Шереметьево — Международный аэропорт СССР города Москвы, столицы СССР (11.08.1959)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Расположение: Москва (СССР).
Дата открытия: (11.08.1959).
Тип: Гражданский.
Эксплуатант: Аэрофлот.
Высота НУМ: 192 м.
Часовой пояс: UTC+2
ИАТА: SVO.
ИКАО: UUEE.
Внутр. код: .
Время работы: Круглосуточно.
Координаты: 55°58′22″ с. ш. 037°24′53″ в. д.
Аэропорт Шереметьево — Города Москвы, столицы Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Один из четырёх основных аэропортов Москвы. Расположен к северо-западу от Москвы, Московской области, примерно на одинаковом расстоянии (в нескольких километрах) от городов Химки, Лобня и Долгопрудный. Расстояние от МКАД по Ленинградскому шоссе 9 километров.
Послевоенный период
Предыстория
Изначально аэродром был построен как Центральный аэродром Военно-воздушных сил (ВВС) Советской армии Союза ССР.
01 сентября 1953 года — Вышло постановление Совета министров Союза ССР о строительстве Центрального аэродрома ВВС в районе населённого пункта Чашниково. Аэродром получил первоначальное название «Шереметьевский» по двум расположенным неподалёку объектам — жилому посёлку Шереметьевскому и платформе Шереметьевская Савёловского направления Московской железной дороги.
25 октября 1953 года — На станцию Лобня прибыл первый эшелон военных строителей. Началось строительство аэродрома «Шереметьевский».
С 1953 года по 1954 год — были построены сборно-щитовые казармы, железнодорожная ветка, сооружен временный бетонный завод, расчищена площадь под лётное поле аэродрома, сданы в эксплуатацию двенадцать 8-квартирных домов.
С 1954 года по 1955 год — Начато строительство взлётно-посадочной полосы и объектов аэродромного назначения:
- складов горюче-смазочных материалов (ГСМ);
- трубопровода;
- выполнены работы по подготовке «корыта» — основания для взлетно-посадочной полосы;
- рулежной дорожки;
- места стоянок воздушных судов;
- Заложен фундамент здания командно-диспетчерского пункта.
В 1956 году — Построен мост через речку Клязьму, введена в строй правительственная автодорога № 9, соединившая объект с Ленинградским шоссе. Сооружены склады № 1 и № 2 ГСМ, сдан в эксплуатацию базовый склад ГСМ, заложены соединяющие их трубопроводы. Завершено строительство взлетно-посадочной полосы длиной 3500 метров и шириной 80 метров. Площадь бетонного стола составила 280 тыс. м².
В 1957 году — введены в строй взлётно-посадочная полоса, магистральная и соединительные рулёжные дорожки, три перрона с местами для стоянки самолётов, здания Центрального пункта управления. На аэродроме размещены системы радио и светотехнического обеспечения полётов.
07 октября 1957 года — Состоялась первая посадка воздушных судов на аэродроме. В «Шереметьевском» приземлились 18 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95,
участвующих в воздушном параде над Красной площадью
в честь 40-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции.
31 декабря 1957 года — На аэродроме «Шереметьевский» совершили посадку военно-транспортные самолёты 2-ой авиационной краснознаменной дивизии особого назначения, которые до этого 15 лет дислоцировались на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе.
В июле 1959 — на аэродроме произвел посадку самолёт Ту-104,
который прибыл из Лондона с Н.С. Хрущевым на борту. Встречать первое лицо Советского государства собралось около 30 человек —
члены президиума ЦК КПСС,
представители Совмина СССР,
президиума Верховного Совета СССР,
военачальники Министерства обороны СССР,
Главное управление гражданского воздушного флота. Н.С. Хрущев произнёс речь, где он в частности сказал, что Аэродром мы передадим ГВФ.
30 июля 1959 года — аэродром был передан от Министерства обороны СССР в гражданскую авиацию по указанию Н.С. Хрущёва. Подписан приёмо-сдаточный акт. В этом историческом документе военная сторона заявила о сдаче аэродрома «Шереметьевский», а гражданская — о его приёмке.
В приёмо-сдаточном акте были обозначены все аэродромные объекты, в том числе:
- взлетно-посадочная полоса с магистральной и соединительными рулежными дорожками;
- перроны с групповыми стоянками самолетов;
- водосточная сеть;
- лётное поле;
- внутриаэродромные и подъездные автодороги;
- здание Центрального пункта управления;
- техническое здание аэродромного двора;
- расходный склад ГСМ;
- 11 трансформаторных подстанций;
- аварийная электростанция;
- узел связи;
- система посадки самолётов;
- спецавтотранспорт;
- жилой фонд в городке Букино;
- здания и сооружения, построенные хозспособом.
К приёмо-сдаточному акту прилагались ведомости зданий и сооружений, находившихся в стадии строительства, которые подлежали передаче ГВФ после его окончания.
С 03 по 04 августа 1959 года — Главком ВВС Вершинин К.А. и начальник Главного управления ГВФ Логинов Е.Ф. утвердили приёмо-сдаточный акт. С этого дня аэродром «Шереметьевский» прекратил своё существование для военных авиаторов как боевая позиция. Он превратился в стартовую площадку для возведения на ней нового комплекса сооружений будущего международного аэропорта «Шереметьево».
Повествование
11 августа 1959 года — Этот день считается официальной датой открытия Международного аэропорта «Шереметьево». Так как в этот день службы предприятия впервые обслужили лайнер «Ту-104», доставивший пассажиров из Ленинграда. Инициатором создания международного аэропорта выступил глава СССР Н.С. Хрущёв.
12 августа 1959 года — Газета «Советская Россия» сообщила:
- «В двадцати шести километрах по Ленинградскому шоссе расположен новый аэропорт столицы — Шереметьево. Вчера сюда рейсом из Ленинграда прилетел Ту-104Б. Он привез сто пассажиров. Самолёт доставил 2,5 т груза, 200 кг почты и 600 кг багажа. В 11:15 этот же самолёт, пилотируемый лётчиком 1-го класса Б.П. Володькиным, отправился в обратный рейс. Распахнулись еще одни воздушные ворота нашей столицы, вступил в строй новый аэропорт».
02 марта 1960 года — Вышло Постановление Совета министров СССР, Главный аэродром ВВС был передан Главному управлению ГВФ под строительство аэропорта Шереметьево. Руководством главного управления ГВФ СССР был одобрен генеральный план перспективного развития аэропорта.
01 июня 1960 года — был выполнен первый международный рейс по маршруту Москва (Шереметьево) — Шёнефельд на самолёте Ил-18 Внуковского авиаотряда.
02 июня 1960 года — В этот день состоялось официальное открытие аэровокзального комплекса. Был введён в эксплуатацию пассажирский павильон. Двухэтажное кирпичное строение было возведено на площади 1820 м². Нарядные мраморные лестницы, расположенные по периметру здания.
Необычной была крыша этого сооружения. По ее периметру была размещена смотровая площадка для пассажиров и встречающих, с высоты которой открывался вид на весь аэродром. Пройти на эту смотровую площадку можно было с третьего этажа, прикрытого козырьком. Со стороны привокзальной площади на козырьке было выведено слово «Аэропорт», а со стороны перрона — «Москва».
Располагая самолётами: Ту-104, Ил-14, Ил-18,
«Аэрофлот» выполнял из «Шереметьево» рейсы в 23 зарубежных государства. За первый год работы аэропорт обслужил 50 тысяч пассажиров и 3 тысячи тонн почты и грузов.
18 августа 1960 года — Перебазировался на аэродром Шереметьево 63-й лётный отряд (в составе семи самолётов Ил-18 и четырех самолётов Ил-14) и 207-й летный отряд в составе 11 реактивных пассажирских лайнеров Ту-104.
19 августа 1960 года — Состоялся международный рейс по маршруту Шереметьево — Бухарест — София. Рейс выполнен экипажем из 63-го лётного отряда.
110 мая 1960 года — Из города Тушино (с августа 1960 года в составе Москвы) на Шереметьевский аэродром были перебазированы два лётных отряда Управления полярной авиации,
имевшие в своем составе самолёты:
- Ли-2,
- Ил-2,
- Ил-14,
- Ан-2,
- Ту-4
и вертолеты:
С Сентября 1960 года — лётные отряды стали получать самолеты Ил-18.
В конце 1960 года — лётные отряды стали получать самолеты Ан-12.
По итогам работы 1960 года — из аэропорта Шереметьево было перевезено более:
- 270 тыс. пассажиров,
- 15 тыс. т почты и грузов,
- 170 тыс. пассажиров,
- и 11 тыс. т почты и грузов по международным авиалиниям.
10 июля 1962 года — Открыт новый маршрут Москва — Гавана — Москва. Протяженность трассы в оба конца составляла 31 тыс. км. Это была самая дальняя и сложная воздушная трасса Аэрофлота. Она проходила над Сахарой и водами Атлантического океана, в географических широтах с очень сложными, резко меняющимися погодными условиями.
18 сентября 1962 года — Впервые в истории гражданской авиации состоялся групповой перелёт вертолётов Ми-4 вглубь Арктики без сопровождения самолётов.
22 декабря 1962 года — экипажи В.А.Филонова и Н.И.Груненышева под руководством Х.Н.Цховребова взяли курс из нового аэропорта Шереметьево на Мурманск. После четырехчасовой стоянки на дозаправке вылетели оттуда в Гавану.
С 07 января 1963 года — По маршруту Москва — Гавана — Москва на самолётах Ту-114 выполнен первый регулярный рейс № 047 в Гавану с пассажирами на борту. Его на самолете Ту-114Д № 76480 выполнили экипажи командиров корабля Н.И.Груненышева и Н.И.Торицына под руководством А.К.Витковского.
11 февраля 1964 года — был издан приказ начальника Главного управления Гражданского воздушного флота «Об организации Транспортного управления международных воздушных линий Гражданского воздушного флота», в состав которого вошли московский аэропорт «Шереметьево» и международная авиагруппа Московского управления транспортной авиации с местом базирования в «Шереметьево».
04 марта 1964 года — Был создан 210-й лётный отряд самолётов Ту-114.
03 сентября 1964 года — аэровокзальный комплекс Шереметьево-1 принял первых пассажиров. Здание аэровокзала было построено в передовом по меркам конца 1960-х годов архитектурном стиле и по своей оригинальности стало в своё время лучшим из Советских сооружений подобного типа. Архитектурной доминантой явилось посадочное здание, получившее в народе название «Рюмка» и ставшее изюминкой в облике Международного аэропорта Шереметьево на долгие годы. Над проектом терминала работала команда архитекторов под руководством Г. Елькина, Ю. Крюкова и М. Гуревича. Аэровокзал из стекла и бетона протяженностью 200 м с шириной здания 40 м может пропустить за один час 880 пассажиров. Объем аэровокзального комплекса, превышающий 100 тыс. м³, огромные площади позволили разместить:
- залы для оформления билетов и багажа;
- залы ожидания;
- комнаты матери и ребенка;
- ресторан;
- кафе;
- буфеты;
- комнаты для иностранных авиакомпаний,
и помещения для различных служб:
- почту;
- телеграф;
- магазин «Березка».
К концу 1964 года — по внутренним и зарубежным линиям воздушные перевозки возросли вдвое и достигли:
- 822 тыс. пассажиров,
- 23 тыс. т почты и грузов.
Только по международным линиям было перевезено:
- 245 тыс. пассажиров,
- 12 тыс. т почты и грузов.
К концу 1965 года — «Аэрофлот» имеет соглашения о воздушных сообщениях с 47 государствами, в 40 из которых экипажи выполняли регулярные рейсы. Абсолютное большинство международных рейсов осуществляется из аэропорта Шереметьево.
17 апреля 1967 года — Состоялся первый пассажирский рейс в Токио (Япония) на самолёте Ту-114, был выполнен экипажем Х.Н.Цховребова.
14 октября 1967 года — Экипаж самолёта Ил-62 выполнил первый рейс в Париж.
17 октября 1967 год — Начались регулярные рейсы самолётов Ил-62 по маршруту Шереметьево — Дели.
20 ноября 1967 года — Состоялся первый рейс из «Шереметьево» в Нью-Йорк.
В 1969 году — было перевезено:
На международных линиях было перевезено:
- 715 тыс. пассажиров,
- 22 тыс. тонн почты и грузов.
К 1970 году — аэропорт «Шереметьево» стал крупнейшим в СССР.
В 1972—1974 годах — было произведено строительство новой взлётно-посадочной полосы (ВПП-2). Размеры ВПП-2 — 3700×60 м (и прочное бетонное покрытие толщиной 54 см) позволяли без ограничений эксплуатировать любые типы воздушных судов. Магистральная и рулежные дорожки шириной 22,5 метра имели радиальные соединения друг с другом и с ВПП.
В 1975 года — Международный аэропорт Шереметьево — стал членом Международной ассоциации аэропортов.
В начале 1976 года — Специалистами «Аэропроекта» было составлено и после согласований утверждено в Министерстве гражданской авиации «Задание на проектирование нового международного аэровокзала Шереметьево-2».
Документ был составлен с учетом всего объема требований действующих норм и условий при привлечении к проектированию иностранного подрядчика. Это позволило внешнеторговому объединению «Союзвнешстройимпорт» провести международный отборочный конкурс и заключить контракт.
30 сентября 1976 года — Окончательный выбор был сделан в пользу строительной фирмы «Берлин-Консалт», но в дальнейшем из-за разногласий с фирмой «Берлин-Консалт» в мае 1977 года в срочном порядке был заключен новый контракт с компанией «Рютербау» из ФРГ.
Летом 1977 года — после установки светосигнального и радиотехнического оборудования и наличия положительных результатов летных проверок введена в эксплуатацию вторая взлётно-посадочная полоса. ВПП-2 была оборудована для производства полётов по I и II категориям ИКАО (Международной организации гражданской авиации).
17 ноября 1977 года — В преддверии проведения Московской Олимпиады был заложен первый камень в основание нового аэровокзала Шереметьево-2, расположенного на месте старого терминала международных авиалиний.
20 апреля 1979 года — Ил-18 бортовой № СССР-75554, Заводской № 184007501. Установлен на бетонный постамент на привокзальной площади аэропорта Шереметьево, в честь 20-летия на линиях «Аэрофлота». За годы службы перевез свыше 235 млн пассажиров.
06 мая 1980 года — Состоялось торжественное открытие аэровокзала Шереметьево-2.
01 января 1980 года — В Москве сдан новый международный аэровокзальный комплекс Шереметьево-2. Знаменитый терминал включил в себя:
- пассажирский аэровокзал с телетрапами,
- привокзальную площадь,
- гостиницу,
- перрон с техническим обслуживанием и ряд производственных зданий.
Возведение комплекса стало вторым рождением аэропорта. Комплекс был рассчитан на обслуживание 6 млн. пассажиров в год. Его пропускная способность составляла 2 100 человек в час.
06 мая 1980 года — Состоялось Торжественное открытие аэровокзала Шереметьево-2.
В 1980 году — за месяц проведения олимпийских игр в Москве аэропорт «Шереметьево» обслужил более 460 тысяч иностранных пассажиров.
В 1985 году — аэропорт «Шереметьево» обслужил 3,5 миллиона пассажиров. Регулярные полёты в зарубежные страны выполнялись по 172 маршрутам в 122 пункта 97 стран мира.
В 1985 году — введён в эксплуатацию международный грузовой аэровокзал с пропускной способностью до 150 тысяч тонн.
Взлётно-посадочные полосы |
Номер |
Размеры (м) |
Покрытие |
ВПП-1 |
3500×80 |
? |
ВПП-2 |
3700×60 |
? |
Мифы, события, факты
1. В 1959 году — на аэродроме «Шереметьевский» Никита Сергеевич рассказал коллегам об Англии. Руководители летают на гражданских самолётах в салонах первого класса, и никого это не смущает и не задевает. Надо бы и нам подумать об этом. Подумать о хороших аэропортах, о хорошем уровне обслуживания. Аэродром мы передадим ГВФ. Пусть аэродром доделывают. Главком за этим должен проследить. Следует подобрать удобный для второй АКДОН аэродром и перебазировать туда все военные самолеты».
Материалы
Орлов Г.В. «Шереметьево — Международный аэропорт СССР города Москвы, столицы СССР (11.08.1959)» — (повествование 17.01.2024).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/aehrodromy_sssr/aehrodromy_sssr/227-1-0-687
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/aehrodromy_sssr/aehrodromy_sssr/227-1-0-687 |