Страница [1-17] [18-24] [25-36] [37] [38-45] [46-49] [50-56] [57-66] [67-79] [80-92] [93-100] [101-110] [111-130] [131-149] [150-170] [171-189] [190-208]
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
ЧТО ТАКОЕ «ДРУЗЬЯ НАРОДА»
может опираться на какую-либо форму или какой-либо результат сознания. Другими словами, исходным пунктом для нее может служить никак не идея, но только внешнее, объективное явление. Критика должна состоять в том, чтобы сравнить и сопоставить данный факт не с идеей, а с другим фактом; для нее важно только, чтобы оба факта бы-ли по возможности точно исследованы и чтобы они представляли из себя, один по от-ношению к другому, различные моменты развития, причем особенно необходимо, что-бы с такой же точностью был исследован весь ряд известных состояний, последова-тельность их и связь между различными ступенями развития. Маркс отрицает именно ту идею, что законы экономической жизни одинаковы и для прошедшего и для настоя-щего. Напротив, каждый исторический период имеет свои собственные законы. Эконо¬мическая жизнь представляет из себя явление, аналогичное с историей развития в дру¬гих областях биологии. Прежние экономисты не понимали природы экономических за¬конов, когда сравнивали их с законами физики и химии. Более глубокий анализ пока¬зывает, что социальные организмы так же глубоко разнятся друг от друга, как и орга¬низмы животных и растений. Ставя своей задачей с этой точки зрения исследовать ка¬питалистическую экономическую организацию, Маркс этим самым строго научно формулирует ту цель, которую должно преследовать всякое точное исследование эко¬номической жизни. Научное значение такого исследования состоит в выяснении тех особых (исторических) законов, которые регулируют возникновение, существование, развитие и смерть данного общественного организма и замену его другим, высшим ор¬ганизмом.
Вот — описание диалектического метода, которое Маркс выудил из бездны жур-нальных и газетных заметок о «Капитале» и перевел на немецкий язык потому, что эта характеристика метода, как он сам говорит, совершенно точна. Спрашивается, упоми-нается ли тут хоть бы словом о триадах, трихотомиях, непререкаемости диалектическо-го процесса и т. п. чепухе, против
- 190 -