Памятник — Самолёт Ил-14 (Куйбышев)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Республика: РСФСР.
Город, н/п: Куйбышев.
Адрес: Квартал 12,
Основан: 1986.
Заложен: 1986.
Создан: 1986.
Категория: Памятник.
Направление: Военная авиация.
Бортовой №: 02.
Заводской №: 146000905.
Эксплуатант: СССР - ВВС
Часовой пояс:
Телефонный код: ?
Почтовые индексы: ?
Самолёт Ил-14 — Установлен в 1986 году в центре города Куйбышев, квартал 12, бортовой № 02, серийный № 146000905.
Предыстория
Председатель горисполкома КПСС Куйбышева Анатолий Георгиевич Петров, в прошлом служивший авиатехником в ВВС СССР, был приглашён в качестве наблюдателя на военные учения Западно-Сибирского военного округа под командованием генерала Вострова к которому он обратился просьбой на выделение самолёта для города. Петрову был предложен списанный лёгкий бомбардировщик Ил-28, выбор пал на транспортник Ил-14.
Через неделю из Барнаула на аэродроме Барабинска приземлился Ил-14, которому уже никогда не будет суждено подняться в небо. Ещё три дня понадобилось военным для демонтажа части оборудования, при этом приборы кабины пилотов остались нетронутыми по просьбе Петрова. Следующий этап предполагал доставку самолёта из Барабинска в Куйбышев, предстояло преодолеть 15 км пути. Для этих целей Куйбышевкое СПТУ-8 выделило группу учащихся, а СМУ "Новосибирскводстрой" - трактор К-700 в качестве тягача. Далее вновь обратимся к воспоминаниям Анатолия Петрова: "В течении 4 часов самолёт готовили к транспортировке - отняли плоскости, погрузив их в машину, зацепили тросами за стойки. Около 14.00 двинулись в путь. С трудностями столкнулись уже на Барабинском железнодорожном переезде - пришлось выкапывать столбики ограничителей, чтобы эта махина могла пройти. Это порядком задержало, но самое главное было ещё впереди. Лёгкая и грациозная в воздухе, машина оказалась грузной и неповоротливой на земле. "Кировец", надрывно урча двигателем, поглощал расстояние черепашьими темпами. Дорога в десяток с небольшим километров показалась неизмеримо длиннее. Проезжающие мимо машины то и дело сбавляли скорость, обнаруживая за блестящими стёклами ошарашенные лица водителей и пассажиров - не каждый день можно увидеть бескрылый самолёт, медленно, точно упираясь, волочащийся на поводке за трактором. К городу подъехали только поздним вечером, вот здесь и началось самое интересное. высота киля у Ил-14 составляет 8 метров - в самый раз, чтобы сорвать провода, протянутые над улицей. Поэтому несколько групп электриков и радистов были наготове, ожидая подхода процессии. Провода снимались прямо перед самолётом.
Повествование
Самолёт Ил-14 — После установки самолёта в центре города Куйбышев, квартал 12. В первую очередь в целях противопожарной безопасности салон снабдили второй металлической обшивкой и запасным выходом. Рабочими химзавода были сработаны новые стойки и трапы из нержавеющей стали. Позже была выполнена инженерная сеть - в салон подвели воду, канализацию, отопление, провели электричество, заземлив корпус на случай грозы, установили даже телефон. Затем пришёл черёд внутреннего оформления: появились мебель и стойка-бар, изготовленные на местной фабрике, в салоне установили аппаратуру для показа кинофильмов. И в завершение художественная школа оформила красочную вывеску - "Детское кафе "Илюша"".
Осенью 1987 года — кафе было принято комиссией, определено на баланс треста общепита и сдано в эксплуатацию. "Детское кафе "Илюша"" проработало меньше года, когда зимой 1988 года — на Ил-14 была авария системы отопления, в результате чего она была разморожена и кафе закрылось, как оказалось впоследствии навсегда.
Эксплуатировался в ВВС СССР.
Материалы
Орлов Г.В. «Памятник — Самолёт Ил-14 (Куйбышев)» (повествование 03.08.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/kultura_i_iskusstvo_sssr/0-31
https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/istorija_samoljota_il_14/20-1-0-61
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/kultura_i_iskusstvo_sssr/0-31 |