-
1972 год характеризуется созданием отечественного универсала ВАЗ-2102. Это пятидверная модель «Жигулей», за основу которой взят автомобиль ВАЗ-2101. Начинка салона, торпеда, приборная доска, управление - остались без изменений. Машину комплектовали тремя типами двигателей: 1,2, 1, 3 , 1,5 л.с., которые ранее устанавливались на ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-2103.
В 1985 году ВАЗ-2102 заменяют моделью ВАЗ-2104, на базе которой создается первый отечественный электромобиль ВАЗ- 2801, с никель–цинковым аккумулятором. Его устанавливают в задней части машины на специальной раме, которая изготавливается из легкого алюминиевого профиля. Автомобиль имел три двери и специальный люк для обслуживания аккумулятора, которых располагался на месте левой задней двери. За все время было выпущено 50 электромобилей, которые, к большому сожалению, не получили широкого распространения и были сняты с производства.
Спортивные разработки и экспорт.
В феврале 1971 года автомобили ВАЗ отправляются на экспорт. Первой страной, принявшей «Жигули», была Югославия. Машины получают новый бренд «Lada», а универсал выходит с приставкой «Kombi».Очень скоро они становятся популярны и востребованы в ряде зарубежных стран. Экспортный вариант ВАЗ-2102 дополнительно комплектуется омывателем и стеклоочистителям стекла задней двери, более комфортабельными сиденьями ВАЗ -2106. Постепенно автомобили наводняют рынок Западной Европы. В 1979 году на экспорт было отправлено 318 тысяч «Жигулей».
В 1971 году автомобили ВАЗ-2101, укомплектованные двигателями «Fiat», принимают участие в автогонках. Не смотря на отсутствие опыта, автогонщики Волжского автомобильного завода оставляют далеко сзади соперников на «Волгах» и «Москвичах». Осенью 1971 года, на соревнованиях в Германии, команда СССР, на автомобилях ВАЗ, завоевывает золотую и серебряную медали.