СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиадвигатели СССР [4]
Авиадвигатели СССР - поршневые, реактивные.
Авиационные полки [17]
Авиационные полки, Истребительные авиационные полки, Гвардейские Авиационные полки,
Аэродромы СССР [35]
Аэродромы СССР,
Аэропорты СССР [4]
Аэропорты Союза Советских Социалистических Республик
ВВС СССР [1]
РККФ, ВВС СССР, Военная авиация СССР,
Воздушные армии СССР [1]
Воздушные армии СССР
Оборудование самолётов СССР [261]
Оборудование установленное на самолётах СССР
ЦКБ-КБ-ОКБ-СКБ [17]
ЦКБ-Центральное Конструкторское Бюро, КБ-Конструкторское Бюро. ОКБ-Опытное (Особое) Конструкторское Бюро. СКБ—Специальное Конструкторское Бюро.

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » АВИАЦИЯ СССР » Аэропорты СССР

Шереметьево — Международный аэропорт СССР города Москвы, столицы СССР (11.08.1959)

 Шереметьево — Международный аэропорт СССР города Москвы, столицы СССР (11.08.1959)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

 

Страна:   СССР.
Расположение:    Москва (СССР).
Дата открытия:    (11.08.1959).
Тип:     Гражданский.
Эксплуатант:     Аэрофлот.
Высота НУМ:    192 м.
Часовой пояс:    UTC+2
ИАТА:     SVO.
ИКАО:     UUEE.
Внутр. код:     .
Время работы:    Круглосуточно.
Координаты:   55°58′22″ с. ш. 037°24′53″ в. д.

 

Аэропорт Шереметьево — Международный аэропорт города Москвы, столицы СССР (11.08.1959)Аэропорт Шереметьево — Города Москвы, столицы Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Один из четырёх основных аэропортов Москвы. Расположен к северо-западу от Москвы, Московской области, примерно на одинаковом расстоянии (в нескольких километрах) от городов Химки, Лобня и Долгопрудный. Расстояние от МКАД по Ленинградскому шоссе 9 километров.

 

 

 

 

 

Послевоенный период

Предыстория

Изначально аэродром был построен как Центральный аэродром Военно-воздушных сил (ВВС) Советской армии Союза ССР.

01 сентября 1953 года — Вышло постановление Совета министров Союза ССР о строительстве Центрального аэродрома ВВС в районе населённого пункта Чашниково. Аэродром получил первоначальное название «Шереметьевский» по двум расположенным неподалёку объектам — жилому посёлку Шереметьевскому и платформе Шереметьевская Савёловского направления Московской железной дороги.

25 октября 1953 года — На станцию Лобня прибыл первый эшелон военных строителей. Началось строительство аэродрома «Шереметьевский».

С 1953 года по 1954 год — были построены сборно-щитовые казармы, железнодорожная ветка, сооружен временный бетонный завод, расчищена площадь под лётное поле аэродрома, сданы в эксплуатацию двенадцать 8-квартирных домов.

С 1954 года по 1955 год — Начато строительство взлётно-посадочной полосы и объектов аэродромного назначения:

  • складов горюче-смазочных материалов (ГСМ);
  • трубопровода;
  • выполнены работы по подготовке «корыта» — основания для взлетно-посадочной полосы;
  • рулежной дорожки;
  • места стоянок воздушных судов;
  • Заложен фундамент здания командно-диспетчерского пункта.

В 1956 году — Построен мост через речку Клязьму, введена в строй правительственная автодорога № 9, соединившая объект с Ленинградским шоссе. Сооружены склады № 1 и № 2 ГСМ, сдан в эксплуатацию базовый склад ГСМ, заложены соединяющие их трубопроводы. Завершено строительство взлетно-посадочной полосы длиной 3500 метров и шириной 80 метров. Площадь бетонного стола составила 280 тыс. м².

В 1957 году — введены в строй взлётно-посадочная полоса, магистральная и соединительные рулёжные дорожки, три перрона с местами для стоянки самолётов, здания Центрального пункта управления. На аэродроме размещены системы радио и светотехнического обеспечения полётов.

Ту-95 (повествование)07 октября 1957 года — Состоялась первая посадка воздушных судов на аэродроме. В «Шереметьевском» приземлились 18 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95,

 

 

Красная площадь (повествование)участвующих в воздушном параде над Красной площадью

 

 

 

 

Великая Октябрьская Социалистическая Революция - 1917 года (повествование)в честь 40-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции.

 

 

 

Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе (повествование)31 декабря 1957 года — На аэродроме «Шереметьевский» совершили посадку военно-транспортные самолёты 2-ой авиационной краснознаменной дивизии особого назначения, которые до этого 15 лет дислоцировались на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе.

 

Ту-104 (повествование)

В июле 1959 — на аэродроме произвел посадку самолёт Ту-104,

 

 

 

 

Хрущёв Никита Сергеевич (биография)который прибыл из Лондона с Н.С. Хрущевым на борту. Встречать первое лицо Советского государства собралось около 30 человек —

 

 

 

КПСС — Коммунистическая партия Советского Союза (повествование)члены президиума ЦК КПСС,

 

 

 

 

Совет министров СССР — (Совмин СССР) (повествование)представители Совмина СССР,

 

 

 

 

Президиум Верховного Совета СССР (повествование)президиума Верховного Совета СССР,

 

 

 

 

Министерство обороны СССР — (МО СССР) (повествование)военачальники Министерства обороны СССР,

 

 

 

 

Главное управление гражданского воздушного флота — ГУ ГВФ (повествование)Главное управление гражданского воздушного флота. Н.С. Хрущев произнёс речь, где он в частности сказал, что Аэродром мы передадим ГВФ.

30 июля 1959 года — аэродром был передан от Министерства обороны СССР в гражданскую авиацию по указанию Н.С. Хрущёва. Подписан приёмо-сдаточный акт. В этом историческом документе военная сторона заявила о сдаче аэродрома «Шереметьевский», а гражданская — о его приёмке.

В приёмо-сдаточном акте были обозначены все аэродромные объекты, в том числе:

  • взлетно-посадочная полоса с магистральной и соединительными рулежными дорожками;
  • перроны с групповыми стоянками самолетов;
  • водосточная сеть;
  • лётное поле;
  • внутриаэродромные и подъездные автодороги;
  • здание Центрального пункта управления;
  • техническое здание аэродромного двора;
  • расходный склад ГСМ;
  • 11 трансформаторных подстанций;
  • аварийная электростанция;
  • узел связи;
  • система посадки самолётов;
  • спецавтотранспорт;
  • жилой фонд в городке Букино;
  • здания и сооружения, построенные хозспособом.

К приёмо-сдаточному акту прилагались ведомости зданий и сооружений, находившихся в стадии строительства, которые подлежали передаче ГВФ после его окончания.

 

Вершинин Константин Андреевич (биография)С 03 по 04 августа 1959 года — Главком ВВС Вершинин К.А. и начальник Главного управления ГВФ Логинов Е.Ф. утвердили приёмо-сдаточный акт. С этого дня аэродром «Шереметьевский» прекратил своё существование для военных авиаторов как боевая позиция. Он превратился в стартовую площадку для возведения на ней нового комплекса сооружений будущего международного аэропорта «Шереметьево».

 

Повествование

11 августа 1959 года — Этот день считается официальной датой открытия Международного аэропорта «Шереметьево». Так как в этот день службы предприятия впервые обслужили лайнер «Ту-104», доставивший пассажиров из Ленинграда. Инициатором создания международного аэропорта выступил глава СССР Н.С. Хрущёв.

12 августа 1959 года — Газета «Советская Россия» сообщила:

  • «В двадцати шести километрах по Ленинградскому шоссе расположен новый аэропорт столицы — Шереметьево. Вчера сюда рейсом из Ленинграда прилетел Ту-104Б. Он привез сто пассажиров. Самолёт доставил 2,5 т груза, 200 кг почты и 600 кг багажа. В 11:15 этот же самолёт, пилотируемый лётчиком 1-го класса Б.П. Володькиным, отправился в обратный рейс. Распахнулись еще одни воздушные ворота нашей столицы, вступил в строй новый аэропорт».

02 марта 1960 года — Вышло Постановление Совета министров СССР, Главный аэродром ВВС был передан Главному управлению ГВФ под строительство аэропорта Шереметьево. Руководством главного управления ГВФ СССР был одобрен генеральный план перспективного развития аэропорта.
Ил-18 (повествование)01 июня 1960 года — был выполнен первый международный рейс по маршруту Москва (Шереметьево) — Шёнефельд на самолёте Ил-18 Внуковского авиаотряда.

02 июня 1960 года — В этот день состоялось официальное открытие аэровокзального комплекса. Был введён в эксплуатацию пассажирский павильон. Двухэтажное кирпичное строение было возведено на площади 1820 м². Нарядные мраморные лестницы, расположенные по периметру здания. 

Необычной была крыша этого сооружения. По ее периметру была размещена смотровая площадка для пассажиров и встречающих, с высоты которой открывался вид на весь аэродром. Пройти на эту смотровую площадку можно было с третьего этажа, прикрытого козырьком. Со стороны привокзальной площади на козырьке было выведено слово «Аэропорт», а со стороны перрона — «Москва».

Ил-14 (повествование)Располагая самолётами: Ту-104, Ил-14, Ил-18,

 

 

 

 

АЭРОФЛОТ (повествование)«Аэрофлот» выполнял из «Шереметьево» рейсы в 23 зарубежных государства. За первый год работы аэропорт обслужил 50 тысяч пассажиров и 3 тысячи тонн почты и грузов.

18 августа 1960 года — Перебазировался на аэродром Шереметьево 63-й лётный отряд (в составе семи самолётов Ил-18 и четырех самолётов Ил-14) и 207-й летный отряд в составе 11 реактивных пассажирских лайнеров Ту-104.

19 августа 1960 года — Состоялся международный рейс по маршруту Шереметьево — Бухарест — София. Рейс выполнен экипажем из 63-го лётного отряда.

 

Город Москва — Столица СССР (повествование)110 мая 1960 года — Из города Тушино (с августа 1960 года в составе Москвы) на Шереметьевский аэродром были перебазированы два лётных отряда Управления полярной авиации,

 

 

имевшие в своем составе самолёты:

  • Ли-2 (повествование)Ли-2,
  • Ил-2,
  • Ил-14,

 

 

  • Ан-2 (повествование)Ан-2,
  • Ту-4

и вертолеты:

  • Ми-2,
  • Ми-4.

С Сентября 1960 года — лётные отряды стали получать самолеты Ил-18.

В конце 1960 года — лётные отряды стали получать самолеты Ан-12.

По итогам работы 1960 года — из аэропорта Шереметьево было перевезено более:

  • 270 тыс. пассажиров,
  • 15 тыс. т почты и грузов,
  • 170 тыс. пассажиров,
  • и 11 тыс. т почты и грузов по международным авиалиниям.

10 июля 1962 года — Открыт новый маршрут Москва — Гавана — Москва. Протяженность трассы в оба конца составляла 31 тыс. км. Это была самая дальняя и сложная воздушная трасса Аэрофлота. Она проходила над Сахарой и водами Атлантического океана, в географических широтах с очень сложными, резко меняющимися погодными условиями.

18 сентября 1962 года — Впервые в истории гражданской авиации состоялся групповой перелёт вертолётов Ми-4 вглубь Арктики без сопровождения самолётов.

22 декабря 1962 года — экипажи В.А.Филонова и Н.И.Груненышева под руководством Х.Н.Цховребова взяли курс из нового аэропорта Шереметьево на Мурманск. После четырехчасовой стоянки на дозаправке вылетели оттуда в Гавану.

С 07 января 1963 года — По маршруту Москва — Гавана — Москва на самолётах Ту-114 выполнен первый регулярный рейс № 047 в Гавану с пассажирами на борту. Его на самолете Ту-114Д № 76480 выполнили экипажи командиров корабля Н.И.Груненышева и Н.И.Торицына под руководством А.К.Витковского.

11 февраля 1964 года — был издан приказ начальника Главного управления Гражданского воздушного флота «Об организации Транспортного управления международных воздушных линий Гражданского воздушного флота», в состав которого вошли московский аэропорт «Шереметьево» и международная авиагруппа Московского управления транспортной авиации с местом базирования в «Шереметьево».

04 марта 1964 года — Был создан 210-й лётный отряд самолётов Ту-114.

03 сентября 1964 года — аэровокзальный комплекс Шереметьево-1 принял первых пассажиров. Здание аэровокзала было построено в передовом по меркам конца 1960-х годов архитектурном стиле и по своей оригинальности стало в своё время лучшим из Советских сооружений подобного типа. Архитектурной доминантой явилось посадочное здание, получившее в народе название «Рюмка» и ставшее изюминкой в облике Международного аэропорта Шереметьево на долгие годы. Над проектом терминала работала команда архитекторов под руководством Г. Елькина, Ю. Крюкова и М. Гуревича. Аэровокзал из стекла и бетона протяженностью 200 м с шириной здания 40 м может пропустить за один час 880 пассажиров. Объем аэровокзального комплекса, превышающий 100 тыс. м³, огромные площади позволили разместить:

  • залы для оформления билетов и багажа;
  • залы ожидания;
  • комнаты матери и ребенка;
  • ресторан;
  • кафе;
  • буфеты;
  • комнаты для иностранных авиакомпаний,

и помещения для различных служб:

  • почту;
  • телеграф;
  • магазин «Березка».

К концу 1964 года — по внутренним и зарубежным линиям воздушные перевозки возросли вдвое и достигли:

  • 822 тыс. пассажиров,
  • 23 тыс. т почты и грузов.

Только по международным линиям было перевезено:

  • 245 тыс. пассажиров,
  • 12 тыс. т почты и грузов.

К концу 1965 года — «Аэрофлот» имеет соглашения о воздушных сообщениях с 47 государствами, в 40 из которых экипажи выполняли регулярные рейсы. Абсолютное большинство международных рейсов осуществляется из аэропорта Шереметьево.

 

Ту-114 (повествование)17 апреля 1967 года — Состоялся первый пассажирский рейс в Токио (Япония) на самолёте Ту-114, был выполнен экипажем Х.Н.Цховребова.

 

 

 

Ил-62 (повествование)14 октября 1967 года — Экипаж самолёта Ил-62 выполнил первый рейс в Париж.

17 октября 1967 год — Начались регулярные рейсы самолётов Ил-62 по маршруту Шереметьево — Дели.

20 ноября 1967 года — Состоялся первый рейс из «Шереметьево» в Нью-Йорк.

В 1969 году — было перевезено:

  • 1, 5 млн пассажиров.

На международных линиях было перевезено:

  • 715 тыс. пассажиров,
  • 22 тыс. тонн почты и грузов.

К 1970 году — аэропорт «Шереметьево» стал крупнейшим в СССР.

В 1972—1974 годах — было произведено строительство новой взлётно-посадочной полосы (ВПП-2). Размеры ВПП-2 — 3700×60 м (и прочное бетонное покрытие толщиной 54 см) позволяли без ограничений эксплуатировать любые типы воздушных судов. Магистральная и рулежные дорожки шириной 22,5 метра имели радиальные соединения друг с другом и с ВПП.

В 1975 года — Международный аэропорт Шереметьево — стал членом Международной ассоциации аэропортов.

В начале 1976 года — Специалистами «Аэропроекта» было составлено и после согласований утверждено в Министерстве гражданской авиации «Задание на проектирование нового международного аэровокзала Шереметьево-2».

Документ был составлен с учетом всего объема требований действующих норм и условий при привлечении к проектированию иностранного подрядчика. Это позволило внешнеторговому объединению «Союзвнешстройимпорт» провести международный отборочный конкурс и заключить контракт. 

30 сентября 1976 года — Окончательный выбор был сделан в пользу строительной фирмы «Берлин-Консалт», но в дальнейшем из-за разногласий с фирмой «Берлин-Консалт» в мае 1977 года в срочном порядке был заключен новый контракт с компанией «Рютербау» из ФРГ.

Летом 1977 года — после установки светосигнального и радиотехнического оборудования и наличия положительных результатов летных проверок введена в эксплуатацию вторая взлётно-посадочная полоса. ВПП-2 была оборудована для производства полётов по I и II категориям ИКАО (Международной организации гражданской авиации).

17 ноября 1977 года — В преддверии проведения Московской Олимпиады был заложен первый камень в основание нового аэровокзала Шереметьево-2, расположенного на месте старого терминала международных авиалиний.

Памятник — Самолёт Ил-18 (Москва - Шереметьево)

20 апреля 1979 годаИл-18 бортовой № СССР-75554, Заводской № 184007501. Установлен на бетонный постамент на привокзальной площади аэропорта Шереметьево, в честь 20-летия на линиях «Аэрофлота». За годы службы перевез свыше 235 млн пассажиров.

 

 

06 мая 1980 года — Состоялось торжественное открытие аэровокзала Шереметьево-2.

01 января 1980 года — В Москве сдан новый международный аэровокзальный комплекс Шереметьево-2. Знаменитый терминал включил в себя:

  • пассажирский аэровокзал с телетрапами,
  • привокзальную площадь,
  • гостиницу,
  • перрон с техническим обслуживанием и ряд производственных зданий.

Возведение комплекса стало вторым рождением аэропорта. Комплекс был рассчитан на обслуживание 6 млн. пассажиров в год. Его пропускная способность составляла 2 100 человек в час.

06 мая 1980 года — Состоялось Торжественное открытие аэровокзала Шереметьево-2.

В 1980 году — за месяц проведения олимпийских игр в Москве аэропорт «Шереметьево» обслужил более 460 тысяч иностранных пассажиров.

В 1985 году — аэропорт «Шереметьево» обслужил 3,5 миллиона пассажиров. Регулярные полёты в зарубежные страны выполнялись по 172 маршрутам в 122 пункта 97 стран мира.

В 1985 году — введён в эксплуатацию международный грузовой аэровокзал с пропускной способностью до 150 тысяч тонн.

Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
ВПП-1 3500×80 ?
ВПП-2 3700×60 ?

 

 

 

Мифы, события, факты

1. В 1959 году — на аэродроме «Шереметьевский» Никита Сергеевич рассказал коллегам об Англии. Руководители летают на гражданских самолётах в салонах первого класса, и никого это не смущает и не задевает. Надо бы и нам подумать об этом. Подумать о хороших аэропортах, о хорошем уровне обслуживания. Аэродром мы передадим ГВФ. Пусть аэродром доделывают. Главком за этим должен проследить. Следует подобрать удобный для второй АКДОН аэродром и перебазировать туда все военные самолеты».

 

Материалы

Орлов Г.В. «Шереметьево — Международный аэропорт СССР города Москвы, столицы СССР (11.08.1959)» — (повествование 17.01.2024).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10

https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/aehrodromy_sssr/aehrodromy_sssr/227-1-0-687



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/aehrodromy_sssr/aehrodromy_sssr/227-1-0-687
Категория: Аэропорты СССР | Добавил: soviet-union-ussr (17.01.2024) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 68 | Теги: столицы СССР (11.08.1959), Международный аэропорт города Москв, Аэропорт Шереметьево, Орлов Геннадий Викторович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей