М-103 — Поршневой V-образный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения (1936)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Республика: РСФСР
Город: Рыбинск.
Название: М-103.
Базовая модель: М-100.
Разработчик: В.Я. Климов.
Производитель: Завод № 26.
Тип: Двигатель/Мотор.
Отрасль: ?.
Номинальная мощность: 860 л. с..
Конструкция: Поршневой.
Эксплуатанты: ?
Год постройки: 1934
Годы производства: 1938—1942.
Единиц произведено: ~11 681.
Главный конструкторы: В.Я. Климов
Инженеры‑конструкторы: .
Стоимость единицы: ?.
М-103 — V-образный четырёхтактный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения конструкции В.Я. Климова.
После образования Союза Советских Социалистических Республик
?
Предыстория
24 января 1934 года — После проведения серьезные испытания мотора Hispano-Suiza 12Y было подписано соглашение на поставку первых восьми моторов Hispano-Suiza 12Y.
Двигатели поставлялись в стандартном исполнении без внесенных изменения при его испытаниях при приёмке.
28 января 1934 года — 2 экземпляра типа 12Ycrs, скомпонованные под стандартную авиапушку Hispano S9, отправились в СССР.
27 февраля 1934 года — Отправились в СССР остальные 6 экземпляра типа 12Ybrs.
После проведения повторных испытания на номинальной мощности 750 л.с. показали, что мотор имеет вполне серьезный ресурс.
27 марта 1934 года — Советский Союз подписал лицензионное соглашение с фирмой Hispano-Suiza. Фирма Hispano-Suiza обязывалась в течение полугода довести двигатель до заявленной мощности 860 л.с..
14 июня 1934 года — Было подписано соглашение об оказании помощи при организации производства в СССР.
В СССР двигатель получил при производстве новое обозначение М-100, устанавливался на самолётах Сталь-7.
Выпуск двигателей был поручен В.Я. Климову - назначенному главным конструктором переоборудованного завода № 26 в Рыбинске.
Повествование
В 1936 году — был разработан двигатель М-103.
В октябре 1936 года — был готов для проведения испытаний.
В 1938 году — вошёл в серию двигатель М-103 на Рыбинском заводе.
После окончания испытания двигатель был запущен в производство на Рыбинском заводе № 26.
В 1939 году — был выпущен мотор М-103А, имевший взлётную мощность 1000 л.с., на этом моторе по ряду конструктивных и технических соображений было принято нелегкое решение — изменить диаметр цилиндра со 150 до 148 мм. Нелегким оно было потому, что терялась взаимозаменяемость с моторами М-100 и М-103 по цилиндровой группе и требовалось изменение настройки станков, режущего и измерительного инструмента. Поскольку к этому времени моторы М-100, М-100А и М-103 снимались с производства, то это изменение было сравнительно безболезненно для эксплуатации.
Авиационные моторы М-100, М-100А и М-103 — Описание и руководство по эксплоатации за моторами — Библиотека СССР

В годы Великой Отечественной Войны
В 1942 году — был выпущен последний 11 681 экземпляр.
Послевоенный период
?
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ МОТОРОВ
Условное обозначение |
М-100 |
М-100А |
М-103 |
Система охлаждения |
Водяная |
Водяная |
Водяная |
Число и расположение цилиндров |
12 V-образ. под углом в 60º |
12 V-образ. под углом в 60º |
12 V-образ. под углом в 60º |
Передаточное число редуктора |
2/3 |
2/3 |
2/3 |
Вращение винта (смотря со стороны мотора, противоположной винту) |
Левое |
Левое |
Левое |
Передаточное число редуктора |
10 |
10 |
11 |
Диаметр цилиндра, мм |
150 |
150 |
150 |
Ход поршня, мм |
170 |
170 |
170 |
Рабочий объем всех цилиндров мотора, л |
36 |
36 |
36 |
Степень сжатия |
6 |
5,8 |
6,6 |
Номинальная мощность мотора в л. с, отнесенная к стандартной атмосфере соответственно не ниже 4300 м для мотора М-100, 3300 м для мотора М-100А и 4000 м для М-103 |
750 |
860 |
960 |
Номинальное число оборотов мотора в, мин |
2400 |
2400 |
2450 |
Давление воздуха в мм рт. ст. за нагнетателем на номинальной и эксплоатационной мощностях |
780 |
880 |
910 |
Эксплоатационная мощность в л. с, отнесенная к стандартной атмосфере соответственно 4300 м для М-100, 3300 м для М-100А и 4000 для М-103 |
675 |
770 |
865 |
Число оборотов на эксплоатационной мощности в, мин |
2320 |
2320 |
2350 |
Расход топлива в г на л. с./час на номинальной мощности (неприведённой) |
Не выше 280 |
Не выше 280 |
Не выше 265 |
Расход топлива в г на л. с./час на эксплоатационной мощности (неприведённой) |
Не выше 270 |
Не выше 265 |
Не выше 265 |
Условное обозначение |
М-100 |
М-100А |
М-103 |
Расход масла,в г на л. с./час на эксплоатационной мощности (неприведённой) |
Не выше 12 |
Не выше 12 |
Не выше 12 |
Максимальное число оборотов в, мин |
2500 |
2500 |
2550 |
Максимальное число оборотов мотора в, мин |
Не выше 500 |
Топливо |
Бакинский бензин с 2,2 см3 этиловой жидкости на 1 кг бензина. Октановое число должно быть равно 85. |
Орбинский бензинс примесью 3,5 см3 этиловой жидкости на один кг бензина. Октановое число не ниже 91. |
Масло |
Сураханское селективной очистки марки «СС» или эмбенское «МДС» |
Система крепления винта |
Фланцевый тип |
Фланцевый тип или под винт ВИШ-2 |
Под винт ВИШ-2 |
Система, тип и количество карбюраторов |
6 карбюраторов К-100 |
6 карбюраторов К-100 |
6 карбюраторов К-100А |
Система, тип и количество магнето |
2 магнето Электрозавода тип БС12ПАЭ с автоматическим опережением зажигания |
Тип проводов свечей |
Экранированные |
Тип и количество свечей |
Экранированные 24 шт. 4МЭГ, вып. 1937 г. и позднее ЗЭМГ |
Экранированные 24 шт. типа ЗЭМГ |
Тип самопуска |
АК-40 |
АК-40 |
АК-40 |
Число оборотов водяной помпы в, мин при номинале |
2880 |
2880 |
2940 |
Число оборотов масляной помпы в, мин при номинале |
2880 |
2880 |
2940 |
Система, тип и количество бензиновых помп |
АМ-2 |
2 помпы типа БНК-5 или БНК-5Б коловратные |
2 помпы типа БНК-5Б коловратные |
Число оборотов бензопомп при номинальном режиме в, мин |
2300 |
2300 или 1813 |
1850 |
Условное обозначение |
М-100 |
М-100А |
М-103 |
Число оборотов привода счётчика оборотов при номинальном режиме мотора в, мин |
1200 |
1200 |
1225 |
Число оборотов привода синхронизатора при номинальном режиме мотора в, мин |
800 |
800 |
|
Система привода к динамо и число оборотов последнего при номинальном режиме мотора в, мин |
Выключающийся с п—5600 |
Невыключающийся с п—5600 |
Невыключающийся с п—5716 |
Мощность динамо в, ваттах |
1000 |
1000 |
1000 |
Система регулировки давления за нагнетателем |
Автоматический регулятор |
Автоматический регулятор |
Автоматический регулятор |
Вес сухого мотора в, кг |
Не выше 470 |
Не выше 477—495 |
Не выше 495 |
Вес мотора с водой и маслом в системах охлаждения и смазки не выше в, кг |
503 |
510—530 |
530 |
Габаритные размеры мотора в, мм
|
|
|
1723—1971,4 |
764 |
935—942,3 |
|
|
Прокачка водяной помпы при номинальном режиме мотора ,в л/мин |
От 500 до 700 |
Температура воды при входе в мотор в, °С |
От 50 до 75 |
Температура воды при выходе в мотора в, °С |
От 60 до 85 |
Перепад температур воды в, °С (между входом её в мотор и выходом из мотора, при номинальном режиме мотора) |
Не больше 13 |
Не больше 13 |
Теплоотдача в воду при номинальном режиме мотора в, кал/мин |
Не выше 6200 |
6920 |
Прокачка масляной помпы при номинальном режиме мотора ,в л/мин |
От 14 до 20 |
От 22 до 37 |
Температура масла при входе в мотор в, °С |
От 40 до 60 |
От 40 до 60 |
Температура масла при выходе из мотора в, °С |
От 70 до 110 |
От 70 до 110 |
Условное обозначение |
М-100 |
М-100А |
М-103 |
Перепад температур масла (между входом его мотор и выходом из мотора) при номинальном режиме мотора в, °С |
Не выше 65 |
Не выше 75 |
Теплоотдача масла на номинальном режиме в, кал/мин |
Не выше 600 |
670 |
Давление масла в главном маслопроводе на режимах номинальной и эксплотационной мощностей в, кг/см2 |
от 3 до 5, при ВИШ-2 от 4 до 6 |
4—7 |
На малом газу в, кг/см2 |
Не менее 1,5 |
1,5 |
Давление топлива перед карбюратором в, кг/см2 |
От 0,1 до 0,32 |
0,1 до 0,32 |
Перепад температур воздуха между входом в нагнетатель и выходом из него при номинальном режиме мотора в, °С |
Не выше 85 |
Не выше 112 |
Регулировка карбюраторов для летнего и зимнего времени |
М-100 |
М-100А |
М-103 |
Диффузор |
46 |
46 |
46 |
Главный жиклёр |
2,4 |
2,6 |
2,7 |
Жиклёр равновесия |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Пусковой жиклёр |
1,0 |
1,0—0,95 |
0,95 |
Главный воздушный жиклёр |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Регулировка зажигания |
При установке на раннее зажигания должно быть ровно 32º. При установки на позднее зажигание опережения зажигания должно соответствовать данным, указанным в паспорте магнето |
Раннее зажигание 29±1º. Позднее устанавливается автоматически |
Различия в основных данных различных модификаций мотора М-100, М-100А и М-103
Д а н н ы е |
Т и п м о т о р о в |
М-100 |
М-100А |
М-103 |
Нормальная мощность на расчётной
высоте, в л. с |
750 |
860 |
960 |
Расчётная высота, в м |
4300 |
3300 |
4000 |
Номинальное число оборотов мотора
в минуту |
2400 |
2400 |
2450 |
Давление воздуха за нагнетателем при номинальной мощности, в мм рт. ст |
780 |
880 |
910 |
Максимально допущенное число оборотов в минуту |
2500 |
2500 |
2550 |
Эксплоатационная мощность на расчётной высоте, в л. с |
675 |
770 |
860 |
Обороты мотора на эксплоатационной мощности в минуту |
2320 |
2320 |
2350 |
Топливо |
Бакинский бензин II сорта с примесью 1,5 см3 этиловой жидкости на 1 кг топлива |
Бакинский бензин II сорта с примесью 2,2 см3 этиловой жидкости на 1 кг топлива |
Орский бензин с примесью 3,5 см3 этиловой жидкости на 1 кг топлива |
Октановое число топлива не ниже |
83 |
85 |
91 |
Вес сухого мотора, в кг |
470 |
477—495 привале винта под ВИШ-2 |
495 |
Г а з о р а с п р е д е л е н и е: |
|
Начало впуска до ВМТ, в °С
|
6—13 |
6—13 |
17—27 |
Конец впуска после ВМТ, в °С |
55- 62 |
55- 62 |
75- 82 |
Начало выпуска до НМТ, в °С |
56— 63 |
56— 63 |
56— 63 |
Конец выпуска после НМТ, в °С |
14—24 |
14—24 |
18—25 |
Фаза всасывания, в °С |
250 |
250 |
250 |
Фаза выхлопа, в °С |
260 |
260 |
280 |
Подъём клапана впуска, в мм |
13 |
13 |
15 |
Подъём клапана выпуска, в мм |
13 |
13 |
13 |
Бензиновые помпы |
АМ-2 |
БНК-5 |
БНК-5 |
Передаточное число к бензиновым помпам |
0,96 |
0,96—0,74 |
0,74 |
Диаметр главного жиклёра,в мм |
2,4 |
2,6 |
2,6 |
Давление масла в моторе, в кг/см2 |
3—5 |
4—6 |
4—7 |
Прокачка масла через мотор на номинальной мощности,в л\мин |
14-20 |
14-20 |
22-37 |
Теплоотдача в масло при номинальной мощности, в кал |
Не выше 600 |
Не выше 600 |
Не выше 670 |
Теплоотдача в воду при номинальной мощности, в кал |
Не выше 6200 |
Не выше 6200 |
Не выше 6920 |
Степень сжатия |
6 |
5,85 |
6,6 |
Удельный расход горючего на номинале г/л. с. ч. |
280 |
280 |
280 |
Примечание: Остальные данные моторов остаются для всех модификаций одинаковыми.
ЗАПУСК И ЭКСПЛОАТАЦИЯ МОТОРОВ М-100, М-100А и М-103 ЗИМОЙ
Общая часть
Настоящее указание имеет целью ознакомить технический персонал, обслуживающий моторы М-100, М-100А и М-103, с мерами предохранения мотора от замораживания и других дефектов, вызываемых неправильным обслуживанием винтомоторной группы, в зимних условиях.
При хранении самолёта в холодных ангарах или вне их работа с мотором требует особого внимания перед запуском мотора, во время запуска, в первые минуты работы и при остановке мотора после полётов.
Правильная подготовка мотора обеспечивает лёгкий запуск. Нормальный прогрев сохраняет мотор и обеспечивает хорошую заботу мотора в течение всего срока службы.
Ниже изложены правила по запуску мотора при низких температурах окружающего воздуха. Правила предусматривают охлаждение мотора водой без специальных примесей.

Прил. 6. Вид сбоку, габаритный чертёж мотора М-103
 |
 |
|
|
Прил. 7. Вид сбоку и сзади мотора М-103 |
Прил. 8. Вид спереди мотора М-103 |

Прил. 9. Вид сверху, габаритный чертёж мотора М-103

Прил. 19. Высотные характеристики мотора М-103 по оборотам

Вклад. 3. Продольный разрез мотора М-103

Вклад. 4. Поперечный разрез мотора М-103
Награды
Мифы, события, факты
1. ?
Материалы
Орлов Г.В. «М-103 — Поршневой V-образный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения (1936)» (повествование 15.05.2025).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/dvigateli_sssr/0-13
https://ussr-cccp.moy.su/publ/dvigateli_sssr/k_samoljotam_porshnevye/aviadvigateli_porshnevye/146-1-0-121
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/dvigateli_sssr/k_samoljotam_porshnevye/aviadvigateli_porshnevye/146-1-0-121 |