СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

К самолётам - поршневые [34]
Двигатели поршневые к самолетам
К самолётам - реактивные [4]
Реактивные двигатели к самолётам
К самолётам - турбовинтовые [3]
К самолётам - турбовинтовые двигатели
К самолётам - турбореактивные [2]
Турбореактивные двигатели

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ДВИГАТЕЛИ СССР » К самолётам - поршневые

М-103 — Поршневой V-образный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения (1936)

 М-103 — Поршневой V-образный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения (1936)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

 

Страна:    СССР.
Республика:    РСФСР
Город:   Рыбинск.
Название:    М-103.
Базовая модель:    М-100.
Разработчик:   В.Я. Климов.
Производитель:    Завод № 26.
Тип:    Двигатель/Мотор.
Отрасль:    ?.
Номинальная мощность:    860 л. с..
Конструкция:     Поршневой.
Эксплуатанты:    ?
Год постройки:     1934
Годы производства:    1938—1942.

Единиц произведено:    ~11 681.
Главный конструкторы:    В.Я. Климов
Инженеры‑конструкторы:    .
Стоимость единицы:    ?.

 

 

М-103 — Поршневой V-образный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения (1936)М-103 — V-образный четырёхтактный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения конструкции В.Я. Климова.

 

 

 

 

 

 

 

После образования Союза Советских Социалистических Республик

?

 

Предыстория

24 января 1934 года — После проведения серьезные испытания мотора Hispano-Suiza 12Y было подписано соглашение на поставку первых восьми моторов Hispano-Suiza 12Y.

Двигатели поставлялись в стандартном исполнении без внесенных изменения при его испытаниях при приёмке.

СССР — Союз Советских Социалистических Республик (30.12.1922 — де-юре)28 января 1934 года — 2 экземпляра типа 12Ycrs, скомпонованные под стандартную авиапушку Hispano S9, отправились в СССР

 

 

27 февраля 1934 года — Отправились в СССР остальные 6 экземпляра типа 12Ybrs.

После проведения повторных испытания на номинальной мощности 750 л.с. показали, что мотор имеет вполне серьезный ресурс.

27 марта 1934 года — Советский Союз подписал лицензионное соглашение с фирмой Hispano-Suiza. Фирма Hispano-Suiza обязывалась в течение полугода довести двигатель до заявленной мощности 860 л.с..

14 июня 1934 года — Было подписано соглашение об оказании помощи при организации производства в СССР.

Сталь-7 — (повествование)В СССР двигатель получил при производстве новое обозначение М-100, устанавливался на самолётах Сталь-7.

Выпуск двигателей был поручен В.Я. Климову - назначенному главным конструктором переоборудованного завода № 26 в Рыбинске.


 

Повествование

В 1936 году — был разработан двигатель М-103. 

В октябре 1936 года — был готов для проведения испытаний.

В 1938 году — вошёл в серию двигатель М-103 на Рыбинском заводе.

После окончания испытания двигатель был запущен в производство на Рыбинском заводе № 26.

В 1939 году — был выпущен мотор М-103А, имевший взлётную мощность 1000 л.с., на этом моторе по ряду конструктивных и технических соображений было принято нелегкое решение — изменить диаметр цилиндра со 150 до 148 мм. Нелегким оно было потому, что терялась взаимозаменяемость с моторами М-100 и М-103 по цилиндровой группе и требовалось изменение настройки станков, режущего и измерительного инструмента. Поскольку к этому времени моторы М-100, М-100А и М-103 снимались с производства, то это изменение было сравнительно безболезненно для эксплуатации.

 

Авиационные моторы М-100, М-100А и М-103 — Описание и руководство по эксплоатации за моторами — Библиотека СССРАвиационные моторы М-100, М-100А и М-103 — Описание и руководство по эксплоатации за моторами — Библиотека СССР

 

 

 

 

 

Великая Отечественная война — СССР—Германия (22.06.1941 — 09.05.1945) (повествование)

В годы Великой Отечественной Войны

В 1942 году — был выпущен последний 11 681 экземпляр.

 

Послевоенный период

?

 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ МОТОРОВ

Условное обозначение М-100 М-100А М-103
Система охлаждения Водяная Водяная Водяная
Число и расположение цилиндров 12 V-образ. под углом в 60º 12 V-образ. под углом в 60º 12 V-образ. под углом в 60º
Передаточное число редуктора 2/3 2/3 2/3
Вращение винта (смотря со стороны мотора, противоположной винту) Левое Левое Левое
Передаточное число редуктора 10 10 11
Диаметр цилиндра, мм 150 150 150
Ход поршня, мм 170 170 170
Рабочий объем всех цилиндров мотора, л 36 36 36
Степень сжатия 6 5,8 6,6
Номинальная мощность мотора в л. с, отнесенная к стандартной атмосфере соответственно не ниже 4300 м для   мотора  М-100, 3300 м для мотора М-100А и 4000 м для М-103 750 860 960
Номинальное число оборотов мотора в, мин 2400 2400 2450
Давление воздуха в мм рт. ст. за нагнетателем на номинальной и эксплоатационной мощностях 780 880 910
Эксплоатационная мощность в л. с, отнесенная к стандартной атмосфере соответственно 4300 м для М-100, 3300 м для М-100А   и   4000 для М-103 675 770 865
Число оборотов на эксплоатационной мощности в, мин 2320 2320 2350
Расход топлива в г на л. с./час на номинальной мощности (неприведённой) Не выше 280 Не выше 280 Не выше 265
Расход топлива в г на л. с./час на эксплоатационной мощности (неприведённой) Не выше 270 Не выше 265 Не выше 265
Условное обозначение М-100 М-100А М-103
Расход масла,в г на л. с./час на эксплоатационной мощности (неприведённой) Не выше 12 Не выше 12 Не выше 12
Максимальное число оборотов в, мин 2500 2500 2550
Максимальное число оборотов мотора в, мин Не выше 500
Топливо Бакинский бензин с 2,2 см3 этиловой жидкости на 1 кг бензина. Октановое число должно быть равно 85. Орбинский бензинс примесью 3,5 см3 этиловой жидкости на один кг бензина. Октановое число не ниже 91.
Масло Сураханское селективной очистки марки «СС» или  эмбенское «МДС»
Система крепления винта Фланцевый тип Фланцевый тип или под винт ВИШ-2 Под винт ВИШ-2
Система, тип и количество карбюраторов 6 карбюраторов К-100 6 карбюраторов К-100 6 карбюраторов К-100А
Система, тип и количество магнето 2 магнето Электрозавода тип БС12ПАЭ с автоматическим опережением зажигания
Тип проводов свечей Экранированные
Тип и количество свечей  Экранированные 24 шт. 4МЭГ, вып. 1937 г. и позднее ЗЭМГ Экранированные 24 шт. типа ЗЭМГ
Тип самопуска АК-40 АК-40 АК-40
Число оборотов водяной помпы в, мин при номинале 2880 2880 2940
Число оборотов масляной помпы в, мин при номинале 2880 2880 2940
Система, тип и количество бензиновых помп АМ-2 2 помпы типа БНК-5 или БНК-5Б коловратные 2 помпы типа БНК-5Б коловратные
Число оборотов бензопомп при номинальном режиме в, мин 2300 2300 или 1813 1850
Условное обозначение М-100 М-100А М-103
Число оборотов привода счётчика оборотов при номинальном режиме мотора в, мин 1200 1200 1225
Число оборотов привода синхронизатора при номинальном режиме мотора в, мин 800 800  
Система привода к динамо и число оборотов последнего при номинальном режиме мотора в, мин Выключающийся с п—5600 Невыключающийся с п—5600 Невыключающийся с п—5716
Мощность динамо в, ваттах 1000 1000 1000
Система регулировки давления за нагнетателем Автоматический регулятор Автоматический регулятор Автоматический регулятор
Вес сухого мотора в, кг Не выше 470 Не выше 477—495 Не выше 495
Вес мотора с водой и маслом в системах охлаждения и смазки не выше в, кг 503 510—530 530
Габаритные размеры мотора в, мм
     Длина
     Ширина
     Высота

 

 
1723
764
935
 
1723—1971,4
764
935—942,3
 
1971,4
764
942,3
Прокачка водяной помпы при номинальном режиме мотора ,в л/мин От 500 до 700
Температура воды при входе в мотор в, °С От 50 до 75
Температура воды при выходе в мотора в, °С От 60 до 85
Перепад температур воды в, °С (между входом её в мотор и выходом из мотора, при номинальном режиме мотора) Не больше 13 Не больше 13
Теплоотдача в воду при номинальном режиме мотора в, кал/мин Не выше 6200 6920
Прокачка масляной помпы при номинальном режиме мотора ,в л/мин От 14 до 20 От 22 до 37
Температура масла при входе в мотор в, °С От 40 до 60 От 40 до 60
Температура масла при выходе из мотора в, °С От 70 до 110 От 70 до 110
Условное обозначение М-100 М-100А М-103
Перепад температур масла (между входом его мотор и выходом из мотора) при номинальном режиме мотора в, °С Не выше 65 Не выше 75
Теплоотдача масла на номинальном режиме в, кал/мин Не выше 600 670
Давление масла в главном маслопроводе на режимах номинальной и эксплотационной мощностей в, кг/см2 от 3 до 5, при ВИШ-2 от 4 до 6 4—7
На малом газу в, кг/см2 Не менее 1,5 1,5
Давление топлива перед карбюратором в, кг/см2 От 0,1 до 0,32 0,1 до 0,32
Перепад температур воздуха между входом в нагнетатель и выходом из него при номинальном режиме мотора в, °С Не выше 85 Не выше 112
Регулировка карбюраторов для летнего и зимнего времени М-100 М-100А М-103
Диффузор 46 46 46
Главный жиклёр 2,4 2,6 2,7
Жиклёр равновесия 2,0 2,0 2,0
Пусковой жиклёр 1,0 1,0—0,95 0,95
Главный воздушный жиклёр 4,0 4,0 4,0
Регулировка зажигания При установке на раннее зажигания должно быть ровно 32º. При установки на позднее зажигание опережения зажигания должно соответствовать данным, указанным в паспорте магнето Раннее зажигание 29±1º. Позднее устанавливается автоматически

 

 

Различия в основных данных различных модификаций мотора М-100, М-100А и М-103

Д а н н ы е Т и п   м о т о р о в
М-100 М-100А М-103
Нормальная мощность на расчётной    
высоте, в л. с
750 860 960
Расчётная высота, в м 4300 3300 4000
Номинальное число оборотов мотора    
в минуту
2400 2400 2450
Давление воздуха за нагнетателем при номинальной мощности, в мм рт. ст 780 880 910
Максимально допущенное число оборотов в минуту 2500 2500 2550
Эксплоатационная мощность на расчётной высоте, в л. с 675 770 860
Обороты мотора на эксплоатационной мощности в минуту 2320 2320 2350
Топливо Бакинский бензин II сорта с примесью 1,5 см3 этиловой жидкости на 1 кг топлива Бакинский бензин II сорта с примесью 2,2 см3 этиловой жидкости на 1 кг топлива Орский бензин с примесью 3,5 см3 этиловой жидкости на 1 кг топлива
Октановое число топлива не ниже 83 85 91
Вес сухого мотора, в кг 470 477—495 привале винта под ВИШ-2 495
Г а з о р а с п р е д е л е н и е:  
Начало впуска до ВМТ, в °С
 
6—13 6—13 17—27
Конец впуска после ВМТ, в °С 55- 62 55- 62 75- 82
Начало выпуска до НМТ, в °С 56— 63 56— 63 56— 63
Конец выпуска после НМТ, в °С 14—24 14—24 18—25
Фаза всасывания, в °С 250 250 250
Фаза выхлопа, в °С 260 260 280
Подъём клапана впуска, в мм 13 13 15
Подъём клапана выпуска, в мм 13 13 13
Бензиновые помпы АМ-2 БНК-5 БНК-5
Передаточное число к бензиновым помпам 0,96 0,96—0,74 0,74
Диаметр главного жиклёра,в мм 2,4 2,6 2,6
Давление масла в моторе, в кг/см2 3—5 4—6 4—7
Прокачка масла через мотор на номинальной мощности,в л\мин 14-20 14-20 22-37
Теплоотдача в масло при номинальной мощности, в кал Не выше 600 Не выше 600 Не выше 670
Теплоотдача в воду при номинальной мощности, в кал Не выше 6200 Не выше 6200 Не выше 6920
Степень сжатия 6 5,85 6,6
Удельный расход горючего на номинале г/л. с. ч. 280 280 280

                
Примечание: Остальные данные моторов остаются для всех модификаций одинаковыми.                

 

ЗАПУСК И ЭКСПЛОАТАЦИЯ МОТОРОВ М-100, М-100А и М-103 ЗИМОЙ

 Общая часть

Настоящее указание имеет целью ознакомить технический персонал, обслуживающий моторы М-100, М-100А и М-103, с мерами предохранения мотора от замораживания и других дефектов, вызываемых неправильным обслуживанием винтомоторной группы, в зимних условиях.

При хранении самолёта в холодных ангарах или вне их работа с мотором требует особого внимания перед запуском мотора, во время запуска, в первые минуты работы и при остановке мотора после полётов.

Правильная подготовка мотора обеспечивает лёгкий запуск. Нормальный прогрев сохраняет мотор и обеспечивает хорошую заботу мотора в течение всего срока службы.

Ниже изложены правила по запуску мотора при низких температурах окружающего воздуха. Правила предусматривают охлаждение мотора водой без специальных примесей.

 

Прил. 6. Вид сбоку, габаритный чертёж мотора М-103

Прил. 6. Вид сбоку, габаритный чертёж мотора М-103

 

Прил. 7. Вид сбоку и сзади мотора М-103 Прил. 8. Вид спереди мотора М-103
   
Прил. 7. Вид сбоку и сзади мотора М-103 Прил. 8. Вид спереди мотора М-103

 


Прил. 6. Вид сверху, габаритный чертёж мотора М-103

Прил. 9. Вид сверху, габаритный чертёж мотора М-103

Прил. 19. Высотные характеристики мотора М-103 по оборотам

Прил. 19. Высотные характеристики мотора М-103 по оборотам

 

Вклад. 3. Продольный разрез мотора М-103

Вклад. 3. Продольный разрез мотора М-103

 

Вклад. 4. Поперечный разрез мотора М-103

Вклад. 4. Поперечный разрез мотора М-103

 

 


 

 

 

Ордена СССРНаграды

  • ?

 

 

 

Мифы, события, факты 

1. ?

 

Материалы

Орлов Г.В. «М-103 — Поршневой V-образный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения (1936)» (повествование 15.05.2025).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/dvigateli_sssr/0-13

https://ussr-cccp.moy.su/publ/dvigateli_sssr/k_samoljotam_porshnevye/aviadvigateli_porshnevye/146-1-0-121


 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/dvigateli_sssr/k_samoljotam_porshnevye/aviadvigateli_porshnevye/146-1-0-121
Категория: К самолётам - поршневые | Добавил: soviet-union-ussr (15.05.2025) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 33 | Теги: Орлов Геннадий Викторович, водяного охлаждения, Поршневой V-образный 12-цилиндровый, М-103 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей