АШ-82ФН — Советский авиационный поршневой двигатель СССР
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР
Конструктор: Швецов А. Д.
Тип: Двухрядный звездообразный
Стадия: Серийный
Взлетная мощность: Взлетная мощность 1700 л.с.
Год постройки: 1943.
Производитель: Заводы № 19 г. Молотов (РСФСР), № 478. г. Запорожье (УССР).
АШ-82ФН — Советский авиационный поршневой бензиновый двигатель, 14-цилиндровый, двухрядный звездообразный.
Предыстория
АШ-82 — Советский авиационный поршневой двигатель внутреннего сгорания, — оснащён инжекторной системой подачи топлива («непосредственный впрыск»), созданный под руководством А. Д. Швецова. Был построен по схеме звездообразного мотора с воздушным охлаждением. Представляет собой двухрядную конструкцию с использованием элементов двигателя М-62 с уменьшением числа цилиндров с 9 до 7 для каждого ряда и уменьшением хода поршня, что привело к уменьшению диаметра мотора, что благоприятно повлияло на снижение лобового сопротивления самолетов.
Модифицированный вариант данного двигателя стал первым серийным Советским авиационным двигателем с инжекторной системой подачи топлива, а также стал основой для целого семейства двигателей. Всего было произведено более 70 000 двигателей данного семейства.
09 мая 1941 года — В соответствии с Постановлениями СНК № 1238-517 начался серийный выпуск двигателей М-82 на заводе № 19.
10 мая 1941 года — В соответствии с Постановлениями СНК № 1246-520, а также приказом НКАП № 438 от 13 мая 1941 года. Последним приказом Главным конструкторам Микояну А. И. (завод № 1), Поликарпову Н. Н. (завод № 51), Сухому П. О. (завод № 135) и Яковлеву А. С. (завод № 115) поручалось обеспечить установку мотора М-82 на своих самолётах с представлением на испытания 01 июля 1941 года.
Одновременно с этим установкой М-82 на свой истребитель (Гу-82) занялся Главный конструктор завода № 301 Гудков М. И.
Первые вылеты самолётов с моторами М-82А (первая модификация мотора АШ(М)-82) состоялись:
Су-2 – в начале июля,
И-185 – 21 июля,
МиГ-9 (И-210) – 23 июля,
Як-7 с М-82 – в январе 1942 года в Новосибирске (в эвакуации),
Гу-82 – 11 сентября 1941 года. Первые успешные испытания прошли в августе — сентябре 1941 года.
Повествование
АШ (М)-82 массово использовался на бомбардировщиках Ту-2, Су-2, Су-4, частично на Пе-8, на истребителях Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9, Ла-11.
В 1945 году — на массовых пассажирских самолётах Ил-12 и Ил-14 и вертолётах Ми-4.
Модификации мотора М-82ФН
АШ-82ФН-212 — серийный, двигатель для скоростных самолетов тяжелой авиации.
АШ-82ФН — с измененной конструкцией редуктора. Устанавливался на самолетах Туполев Ту-2 с № 06/15 производства завода № 166.
АШ-82ФН 2ТК — высотный вариант мотора для экспериментального самолета Сухой Су-7 (экспериментальная модификация одноместного штурмовика Су-6 с ЖРД РД-1).
АШ-82ФН ТК-3 — высотный мотор с наддувом от одного турбокомпрессора. Был создан для высотной модификации истребителя Лавочкин Ла‑5 (1943 г.).
АШ-82ФН 2ТК-3 — высотный вариант для специальной высотных истребителей.
Технические характеристики бензинового авиадвигателя:
Общие данные
|
Наименование |
АШ-82ФН-112 |
АШ-82ФН-212 |
АШ-82ФН-312 |
Тип мотора |
Двухрядная звезда воздушного охлаждения |
Число цилиндров |
14 |
Порядок нумерации цилиндров (смотреть сзади мотора) |
По часовой стрелке, считая верхний цилиндр заднего ряда первым |
Диаметр цилиндра |
155,5 мм. |
Ход поршня |
155 мм. |
Рабочий объём всех цилиндров |
42,2 л. |
Степень сжатия |
7±0,1 |
Передача на винт |
Через редуктор |
Степень редукции |
11:16 |
9:16 |
0,56 |
Направление вращения (смотреть сзади мотора):
а) коленчатого вала
б) вала винта
|
По часовой стрелке
По часовой стрелке
|
Тип нагнетателя |
Двухскоростной, центробежный с разжимным кольцом на поршне муфты второй скорости |
Передаточные числа к нагнетателю:
а) при включённой первой скорости
б) при включённой второй скорости
|
7,14:1
10:1
|
Режимы работы |
В з л ё т н ы й р е ж и м (первая скорость нагнетателя)
Мощность
Обороты коленчатого вала
Давление надува
Удельный расход топлива (у земли)
Допустимое время работы
|
1850 л.с.
2500 об/мин.
1200—20 мм. рт.ст.
325
Непрерывное пользование взлётным режимом ограничивается по времени, допускается не более 5 минут
|
Р е ж и м з е м н о й н о м и н а л ь н о й м о щ н о с т и (первая скорость нагнетателя)
Мощность
Обороты коленчатого вала
Давление надува
Удельный расход топлива
|
1530 л.с.
2400 об/мин.
1000±10мм. рт.ст.
285—315 г/л. с. ч.
|
Р е ж и м в ы с о т н о й н о м и н а л ь н о й м о щ н о с т и (первая скорость нагнетателя)
Расчётная высота
Мощность
Обороты коленчатого вала
Удельный расход топлива
|
1550 м.
1630 л.с.
2400 об/мин.
285—315 г/л. с. ч.
|
Р е ж и м з е м н о й н о м и н а л ь н о й м о щ н о с т и (вторая скорость нагнетателя)
Мощность
Обороты коленчатого вала
Давление надува
Удельный расход топлива
|
1210 л.с.
2400 об/мин.
1000±10 мм. рт.ст.
310—335 г/л. с. ч.
|
Р е ж и м в ы с о т н о й н о м и н а л ь н о й м о щ н о с т и (вторая скорость нагнетателя)
Расчётная высота
Мощность
Обороты коленчатого вала
Давление надува
|
4550 м.
1430 л.с.
2400 об/мин.
1000±10 мм. рт.ст.
|
Р е ж и м з е м н о й э к с п л у а т а ц и о н н о й м о щ н о с т и (первая скорость нагнетателя)
Мощность
Обороты коленчатого вала
Давление надува
Удельный расход топлива
|
1380 л.с.
2400 об/мин.
900÷950
265—295 г/л. с. ч.
265—295 г/л. с. ч.
|
Пределы оборотов коленчатого вала |
Максимально допустимое число (раскрутка) при пикировании и других эволюциях самолётов (не более 30 сек.)
Число на малом газу при устойчивой работе мотора не выше
|
2600 об/мин.
500 об/мин.
|
Температура головки цилиндра, измеряемая термопарой под задней свечой цилиндра №5 |
Минимальная для хорошей приемистости мотора
Рекомендуемая в горизонтальном полёте, не более
Максимально допустимая при взлёте и наборе высоты (не более 15 минут, в том числе на взлёте не более 5 минут)
|
120 °C
215 °C
250 °C
|
|
|
|
|
Экспозиция
Двигатель АШ-82 представлен в экспозициях следующих музеев:
- Музей ВВС, Монино (Московская область)
- Пражский авиационный музей (ЧССР, Прага)
- Музей транспорта (Дрезден)
- Пермский музей авиации
- Запорожский музей Завод № 478 (г.Запорожье,УССР)
- Музей ВВС (п.Сафоново)
- Центральный дом авиации и космонавтики
Материалы
Орлов Г.В. «АШ-82ФН — Советский авиационный поршневой двигатель СССР» — (повествование 06.05.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/dvigateli_sssr/0-13
https://ru.wikipedia.org/wiki/АШ-82
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/dvigateli_sssr/0-13 |