Музей гражданской авиации Центра ГА СЭВ (30.08.1983)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Республика: РСФСР.
Город: Ульяновск.
Адрес: ул. Авиационная-20а – Экспозиционная площадка.
Основан: 01.06.1983.
Заложен: 1983.
Создан: 30.08.1983.
Категория: Музей.
Направление: Гражданская авиация.
Первый экспонат: Ми-4.
Площадь: 17,5 га.
Численность рабочих, чел.: ?
Часовой пояс:
Телефонный код: ?
Почтовые индексы: ?
Музей гражданской авиации Центра ГА СЭВ — В музее представлены образцы авиационной техники гражданского воздушного флота страны.
Предыстория
01 июня 1983 году — В соответствии с приказом № 97 Министра гражданской авиации СССР Б.П. Бугаева в целях сосредоточения в нем образцов авиационной техники и создания экспозиции, отражающей славный трудовой путь гражданского воздушного флота страны.
Повествование
30 августа 1983 года — Прибыл из Саратовского авиапредприятия своим ходом вертолёт Ми-4, он стал 1-м экспонатом музея. который .
04 октября 1983 года — Прибыл спецрейсом из Домодедово самолёт Ил-18, он стал 2-м экспонатом музея.
01 июня 1984 года — Прибыл своим ходом сверхзвуковой дальнемагистральный пассажирский самолет Ту-144 СССР-77110 (экипаж: КВС В. Н. Матвеев, второй пилот С. Т. Агапов, штурман В. Трошин, борт-инженер В. Соломатин, ведущий инженер В. Генов), продолжительностью 1 час 30 минут.
В августе 1984 года — передан музею истории гражданской авиации Ту-124Ш СССР-45017, эксплуатировался в Челябинском ВВАУ. Имел регистрационный номер 22 красный.
В августе 1984 года — были приняты «Положения о музее», «Положение о ремонте и реставрации авиатехники».
11 ноября 1986 года — Прибыл своим ходом реактивный пассажирский самолет Ту-104 с бортовым номером СССР-42322.
В 1989 году — музею присвоено почетное звание «Народный музей».
С 14 июня 1990 года — Музей истории гражданской авиации является частью секции научно-технических музеев Всесоюзного комитета международного совета музеев.
Практически все экспонаты летательных аппаратов прибыли к месту расположения музея своим ходом, это особенность экспозиции музея. В частности, выставлены как гражданские, так и военные следующие летательные аппараты (самолёты и вертолёты).
Среди выставленных экспонатов есть уникальные. Например, из 16 выпущенных экземпляров одного из двух в мире сверхзвуковых лайнеров Ту-144 всего два самолёта занимались перевозками пассажиров на регулярных трассах (Москва — Алма-Ата) — это борты под № 77109 и № 77110, причём сохранился только один из них, он и выставлен в экспозиции музея. Также этот борт летал на международный авиасалон в Ле-Бурже в 1977 году. В настоящий момент является наиболее комплектным из всех сохранившихся Ту-144. Самолёт принял участие в съёмках двухсерийного фильма «Поэма о крыльях» (1979) о жизни авиаконструктора Андрея Туполева.
Выставленный в музее экземпляр Ту-114 под № 76490 памятен тем, что является одним из четырёх самолётов, бравшихся в своеобразный «лизинг» японской авиакомпанией JAL («Japan Airlines») — совместная эксплуатация с «Аэрофлотом», при этом на самолёты были нанесены две эмблемы — «Аэрофлота» и «Japan Airlines» (в период своей лётной эксплуатации самолёты Ту-114 входили в авиапарк лишь двух этих авиакомпаний). Трое его собратьев-«японцев» до наших дней не дожили — последний из них, бывший памятником в аэропорту «Домодедово», Также именно «ульяновский» экземпляр № 76490 был выпущен предпоследним из всех Ту-114 (в 1964 году), причём стал тридцатым серийным по счёту. В настоящий момент выставленный в Ульяновске Ту-114 ценен ещё и тем, что является одним из трёх сохранившихся экземпляров этого типа самолёта.
Представляет особый интерес и экземпляр Ту-116 № 76462 — этот самолёт был произведен на базе бомбардировщика Ту-95 специально для первого лица государства Н. С. Хрущёва. Из двух экземпляров до наших дней дожил только один.
Выставленный Ту-134 № 65748 является рядовым тружеником «Аэрофлота» (МГА). Этот Ту-134 никогда не участвовал в съемках кинокомедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», как это заявляют некоторые журналисты и редакторы новостных интернет-ресурсов. В фильме снимался самолёт б/н СССР-65608 (з/н 6350105), который был списан 23 июля 1982 года — по отработке назначенного ресурса.
В музее находится 42 экспоната, из них 11 бортов носят официальный статус федерального памятника науки и техники. Два самолёта являются единственными экземплярами на планете – это АНТ-4 1925-го года и персональный самолёт Хрущёва – Ту-116, специально построенный для высшего руководителя страны.
Экспонаты
- АК-1 (макет)
- Ан-2 (2 экземпляра)
- Ан-24
- АНТ-4 (Г-1)
- АНТ-40 (СБ)
- Ил-14 (2 экземпляра)
- Ил-18
- Ил-28
- Ил-62
- Ил-86
- Ми-1
- Ми-2
- Ми-4
- Ми-6
- Ми-8
- МиГ-25П
- Ту-104
- Ту-114
- Ту-116
- Ту-124
- Ту-134
- Ту-144
- Ту-154
- У-2 (По-2)
- Як-12
- Як-18Т
- Як-40
- Як-42
Директора музея
Период |
Фото |
Фамилия И.О. |
Примечание |
1984—1985
|
|
Корнеев Владимир Митрофанович
|
|
1985—1988
|
|
Гуркин Александр Петрович
|
|
1988
|
|
Никитков Пётр Данилович
|
|
График работы (по местному времени)
Вторник-пятница |
10:00–17:00 |
Выходные и праздничные дни |
10:00–16:00 |
Выходной |
Понедельник |
Телефон: (8422) 39-84-81 |
Материалы
Орлов Г.В. «Музей гражданской авиации Центра ГА СЭВ (30.08.1983)» (повествование 29.07.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/kultura_i_iskusstvo_sssr/0-31
https://ru.wikipedia.org/wiki/Головной_отраслевой_музей_истории_гражданской_авиации
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/kultura_i_iskusstvo_sssr/0-31 |