Антарктическая повесть — Cоветская социальная драма — Киностудия «Мосфильм» (1979)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страницы [01] [02]
Страна: СССР
Киностудия: Мосфильм.
Творческое объединение: Телевизионных фильмов.
По заказу: Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию.
Год: 1979.
Жанр: Социальная драма, приключенческий.
Изображение: Цветной.
Длительность: 198 минут. (3 серии).
Плёнка: ТАСМА.
Количество зрителей в СССР: человек.
Премьера: 19 марта 1980.
Бюджет: .
Язык: Русский.
Антарктическая повесть — Советский трёхсерийный телевизионный фильм (социальная драма), снятый киностудией «Мосфильм» на творческом объединении телевизионных фильмов в 1979 году, режиссёром Тарасовым С.С. Экранизация двух «полярных» повестей Советского писателя Санина В.М. из цикла «Зов полярных широт» — «В ловушке» и «Трудно отпускает Антарктида». Фильм снят на плёнке Казанского химзавода «ТАСМА».
Повествование
1-ая серия —
Фильм начинается с пролога:
Ледовый континент — Антарктида самая суровая труднодоступная неимение исследованная часть нашей планеты, но мы обживаем шестой континент, наши самолёты летают над ним, наши корабли заходят в его воды, построены станции, на которых полярники проводят свои исследования, их область чрезвычайно разнообразная и широка, от космоса до недр земли. Эти работы имеют не только огромное научное значение, к примеру своевременно поступившее из Антарктиды предупреждение о надвигающихся ураганах спасли от гибели множество судов и человеческих жизней, а ещё два с небольшим десятилетия назад о внутренних районах шестого континента учёные знали меньше, чем об обратной стороне Луны.
Почти в самом центре Антарктиды находится в своём роде единственная точка нашей планеты, здесь и полис холода зарегистрированная температура -88.3°C ниже нуля, и геомагнитный пояс земли на станции Восток, которая тут построена проводятся уникальные исследования и наблюдения. Но условия жизни и работы на этой станции невероятно тяжёлые даже по антарктическим понятиям, страшные морозы, абсолютная сухость воздуха, кислородное голодание, станция расположена на высоте 3500 метров над уровнем моря, удалённость от ближайших станций почти 1500 километров. Станция «Восток» — место действия 1-серией фильма, время действия конец 50-х годов, когда только начиналось освоения ледового континента.
Советский дизель-электроход «Обь» подходит к берегам Антарктиды, чтобы забрать отзимовавших полярников и высадить новую смену. За три дня до окончания зимовки начальник смены зимовщиков
станции «Новолазаревская»
Сергей Николаевич Семёнов отправляется самолётом Ил-14 борт СССР-04180 (в Антарктике самолёты всегда летают парами) на станцию «Восток» для расконсервации,
с собой берёт четверых зимовщиков: Гаранина,
Бармина, Филатова и
Дугина. Остальные четверо зимовщиков на тягаче идут в Лазарево задействовать станцию и ждать их, которая в 80 километрах.
Полярники с пилотами фотографируются на память и разгрузив самолёт полярники отпустили его.
При попытки расконсервировании дизеля обнаружили на первом дизеле трещину в крышке блока цилиндров, а на втором дизеле в картере. Семёнов приказывает из двух дизелей собрать один, и зимовщики начинают ремонт дизеля, но в таких условиях при минус 45 сделать это не так-то легко да ещё при отсутствии нужных запасных частей, мороза, сухости воздуха, разделившись на вде группы, двое отдыхают, а другие ремонтируют дизель.
В этих тяжелейших условиях им удаётся собрать, но после сборки запустить мотор не получилось из-за треснутого аккумулятора, у которого оказались пустые три банки, Семёнов приказывает подготовить дизель к ручному запуску.
2-ая серия —
Зимовщики начали ручной запуск дизеля при помощи рукоятки запуска, при этом продолжая подогревать паяльными лампами картер, друг за другом они пытаются запустить, но всё никак не выходит. Венчику приходит идея дать дизелю прикурить паяльной лампой направив её на воздушный фильтр, мотор начинает схватывать и на конец у них получается его запустить.
Затем начальник смены зимовщиков приказывает поднять красный флаг нашей Родины СССР и они все вместе его поднимают над станцией «Восток», затем пошли отдыхать.
Венчику снится прекрасный сон: как он отдыхает на море и пытается поцеловать актрису Фатееву в которую безнадёжно влюблён, но сквозь сон он слышит голос Семёнова, который его зовёт и он просыпается на самом интересном месте, пока он спал за ними прилетел лётчик Беляев.
Пятеро полярников покидают станцию «Восток» и летят в Лазарево на самолётах Ил-14 борт СССР-04180, оставив станцию новой группе полярников.
По прибытию они повар Валентин Горемыкин приготовил полярникам роскошный обед, на котором они подшучивают друг над другом,
но без тактные шутки Вениамина оказались не к месту, и доктор сказал, что когда нибудь положит его язык в гипс.
Радист принёс плакат где указано, через сколько дней придёт Советский дизель-электроход «Обь», прибудет примерно через 10 часов.
Полярники пошли на просмотр фильма с участием киноактрисы Фатеевой «Случай на шахте восемь» (01:00:51),
но Вениамин представлял себе во время просмотра совершенно другой фильм с её участием «Три плюс двас» (00:22:23),
а по завершению началось обсуждение с предложением к Филатову отправить письмо в Министерство культуры СССР, и главное в письме указать размер его заработной платы, и суточные, и что механик-дизелист классный, а не фуфло какое-то.
Полярники устроили себе последний ужин на станции Лазарево, и поднимают кружки за открывателей Антарктиды Лазарева и Беллинсгаузена,
после официального обеда начались танцы, Бармин приглашает на танец Пухова но он отказывается, но всё же они танцуют,
и в этот момент по громкой связи: «Обь» вызывает Лазарев - Самойлов вызывает Семёнова - приём, и семёнов идёт в радиоузел с радистом. Василий Петрович сообщает Семёнову, что они не могут к ним пробиться из-за 10-бального льда, но продолжают искать слабинку, они находятся в 130 милях от них. Беляев шутками пытается поднять настроение, но Пухову и Груздеву это не по душе и они уходят.
Советский дизель-электроход «Обь» не может пробиться по 10-ти бальным льдам к станции «Лазарев» и они идут на станцию «Молодёжная», что 1500 километрах, где есть законсервированный один Ил-14 и с помощью его перебросить полярников на «Обь».
Поступило предложение от Андрея Ивановича Гаранина остаться на вторую зимовку за неблагоприятных погодных условиях для полёта на самолёте,
начальник смены зимовщиков Сергей Николаевич Семёнов соглашается с Андреем Ивановичем, что от самолёта придётся отказаться.
3-ая серия —
Полярники вопрос о второй зимовке ставят на голосование:
- Сергей Николаевич Семёнов — начальник смены зимовщиков (За).
- Андрей Иванович Гаранин — метеоролог (За).
- Евгений Дугин — механик-дизелист (За).
- Александр Васильевич Бармин — врач (Против).
- Вениамин Григорьевич) Филатов — механик-дизелист (Против).
- Евгений Павлович Пухов — аэролог (Против).
- Константин Томилин — радист (За).
- Валентин Горемыкин — повар (За).
- Георгий Борисович Груздев — физик-магнитолог (Воздержался).
Семёнов предлагает текст радиограммы:
Связи с тем, что перелёт из Молодёжной в Лазарев на одном самолёте связан с большим риском для жизни экипажа, коллектив отзимовавший станции «Новолазаревская» принял решение, отказаться от эвакуации по воздуху и готов остаться на вторую зимовку. По поручению коллектива станции (Семёнов).
По громкой связи: «Обь» вызывает «Лазарев» - Самойлов вызывает Семёнова - приём, и семёнов идёт в радио-рубка с радистом. Василий Петрович сообщает Семёнову, что они не могут пробиться, и берут курс на Родину.
Семёнов предлагает новый распорядок дня, так как вся научная аппаратура находится вне досягаемости.
Проводить те исследования, которые в силах проводить. В свободное время учёба:
- Томилин — обучит товарищей радиоделу.
- Филатов и Дугин — вождению тягача, материальной части, дизелям.
- Грузьдев — должен подготовить популярный курс лекций по физике.
- Гаранин — по метеорологии.
- Сам Семёнов — по трасологии.
Полярники было уже свыклись с мыслей, что остаются на вторую зимовку, как вдруг радист зовёт Семёнова в радио-рубку. Самойлов вызывает Семёнова и рассказывает, что нашли айсберг, который встречается раз в пять лет, высота в ровень с бортом и идеальная взлётно-посадочная. Весь экипаж ходуном ходит, ставят ледовые якоря. Аннушки (Ан-2) готовят к вылету. Через несколько часов готовы будут их снять и готовят каюты.
У Самолёта Крутилина в полёте начинает барахлить мотор, но всё-же они долетели станции «Лазарев».
Семёнов объяснил ситуацию с самолётом Крутилина и просит трёх добровольцев лететь на неисправном самолёте вместе с ним:
- Евгений Дугин молча — отказался
- Георгий Борисович Груздев — согласился
- Евгений Павлович Пухов — согласился
- Вениамин Григорьевич Филатов — согласился
Все два самолёта Ан-2 удачно приземлились и
Советский дизель-электроход «Обь» взял на борт группу зимовщиков Семёнова и пошли курсом на Родину.
[01] [02]
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/kino_v_sssr/0-68 |