Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации — ГосНИИ ГА (27.07.1964)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР
Расположение: Москва.
Основан: 04.10.1930.
Создан: 27.07.1964.
Приказ: ?.
Адрес: 125438, Москва, ул. Михалковская, д.67, корп.1
Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» — ГосНИИ ГА) — Указом Президиума Верховного Совета СССР на базе НИИ ГВФ и ГосНИИ ГВФ при Совете Министров СССР.
Предыстория
После победы Великой Октябрьской Революции
04 октября 1930 года — Приказом № 94 Главной инспекции гражданского воздушного флота был создан Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ).
Основной задачей НИИ ГВФ было проектирование и постройка опытных цельнометаллических пассажирских самолётов, испытания и ввод их в эксплуатацию.
С 1930 года по 1936 год — в институте были спроектированы и испытаны самолёты:
★ «Сталь-2».
★ «Сталь-3».
★ «Сталь-6».
★ «Сталь-7» Пассажирский.
★ДАР (дальний арктический разведчик), экспериментальный.
★ «Энерж-6» Сталь марки.
Отставание в двигателестроении было фактически ликвидировано. Срочно расширялась сеть учебных заведений.
В течение 1931 года — в ГВФ их было создано 15 учебные заведения ГВФ.
Всего в 1931 году —учебные заведения ГВФ смогли выпустить 1108 авиаспециалистов.
04 июля 1932 года — В целях более успешного решения задач по созданию новой авиационной техники НИИ ГВФ был дополнен тремя самостоятельными научно-исследовательскими институтами:
- ★ Самолётный (СНИИ),
- ★ Авиадвигательный (НИИАД) с филиалами в Киеве и Харькове.
- ★ НИИ специальных служб и наземного оборудования (НИИСС ГВФ).
В Ленинграде начал действовать Научно-исследовательский институт аэрофотосъёмки.
Кроме самолётов гражданский флот получил собственные моторы:
воздушного охлаждения конструкции А.А. Бессонова.
Позднее получил моторы:
- М-17,
водяного охлаждения конструкции А.А.Микулина.
К 1933 году — согласно плану, в ГВФ должно было быть:
- 277 самолётов.
- 170 пилотов.
- 50 инженеров.
- 440 техников.
- 210 механиков.
В то время ГВФ СССР имел на линиях всего:
- 60 самолётов,
- 42 аэродрома,
- 46 посадочных площадок,
- 50 пилотов,
- 45 бортмехаников,
- 47 мотористов,
- 64 человека технического персонала.
К 1933 году — ГВФ СССР имел на линиях всего:
- 60 самолётов,
- 42 аэродрома,
- 46 посадочных площадок,
- 50 пилотов,
- 45 бортмехаников,
- 47 мотористов,
- 64 человека технического персонала.
Также предусматривалось увеличение протяжённости воздушной сети СССР, особенно на стратегических направлениях, до 45 тыс. км и значительное повышение доходности линий.
Наряду с созданием новых пассажирских самолётов собственной разработки НИИ ГВФ провёл комплексные испытания новых самолётов, созданных известными Советскими авиаконструкторами:
- А.Н. Туполевым,
- Н.Н. Поликарповым,
- А.С. Яковлевым,
- В.Б. Шавровым,
- К.А. Калининым,
Г.М. Бериевым.
А промышленность обеспечила их производство:
★АНТ-9 (ПС-9).
★У-2 (По-2).
★ Р-5.
★ Ш-2.
★ Ш-5.
★ Як-6.
★ К-5.
★ ХАИ-1.
★ МП-1.
★ МП-7.
★ Г-1А.
и др. За создание и внедрение новых самолётов большая группа работников НИИ ГВФ была награждена орденами СССР
В 1936 году — в целях концентрации сил и экономии средств, стандартизации и унификации производства правительственным решением функции проектирования и создания воздушных судов для гражданского воздушного флота были переданы авиационной промышленности, а на НИИ ГВФ возложены задачи определения перспектив гражданского воздушного флота, разработки технических требований на новые воздушные суда гражданского назначения, проведения государственных и эксплуатационных испытаний новых воздушных судов и внедрения их на воздушные линии, научной разработки вопросов летной и технической эксплуатации, новых технологий авиахимических работ для защиты и повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
В предвоенные годы по техническим требованиям НИИ ГВФ были созданы и испытаны пассажирские самолёты:
★ ПС-35.
★ ПС-84.
★ ПС-89.
★ АНТ-20.
Почтовые:
★ ПС-40.
★ ПС-41.
★ ПС-43.
Учебно-тренировочные самолёты:
★ УТ-1.
★ УТ-2.
В годы Великой Отечественной Войны
?
Послевоенный период
Проведены работы по переоборудованию ряда военных самолётов для нужд гражданского воздушного флота. В годы Великой отечественной войны НИИ ГВФ полностью переключил свою тематику на обеспечение нужд обороны страны. Решались проблемы установки вооружения на гражданских самолётах, их использования в военных действиях, ремонта и восстановления пострадавшей авиатехники. В послевоенные годы НИИ ГВФ провёл комплекс работ по испытанию и внедрению в эксплуатацию новых типов самолётов:
★ Ан-2.
★ Ил-12.
★ Ил-14.
★ Як-12.
05 августа 1954 года — НИИ ГВФ был придан статус государственного. Приказом ГУ ГВФ в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от Теперь он стал называться Государственным научно-исследовательским институтом гражданского воздушного флота — ГосНИИ ГВФ. При этом он был отнесен к научным институтам первой категории.
С 1956 года по 1965 год — ГосНИИ ГВФ совместно с конструкторскими бюро страны были проведены широкомасштабные научные исследования и лётно-испытательные работы, в результате которых были сконструированы и введены в эксплуатацию самолёты:
★ Ан-10.
★ Ан-24.
★ Ил-18.
★ Ту-104.
★ Ту-114.
★ Ту-124.
В ноябре 1962 года — приказом ГУ ГВФ ГосНИИ ГВФ был утверждён в качестве головного в системе Аэрофлота: на институт возлагалась ответственность за координацию научно-исследовательских работ в отрасли. В связи с этим в ГосНИИ ГВФ был создан научно-координационный совет.
В 1964 году — в гражданской авиации произошли большие организационные преобразования.
Повествование
27 июля 1964 года — В целях улучшения руководства гражданским воздушным флотом и обеспечения его дальнейшего развития. Указом Президиума Верховного Совета СССР на базе ГУ ГВФ при Совете Министров СССР было образовано общесоюзное Министерство гражданской авиации СССР (МГА СССР). Институт стал именоваться «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ГосНИИ ГА).
В 1964 году — на новом вертолёте Ми-6 лётчики ГосНИИ ГА провели уникальные работы на Ярославском шинном заводе по установке 17 вулканизаторов весом около 6 тонн каждый, проторив дорогу летчикам эксплуатационных предприятий по проведению аналогичных строительно-монтажных работ.
В 1967 году —постановлением Правительства на ГосНИИ ГА было возложено проведение испытаний всей новой авиационной техники для гражданской авиации.
С 1966 года по 1975 год —по техническим требованиям, разработанным ГосНИИ ГА и с непосредственным участием института были созданы, испытаны и внедрены в эксплуатацию на воздушных линиях реактивные самолёты нового поколения:
★ Ил-62.
★ Ту-134.
★ Ту-154.
★ Як-40.
Модифицированные самолёты:
★ Ан-12БН.
★ Ан-24РВ.
★ Ан-26.
★ Ан-30.
★ Як-18Т.
Новые вертолёты:
★ Ми-2.
★ Ми-6.
★ Ми-8.
★ Ка-26.
Были проведены научно-исследовательские работы и летные испытания по снижению посадочных метеоминимумов основных типов самолётов гражданской авиации и созданию оборудования систем автоматического управления полётом для самолётов: Ту-134, Ту-154, Ил-62М и другие работы, направленные на повышение безопасности полётов.
В ГосНИИ ГА были развернуты широкомасштабные медицинские исследования, направленные на поддержание здоровья летного состава гражданской авиации и увеличения сроков его летной деятельности.
За большой вклад в развитие гражданской авиации, достижения в испытании и внедрении новой авиационной техники ГосНИИ ГА в 1973 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В период 1976—1985 гг. ГосНИИ ГА успешно продолжил работы по научному сопровождению создания и внедрения в эксплуатацию новых типов воздушны судов. Были проведены государственные и эксплуатационные испытания сверхзвукового пассажирского самолёта:
★ Ту-144.
Институт испытал и ввёл в эксплуатацию новый широкофюзеляжный самолёт большой пассажировместимости:
★ Ил-86.
Среднемагистральный самолёт:
★ Як-42.
Самолёт местных авиалиний:
★ Л-410УВП.
Грузовые самолёты:
★ Ил-76МД.
★ Ан-26Б.
★ Ту-154С.
Самолёт для мониторинга посевов и урожайности сельскохозяйственных культур:
★ Ту-134СХ.
Дальний океанический разведчик рыбы:
★ Ил-18ДОРР.
Самолёт для метео-исследований:
★ Ан-30М.
Вертолёт кран:
★ Ми-10К.
В этот период институтом испытаны и внедрены новые комплексные тренажеры самолётов:
★ Ту-154Б.
★ Ил-86.
★ Як-42.
★ Як-18Т.
★ Ан-2.
Вертолётов:
★ Ми-6.
★ Ми-8.
Был выполнен большой объём исследований по увеличению ресурсов эксплуатируемых самолётов и двигателей.
1980 год — Значок 50-лет «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ГосНИИ ГА).
Материалы
Орлов Г.В. «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации — ГосНИИ ГА (27.07.1964)» — (повествование 15.09.2024).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/nauka_sssr/0-42
https://ussr-cccp.moy.su/publ/nauka_sssr/instituty/instituty_sssr/258-1-0-4364
https://ussr-cccp.moy.su/publ/ukazy_postanovlenija_ussr/glavnaja_inspekcija_grazhdanskogo_vozdushnogo_flota/nii
_gvf_nauchno_issledovatelskij_institut_grazhdanskogo_vozdushnogo_flota_04_oktjabrja_1930_goda/138-1-0-77
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/nauka_sssr/instituty/instituty_sssr/258-1-0-4364 |