Разрешите ВЗЛЁТ! — Cоветская социальная драма — Киностудия «Ленфильм» (1971)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР
Киностудия: Ленфильм.
Год: 1971.
Жанр: Социальная драма.
Изображение: Чёрно-белый.
Длительность: 96 минут.
Плёнка: .
Количество зрителей в СССР: человек.
Премьера: 19.06.1972.
Бюджет: .
Язык: Русский.
Разрешите ВЗЛЁТ! — Советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм (социальная драма), снятый киностудией «Ленфильм» на втором творческом объединении в 1971 году, режиссёрами Анатолием Вехотко и Натальей Трощенко.
Повествование
19 июня 1972 года — Состоялась премьера фильма в СССР. Фильм начинается полётом Ан-2 борт СССР-35516.
На аэродроме в Вершинино с позывным «Сандал» (основной парк самолётов составляет Ан-2) появляется новый лётчик Димка Соломенцев, который постоянно попадает в разные не очень приятные истории.
Его послали на самолёте Як-12 забрать двигатель внутреннего сгорания, прилетев он дяде Паше сообщает, что он вместо Сергея Николаевича, а тот на пенсии,
в обратную дорогу он берёт молодую пассажирку, которой надо попасть в Хлыбово и он решается выдать пассажирку за ответственного работника республиканского масштаба из Министерства сельского хозяйства СССР.
Командир эскадрильи Селезнёв Василий Григорьевич запретил Соломенцеву полёт и посадку в Хлыбово, и следовать на базу.
Василий Григорьевич лично пошёл встречать министерского товарища, но это оказалась просто молодая девушка и совсем не из министерства, тут обман нового пилота Димки Соломенцева раскрылся.
Василий Григорьевич видит, что его жена Катерина, местный врач, влюблена в пилота Азанчеева, но она ведёт себя как ни в чём не бывало.
В качестве наказания молодого пилота Соломенцева Дмитрия за его обман перевили в грузчики (заправщик) ГСМ.
Соломенцев очень переживает по поводу своего отстранения от лётной работы и не может увеличивать налёт, что бы уйти на Ил-62.
В Вершинино совершает посадку после очередного рейса самолёт Ан-2 пилотируемым первым пилотом Азанчеевым Виктором Кирилловичем на заправку, к нему на заправщике приезжает Соломенцев Дмитрий и между ними возникает интересный диалог.
Сергея Николаевича Сахно — опытный летчик, постепенно теряющего зрение, а значит и возможность летать. Он уже не раз обманывал медицинскую комиссию, заучивая буквы из оптометрической таблицы Сивцева и Головина, Сергей Николаевич понимает, что совсем скоро глаза начнут подводить настолько, и он не сможет посадить самолет самостоятельно.
Сергея Николаевича просит у Василия Григорьевича дать ему второго пилота по состоянию здоровья, например Соломенцева и начальник эскадрильи даёт добро.
У них начинаются постоянные полёты на Ан-2 борт СССР-25585 в Алхимово (распыление химии на поля) взлёт - распыление - посадка,
а вечерами перед ужином повторение матчасти самолёта.
Полёты продолжаются на Ан-2 борт СССР-02460 распыление химии на поля.
Молодой пилот Соломенцев не забывает оказывать внимание молодым девушкам.
Пилоты снова поменяли самолёт на Ан-2 борт СССР-41392.
Пилоты снова поменяли самолёт Ан-2 на борт СССР-25585.
Дмитрий начинает флиртовать молоденькой сторожихой охраняющей самолёты по ночам, но как выясняется, что она работая сторожем находится на лёгкой работе по беременности, а муж находится в армии, и он перестал флиртовать с ней,
всё это слышал и видел Виктор Кириллович (прилетевший на Як-12 за больной с аппендицитом) и не смог сдержать смех.
Пилоты вернулись в Вершинино и посетили санчасть, встретили там командира эскадрильи Василия Григорьевича и Сергей Николаевич Сахно доложил, что химию они закончили и ему нужна прибавка за полёты в особо-сложных условиях, и платить за вредность,
а Соломенцев Дмитрий в свою очередь подарил Екатерине Михайловне хомячка для ребёнка.
Сахно Сергей Николаевич зашёл к своей жене на вышку перед рейсом на Ан-2, в тот момент, когда она передавала сводку погоды,
и он отправился в полёт за пассажирами на Ан-2 борт СССР-40547 со своим вторым пилотам Соломенцевым.
Селезнёв Василий Григорьевич после очередного рейса позвал техника Климова и сказал ему, что надо с двигателем, что-то делать, так не долго и аэроплан поломать, при переходе с режима на режим так трясёт при взлёте, и заслонка хлопает и это он записал в журнал, принимайте меры и, чтобы к утру всё было готово.
Главный инженер аэродрома даёт распоряжение технику Климову получить новый карбюратор и поставить его на самолёт Василия Григорьевича Ан-2,
во время выполнения работ он отправляет помощника домой, так как сам намерен уйти раньше времени на пару часов предусмотренном регламентом по замене карбюратора.
Климов отправился на встречу с девушками взяв с собой по пути попавшего на глаза Соломенцева, в ходе прогулки Климов не уважительно отозвался о его первом пилоте и Дмитрий несколько раз ударил Климова. Не подалёку находился милиционер, который забрал Соломенцева в отделение милиции.
Василий Григорьевич Селезнёв поручает Азанчееву Виктору Кирилловичу отправиться в отделение милиции за Соломенцевым, и захватить в город доктора Екатерину Михайловну для получения медикаментов.
В милиции Дмитрия хотели посадить на 15 суток, но красноречивая речь Виктора Кирилловича помогла освободить его сразу.
К командиру эскадрильи пришёл за помощью председатель колхоза, просить пилота для отправки запасных частей для тракторов, так как свободных пилотов у него нет, Селезнёв сам решает вылететь на самолёте Ан-2, борт СССР-35516 (где Климов менял карбюратор), перед вылетом Соломенцев попросился вторым пилотом, но получил отказ.
При приземлении один из рабочих побежал на встречу к самолёту, чем спровоцировал резкий набор высоты и отказ двигателя, в результате этого самолёт Ан-2 разбивается и Селезнёв Василий Григорьевич погибает.
По решению комиссии было выявлено грубейшее нарушение при установки карбюратора, стенки карбюраторы были в масле, а это означало, что карбюратор не был расконсервирован, техник Климов сэкономил два часа рабочего времени и убил человека.
Сергей Николаевич Сахно просит своего друга Петра оказать протекцию и перевести его в диспетчеры, в свою очередь Пётр предложил ему стать командиром эскадрильи, но он отказался, и предложил кандидатуру Азанчеева.
В Вершинино летит пассажирский ИЛ-14 борт СССР-91612 с группой медиков на борту, при заходе на посадку заклинивает правую стойку шасси, и шасси не выходит, пилоты пытаются выпустить шасси ещё и ещё, но правое шасси не выходит. экипажа передаёт диспетчеру информации.
На вышке диспетчер Иван передаёт смену Сергею Николаевичу Сахно и он после предложения главного инженера аэродрома (стукнуть колесом о землю и снова по газам) разрешает заходить на полосу, несколько попыток результата не дали.
Сахно, принимает решение подогнать под плоскость крыла подогнать ЗиЛ-130. Сергей Николаевич просит Азанчеев везти грузовик, он в качестве корректировки берёт Соломенцева, в результате самолёт благополучно приземлился.
Соломенцев Дмитрий Иванович становится первым пилотом, обучает молодых лётчиков.
Фильм заканчивается полётом Ан-2 борт СССР-35516 (в котором разбился Селезнёв Василий Григорьевич).
Съёмочная группа
|
Фото |
Фамилия И.О. |
Сценарист |
|
Кунин В.В. |
Режиссёры-постановщики |
|
Трощенко Н.В. |
|
Вехотко А.Т. |
Режиссёр |
|
Шейнин М. |
Ассистенты режиссёра |
|
Апананский В. |
|
Мочалова И. |
|
Шредерс Л. |
|
Кравченко В. |
Помощник режиссёра |
|
Гиндина А. |
Главный оператор |
|
Ковзель В.П. |
Ассистенты оператора |
|
Плешкин Ю. |
|
Родионов А. |
|
Карданов А. |
Главный художник |
|
Быков Б.В. |
Ассистент художника |
|
Полянская Т. |
Композитор |
|
Баснер В.Е. |
Звукооператор |
|
Вигдорчик И. |
Текст песен |
|
Матусовский М.Л. |
Монтаж |
|
Головко И. |
Редактор |
|
Кураев М. |
Художник-гримёр |
|
Родионова Ж. |
Художник по костюмам |
|
Кропачев В. |
Ассистент по костюмам |
|
Палехова А. |
Главный консультант |
|
Назаров В. |
Консультант |
|
Шишкин О. |
Директор картины |
|
Гликин Н. |
Комбинированные съёмки |
Оператор |
|
Покровский М. |
Художники |
|
Боровков Ю. |
Оркестр Главного Управления Кинематографии |
Дирижёр |
|
Воловац М. |
В ролях
Фото |
Фамилия И.О. |
Роль |
|
Папанов А.Д. |
Сахно Сергей Николаевич |
|
Морозов С.М. |
Соломенцев Дмитрий Иванович, молодой лётчик |
|
Иноземцев А.М. |
Селезнёв Василий Григорьевич |
|
Гафт В.И. |
Азанчеев Виктор Кириллович |
|
Малеванная Л.И. |
Екатерина Михайловна Селезнёва — жена Селезнёва |
|
Булгакова М.Г. |
Валентина Андреевна — жена Сахно |
В эпизодах |
|
Ветлова Е. |
Пассажирка Соломенцева |
|
Граббе Н. |
Иван — диспетчер аэродрома |
|
Келюх А. |
|
|
Кузьмин Н. |
Главный инженер аэродрома |
|
Липов А. |
Константин Климов — Техник |
|
Матвеев И. |
Дядя Паша — работник аэродрома (озвучание - Трофимов Н.)
|
|
Старицына Л. |
Сторож |
|
Хлопотов А. |
Председатель колхоза |
|
Шульгин В. |
Пётр — председатель комиссии по расследованию
|
Нет в титрах |
|
Перевалов В. |
Лейтенант милиции |
|
Крюков Н, |
Пассажир самолёта |
|
Кравченко В. |
Капитан милиции (озвучание - А.Демьяненко) |
|
Корчиков О. |
Пассажир самолёта |
|
Милютин А. |
Летчик |
|
Тищенко Л. |
Колхозница |
|
Цыганков В. |
Сергей Петрович |
|
Кондратова С. |
|
Музыка и песни из кинофильма
ПИЛОТ НЕ МОЖЕТ НЕ ЛЕТАТЬ |
Исполнители |
Музыка |
Слова |
Текст |
Примечание |
Морозов С.М.
Хиль Э.А
|
Баснер В.Е. |
Матусовский М.Л. |
Опять с рассветом засияло,
Сверкнуло солнце на крыле.
Ты извини меня, что мало
С тобой бываю на земле.
Опять приходится прощаться
И небо нас зовёт опять.
Земля не может, не может не вращаться,
Пилот не может, не может не летать.
Ан-2 решительно и смело
В прозрачном воздухе поёт.
Конечно, он не "Каравелла",
Но, в общем, тоже самолёт.
Опять приходится прощаться
И небо нас зовёт опять.
Земля не может, не может не вращаться,
Пилот не может, не может не летать.
Мелькают крыши городские,
Селенья шлют приветы мне.
Я остаюсь в часы такие
Со всей землёй наедине.
Опять приходится прощаться
И небо нас зовёт опять.
Земля не может, не может не вращаться,
Пилот не может, не может не летать.
За то и любит небо лётчик,
Что здесь с мечтою спорит явь.
Ты у меня возьми что хочешь,
Но только крылья мне оставь.
Опять приходится прощаться
И небо нас зовёт опять.
Земля не может, не может не вращаться,
Пилот не может, не может не летать.
|
|
СТАРЫЕ ПИЛОТЫ |
Кравецкий П. |
Баснер В.Е. |
Матусовский М.Л. |
Провожая взглядом
Чьи-то самолеты,
Ходят по планете
Старые пилоты.
Ходят пешим ходом
В курточках коротких,
В выцветших на солнце,
Сереньких пилотках
Старые питлотки..
|
|
Краткий сюжет
На аэродроме Сандал появляется новый лётчик Димка Соломенцев (Семён Морозов) вместо ушедшего на пенсию Сергея Николаевича, который постоянно попадает в разные не очень приятные истории. Его послали забрать двигатель внутреннего сгорания, по прибытию в обратную дорогу берёт пассажирку, которой надо попасть в Хлыбово и он решается выдать пассажирку за ответственного работника республиканского масштаба из Министерства сельского хозяйства.
Однако старый летчик Сахно (Анатолий Папанов) берет шефство над молодым пилотом. В результате разгильдяйства техника Климова гибнет командир Селезнев, а Сахно по состоянию здоровья пришла пора перейти на диспетчерскую службу. В небе случается нештатная ситуация: на самолёте гражданского воздушного флота Ил-14 не выпускается правая стойка шасси. Помочь экипажу посадить лайнер может лишь такой опытный лётчик, как Сахно. Совместными согласованными действиями удаётся благополучно посадить самолёт. Соломенцев тоже становится участником спасательной операции.
Награды
Премии
Мифы, события, факты
1. Самолёт Ил-14 пилотировал экипаж заслуженного пилота СССР М. С. Кузнецова.
2. Самолёты Ан-2 и Як-12 пилотировали экипажи Ежовкина Д., Гордеева В., Брячко М.
3. Съёмки фильма велись в Черкассах УССР, позывной там был — «Стипендия».
Материалы
Орлов Г.В. «Разрешите ВЗЛЁТ! — Cоветская социальная драма — Киностудия «Ленфильм» (1971)» — (повествование 27.08.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/kultura_i_iskusstvo_sssr/0-31
https://ru.wikipedia.org/wiki/Разрешите_взлёт!
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/kino_v_sssr/0-68 |