Военно-воздушная инженерная орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённая академия имени профессора Н.Е. Жуковского (ВВИА им. Н.Е. Жуковского) (23.11.1920)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Адрес: Москва, Петровский дворец.
Основана: 05.09.1919.
Образована: 23.11.1920.
:
Военно-воздушная инженерная орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённая академия имени профессора Н.Е. Жуковского — Была образована 23 ноября 1920 года и является учебным заведением в области воздухоплавания. Научный центр по проблемам разработки авиационной техники, её эксплуатации и боевого применения.
После победы Великой Октябрьской Революции
Предыстория
05 сентября 1919 года — По инициативе профессора Н.Е. Жуковского был создан Московский авиационный техникум. Первоначально занятия техникума проходили в здании на улица Радио.
В мае 1920 года — авиатехникуму было предоставлено здание бывшего ремесленного училища в Малом Козловском переулке, в центре Москвы, но вдали от аэродрома.
26 сентября 1920 года — Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского.
Повествование
23 ноября 1920 года — Было утверждено положение об институте Реввоенсоветом Республики. Ректором Института был утверждён сам Н.Е. Жуковский.
В начале 1921 года — Постановлением Совета труда и обороны РСФСР была утверждена широкая программа развития отечественной авиации и авиационной промышленности с задачей создать полный цикл отечественного самолётостроения и авиационного моторостроения. При начале её реализации сразу же выявилась нехватка инженерных кадров практически во всех звеньях авиапромышленности.
10 июня 1922 года — Реввоенсовет Республики своим приказом от передал в ведение Народного комиссариата по военным делам РСФСР.
09 сентября 1922 года — Издан приказ Реввоенсовета Республики № 2125 о введении нового штата Института с присвоением ему наименования Академия Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского. Первоначально Академия готовила авиаинженеров широкого профиля со сроком обучения 4 года, учебный курс включал в себя 69 дисциплин.
После образования Союза Советских Социалистических Республик
Летом 1923 года — академия переехала в Петровский дворец и в помещение бывшего ресторана Скалкина вблизи Ходынского аэродрома, что существенно отразилось на улучшении учебного процесса.
В 1923 году — при академии было создано Военно-научное общество, практически сразу занявшее важное место в развитии отечественной авиации.
17 апреля 1925 года — Академия переименована в Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского. В первые годы существования в академии не было факультетов.
В конце 1923 года — было образовано два факультета:
- инженерный,
- службы Воздушного Флота (в 1926 году переименован в командный, просуществовал до 1927 года и в 1930 году вновь открыт).
29 января 1927 года — Произведён первый выпуск слушателей командного факультета.
В 1929 году — начальником кафедры самолётостроения становится первый выпускник академии С.Г. Козлов . Помимо него на кафедру приходит преподавателем еще один выпускник академии В.Ф. Болховитинов.
по инициативе начальника лаборатории П.Н. Львова и начальника кафедры самолётостроения С.Г. Козлова была сформирована группа по освоению производства качественных сталей и применению их в конструкции самолёта. Успехи в этих исследованиях позволили Петру Николаевичу Львову подать рапорт командованию о «возможности построения цельносварного стального самолёта, вес которого при равной прочности должен быть равным или даже меньшим веса дюралевого самолёта».
В 1930 годы — в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились ещё четыре:
- авиационного вооружения (1934),
- оперативный (1935; проработал 2 года и вновь открылся в 1939 году),
- заочного обучения (1937),
- штурманский (1938).
В 1936 году — произошло слияние двух кафедр в одну под руководством С.Г. Козлова , которая в 1937 году — получила название кафедры Конструкции и прочности самолетов. Помимо организационного слияния двух кафедр произошло слияние двух учебных дисциплин. Впервые в истории высших авиационных учебных заведений стали совместно читаться вопросы конструкции и ее расчета на прочность. Кафедра приступила к методической отработке новой дисциплины и к подготовке преподавателей нового более широкого профиля.
До 1940 года — академия оставалась единственным высшим военно-учебным заведением страны, которое готовило командиров для ВВС, инженеров широкого профиля, способных работать в войсках, промышленности и научно-исследовательских учреждениях. Её выпускники командовали:
- авиачастями,
- соединениями,
- руководили инженерно-авиационной службой,
- возглавляли конструкторские бюро,
- возглавляли авиазаводы,
- возглавляли научно-исследовательские учреждения.
В марте 1940 года — академия им. Н.Е. Жуковского готовила только инженерно-технический состав для ВВС.
В годы Великой Отечественной Войны
С началом войны академия стала комплектоваться студентами старших курсов вузов и втузов страны, что позволило сократить сроки обучения. Для переподготовки лётного, штурманского и технического состава на новую боевую технику при академии был создан учебный центр, который в первые месяцы войны переподготовил свыше 5 тысяч человек.
С июля 1941 года по июнь 1943 года — академия находилась в эвакуации в Свердловске. В годы Великой Отечественной войны учёные академии занимались повышением надёжности и эффективности боевого применения самолётов, улучшения их лётно-технических характеристик, обоснованием рациональных конструкций стрелково-пушечного вооружения и авиационных боеприпасов, исследованиями по увеличению точности воздушной стрельбы и бомбометания. Результаты этих исследований оказали значительное влияние на развитие боевой авиационной техники, организацию инженерно-авиационной службы ВВС и эффективность инженерно-авиационного обеспечения боевых действий советской авиации. Были проведены важные исследования, связанные с созданием реактивных двигателей и более совершенных аэродинамических компоновок самолётов, а также закладывались основы аэродинамического расчёта и проектирования скоростных самолётов, теории устойчивости, управляемости и манёвренности самолётов при больших скоростях полёта. Всего за годы войны было выполнено 672 научно-исследовательских работы.
Послевоенный период
06 августа 1946 года — Академия переименована в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского.
06 августа 1946 года — В соответствии с решением Министерства обороны СССР начато формирование радиотехнического факультета.
с 01 февраля 1950 года — Начато формирование специального факультета (для подготовки специалистов ВВС дружественных государств). Создан лётно-экспериментальный отдел академии и значительное количество научно-исследовательских лабораторий. Созданы кафедры реактивного управляемого вооружения, пилотажно-навигационных комплексов и управляемых авиационных ракет, лучистой энергии. Создан стенд для испытания турбореактивных двигателей (первый среди вузов страны).
В 1950 года — академия одной из первых в СССР приступила к созданию электронно-вычислительных машин.
Начальники |
Период прибывания |
Фото |
Фамилия И.О. |
Примечание |
??.??.1920 — ??.??.1921 |
|
Жуковский Н.Е. (биография)
|
|
??.??.1922 — ??.??.1923 |
|
Вегенер Александр Николаевич |
|
??.??.1924 — ??.??.1925 |
|
Соллогуб Николай Владимирович |
|
??.??.1925 — ??.??.1927 |
|
Лазаревич Владимир Саламанович |
|
??.??.1927 — ??.??.1933 |
|
Хорьков Сергей Гаврилович |
|
??.??.1934 — ??.??.1936 |
|
Тодорский Александр Иванович |
Комкор |
??.??.1936 — ??.??.1940 |
|
Померанцев Зиновий Максимович |
Генерал-майор авиации |
??.??.1940 — ??.??.1941 |
|
Соколов-Соколёнок Николай Александрович |
Генерал-майор авиации |
??.??.1941 — ??.??.1942 |
|
Хадеев Степан Петрович |
Полковник |
??.??.1942 — ??.??.1947 |
|
Соколов-Соколёнок Николай Александрович |
Генерал-лейтенант авиации |
??.??.1947 — ??.??.1969 |
|
Волков Владимир Иванович |
Генерал-полковник инженерно-технической службы |
??.??.1969 — ??.??.1973 |
|
Федяев Николай Максимович |
Генерал-лейтенант-инженер |
??.??.1973 — ??.??.1986 |
|
Филиппов Василий Васильевич |
Генерал-полковник авиации |
??.??.1986 — ??.??.1991 |
|
Кремлев Виталий Яковлевич |
Генерал-полковник авиации |
Награды СССР
Ордена СССР:
- Орден Ленина (21.02.1933).
- Орден Октябрьской Революции (1970 год).
- Орден Красного Знамени (18.08.1945).
Иностранные награды:
- Орден Народной Республики Болгария I степени (НРБ, 1970 год).
- Боевой орден «За заслуги перед народом и Отечеством» в золоте (ГДР, 1973 год).
- Орден «Дружбы» (СРВ, 1977 год).
- Командорский крест со звездой ордена Заслуг перед Польской Народной Республикой» (ПНР, 1978 год).
- Орден Красной Звезды (ВНР, 1985 год).
Выпускники
За годы существования вуза:
- 865 выпускников были удостоены звания Героя Советского Союза,
- 61 человек — дважды,
- 89 человек стали лауреатами Ленинской и Государственной премий.
Среди известных выпускников академии — лётчики-космонавты СССР первого отряда космонавтов:
Юрий Гагарин,
- Герман Титов,
- Валентина Терешкова,
- Владимир Комаров,
- Алексей Леонов
и другие.
Материалы
Орлов Г.В. «Военно-воздушная инженерная орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённая академия имени профессора Н.Е. Жуковского (ВВИА им. Н.Е. Жуковского» — (повествование 22.12.2024).
Источник:
http://ussr-cccp.moy.su/index/obrazovanie_v_sssr/0-14
https://ussr-cccp.moy.su/publ/obrazovanie_v_sssr/akademii_sssr/akademii_sssr/239-1-0-842
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/obrazovanie_v_sssr/0-14 |