Семьдесят два градуса ниже нуля — Cоветская социальная драма — Киностудия «Ленфильм» (1976)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР
Киностудия: Ленфильм.
Год: 1976.
Жанр: Социальная драма.
Изображение: Цветной.
Длительность: 77 минут.
Плёнка: .
Количество зрителей в СССР: человек.
Премьера: 07.1977.
Бюджет: .
Язык: Русский.
Семьдесят два градуса ниже нуля — Советский цветной художественный фильм (социальная драма), снятый киностудией «Ленфильм» на втором творческом объединении, в 1976 году режиссёрами Сергеем Данилиным и Евгением Татарским, по мотивам одноимённой повести Владимира Санина.
Повествование
В июле 1977 года — Состоялась премьера фильма в СССР.
Вступительное слово перед фильмом имеет - Трешников А.Ф. Герой Социалистического труда
Двадцать лет назад Советские исследователи пришли в Антарктиду, мне пришлось возглавить первый санно-гусеничный поход, от береговой станции «Мирный» в глубь материка к полюсу холода, к южному геомагнитному полюсу, за один сезон достичь намеченной цели нам не удалось, поэтому пришлось организовать промежуточные станции: «Пионерская», «Восток-1», «Комсомольская». В 1957 году мы пришли в намеченную точку и основали станцию «Восток». Здесь на геомагнитном полюсе учёные получают ценнейшие данные для изучения нашей планеты. Каждый год идут санно-гусеничные поезда по 1500 километровому пути, через коварную снежную пустыню. Везут топливо, оборудование, продовольствие мужественным зимовщикам станции «Восток». Трудно, а практически и невозможно предвидеть все неожиданности с которыми приходится встречаться участникам таких походов. Суровые условия Антарктиды не позволяют даже оказать водителям помощь со стороны авиации. отрезанные от всего живого тысяча километровой ледяной пустыни, должны полагаться только на своё мужество, мастерство и волю. Вот о тех, кто ходит в самый трудный на земле дорогой и рассказывает этот фильм.
Фильм начинается с отстранения Синицына от работы начальником экспедиции Макаровым за отказ идти в поход и отправляет его Ленинград.
Все свободные зимовщики вышли на разгрузку пришедшему Советского дизель-электрохода «Обь»
Зимовщики после прохождения мед комиссии решили подшутить над поваром Петей прибывший на зимовку в первый раз: штурман Сергей Попов спросил получил ли он гульфик из пуха, чтоб не отморозить и посылают скорее на склад, и написать заявление на имя начальника экспедиции.
И Петя Задирако написав заявление пошёл к начальнику экспедиции Макарову, что-бы тот поставил свою резолюцию на заявлении о получении на складе гульфика из гагачьего пуха.
Начальник экспедиции отправил радиограмму в Ленинград, институт Арктики и Антарктики:
Связи с угрозой консервации станции «Восток» принял свою ответственность проведение похода Мирный-Восток - Макаров.
Отряд Гаврилова достигла внутриконтинентальной станции «Восток» - полюс холода, южный геомагнитный полюс. 3488 метров - высота над уровнем моря.
Санно-гусеничный поезд достиг станции «Восток», зимовщики станции встретили их с хлебом и солью, и истопили баньку.
Возвращаться в обратный путь отряду Гаврилова предстоит совершить в самое холодное время года в Антарктиде — март, апрель, когда морозы могут достигать 72℃. Связи с этим начальник экспедиции Макаров разрешает отряду эвакуацию на самолёте, оставив технику.
Руководитель отряда Гаврилов собирается обратно на санно-гусеничном поезде и предлагает своему отряду добровольно присоединится к нему.
Штурман Попов отказался и полетел на станцию «Мирный» на самолёте, когда самолёт пролетел больше половины пути, он попросил пилота вернутся обратно на станцию «Восток», но так-как горючего не хватит, пилот отказывает в просьбе.
Санно-гусеничный поезд отправился в обратный путь без штурмана Попова. Руководитель отряда радировал: Мирный - Макарову — вышел 01 марта, рассчитываю быть в Мирном 03 апреля.
08 марта — отряд Гаврилова отмечал Международный женский день, радист Валерий Никитин нашёл волну где их поздравляют по радио: Каждый день мы слушаем всё, что говорят об Антарктиде, о вашей экспедиции, ждём тебя, скучаем, целуем.
Для вас радист Валерий Никитин участник героического похода к геомагнитному полюсу, по просьбе вашей жены передаём песню композитора Потёмкина «Наш сосед».
Как теперь не веселиться
Не грустить от разных бед
В нашем доме поселился
Замечательный сосед
Мы с соседями не знали
И не верили себе
Что у нас сосед играет
На кларнете и трубе
Пап-пап па-ба-да-па пап-пап
Па-ба-да-па пап-пап
Пап-па-да-бу-да
Ла-ла-ла- ла-ла
Пап-пап па-ба-да-па пап-пап
Па-ба-да-па пап-пап
Пап-па-да-бу-да
Утром зазвонит будильник
Мне будильник ни к чему
Потому что доверяю
Я соседу своему
Рано утром на работу
Он меня разбудит в срок
У него свои заботы
Начинается урок
Пап-пап па-ба-да-па пап-пап
Па-ба-да-па пап-пап
Пап-па-да-бу-да
Ла-ла-ла- ла-ла
Пап-пап па-ба-да-па пап-пап
Па-ба-да-па пап-пап
Пап-па-да-бу-да
Проигрыш
На работе день проходит
Возвращаюсь ровно в пять
Слышу во дворе выводит
Он мелодии опять
Целый день пенсионеров
Развлекается толпа
Спорят что теперь играет
Вновь кларнет или труба
Пап-пап па-ба-да-па пап-пап
Па-ба-да-па пап-пап
Пап-па-да-бу-да
Ла-ла-ла- ла-ла
Пап-пап па-ба-да-па пап-пап
Па-ба-да-па пап-пап
Пап-па-да-бу-да
Мод.
И кто музыку не любит
Очень злятся ну и пусть
Но зато мы эти песни
Заучили наизусть
Я все больше привыкаю
И поверьте мне друзья
Никогда не засыпаю
Если не услышу я
Пап-пап па-ба-да-па пап-пап
Па-ба-да-па пап-пап
Пап-па-да-бу-да
Ла-ла-ла- ла-ла
Пап-пап па-ба-да-па пап-пап
Па-ба-да-па пап-пап
Пап-па-да-бу-да
Как началось исполнение этой песни, весь отряд залился протяжённым смехом от выбора песни женой своему мужу радисту Никитину.
После празднования Международного женского дня, санно-гусеничный поезд отправился дальше.
Синицын как оказалось зимнее топливо не подготовил, хотя его Гаврилов напрямую спрашивал об этом.
Температура воздуха достигла отметки минус 60℃ и отряд Гаврилова остановился так-как топливо превратилось в студень. Начальник отряда приказывает его разогревать, что-бы можно было продолжить путь.
Санно-гусеничный поезд доехал до внутриконтинентальной станции «Комсомольская», которая была законсервирована в 1959 году (870 километров от Мирного).
Отряд попытался прицепить цистерну без которой им до станции Пионерской не дойти, но сдвинуть её они не смогли из-за налипшего на полозья масла. Двое суток отряд паяльными лампами счищали его.
Отряд Гаврилова от станции «Комсомольская» продолжил свой путь. Через некоторой время в результате перегрева выхлопной трубы сгорел хозяйственный блок.
Взрывом уничтожены запасы газа, продовольствие, сигнальные ракеты, сигареты и две новые рубашки.
Руководитель отряда шёл в колонне замыкающим, 10 апреля в 23:50 вдруг ломается тягач, полетел главный фрикцион, а за бортом минус 72℃ и сигнальных раке совсем не осталось, и не было возможности дать сигнал об остановке.
Спустя некоторое время Лёнька Савостиков узнав, что Гаврилова в колонне нет отправился за ним. Начальника отряда он обнаружил уже в бессознательном состоянии, но успел вовремя и спас от неминуемой гибели. В отряде по этому случаю устроили праздник.
12 апреля — Врач Алексей Антонов отправил радиограмму в Мирный: Состояние Гаврилова удовлетворительное, в целях экономии продовольствия перевёл экипаж нв двухразовое питание.
Отряду после мощного снежного фронта пришлось откапывать технику и после этого отправились дальше к Пионеркой.
Санно-гусеничный поезд доехал до внутриконтинентальной станции «Пионерская», которая была законсервирована в 1959 году (375 километров от Мирного).
24 апреля — Начальник отряда в отправил радиограмму в Мирный: 1230 километр в условиях полярной ночи, частые остановки вызванные сложными определения курса, входим в зону трещин.
По расчётам Гаврилова отряд пришёл до 100 километра, надо искать ворота в коридор, но найти их без штурмана не представляется возможным. Гаврилов приказывает искать ворота двумя тягачами и дверь в кабине должна быть открыты, при малейшей опасности немедленно покидать тягач. Пешая группа пойдёт по ходу движения, в Харковчанке останутся Никитин и Задирако, в обязанность которых входит разжечь костёр, включить сирену если, через час люди и тягачи не вернутся.
Напряжение в рации в отряде Гаврилова упало до нуля, теперь они могут только принимать сообщения. Макаров дал указание всем станциям слушать на всех частотах.
Штурман Сергей Попов узнав, что отряд не может найти ворота самовольно отправляется на вездеходе к отряду Гаврилова и попытаться найти поезд. Наехав гусеницей вездехода на трещину и не имея возможности ехать дальше,
Попов продолжает путь пешком и все-таки добирается до ворот, а потом выпускает в небо все имеющиеся у него ракеты.
В результате отряд Гаврилова при помощи ракет штурмана находит ворота и подобрав замерзающего штурмана Попова благополучно возвращаются на станцию «Мирный».
Съёмочная группа
|
Фото |
Фамилия И.О. |
Авторы сценария |
|
Санин В.М. |
|
Юрьев З.Ю. |
Режиссёры-постановщики |
|
Данилин С. |
|
Татарский Е.М. |
Режиссёр |
|
Тигай А. |
Ассистенты режиссёра |
|
Бутуева Г. |
|
Ильина С. |
|
Назаренко Ю. |
Оператор-постановщик |
|
Ильин В.В. |
Оператор |
|
Тупицин В. |
Съёмки в Антарктиде-операторы
|
|
Разумов Ю. |
|
Тарасов А. |
Фотограф |
|
Матюнина Е. |
Ассистенты оператора |
|
Мурашов Г. |
|
Мурзинов В. |
|
Сягин А. |
Художник-постановщик |
|
Амельченков В. |
Композитор |
|
Мартынов Н.А. |
Звукооператор |
|
Беленький Г.З. |
Текст песен |
|
Высоцкого В.С. |
Монтаж |
|
Гусева Т. |
Редактор |
|
Кураев М. |
Художник-гримёр |
|
Корнилова А. |
Художник по костюмам |
|
Кочергина Н. |
Декораторы: |
|
Герасимов М. |
|
Смоленская Е. |
Ассистент актёрского отдела |
|
Кравченко В. |
Консультант |
|
Сердюков В. |
Директор картины |
|
Коломиец Н. |
Комбинированные съёмки |
Оператор |
|
Волчанский В. |
Художник |
|
Боровков Ю. |
- |
- |
|
|
В ролях
Фото |
Фамилия И.О. |
Роль |
|
Крючков Н.А |
Иван Гаврилов — руководитель отряда |
|
Козинец В.Е. |
Алексей Антонов — врач |
|
Корчиков О.Г. |
Василий Комов — |
|
Демич Ю.А. |
Валерий Никитин — радист в походе |
|
Кононов М.И. |
Тошка Жмуркин — |
|
Матвеев М.М. |
Игнат Мазур — |
|
Иванов С.П. |
Петя Задирако — повар |
|
Абдулов А.Г. |
Лёнька Савостиков — |
|
Янковский О.И. |
Сергей Попов — штурман |
|
Соловьёв А.В. |
Макаров — начальник экспедиции |
|
Боярский Н.А. |
Синицын — |
В эпизодах |
|
Лужина Л.А. |
— жена Ивана Гаврилова |
|
Сысоев Г.Б. |
Коля — радист на судне |
|
Трешников А. |
вступительное слово — Герой Социалистического труда, профессор, доктор географических наук, директор Арктического и Антарктического института |
Нет в титрах |
|
Марков В. |
Пилот |
|
Иванов М. |
Полярник на ст. "Мирный" |
Каскадёры |
|
Ващилин Н. |
|
Музыка и песни из кинофильма
БЕЛОЕ БЕЗМОЛВИЕ |
Исполнители |
Музыка |
Слова |
Текст |
Примечание |
Высоцкий В.С.
|
Мартынов Н.А. |
Высоцкий В.С. |
Все года и века и эпохи подряд -
Все стремится к теплу от морозов и вьюг.
Почему ж эти птицы на север летят,
Если птицам положено только на юг?
Слава им не нужна и величие.
Вот под крыльями кончился лед,
И найдут они счастие птичие,
Как награду за дерзкий полет.
Что же нам не жилось, что же нам не спалось?
Что нас выгнало в путь по высокой волне?
Нам сиянье пока наблюдать не пришлось,
Это редко бывает, сиянья - в цене.
Тишина. Только чайки - как молнии.
Пустотой мы их кормим из рук.
Но наградою нам за безмолвие
Обязательно будет звук.
Как давно снятся нам только белые сны,
Все иные оттенки снега замели.
Мы ослепли давно от такой белизны.
Но прозреем от черной полоски земли.
Наше горло отпустит молчание.
Наша слабость растает, как тень.
И наградой за ночи отчаянья
Будет вечный полярный день.
Север. Воля. Надежда. Страна без границ.
Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья.
Воронье нам не выклюет глаз из глазниц,
Потому что не водится здесь воронья.
Кто не верил в дурные пророчества,
В снег не лег ни на миг отдохнуть,
Тем в награду за одиночество
Должен встретиться кто-нибудь.
|
|
Краткий сюжет
Антарктической станции «Восток» грозит консервация из-за недостатка топлива. Отряд добровольцев вызывается отвезти туда топливо, но ситуация осложняется тем, что время упущено и скоро в Антарктиде начнется «полярная осень» — мартовские морозы. Никто никогда ещё не шёл этим путём в такое время, когда температура опускается ниже −71 градуса по Цельсию и обычное топливо замерзает.
Руководитель отряда Иван Гаврилов, переживая за судьбу станции, вызывается со своим отрядом довезти топливо со станции «Мирный» на «Восток». Убеждённый, что Синицын, техник станции «Мирный», подготовил «зимнее» топливо для их поезда, они отправляются за полторы тысячи километров до станции «Восток». Обратный путь предстоит совершить в самое холодное время года в Антарктиде — март, апрель. Руководство разрешает отряду эвакуацию на самолёте, оставив технику. Разрешением воспользовался только штурман Попов. Надеясь на то, что при температуре «всего» −60℃, налегке, они дойдут назад без приключений, остальные полярники начали трудный поход до станции «Мирный». Однако санно-гусеничный поезд Гаврилова преследует одна беда за другой. В пути выясняется, что топливо не было подготовлено к зиме: в баках вездеходов находится обычное летнее горючее, которое при температуре −72℃ замерзает. Его приходится разогревать на костре, пока оно не станет жидким. Разлитое горячее масло замерзает на полозьях саней, и их не сдвинуть с места; приходится разогревать полозья и счищать масло. Потом сгорает пищеблок с запасами еды, сигарет и сигнальных ракет. Ломается вездеход (санно-гусеничный поезд) Гаврилова (он шёл замыкающим). Гаврилову нечем подать сигнал, поскольку все ракеты сгорели в погибшем пищеблоке. Если Гаврилова не найдут, через двадцать минут он замёрзнет. Тем не менее его товарищи, заметив отсутствие командира, возвращаются за ним, и он остается в живых. Таким образом, полярники, хотя и не без труда, успешно преодолевают все возникающие препятствия.
Дойдя же почти до самой станции, санно-гусеничный поезд оказывается в тупике — им не найти «ворота», через которые поезд может найти дорогу без штурмана Попова, который струсил, ушёл из отряда и вернулся на станцию «Мирный» на самолёте. Идя же наугад, поезд наверняка погибнет, провалившись в одну из ледовых трещин, которыми богата прибрежная полоса.
Тем временем Попов, наконец-то, понимает, что своим дезертирством он обрек товарищей на верную смерть. Нарушая все приказы начальства, он уводит со станции единственный имеющийся вездеход, впервые за всю историю в одиночку поднимаясь на купол Антарктиды. Наехав гусеницей вездехода на трещину и не имея возможности ехать дальше, штурман продолжает путь пешком. Обмороженный и усталый, Попов все-таки добирается до ворот, а потом выпускает в небо все имеющиеся у него ракеты, дав товарищам сигнал и искупив свою вину. Полярники Гаврилова, получив знающего штурмана, благополучно добираются до станции «Мирный».
Награды
Премии
?
Материалы
Орлов Г.В. «Семьдесят два градуса ниже нуля — Cоветская социальная драма — Киностудия «Ленфильм» (1976)» — (повествование 02.09.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/kultura_i_iskusstvo_sssr/0-31
https://ru.wikipedia.org/wiki/Семьдесят_два_градуса_ниже_нуля
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/kino_v_sssr/0-68 |