Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе — ВВС Московского военного округа (09.10.1910)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Расположение: Москва
Дата Основания: (17.06.1910)
Дата открытия: (09.10.1910)
Тип: Опытный аэродром
Эксплуатант: ВВС, Аэрофлот.
Высота НУМ: +150 м.
Часовой пояс: UTC+2 .
Время работы: .
Координаты:
Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе — ВВС Московского военного округа. Располагался на Октябрьском Поле.
Предыстория
17 июня 1910 года — Основан аэродром, когда Общество воздухоплавания объявило о положительном решении штаба Московского военного округа по выделению земли на территории Ходынского поля под лётное поле. Строительство аэродрома велось в основном на пожертвования любителей авиации. Было сооружено лётное поле и шесть небольших ангаров для аэропланов.
03 октября 1910 года — Состоялось официальное открытие в присутствии военного начальства и многих русских авиаторов. Первый взлёт с аэродрома совершил М. Ф. Сципио дель Кампо.
Использовался как испытательный аэродром экспериментальной авиации и военный аэродром. Здесь располагался первый московский аэропорт.
После победы Великой Октябрьской Революции
С 01 мая 1922 года — С Центрального аэродрома начали выполняться первые в истории России регулярные международные почтово-пассажирские авиаперелёты по маршруту Москва — Кёнигсберг, организованные советско-германским обществом «Дерулюфт» (в 1925 году воздушная линия была доведена до Берлина).
15 июля 1923 года — Начались и первые регулярные внутригосударственные пассажирские рейсы Москва — Нижний Новгород. Путь в 420 км преодолевался за 2,5 часа. Полёты выполнялись на четырёхместном моноплане АК-1.
На аэродроме совершали свои полёты выдающиеся русские лётчики П.Н. Нестеров,
С.И. Уточкин,
В.В. Коккинаки и
В.П. Чкалов.
03 ноября 1923 года — Приказом Реввоенсовета СССР № 2456, подписанным Э. М. Склянским, Центральному аэродрому было присвоено имя Л. Д. Троцкого.
21 сентября 1920 года — Приказом Реввоенсовета № 1903 здесь был создан научно-опытный аэродром (НОА) Главвоздухфлота республики — первая в стране исследовательская и испытательная в сфере военной авиационной техники.
24 октября 1924 года — НОА при ГУ РККВФ преобразован в Научно-Опытный аэродром ВВС СССР.
26 октября 1926 года — В связи с возросшим объёмом работ опытный аэродром преобразован в Научно-испытательный институт ВВС РККА.
Повествование
До начала 1930-х годов — вблизи аэродрома располагался также государственный авиационный завод № 1 (до революции «Дукс»), затем он был переведён на другую территорию, а в бывших его цехах был сформирован авиационный завод № 39 им. Менжинского.
В 1932 году — НИИ ВВС (ныне это ГЛИЦ ВВС) был перебазирован на аэродром Чкаловский вблизи города Щёлково Московской области.
В ноябре 1931 года — на Центральном аэродроме было открыто первое в СССР здание аэровокзала.
С 1936 года по 1937 год — аэродром реконструирован, была построена бетонная взлётно-посадочная полоса (в период реконструкции авиарейсы выполнялись из нового московского аэропорта Быково, а все испытательные полёты проводились с аэродрома НКТП в посёлке Подлипки.
В 1938 году — к аэропорту была подведена линия метро с одноимённой станцией.
Вблизи аэродрома были построены ведущие авиационные ОКБ:
Сухого,
Микояна,
Ильюшина,
Яковлева и их авиационные заводы.
В годы Великой Отечественной Войны
Послевоенный период
Вблизи аэродрома осталось три авиастроительных предприятия:
завод № 30,
завод № 51, завод № 240 (ныне Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина).
В сентябре 1945 года — руководством страны принято решение о переносе Центрального Московского аэропорта с аэродрома ВВС им. М. В. Фрунзе во Внуково.
В 1947—1948 годах — большая часть авиарейсов была переведена с Центрального аэродрома в аэропорты Быково и Внуково (кроме того, во второй половине 1940-х годов регулярные почтово-пассажирские и грузо-пассажирские авиарейсы выполнялись с аэродромов Остафьево и Люберцы (Жулебино)); с тех пор и на все последующие десятилетия основным назначением Центрального аэродрома стали испытания новых самолётов.
Наиболее активным эксплуатантом аэродрома был завод № 30.
В 1950-е годы — на аэродроме испытывались производимые заводом пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, бомбардировщики Ил-28 (при этом чаще всего использовался магнитный курс взлёта и посадки 345°).
С 1959 года по 1978 год на аэродроме испытывались выпускаемые заводом пассажирские самолёты Ил-18 и созданные на их базе военные самолёты Ил-20, Ил-22, Ил-38 (при этом использовались магнитные курсы взлёта и посадки 093 и 273°).
С 1960 года по 1971 год — на аэродроме функционировала «Центральная вертолётная станция»: отсюда выполнялись по расписанию пассажирские рейсы вертолётов Ми-4П и Ми-8 в аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево.
В 1971 году — на аэродроме испытывали самолёт Ил-76.
В 1976 году — на аэродроме испытывали Ил-86, при этом взлёт осуществлялся с магнитным курсом 273° (в сторону улицы Куусинена), а посадка с курсом 093°.
С конца 1970-х, оказавшись в центре стремительно разраставшегося города, аэродром утратил своё значение, интенсивность полётов стала неуклонно снижаться.
Взлётно-посадочные полосы |
Номер |
Размеры (м) |
Покрытие |
09/27 |
1802х80 |
асфальтобетон |
16/34 |
1600х80 |
асфальтобетон |
Материалы
Орлов Г.В. «Аэропорт Внуково — Международный аэропорт союзного значения (02.07.1941)» — (повествование 17.05.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
https://ru.wikipedia.org/wiki/Внуково_(аэропорт)
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |