Симферополь (Гвардейское) — Аэродром Советской авиации СССР (1933)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Расположение: Крымская область, РСФСР, УССР.
Дата открытия: (1933)
Тип: Военный.
Эксплуатант: ?.
Высота НУМ: 146 м.
Часовой пояс: UTC+ 2, Мск.+0.
ИАТА: .
ИКАО: .
Внутр. код: .
Время работы: Круглосуточно.
Координаты:
Симферополь (Гвардейское) — Аэродром в Крымской области, в 24 км севернее Симферополя РСФСР с 1954 года Украинская ССР.
Повествование
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1933 году — основан аэродром Сарабуз. На аэродроме базируется учебная эскадрилья ВВС РККА,
летавшей на самолётах У-2.
С 1935 по 1938 год — на аэродроме дислоцировалась 44-я отдельная скоростная бомбардировочная эскадрилья на СБ и Р-5.
В 1936 году — на аэродроме Сарабуз были сформированы 64-я и 66-я отдельные скоростные бомбардировочные авиационные эскадрильи на самолётах СБ.
В 1938 году — из отдельных эскадрилий был сформирован 40-й скоростной бомбардировочный авиационный полк пяти-эскадрильного состава на аэродроме Сарабуз.
В 1939 году — была сформирована 63-я бомбардировочная авиационная бригада в составе двух полков — 2-й минно-торпедный авиационный полк и 40-й бомбардировочный полк. Управление бригады и полки базировались на аэродроме Сарабуз. На вооружении были самолёты СБ и ДБ-3.
В годы Великой Отечественной Войны
С началом Великой Отечественной войны бригада выполняла вылеты, нанося удары по территории Румынии и по целям в море, а также ведя воздушную разведку.
Осенью 1941 года — в связи с захватом значительной территории Крыма немецкими войсками, 63-я БАБ перелетела на восток, на аэродромы Краснодарского края. После захвата Севастополя немецко-фашистскими войсками на аэродроме располагалась авиабаза Люфтваффе.
15 ноября 1944 года — На основании приказа КЧФ № 0906 от 06 ноября 1944 года — на аэродроме Сарабуз была сформирована 39-я отдельная авиационная эскадрилья ночных истребителей. На вооружении эскадрильи были специально переоборудованные самолёты А-20 в варианте истребителя с дополнительным топливным баком на 1036 литров и радиолокатором «Гнейс». За характерный внешний вид утыканные антеннами самолёты называли «ершами».
В конце 1944 года — на аэродром Сарабуз с аэродрома Саки перелетел 5-й гв. минно-торпедный авиационный полк (МТАП) Черноморского флота.
С 13 февраля по 15 апреля 1945 года — На базе 5-го гв. МТАП проходили войсковые испытания нового торпедоносца Ту-2Т.
Послевоенный период
Летом 1945 года — эскадрилья числилась в ВВС ТОФ (подготовка к войне с Японией), но продолжала дислоцироваться на аэродроме.
С 1947 года по 1948 год — эскадрилья входила в состав 4-й ИАД ВВС ЧФ без изменения места дислокации, затем передислоцировалась на аэродром Кача и вскоре была передана в состав ВВС Балтийского флота.
По состоянию на 01 сентября 1948 года — на аэродроме дислоцировался 326-й ИАП 4-й ИАД ВВС ЧФ
В 1951 году — в гарнизон поступили новые самолёты Ту-14Т. В 5-й гв. МТАП проводились войсковые испытания самолёта, затем полк стал лидерным.
С 1951 года по 1953 год — в Гвардейском лётчиками-испытателями Амет-Хан Султаном, С.Н. Анохиным, Ф.И. Бурцевым и В.Г. Павловым были проведены лётные испытания первой советской противокорабельной ракеты КС-1 Комета. Этому событию посвящён памятник, установленный на территории гарнизона.
В 1953 году — на аэродроме была сформирована 27-я отдельная специальная часть для испытаний первой в СССР ракетной системы «Комета», командир части — генерал-майор авиации Казаков М. П.
30 августа 1955 года — Согласно Директиве Главного штаба ВМФ на базе 27-й учебной спецчасти формируется 124-й ТБАП ДД, с парком из:
- 12- Ту-4КС,
- 8- Ту-4,
2- МиГ-15СДК,
- МиГ-15УТИ,
Ли-2,
- По-2.
Это был первый в авиации ВМФ полк ракетоносцев.
30 августа 1955 года — На основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/4/53280 на аэродроме Гвардейское было сформировано управление 88-й тяжелобомбардировочной дивизии специального назначения. В состав дивизии вошли: 124-й ТБАП, 5-й гв. МТАП СпН, 32-й отдельный отряд управления, 33-й отдельный истребительный отряд СпН на МиГ-17СДК. В задачи дивизии входило всестороннее испытание самолётов-носителей и крылатой ракеты КС. 32-й отряд управления, помимо пассажирских перевозок, занимался доставкой грузов и почты. В дальнейшем при управлении дивизии был сформирован отряд из двух спасательных самолётов Ту-16С «Фрегат».
В 1957 году — дивизия была переименована в 88-ю минно-торпедную авиационную дивизию ДД с дислокацией управления дивизии, 5-й гв. МТАП ДД и 124-й МТАП ДД на аэродроме Гвардейское.
В 1961 году — управление 88-й МТАД было расформировано, отряд спасательных самолётов переподчинён 124-му МРАП без изменения места дислокации.
До 1960 года — на аэродроме дислоцировался транспортный авиационный отряд управления 2-й гв. МТАД на самолётах Ан-2, Як-12 и Як-18.
В 1966 году — спасательный отряд 124-го полка был выделен в самостоятельное подразделение — 65-й отдельный авиационный отряд спасательных самолётов. Отряд проработал ориентировочно до 1985 года, затем был расформирован, самолёты переданы в полк, спасательное оборудование было демонтировано.
В 1971 году — на аэродроме Гвардейское была вновь сформирована прославленная 2-я гвардейская морская ракетоносная Севастопольская авиационная дивизия им. Н.А. Токарева (бывшая 63-я авиационная бригада). В составе дивизии находились 5-й МРАП, 124-й МРАП и 943-й МРАП.
На аэродроме размещался отряд управления дивизии, который к началу 1980-х годов был укомплектован двумя самолётами Ту-104,
Ан-26 и Ан-2 и выполнял пассажирские и транспортные перевозки в интересах командования флота, ВВС и управления дивизии.
После катастрофы Ту-104 ВВС ТОФ на аэродроме Пушкин Ту-104 были списаны, взамен пришли Ту-134.
По состоянию на 1980 год — в Гвардейском находились управление 2-й гв. МРАД и 124-й МРАП (из состава дивизии), 135-е ОППСМ, 65-й АОСС.
В 1989 году — 124-й морской ракетоносный полк был расформирован, что положило начало очередному сокращению морской авиации. В гарнизоне продолжало оставаться управление 2-й гв. ракетоносной дивизии, которая теперь стала двухполкового состава, и транспортный отряд управления дивизии.
С июня 1990 года — в Гвардейском дислоцировался 43-й Севастопольский Краснознаменный ордена Кутузова истребительный авиационный полк.
Материалы
Орлов Г.В. «Симферополь (Гвардейское) — Аэродром Советской авиации СССР (1933)» — (повествование 09.05.2025).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/aehrodromy_sssr/aehrodromy_sssr/227-1-0-687
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/aehrodromy_sssr/aehrodromy_sssr/227-1-0-687 |