АШ-73 — Советский авиационный поршневой двигатель СССР
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР
Конструктор: Швецов А. Д.
Тип: Двухрядный звездообразный
Стадия: Серийный
Взлетная мощность: Взлетная мощность 2400 л.с.
Год постройки: 1947.
Производитель: Завод № 19 «Имени И. В. Сталина».
АШ-73 — авиационный поршневой двигатель внутреннего сгорания,18-цилиндровый двигатель «двухрядная звезда» с воздушным охлаждением.
Повествование
Производился с 1947 по 1957 годы.
Цилиндропоршневая группа была использована от освоенного массового двигателя М-62 с тем же ходом поршня. АШ-73 благодаря своей мощности опробовался на многих опытных самолетах, но до эксплуатабельного состояния был доведен только к концу войны и нашел своё применение только в серийных тяжелых самолётах: стратегическом бомбардировщике Ту-4 и летающей лодке Бе-6. Серийное производство двигателей АШ-73 осуществлялось на заводе № 19 «Имени И. В. Сталина».
Техническая характеристика двигателя марки «АШ-73ТК»
Наименование |
Общие данные |
Масса двигателя с ТК |
1355 кг. |
Удельная масса |
0,678 кг. |
Рабочий объем |
58,1 л. |
Расчётная высота (2÷4 км без наддува) |
11000 м, |
Обороты на «номинальном» режиме |
2400 об/мин. |
Обороты на «взлётном» режиме (у земли) |
2600 об/мин. |
Обороты на «взлётном» режиме (на высоте 10500 м, на 1-й скорости) |
2400 об/мин. |
Частота вращения (взлетн. режим) |
2600 об/мин. |
Мощность (взлетн. режим) |
2400 л.с. |
Мощность у земли |
2000 л.с. |
Мощность на высоте |
2000 л.с. |
Литровая мощность |
34,42 л.с./л. |
Степень сжатия |
6,9 |
Рабочий объем |
58,1 л. |
Давление наддува |
1180 мм.рт.ст (157 320,4 Па). |
Диаметр цилиндра |
155,5 мм. |
Ход поршня |
170 мм. |
Часовой расход топлива (при оборотах — 2600 об/мин) |
815÷885, кг/час. |
Часовой расход топлива (при оборотах — 2400 об/мин) |
630÷675, кг/час. |
Удельный расход топлива на «взлётном» режиме |
350 г/(л. с.час) |
Удельный расход топлива на «номинальном» режиме |
315÷335 г/(л. с.час) |
Диаметр двигателя |
1375 мм. |
Длина двигателя |
2290 мм. |
Топливо
плотность
октановое число |
бензин
0,73
98÷100
|
Для сохранения взлётной мощности на больших высотах, до 9000÷10000 м, двигатель снабжён односкоростным приводным центробежным нагнетателем (ПЦН) (роторный центробежный компрессор РТК-46) и двумя турбокомпрессорами ТК-19 (аналог General Electric B-11). Давление наддува: на «взлётном» режиме — 1300 мм.рт.ст.; на «номинальном» режиме — 1030 мм.рт.ст.; передаточное число редуктора нагнетателя — iн = 7,14 или 10;
Работа турбокомпрессоров автоматически регулируется электронной системой
Для повышения к.п.д. винта, на двигателе установлен понижающий редуктор, обеспечивающий передаточное отношение, (значение коэффициента редукции, от вала двигателя к винту) — iр = 0,35, (за 100 оборотов коленвала, винт совершает 35 оборотов) (iр = 11/16 или 9/16).
В частности: приводной центробежный нагнетатель (роторный ценробежный компрессор); турбокомпрессоры и агрегаты системы их управления; карбюраторы; магнето; термостойкие многооборотные подшипники…, то, конструктивные органические дефекты присущие американскому мотору, автоматически были перенесены и на Советский мотор АШ-73ТК. Высокая эксплуатационная аварийность этих моторов, не позволяла их использовать на гражданских воздушных судах…
А вот лётчики, летавшие на Бе-6, были совсем другого мнения: «Моторы АШ-73 показали себя вполне надежными, а их регулировка не вызывала особых трудностей у техсостава.» Скорей всего, дело было в том, что на Бе-6 стояли АШ-73 без ТК и именно недоведённость турбокомпрессоров и была главной причиной отказов на Ту-4.
В связи с неудовлетворительной эксплуатационной надёжностью моторов АШ-73ТК, в 1949 году рассматривался вопрос об установке на самолёт Ту-4 поршневых моторов М-49ТК., а в 1951 году, — вопрос об установке на самолёт Ту-4, вместо моторов АШ-73ТК, поршневых моторов М-253ТК, а также дизелей М-501..
Материалы
Орлов Г.В. «АШ-73 — Советский авиационный поршневой двигатель СССР» — (повествование 16.07.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/dvigateli_sssr/0-13
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%A8-73
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/dvigateli_sssr/0-13 |