300 л.с., унифицированный с М-15. В 1931-33 гг. выпущено 445 экз.

 

Технические характеристики

Вид Звездообразный
Тип Четырёхтактный
Рабочий объем, л 27,02
Степень сжатия 5,4
Масса мотора, кг 420
Цилиндры, кол. 9
Диаметр цилиндров, мм. 150
Ход поршня, мм. 170
Объём, л. 27,02
Взлетный режим
-мощность, л.с. 660
-частота вращения, об/мин 2050
Номинальный режим
-мощность у земли, л.с. 450
-мощность на высоте 2400 м, л.с. 490
Номинальные удельные параметры
-удельная масса, кг/л.с. 0,93
-литровая мощность, л.с./л. 16,70

 

Применение

Двигатель М-15 устанавливался на самолётах К-5, опытных образцах И-5, предлагался для установки на И-4.

Примечания

  1. ↑★ Калинин К-5 на сайте «Уголок неба»
  2. ↑★ Орлов Г. В. — М-15—Советский авиационный поршневой двигатель воздушного охлаждения СССР — 23.05.2019

Источник

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C-15_(%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C)

http://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/aviadvigateli_sssr/m_15_sovetskij_aviacionnyj_porshnevoj_dvigatel_vozdushnogo_

okhlazhdenija_sssr/332-1-0-2216

http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/dvigateli-i-vooruzhenie/aviamotorostroenie/aviamotory-sssr/porshnevye-i-

dizelnye/porshnevoj-aviatsionnyj-dvigatel-m-15/

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1550515

 

 

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/dvigateli_sssr/0-13
Категория: Авиадвигатели СССР | Добавил: soviet-union-ussr (23.05.2019) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 56 | Теги: М-15 — Советский авиационный поршне, Орлов Г.В., Советский авиационный поршневой, двигатель воздушного охлаждения ССС, ссср, М-15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2019 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей