Чкаловская — Аэродром Советской авиации СССР (10.11.1932—де-юре)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Расположение: Московская область, РСФСР.
Дата открытия: 10.11.1932.
Тип: Военный.
Эксплуатант: ВВС СССР.
Высота НУМ: +152 м.
Часовой пояс: UTC+ 2, Мск.+0.
ИАТА: .
ИКАО: .
Внутр. код: .
Время работы: Круглосуточно.
Координаты:
Чкаловская — Аэродром в Московской области, в 31 км к северо-востоку от Москвы, на юго-восточной окраине города Щёлково.
Предыстория
В 1929 году — в Москве было принято решение о создании вблизи Щёлково новой лётной испытательной базы союзного значения между деревнями Жарково, Кишкино и Хотово.
Здесь была построена самая большая взлётно-посадочная полоса из железобетонных плит (ПАГ) в СССР. Также были сооружены:
- аэродинамические трубы,
- гипобарические камеры,
- самолётные весы,
- опытный завод
- и др. научно-испытательные объекты.
Повествование
В10 ноября 1932 года — Считается датой основания аэродрома, когда был подписан приказ начальника управления ВВС РККА Я.И. Алксниса о приёме в эксплуатацию аэродрома.
11 ноября 1932 года — Началось частичное перебазирование с Ходынского аэродрома машин
с пролётом над Красной площадью.
45 самолётов шли в три колонны за лидером — бомбардировщиком ТБ-3 с бортовым номером 311 экипажа Чкалова В.П.
В феврале-марте 1933 года — на аэродроме, лётчиком-испытателем Ю.И. Пионтковским испытывается самолёт (пушечный истребитель) И-Z № 39009. Самолёт нёс одну действующую пушку (АПК-4) под левым крылом и её массогабаритный макет — под правым. Для проведения наземных стрельб соорудили деревянный помост.
С 14 сентября 1933 года по 01 октября 1933 года — На аэродроме, прошли госиспытания И-Z № 39010, вооружённого уже серийными пушками АПК-4.
В 1934 году — на аэродроме построили стартовую горку (получившую в народе название «Чкаловской»), для разгона тяжелых самолетов, и в первую очередь машины АНТ-25 (другое название: РД «Рекорд дальности»).
Весной 1934 года — на аэродроме заканчивается строительство самой большой ВПП и здесь начинаются испытания самолётов-дублёров АНТ-25.
В 1934 году — к перелёту на побитие рекорда дальности на аэродроме готовились два самолёта АНТ-25-1 и АНТ-25-2. АНТ-25-1 готовил А.И. Филин, а АНТ-25-2 готовил И.Ф. Петров. Испытания проходят с определёнными трудностями, не удаётся достичь заявленной мощности и дальности перелёта.
Самолёты проходят доработку. Благодаря оклейке гофрированных частей самолёта полотном из ткани с последующим покрытием аэролаком, полировке поверхности выступающих частей, установке авиадвигателя М-34Р с редуктором, дальность полёта АНТ-25 увеличивается.
С 10 сентября 1934 года по 12 сентября 1934 года — Экипаж М.М. Громова (второй пилот — А.И. Филин, штурман — И.Т. Спирин) пролетели по замкнутому маршруту установил мировой рекорд дальности — 12 411 км, и всесоюзный рекорд продолжительности — 75 часов.
03 августа 1935 года — Самолёт АНТ-25 экипаж: С.А. Леваневский (второй пилот — Г.Ф. Байдуков, штурман — В.А. Левченко) предпринял попытку совершить беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско, которая окончилась неудачно.
В 1935 году — закончилось частичное перебазирование самолётов с Ходынского аэродрома.
20 июля 1936 года — С аэродрома на Дальний Восток стартует экипаж Чкалова на АНТ-25. Беспосадочный перелёт продолжался 56 часов до острова Удд в Охотском море и составил 9375 километров.
18 июня 1937 года — Экипаж в составе командир — В.П. Чкалов, второй пилот — Г.Ф. Байдуков, штурман — А.В. Беляков совершил перелёт на самолёте АНТ-25 по маршруту Москва (Щёлковский аэродром) — Северный полюс — Соединённые Штаты Америки, с приземлением на аэродроме Пирсона в Ванкувере, штат Вашингтон.
12 июля 1937 года — Экипаж в составе командир — М.М. Громов, второй пилот — А.Б. Юмашев,
штурман — С.А. Данилин совершил перелёт на втором самолёте АНТ-25 по маршруту Москва — Северный полюс — Соединённые Штаты Америки, с приземлением на пастбище близ Сан-Джасинто, штат Калифорния. Был установлен мировой рекорд дальности по прямой линии (10 148 км) и мировой рекорд дальности по ломаной линии (11 500 км).
C 11 августа 1937 года по 28 октября 1937 года — На аэродроме проходил государственные испытания самолёта АНТ-42.
12 августа 1937 года — В 18 часов 15 минут Четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем в составе шести человек — Сигизмунд Леваневский (первый пилот), Н.Г. Кастанаев (второй пилот), В.И. Левченко (штурман), Н.Я. Галковский (радист), Н.Н. Годовиков (бортмеханик), Г.Т. Побежимов (бортмеханик) под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска, США. Это была одна из первых машин этого проекта, фактически экспериментальная.
13 августа 1937 года — Радиосвязь с самолётом ДБ-А с бортовым номером Н-209 командиром Сигизмундом Леваневским прервалась после того, как они пролетели над Северным полюсом.
С декабря 1937 года — завод № 156 приступил к доработке первого прототипа АНТ-42-1 (после ареста А.Н. Туполева самолёту было присвоено обозначение: «самолёт 42»), в ходе которой были установлены модернизированные моторы АМ-34ФРНВ (номинальная мощность — 1050 л. с.).
В январе и феврале 1938 года — на аэродроме проводят испытания самолёта 42 с неубирающимися лыжным шасси на скорость и высоту. В заключении к отчёту установлено: «Самолёт обладает потолком большим, чем современные скоростные истребители, и скоростями, близкими к скоростям истребителей на высоте 7000—8000 м».
27 июня 1938 года — С аэродрома в 08 часов 36 минут стартовал экипаж в составе лётчика В.К. Коккинаки и
штурмана А.М. Бряндинского на самолёте ЦКБ-30 «Москва»,
который совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток.
28 апреля 1939 года — Утром на самолёте ЦКБ-30 «Москва» стартовал экипаж лётчика В.К. Коккинаки и
штурмана М.X. Гордиенко по трансатлантическому маршруту Москва — остров Мискоу (США), за 22 часа 56 минут пролетев около 8000 км.
В годы Великой Отечественной Войны
Летом 1941 года — на аэродроме Чкаловская формируются:
- 38 - разведывательная эскадрилья (из трёхсот лётчиков-испытателей НИИ ВВС РККА,
- 401 - истребительный полк,
- 402 - истребительный полк,
- 403 - истребительный полк,
- 410 - полк пикирующих бомбардировщиков,
- 411 - полк пикирующих бомбардировщиков,
- 420 - полк тяжёлых бомбардировщиков,
- 421 - полк тяжёлых бомбардировщиков,
- 430 - полк штурмовой авиации,
- 760 - батальон аэродромного обслуживания,
- 761 - батальон аэродромного обслуживания,
- 762 - батальон аэродромного обслуживания.
30 июня 1941 года — Вылетает 401-й иап (1-й истребительный авиационный полк особого назначения) под командованием подполковника С.П. Супруна на место базирования — аэродром Зубово, в 20 километрах южнее Орши Западного фронта.
30 июня 1941 года — С интервалом в пять минут вылетает 402-й иап (2-й истребительный авиационный полк особого назначения) под командованием подполковника П.М. Стефановского на место базирования — аэродром Идрица Западного фронта.
Летом 1941 года — с приближением линии фронта к Москве НИИ ВВС РККА был

перебазирован в Свердловск на аэродром Кольцово.
25 января 1943 года — Приказом НКО СССР НИИ ВВС РККА был возвращён на Чкаловскую.
С июня 1943 года — на аэродроме Чкаловская базируется 126-й истребительный авиационный полк ПВО на самолётах Ла-5 из состава 320-й истребительной авиационной дивизии ПВО
с задачей прикрывать Москву и военно-промышленные объекты в границах района ответственности:
- Воскресенск,
- Дмитров,
- Кимры,
- Кунцево,
- Луховицы,
- Монино,
- Переславль-Залесский,
- Спас-Клепики,
- Химки,
- Юрьев-Польский.
Послевоенный период
18 августа 1980 года — В День Воздушного Флота был торжественно открыт памятник около аэродрома. На открытии памятника выступил заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Ю.В. Сухов.
Взлётно-посадочные полосы |
Номер |
Размеры (м) |
Покрытие |
12Л/30П |
3000Х60 |
асфальтобетон |
12П/30Л |
3632Х60 |
бетон |
Материалы
Орлов Г.В. «Чкаловская — Аэродром Советской авиации СССР (10.11.1932—де-юре)» — (повествование 19.05.2025).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/aehrodromy_sssr/aehrodromy_sssr/227-1-0-687
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/aehrodromy_sssr/aehrodromy_sssr/227-1-0-687 |